Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Изучаем те годы, когда Люпен III появлялся на телевизорах только в спецвыпусках.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Вернемся на тридцать лет назад, в 1989 год. Провал The Fuma Conspiracy к тому моменту был еще свежим, а на телевидении Люпен не появлялся уже на протяжении почти трех лет. Япония в 1989 перешла в новую эру, и в подходе TMS к франшизе Lupin III тоже многое изменилось.

Bye Bye, Lady Liberty / Goodbye, Lady Liberty / Bye-Bye Liberty - Close Call (1989)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Главным фактором, повлиявшим на необходимость продолжения работы над франшизой именно в рамках телевидения, стали, как и во времена Part II, повторные показы старых сезонов шоу. За девять лет с момента окончания второго сериала про Люпена успела вырасти новая прослойка зрителей, которые не видели похождений вора в красном пиджаке, и эти самые зрители хотели большего. Вопрос стоял в том, как дать им большее, не рискуя при этом повторить участь Part III и не повязнув в бесконечных самоповторах.

Создание телевизионного спецвыпуска в таких условиях выглядело лучшим вариантом. Репутация у франшизы после выхода The Fuma Conspiracy была достаточно шаткой, так что TMS решила в данном конкретном случае все вернуть на круги своя. На свои места вернулся основной состав сэйю во главе с Ясуо Ямадой, а место композитора вновь занял Юдзи Ооно. Сценаристом спецвыпуска стал Хироси Касивабара, ранее работавший над несколькими эпизодами Part III. Режиссером же картины стал легендарный Осаму Дэдзаки, стоявший у истоков первого аниме сериала Astro Boy и работавший в качестве дизайнера сторибордов над Lupin III: Part I. Команда во главе производства стояла впечатляющая, и, если даже не учитывать этого, идею для спецвыпуска Касивабаре предложил сам Манки Панч. Он очень уж хотел увидеть историю про Люпена, в центре которой стоял бы компьютерный вирус, действия которого могли бы уничтожить весь мир.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Итак, Люпен пытается похитить из некоего дата-центра все диски и магнитные носители с информацией о нем и его товарищах. И это ему даже удается несмотря на то, что Дзэнигата, как и всегда, пытался ему помешать. Другое дело, что даже так копии этих данных были пересланы в каждую крупную полицейскую организацию мира, из чего следует, что действия Люпена могут предсказать по всему свету. В связи с этим, Люпен теряет интерес к воровскому делу, и даже планирует остепениться с какой-то женщиной. Правда, когда та его бросает и оставляет с огромным долгом, Люпену внезапно становится интересен план Дзигена о поиске крупнейшего алмаза на Земле, который, если верить его информатору, находится где-то внутри Статуи Свободы.

И, спрашивается, а причем тут компьютерный вирус? А дело все в том, что Lady Liberty включает в себя не только традиционную каперскую историю, но и элементы научной фантастики и моментами даже мистики. Так по ходу сюжета банда натыкается на вундеркинда Майкла, который рассказывает друзьям про вирус, который может контролировать любой компьютер на планете. Или вот, Фудзико на яхте у очередного богача подслушивает его разговор с представителями тайного общества. По ходу просмотра фильма фокус смещается слишком резко с одной темы на другую, и нет ощущения целостного повествования. Кажется, будто две совершенно разные задумки смешали в единый сюжет, не подумав, как это сделать так, чтобы зритель сохранял интерес. А ведь тут и Гоэмон тоже есть, и поначалу вообще не понимаешь, как его поездки на поезде с красоткой Изабель связаны с основной историей. А они связаны.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Но если исключить рваное повествование, то Bye Bye, Lady Liberty смотреть довольно приятно. В сюжет, да, надо активно вникать, особенно в первой половине фильма, но в остальном он выполнен на отлично. Особенно удивляет картинка. Lady Liberty выполнен в стиле Mystery of Mamo, что по первой ощущается как странный выбор, особенно спустя 10 лет после релиза последнего. Дизайн персонажей разрабатывал Нобору Фурусэ, а его первой работой в аниме индустрии как раз и был мультфильм 1979 года выпуска. Таким образом он просто хотел отдать дать уважения своей первой крупной работе.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В мелочах Lady Liberty тоже напоминает фильм 1978 года. На месте остались и резкая анимация, и адреналиновые экшен сцены, за которыми довольно сложно уследить. Но некоторые мелочи в облик Lady Liberty привнес лично Осаму Дэдзаки – вроде использования стилшотов по ходу боевых сцен или многослойного параллакса в панорамных кадрах.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В Японии на медиа носителях спецвыпуск вышел в середине девяностых, а с Европой ситуация вышла чуть интереснее. В Италии, понятное дело, фильм вышел максимально быстро, в 1992. В Испании вышел заметно позже, в 2003. Британская компания Manga Entertainment, к тому моменту уже несколько раз работавшая с франшизой, выпустила в 1996 году на VHS полностью дублированную версию спецвыпуска. Только вот до США этот дубляж дошел только в 2014, когда Discotek Media активно разгребала бэклог франшизы. Дубляж, кстати, был неплохим, хоть Люпена там в очередной раз и назвали Волком.

В общей сложности это был не худший вариант того, как вернуть Люпена на телевидение. Аудитории спецвыпуск вполне понравился, да и отзывы критиков были неплохими. А это значит, что формулу надо закреплять.

The Hemingway Papers / Mystery of Hemingway Papers (1990)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

За счет повторов Part II первый телевизионный спецвыпуск о Люпене собрал неплохую аудиторию. Поэтому для следующего выпуска оставили практически всю производственную команду включая режиссера Осаму Дэдзаки. Единственное что изменилось, так это тайм-слот показа – если Bye Bye Lady Liberty вышел в воскресный вечер в конце июля, то новый выпуск был показан вечером пятницы в августе 1990. И его задумка уже не исходила от автора оригинальной манги, а была создана непосредственно сценаристом, кем остался Хироси Касивабара.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В преступном мире возник новый слух – что мол Эрнест Хемингуэй не совершил самоубийство в определенную дату, а был убит после того, как закончил работу над последней, неопубликованной работой. Работа эта, как многие считают, содержит в себе подсказку, которая позволит найти очередное многомиллионное сокровище, но вот только этот самый манускрипт прячется в некоем сундуке, который ни отмычкой не вскрыть, ни гранатой не взорвать. Нужен ключ, а за ним и до Люпена начали охоту какие-то военные. Вопрос состоит не только в том, как найти титульные бумаги Хемингуэя, но как открыть сундук с ними, и узнать, чем же занимаются все друзья Люпена. Не просто так же Гоэмона направили искать то, что не может быть разрезано его Зантецукеном, Дзигэна нанял какой-то мафиози, а Фудзико традиционно ошивается на шее очередного богача.

Манки Панч к новому спецвыпуску отношения уже не имел, так что в The Hemingway Papers обошлось без заигрываний с хакерской тематикой. Этот спецвыпуск чуть более традиционный, хоть и не без сюрпризов. Уже здесь появились оттенки политического детектива, в котором будет работать франшиза в том же Dead or Alive 1996 года выпуска – в центре внимания одного из внутренних конфликтов фильма находится военное столкновение на вымышленном острове Коркака. Правда, этому самому столкновению уделяется чуть ли ни больше времени, чем поиску тех самых бумаг Хемингуэя, что, конечно, несколько странно.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Сюжетных событий в The Hemingway Papers происходит как-то уж слишком много, и при этом есть ощущение, что в фильме немного нарушен баланс. Так, важным событиям, вроде похищения ящика с сюжетно важными бумагами, может уделяться всего минута экранного времени, в то время как разборки Дзигэна с бывшим коллегой могут занять с десять минут хронометража. При этом, события резко сменяют друг друга, за счет чего за сюжетом становится довольно сложно уследить.

Зато радуют местные новые персонажи, а в особенности бескомпромиссная и строгая барменша Мария, которая цепляет взгляд буквально при первом же появлении. Злодеи тоже привлекают внимание, хоть и являются в некоторой степени карикатурными. Жаль только, что Дзэнигате в фильме не нашлось полезного применения – он вроде охотится за Люпеном, причем пытается это делать с нулевым бюджетом, но слишком быстро выбывает из основных событий.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В плане картинки и анимации The Hemingway Papers тоже не особо удивляет. Стиль картинки остался таким же, как и в Lady Liberty, но в анимации и постановке боевых сцен фильм совершенно не радует. И он не выглядит плохо, естественно, но какой-то выдумки и задора ему явно не хватает.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И так можно сказать про весь спецвыпуск в принципе. Это неплохой развлекательный мультфильм на один раз, и посмотреть его можно, конечно. Но вы не увидите в нем ничего особенного, или того, что нельзя увидеть в более качественных полнометражных фильмах, посвященных Люпену. Так что The Hemingway Papers советуется только оголтелым фанатам франшизы. Остальным проще пройти мимо – ведь смотреть его придется только с субтитрами.

Napoleon’s Dictionary / Steal Napoleon’s Dictionary! (1991)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Спецвыпуски продолжали набирать популярность, и производство третьего, казалось бы, было лишь вопросом времени. Но в процессе разработки сразу возникла большая проблема – Осаму Дэдзаки отказался от позиции режиссера, взяв на себя лишь должность супервайзера проекта. Как такового режиссера для проекта, в результате, так и не нашлось. Но зато, к производству спецвыпуска присоединился Ясуо Оцука, один из аниматоров, стоявших у истоков анимационной франшизы Lupin III. Он взял на себя работу над анимацией механических объектов, вроде машин и оружия. Что вполне соответствует его изначальной мотивации, которая заставила его присоединиться к проекту Lupin III в 1969 году – он очень уж хотел поработать с автомобилями и оружием.

Но от этого лучше совсем не было. Сценарист Дзюнити Ииока, который работал над фильмом в неназванной позиции, заявлял, что процесс производства фильма был крайне тяжелым. К работе приступили слишком поздно – так, например, работы над анимацией были завершены всего за три месяца. Но, если вспомнить, то The Castle of Cagliostro тоже создавался в тяжелых условиях, но мультфильм, при этом, вышел отличным. Может и в случае Napoleon’s Dictionary история будет аналогичной?

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В Нью-Йорке происходит собрание G7, на котором главы стран мира обсуждают варианты решения экономических проблем в мире. Одну из идей предложил выглядящий сумасшедшим старикан, который заявил, что нужно найти сокровище Империи Люпен, под чем, скорее всего, подразумевается его криминальный синдикат. Политикам эта идея нравится, и каждый из них желает найти сокровище Люпенов первым. И ключом к этому является как раз последний из известных носителей данное фамилии.

Который к тому моменту уже вознамерился ограбить музей, в котором происходит собрание. Из музея, правда, он лишь угоняет машину, которую планирует использовать в гоночных соревнованиях, главный приз в которых – тот самый вынесенный в название словарь Наполеона. Неизвестно, правда, зачем он его ищет, но можно быть уверенным, словарь и сокровище Люпенов явно окажутся связаны друг с другом.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Napoleon’s Dictionary выстроен куда более плотно, чем два первых спецвыпуска. Нет никаких странных переходов посредством черного экрана, и никаких отвлеченных сюжетных линий, слабо связанных с центральным конфликтом. Первая треть фильма рассказывает о подготовке к гонке, после чего почти весь фильм проходит по ходу этой самой гонки. И во время гонки происходит множество разных веселых и напряженных событий, в которые попадают главные герои. Причем в сюжете задействованы практически все – самая пассивная роль у Фудзико, но даже она под конец вливается в группу основных участников событий.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Самое интересное происходит, конечно, в путешествиях Люпена и Дзэнигаты. Люпен просто пытается добраться до словаря, а вот Дзэнигата был нанят спецслужбами неопределенной страны, и пытается выследить Люпена вместе с агентшей Чико Кидо. И вот взаимодействие Люпена и Дзэнигаты с мисс Кидо является главной силой фильма. Посредством этого раскрываются их характеры, внутренние конфликты и их непосредственная вражда друг с другом. Раскрывается поверхностно и в лоб, но даже за этим наблюдать крайне приятно. Даже с учетом того, что сама Кидо как персонаж довольно плоская. Но при этом красивая, и замечательно озвучена Кэйко Тода.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В чем Napoleon’s Dictonary слабоват, так это в картинке. Сам по себе стиль и качество картинки поначалу вопросов не вызывают, но моментами проскакивают пропущенные кадры, или моменты, в которых задние планы прорисованы совсем уж плохо. И это не удивительно – Napoleon’s Dictionary был первым проектом во франшизе, который официально производился с помощью южнокорейских анимационных компаний, а именно Woo Lee Production, Sung San и Dr. Movie. Конечно, сам факт аутсорсинга в Южную Корею нельзя осуждать, но работу они сделали не самую выдающуюся.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Но это все мелочи. Napoleon’s Dictionary ощущается как большой эпизод Part II, и я это имею в виду как комплимент. Это веселый и моментами захватывающий выпуск, который, при достаточном желании и большем количестве вложенных средств мог бы стать неплохим полнометражным фильмом. Жаль только, что английского дубляжа для Napoleon’s Dictionary так и не вышло – я бы хотел послушать перепалки Люпена и Дзэнигаты из этого фильма на языке, который могу понимать на слух

From Siberia with Love / Bank of Liberty / From Russia with Love (1992)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Дэдзаки вернулся на пост режиссера спецвыпусков в 1992. И к этому моменту сценарист Хироси Касивабара решил обратиться к теме интересной, но не слишком активно демонстрируемой, особенно в японском медиа.

Люпен на этот раз нацелился на сокровище семейства Романовых. Согласно его данным, Романовы владели 1240 тоннами золотых слитков, местоположение которых до сих пор неизвестно. Часть из них, по слухам, была вывезена из России вместе с выжившими потомками Николая II, но куда именно? Информация об этом, если верить Люпену, есть в одной третьесортной книге, единственный экземпляр которой хранится в одной из библиотек Нью-Йорка. Проблема лишь в том, что книгу уже забрала некая Джуди Скотт, опасная на первый взгляд женщина, за которой уже охотятся последователи некоего крупного мужчины с длинной черной бородой.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Для русскоязычного зрителя From Siberia with Love не предоставляет ничего особо интересного, что может быть связано с культурой Российской Империи. На месте все стереотипы – побег Романовых из России, особое внимание в сторону царевны Анастасии, и, конечно, упоминание Распутина, куда уж без него. Часть фильма проходит даже в декорациях России, но на происходящее в сюжете это не слишком влияет.

Да и вообще, на сюжет влияет мало что из происходящего в фильме. Если вы думали, что в Hemingway Papers было много ненужных сцен, то с From Siberia With Love вам будет еще сложнее. Дзэнигата в фильме вообще не имеет никакой важной роли, то же самое с Гоэмоном, и их легко можно было бы выкинуть из фильма ничего не потеряв. Более того, вторая треть фильма, тоже абсолютно ничего ему не дает, так что, при желании, происходящее в From Siberia With Love можно было бы уложить в две серии какого-нибудь Part III.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Потому что по духу он довольно близок к некоторым особенно абсурдным сериям того сериала. Местный злодей читает мысли людей засовывая им пальцы в рот, в уши или в другие отверстия, Люпен буквально за пару дней прокапывает огромные туннели, для того чтобы попасть в банк переодевается в бабушку, а одна из самых первых сцен фильма демонстрирует нам полуголую женщину. Абсурдного в фильме настолько много, что его можно посмотреть только ради этого.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Только вот приятно смотреть From Sibeia with Love, скорее всего, не будет. Этот выпуск тоже создавался с участием корейских компаний, но почему-то он смотрится сильно хуже предыдущего. Анимация моментами выглядит очень рваной, и иногда пропускает кадры, а одна и та же сцена с разных ракурсов может быть выполнена в совершенно разных стилях. Более того, и режиссура здесь страдает – многие события, которые можно было показать анимацией, демонстрируются лишь стиллшотами, а некоторые сцены могут просто резко обрываться или слишком резко сменять события, так, что наблюдать за происходящим становится непросто.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И я не могу посоветовать From Siberia With Love практически никому. За ним не интересно наблюдать, его сюжет не предоставляет абсолютно ничего, и даже местный абсурд не настолько веселит, насколько хотелось бы. Интересно, конечно, что единственный из данных четырех спецвыпусков, созданный без прямого участия Осаму Дэдзаки, оказался лучшим. Не хочется критиковать режиссера – он сделал добротный Lady Liberty, все-таки. Но, видимо, в процессе производство пора было что-то менять.

Voyage to Danger / Orders to Assassinate Lupin (1993)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

После работы над четырьмя спецвыпусками Осаму Дэдзаки отошел от работы над Люпеном. Освободившуюся позицию режиссера занял человек, стоявший за самым первым появлением Люпена на телевизионных экранах – Масааки Осуми. И, казалось бы, Осуми в свое время попросили с проекта Lupin III за то, что он не хотел менять Люпена под предпочтения телевизионной аудитории, но он все-таки вернулся. Вопрос состоял в том, прогнется ли он под требования студии, или продолжит гнуть свою линию даже после столь неприятного расставания со столь любимой франшизой.

И Осуми проявил принципиальность. Сразу же было заявлено, что спецвыпуск не будет придерживаться привычного комичного тона. Во главу угла был поставлен более серьезный сюжет, и Осуми пытался продолжать идеи, которые он закладывал в Part I. Осуми даже напрямую обратился к Ясуо Ямаде, сэйю Люпена, чтобы он для этого спецвыпуска несколько сменил манеру подачи реплик. Ямада согласился, хоть болевшему на тот момент актеру и пришлось записываться сидя в кресле.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

У Дзэнигаты трагедия – после множества проваленных арестов его отстранили от дела Люпена. Новым заданием у известного инспектора стали поиски Shot Shell – огромной организации, ведущей нелегальную торговлю оружием. Люпен решает помочь старому сопернику, ведь у столь крупной организации явно может запрятаться лишний миллион-другой. Единственное что – для выхода на контакт с Shot Shell нужен достаточно дорогой подарок, вроде ядерной подводной лодки. За ней Люпен сотоварищи отправляются в Россию, похитив в процессе профессора-ядерщика Карэн Короски. Сложность лишь одна – установленный Интерполом на дело Люпена агент Кит Хэйден явно не настолько мягок, насколько Дзэнигата, и готов убивать ради достижения цели.

В основе спецвыпуска лежит один из эпизодов Part III, но на первый взгляд так даже не скажешь. Да и Осуми продолжил держаться своих принципов, хоть на некоторые уступки ему и пришлось пойти. Конечно, шутки в фильме остались на месте, и выполнены они вполне в стиле предыдущих спецвыпусков, но в остальном Voyage to Danger в разы жестче и мощнее предыдущих спецвыпусков. Персонажей убивают, и иногда Люпен тоже активно пользуется оружием, сюжет неплохо нагоняет саспенса, а новые злодеи моментами и вправду вселяют страх. На месте и драматичные личные арки персонажей – особенно сильно досталось Дзигэну, и наблюдать за тем, как он справляется с трудностями крайне интересно.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Но и на этом изменения не закончились. Дизайн персонажей, напоминавший Mystery of Mamo ушел в небытие. Персонажи были перерисованы известным мангакой Хисаси Эгути, которого который был нанят для данного спецвыпуска в качестве дизайнера персонажей. Эгути работал на основе референсов, созданных Ясуо Оцукой для Part I, в связи с чем облик персонажей приблизился к телевизионным воплощениям Люпена. Правда, Эгути хотел нарядить самого Люпена в желтый пиджак, но эта идея была отклонена.

В результате стиль Voyage to Danger приблизился одновременно и к Part I, и к тому, как в 1995 будет выглядеть Farewell to Nostradamus. В фильме даже появляется и Fiat 500, и классический Люпеновский Mercedes-Benz SSK, которым, правда, изменили цвета. Таким образом к 1993 Voyage to Danger выглядел как одновременно взгляд в будущее франшизы, и как уважительный поклон в сторону ее прошлого.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И после Part III не хватало хотя бы немного более жесткого выпуска про Люпена. Подобной истории к тому моменту не было с момента выхода Mystery of Mamo в далеких 70-х, и в 90-х Voyage to Danger выглядел максимально свежо. Так что этот выпуск я настоятельно советую посмотреть. Тем более что и здесь русской культуре тоже нашлось место – хоть и столь же стереотипным вещам вроде ядерных подлодок и КГБ.

Dragon of Doom / Burn, Zantetsuken! (1994)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

После одного спецвыпуска сотрудничество Осуми и TMS вновь завершилось. Во главе производства следующей итерации Люпена встал Масахару Окуваки, помогавший в режиссуре Voyage to Danger, а до этого работавший над двумя эпизодами Part III и сериалом Cat’s Eye. Сценарист у спецвыпуска тоже сменился – данный спецвыпуск писал Нобуаки Кисима, больше всего известный как один из основных сценаристов Дораэмона с 1985 года. Выбор был крайне необычным, тем интереснее результат.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Люпен, Дзигэн и Гоэмон поехали отдыхать. Пока Люпен играет на автоматах а Дзигэн разгадывает кроссворды, Гоэмон смотрит кабуки-представление о жизни великого Гоэмона Исикавы. Жаль только, что представление прерывается нападением ниндзя, которым нужен легендарный меч Гоэмона, Зантэцукен. Гоэмон предпочитает разобраться с этой проблемой самостоятельно, в то время как Люпен находит для себя Дзигэна и Фудзико новую работу – достать для китайского мафиози со дна моря золотую статуэтку дракона. На которую клан ниндзя тоже нацелил свои взгляды.

В плане общего настроя Dragon of Doom держит уровень предыдущего спецвыпуска – постоянное легкое напряжение на героях, личная драма в центре основного конфликта, и редкие, но при этом вполне серьезные убийства. В центре внимания, правда, здесь уже не Дзигэн а Гоэмон. Что как раз идет сразу в плюс спецвыпуску, ведь немногословному самураю редко достается центральная роль во франшизе. Суть его личного конфликта вполне традиционна – местный сюжет закладывает сомнения в уровни лояльности Гоэмона Люпену и его команде подкидывая ему пару сюрпризов из прошлого, но даже во второй или третий раз наблюдать за этим интересно. Благо Dragon of Doom не повторяет дословно повороты из, например, серии про Гоэмона из Part IV.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Плюс в Dragon of Doom абсолютно прекрасная картинка. Если дизайны персонажей в Voyage to Danger только лишь немного приблизились к Part 1, то этот спецвыпуск следует сериалу 1971 года почти по всем фронтам – посмотреть хоть на лица главных героев. Дизайном данного выпуска занимался Масатомо Судо, который раньше был ключевым аниматором в Bye Bye Lady Liberty, и его работу хочется просто похвалить. Да и вообще картинка в Dragon of Doom такая, что обрезай в 16:9, и можно пускать в кинотеатры.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В опросе TMS на лучший спецвыпуск, который проводился в связи с 55-летием компании, Dragon of Doom занял второе место. И легко понять почему. Максимально цельный и захватывающий сюжет, отличная картинка, достаточно современная, но отсылающая на самый первый сериал по Люпену, прекрасно поставленный экшен, и традиционно отличный саундтрек от Юдзи Ооно. Dragon of Doom стал последней масштабной работой Ясуо Ямады на роли Люпена, и, честно, на более высокой ноте он не мог уйти. Конечно, планировалось что он сможет озвучить и Farewell to Nostradamus, и трейлер с озвучкой Ямады даже показывали после спецвыпуска в момент первого показа. Но, увы, жизнь куда менее предсказуема.

The Pursuit of Harimao’s Treasure / Pursue Harimao's Treasure!! (1995)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В марте 1995 Люпен наконец вернулся на большие экраны с полнометражным мультфильмом Farewell to Nostradamus. Оценки у фильма были сплошь положительные, а замена сэйю на роли Люпена прошла практически безболезненно. Но успех фильма не означал, что TMS отказались от ежегодного спецвыпуска. На роль режиссера вернулся Осаму Дэдзаки, а центральной темой нового фильма стала Вторая Мировая Война. Благо год для этого был выбран подходящий – в 1995 году весь мир отмечал пятидесятилетие со дня окончания войны.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Харимао был великим вором, который во время Второй Мировой стащил различных ценностей почти на 800 миллионов фунтов. Но война завершилась, и единственное, что осталось известно о данном сокровище, это что для того, чтобы его найти нужно отыскать три каменные статуэтки. Только вот за ними уже охотится экс-агент британской разведки сэр Арчер со своей внучкой, которому противостоит группировка неонацистов. И Люпен отдавать сокровище никому, естественно, не собирается, но в столь сложной ситуации ему явно придется выбирать правильных союзников. Что сложно – ведь внучка Арчера по имени Диана слишком уж красива.

Дэдзаки был не единственным, кто вернулся к работе над спецвыпусками после перерыва в два года. На место сценариста вновь встал Хироси Касивабара, но на этот раз к нему присоединились ученики его семинара Сёдзи Ёнэмура и Синдзо Фудзита. Их вмешательство было довольно ограниченным – Касивабара сильно правил добавки своих студентов в сюжет, чтобы лучше соответствовать режиссерскому стилю Дэдзаки.

Благо уровень постановки в Pursuit of Harimao’s Treasure соответствует более поздним работам во франшизе, а не тому же From Siberia with Love, например. Некоторые режиссерские находки вернулись сюда из предыдущих работ Дэдзаки – в особенности активное использование стиллшотов. Но, как ни странно, в данном выпуске, и в рамках дизайна персонажей из Part I, который данный спецвыпуск продолжает использовать после Dragon of Doom, его находки работают, и стиллшоты чаще прибавляют динамики, нежели отнимают от нее.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Хотя дело не только в этом. Выпуск просто отлично поставлен – погони и перестрелки выглядят прекрасно, и последних здесь на удивление много. Плюс этот выпуск активно использует разделение экрана, что раньше для Люпена было редкостью, и использует с умом и со вкусом. Да и спокойные моменты выглядят довольно неплохо – за перепалками Люпена с Дианой наблюдать одно удовольствие.

И не так, чтобы Pursuit of Harimao’s Treasure особенно сильно удивлял сюжетом – подобный сценарий появится во франшизе в 2019 с выходом The First, к примеру. Но наблюдать за происходящим все еще интересно. Но что важнее всего, практически все новые персонажи цепляют глаз. Злодеи вызывают страх и отвращение, сэр Арчер создает впечатление достойного джентльмена, который может быть немного не чист на руку, а Диана — это вообще жемчужина фильма. Она женщина с характером, и стандартного поведения Люпена не терпит. Причем по ней видно, что он ей все-таки не безразличен, и динамика между ними сверкает на протяжении всего фильма. Не зря ее ввели в основной канон франшизы в Part 5.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Даже несмотря на то, что на место режиссера Harimao’s Treasure вернулся Осаму Дэдзаки, снявший несколько довольно противоречивых работ, фильм 1995 года продолжает серию успешных спецвыпусков, начавшуюся с Voyage to Danger. Только вот зрители хотели иного. Продюсер Harimao’s Treasure Тосио Накатани заявил, что в письмах зрителей к NTV – каналу, распространявшему спецвыпуски, постоянно упоминалось, что они хотели бы видеть что-то в духе культового Castle of Cagliostro. Все-таки абсолютно все выпуски, выходящие с 1989 года, были, можно сказать, анти-Миядзаковскими. Соответственно, NTV со временем решила прислушаться к желаниям аудитории.

The Secret of Twilight Gemini (1996)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Несмотря на то, насколько франшиза продолжала двигаться вперед, спецвыпуски все продолжали привлекать к себе людей, которые работали над франшизой с самого момента ее создания. В 1996 году пришло время Гисабуро Сугии, человека, который изначально преподнёс руководителю Tokyo Movie идею о создании мультфильма про Люпена III. Он встал на место режиссера нового спецвыпуска. Во главе производства которого стояло три основных концепта. Во-первых, заказчик, в лице телеканала NTV поставил задачу создать женского персонажа, который мог бы посоперничать с Клариссой де Калиостро из фильма Миядзаки. Во-вторых, было принято решение попытаться избавиться от привычных принципов построения истории о Люпене, и рассказать историю по-новому. В-третьих – этот проект должен был окончательно закрепить Канъити Куриту на роли Люпена. Работа команде предстояла очень непростая.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Давайте сразу обозначим - Twilight Gemini это обманка. Под оберткой, близкой к Castle of Cagliostro прячется совершенно новый образец истории о Люпене, не соответствующий в полном объеме практически ни одному их предыдущих. Местный Люпен по характеру довольно близок к версии Миядзаки, хотя, если сравнивать, то наиболее близким вариантом к местному Люпену будет вариант из The Fuma Conspiracy или второй половины Part I. Для обозначения перемен в характере Люпена ему здесь даже предоставили новый облик – большую часть времени он проводит в полностью белом костюме, который, справедливости ради, ему невероятно сильно идет. Соответственно, он здесь мягкий и добрый, хоть и может моментами схватиться за пистолет.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Тем интереснее, что история Twilight Gemini далека по тону от добродушных Castle of Cagliostro и The Fuma Conspiracy. Люпен получает от своего старого знакомого, ныне находящегося при смерти алмаз Twilight, связанный с неким бесценным сокровищем, находящемся в Марокко. Люпен туда отправляется, но поиск сокровища усложняют несколько вещей. Во-первых – в Марокко идет охота за местным племенем Гельтов, которые явно связаны с тайной Twilight. Во-вторых – новый босс Дзэнигаты по имени Жан-Пьер мощно так нацелился на голову Люпена, позволяя Дзэнигате даже последовать в Марокко за ним. В-третьих – за камнем охотятся странные люди в необычных костюмах во главе с мощной женщиной, вооруженной кнутом. В-четвертых – камней Twilight, судя по слухам, должно быть два. Ситуация выглядит крайне непросто, благо девушка из Гельтов по имени Лора готова помочь Люпену в поисках сокровища.

И, нет Лора вообще не приблизилась к леди Клариссе де Калиостро. В первую очередь, естественно, потому что у нее абсолютно иной типаж. Лора смелая и бойкая девушка, которая с удовольствием рвется в гущу событий, что совсем не похоже на скромную и тихую графиню Калиостро. Что похоже на работу Миядзаки, так это восхищение Люпена Лорой, и общий принцип развития их отношений, хоть их изначально не связывает абсолютно ничего кроме общей цели.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Сценарист спецвыпуска Хидэки Мицуи, естественно, вдохновлялся Castle of Cagliostro, но более важным вдохновением для данной истории стал роман «Зубы Тигра» Мориса Леблана. В данной истории Арсен Люпен отправлялся в Африку для того, чтобы сражаться на стороне Французского Иностранного Легиона. Мицуи хотел углубиться в родословную Люпена III, но NTV заранее его предупредило, что Арсен Люпен все еще является объектом авторского права за пределами Японии, так что эту тему пришлось обойти.

За счет того, что местный Люпен не находится на том же уровне жесткости и уверенности, на котором находились версии из предыдущих спецвыпусков, за местным сюжетом наблюдать крайне интересно. Twilight Gemini за счет своей характеризации Люпена вообще умело может предоставлять традиционные для франшизы ситуации, но изворачивать их в новом ключе. Причем, что интересно, Twilight Gemini это довольно пошлый мультфильм – тут и толстенные намеки на секс, и нередкое появление обнаженных женщин на экране. В США этот выпуск даже цензурили, вырезая наиболее провокативные сцены.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Оформление Twilight Gemini тоже похоже на Castle of Cagliostro, но, опять же, только поверхностно. Люпен очень похож на версию Миядзаки, Фудзико тоже, плюс она здесь блондинка, а вот дизайн остальных персонажей может разниться. Дзэнигата здесь вообще очень похож на версию из манги, а у остальных персонажей дизайн может быть как в стиле Миядзаки, так и больше похожим на традиционное аниме.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Как я и говорил выше Twilight Gemini это масштабный обман. NTV сделали вид, что прислушались к желаниям зрителей, а в TMS немного подретушили картинку, создали для картины абсолютно нового Люпена, и написали довольно захватывающую историю, посвященную одному из наиболее традиционных сеттингов для приключенческого кино. За счет этого получился один из наиболее уникальных спецвыпусков, среди выходивших по ходу 90-х. Но, увы, либо обман не сработал, либо фанатам на самом деле не настолько был нужен подобный спецвыпуск, и охват аудитории у Twilight Gemini был самым слабым с момента релиза The Hemingway Papers. Возможно, именно поэтому TMS решили следующий выпуск сделать, можно сказать, для самих себя.

Island of Assassins / In Memory of the Walther P38 (1997)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В 1997 франшизе Lupin III исполнилось 30 лет. Срок немаленький, и TMS решили выложиться в честь данного события. На свежий спецвыпуск выделили, по слухам, крупнейший бюджет для подобного проекта в истории японского телевидения, на место композитора вернулся Юдзи Ооно, а позицию режиссера занял Хироюки Яно, который помогал Манки Панчу в производстве полнометражного мультфильма Dead or Alive 1996 года выпуска. И, как ни странно, именно в тридцатилетие франшизы вышел один из наиболее серьезных, кровавых, и, соответственно, наиболее любимых фанатами выпусков.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Дзэнигата с Люпеном в очередной раз сталкиваются друг с другом, на этот раз на некоей официальной встрече для высокопоставленных гостей. Только вот вечеринка прерывается нападением наемных убийц, которые убивают одного из гостей, и, в процессе подстреливают Дзэнигату. Фишка в том, что в инспектора стреляли из уникального серебряного Вальтера той же модели, что и у Люпена. Люпен узнает этот пистолет, и в поисках его владельца отправляется на остров в Бермудском Треугольнике, на котором живет крупный клан наемных убийц.

В некотором роде Island of Assassins проворачивает в рамках франшизы тот же самый трюк, который использовался в Twilight Gemini, только выворачивает его в совершенно другую сторону. Непосредственно история, сеттинг, и некоторые особенности происходящего по ходу сюжета не просто мрачные и серьезные, но иногда могут быть даже шокирующими. Другое дело что местный Люпен традиционен для спецвыпусков – немного смешной, немного наивный, моментами даже романтичный. И именно это отличает Island of Assassins от Mystery of Mamo или Dead or Alive, к примеру. И именно поэтому местная драма бьёт по зрителю куда сильнее.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Причем без юмора в Island of Assassins тоже не обошлось. Конечно, большинство шуток черные и жестокие, но это вполне себе в духе Люпена. Дзэнигата, правда, опять превратился в главного комичного персонажа, несмотря на то что с ним произошло в начале картины.

Что радует еще больше, так это обилие душевных сцен с Люпеном и местным гостевым персонажем, наемной убийцей Эллен. Она, как и ожидается от наемной убийцы боевая и стойкая, но все это – показуха, за которой она скрывает настоящую свою сущность. Потому что – а как себя еще вести на острове, где за неспособность убивать могут казнить?

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Очень интересно, что к 30-летию франшизы TMS решили выпустить именно подобный фильм. И, учитывая качество его картинки и сценария, странно, что его не сделали кинотеатральным релизом. Это был бы логичный ход после столь же мрачного Dead or Alive, и показ Island of Assassins в кино мог бы положительно повлиять на популярность франшизы как таковой. А в результате данный фильм остался одним из наиболее жестких и целостных во франшизе, и я советую его посмотреть всем, кто хоть как-то заинтересован в похождениях Люпена и его команды.

Crisis in Tokyo / Tokyo Crisis / Memories of Flame: Tokyo Crisis (1998)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Удивительное дело – Япония крайне редко оказывалась в центре внимания похождений Люпена. К 1998 единственным крупным релизом, связывающим великого вора с Японией, был многострадальный The Fuma Conspiracy. Со временем, правда, ситуация не слишком изменится, но именно в 1998 году, когда искусственный остров Одайба начал набирать популярность у приезжих туристов, франшиза решила обратить внимание на родные земли.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Мультимиллионер Майкл Судзуки открывает в Токио аквапарк, совмещенный с музеем. Судзуки одержим временами эпохи Эдо, в связи с чем и открывает выставку, посвященную данному периоду в истории Японии. Среди экспонатов присутствует две металлических отпечатки, с использованием которых, согласно слухам, можно найти невероятно дорогое сокровище. Люпен с Дзигэном, естественно, заинтересованы в поиске сокровища, для чего им придется проникнуть на территорию парка практически в день открытия. Сложности состоят в том, что парк охраняет Дзэнигата, за ним по пятам следует репортерша по имени Мария, которая, каким-то образом, умудряется видеть ближайшее будущее, а сам Судзуки тоже не настолько чист, насколько может показаться.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Crisis in Tokyo очень сильно отличается от всех предыдущих спецвыпусков, причем как по общему духу истории, так и в плане акцентов повествования. Этот мультфильм максимально далек от мрачного настроя Island of Assassins или приключенческого духа Twilight Gemini. Crisis in Tokyo большую часть хронометража – это веселое и легкомысленное произведение, в котором юмор занимает первостепенную роль. Так весь фильм Гоэмон проводит без своего любимого меча, о чем очень комично горюет, а Дзигэн никак не может справиться с больным зубом, из-за чего страдает его меткость. Причем сюжетная линия умело обходится с этими идеями, внедряя их в историю, которая и сама по себе с самого начала цепляет взгляд. Свои мрачные повороты в сюжете Crisis in Tokyo тоже есть, но они появляются только под самый конец, да и с командой Люпена связаны крайне опосредовано.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Потому что центральную роль в местном сюжете занимает Дзэнигата. Здесь он демонстрируется практически идеально – он проявляет как свои сильные стороны, вроде сильного ума и несгибаемых принципов, но иногда попадает в дурацкие или неловкие ситуации, причем зачастую именно из-за своей упертости. И за таким Дзэнигатой наблюдать попросту приятно – потому что очень уж сильно авторы франшизы любят превращать уважаемого инспектора в чисто комичного персонажа. А здесь он, считай, главный герой. Даже иконический дзюттэ легендарного Хэйдзи Дзэнигаты появляется в фильме. Так же, как и в Castle of Cagliostro.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И с учетом цельного сюжета, отличной картинки и великолепных экшен-сцен, Crisis in Tokyo продолжает серию успешных спецвыпусков. Благо сценаристы и режиссеры постоянно менялись, за счет чего в каждом фильме демонстрировался свой подход к франшизе. Тем интереснее становилось, а что будет, если к Люпену приложит руку какой-нибудь именитый режиссер с собственным выдающимся стилем?

The Columbus Files / Da Capo of Love: Fujiko’s Unlucky Days (1999)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Синити Ватанабе (не путать с Синьитиро Ватанабе) не просто обладает своим собственным стилем. Ватанабе в повседневной жизни очень любит одеваться как сам Люпен III – особенно ему сильно нравится его каноничный красный пиджак. Одеваться он так начал для того, чтобы сильнее выделяться из толпы - для этого он еще и волосы в афро отрастил. Плюс, Ватанабе это довольно своеобразный режиссер. В 1999 году он хоть и не был новичком в сфере анимации, но режиссером был не слишком известным. К тому моменту он успел поработать над несколькими сериалами в качестве ассистента режиссера, и под его началом вышла экранизация комедийной манги Fair, then Partly Piggy. Позже, в том же самом 1999 стартанет его адаптация манги Excel Saga, финальный эпизод которой Ватанабе намеренно сделал настолько жестким и неприличным, что его просто не стали показывать на ТВ. И именно он стал режиссером спецвыпуска 1999 года. И, увы, спецвыпуск за его авторством мало чем выделяется на фоне тех, что выходили до него.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Люпен с Фудзико проводят вместе замечательный вечер, на котором выясняется, что Фудзико обнаружила и запомнила наизусть журнал Колумба, в котором, а как же иначе, указано местоположение дорогущего, и, по слухам, весьма опасного сокровища. Жалко лишь, что вечер прерывается нападением человека по имени Назаров, и во время этого нападения непосредственно журнал был уничтожен. Так что местоположение сокровища знает только Фудзико. То есть знала – ведь Люпен, Дзигэн и Гоэмон обнаруживают ее в полном беспамятстве где-то в центральной Америке, в квартире охотницы за сокровищами Розалии. Теперь надо найти возможность как-нибудь вернуть Фудзико память и не позволить ей попасть в руки Назарова – кто знает, что он сделает с Фудзико в таком состоянии.

Амнезия это одна из наиболее клишированных идей в медиа, и нередко ее использование демонстрирует бессилие сценаристов и невозможность придумать что-нибудь более оригинальное. И конкретно сюжетная линия Фудзико именно так и выглядит – она ничего не помнит, ведет себя совершенно непохоже на то, какой мы привыкли ее видеть, а в попытках вспомнить, что же с ней произошло в ее голову ударяет страшная боль. Благо в сюжете The Columbus Files линия Фудзико играет не самую главную роль.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Так особенно хочется отметить персонажа Назарова. Он был создан на основе самого Ватанабе, и это фишка режиссера – он часто любит добавлять в свои произведения персонажей, похожих на себя. А здесь в этом есть еще и нарративная польза – Назаров, который носит знакомый зеленый пиджак, характером и повадками похож на Люпена, потерявшего все тормоза – он активно пристает к Фудзико, постоянно пытается шутить, и у него довольно запоминающийся смех, хоть по сравнению с Люпеном он скорее раздражает. И, если учесть историю франшизы, можно сказать, что Назаров демонстрирует нам каноничного Люпена из манги, и ставит его против образа, который выстроился у зрителей за многие годы показа аниме. И за этим наблюдать невероятно интересно, ведь и на поле интеллекта и хитрости Назаров Люпену ни капли не уступает.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Плюс в фильме отменный юмор, что продолжает идеи предыдущего спецвыпуска Crisis in Tokyo. Хоть тон вновь стал немного мрачнее, но от некоторых шуток прям отдает легким абсурдом Part II. И да, центральная сюжетная линия звезд с неба не хватает, да и экшен в фильме достаточно стандартный, хоть интересные повороты в нем тоже есть. В остальном The Columbus Files является одним из наименее примечательных спецвыпусков из тех, что выходили в девяностые, хоть его и есть ради чего смотреть.

Missed by a Dollar / 1$ Money Wars (2000)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Последний из спецвыпусков, создававшихся по ходу XX века создавался по традиционным принципам. Даже на позицию основного сценариста впервые за пять лет вернулся Хироси Касивабара. Место режиссера занял Хидэки Тонакацу, для которого Missed by a Dollar стал полнометражным дебютом – ранее он работал только над сериалами, и даже вел производство аниме по мотивам Virtua Fighter. Комбо из режиссера-новичка и давным-давно знакомого с франшизой сценариста обещало интересный результат.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Люпен занял место на аукционе по продаже различных редкостей. Конкретно он заинтересовался в малопримечательном кольце, на которое есть покупатель и кроме него. Если быть точным, то покупательница, и она перебила ставку Люпена на один доллар. И это даже не Фудзико – она ушла в актрисы, в то время как Гоэмон ушел от воровских дел для того, чтобы двигаться дальше в сторону высшего просвещения. Как бы то ни было, Люпен пытается украсть кольцо даже после того, как проиграл торги, но его останавливает некий Набиков, бывший агент КГБ. Вопрос в том, кому нужно это кольцо, и кто может знать о том, что оно скрывает данные о местоположении артефакта, дарующего человеку власть над сердцами и умами окружающих.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В основе своей Missed by a Dollar довольно типичен, по крайней мере на первый взгляд. В основном он напирает на юмористическую сторону, как и предыдущие два спецвыпуска, например. Но по сравнению с ними, Missed by a Dollar привносит куда больше новых для франшизы идей в повествование. Так моментами придется понаблюдать за тем, как Дзигэн занимает лидерскую позицию в команде, как Фудзико пытается вести честную жизнь, и как Люпен умудряется флиртовать со злодейкой – а ведь раньше в полнометражных фильмах и спецвыпусках женщины никогда не вставали на позицию антагониста. И местная злодейка абсолютно прекрасна – у красноволосой жгучей бизнесвумен Синтии прекрасная химия как с Люпеном, так и со своими подчинёнными, а моментами ее действия довольно сильно пугают.

И нельзя сказать, что сюжет держится только на злодее, как оно было в том же The Columbus Files. Повествование в фильме совершенно не проседает, и практически все события, которые происходят по ходу выпуска, имеют свою роль. Боевых сцен в фильме, при этом, маловато, но и постановка в них невероятно радует.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

После не особо удачного спецвыпуска от Синити Ватанабе Missed by a Dollar выглядел максимально выигрышно. По духу он не сильно от него отличался, но практически каждую свою идею воплотить смог на куда более высоком уровне. Даже Crisis in Tokyo не смотрелся настолько же интересно. После этого Люпену осталось только успешно перейти рубеж веков. И к такому серьезному событию TMS решили сильно переработать принципы создания спецвыпусков.

Alcatraz Connection (2001)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

За всю историю франшизы сюжеты из манги Манки Панча довольно редко становились основой полнометражных анимационных произведений, и это даже касается тех фильмов, над которыми мангака работал лично. В 1984 году сюжетная арка San Francisco из манги New Lupin III стала основой для сюжета первой серии Part III, а в 2001 ее же перенесли в полнометражный формат. Режиссером новой адаптации вновь выступил Хидэки Тонокацу.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Дзэнигата и его напарник из полиции Сан-Франциско Тэрри Краун прибывают на роскошный лайнер Machine Gun Kelly. Их ни капли не смущают ни вооруженные катера, сопровождающие лайнер, ни то, что этим кораблем может владеть мафия, ни устроенное в нем нелегальное казино. Им важнее поймать Люпена, который уже заявил, что обнесет этот корабль подчистую. У него, правда, это не удается, но с местных компьютеров он скачивает себе информацию о расположении огромного клада где-то между Сан-Франциско и островом Алькатрас. Только вот эта информация наводит на Люпена и мафию, и полицию, и могущественную организацию “Таинственная семерка”, которую что-то явно связывает с Алькатрасом, и расположенной на нем заброшенной тюрьмой.

Сравнить местный сюжет с оригиналом Манки Панча я, увы, не могу - мангу я не читал, да и желанием особым не горю, если честно. Но хорошая адаптация будет иметь смысл и без понимания оригинала, и тут у Alcatraz Connection проблем минимум. Повествование не слишком долго разгоняется, и, хоть и проседает в середине, но неплохо держит у экрана. Тайна затонувших сокровищ неплохо сводится в сюжете с таинственным убийством Джона и Роберта Кеннеди, а пресловутая “Таинственная Семерка” выступает достаточно внушающим анатагонистом, каждый из которых сумеет неплохо себя проявить против каждого из членов банды Люпена. И Дзэнигаты тоже.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Характеризацию Дзэнигаты здесь вообще хочется выделить отдельно. Его персонаж представляет собой очень сложный баланс между комедийными ужимками и абсолютной преданностью правому делу. Более того, Дзэнигата это очень компетентный офицер полиции, и единственная причина, почему его кто-то может считать неудачником, так это потому, что Люпен обводит его вокруг носа. Но здесь он хоть и получает свою дозу комедийных моментов, в жарких ситуациях он может спокойно дать прикурить даже Люпену. Он активно проявляет себя с положительной стороны как детектив, а вдобавок к этому здесь его еще и наградили отличными навыками стрельбы. Красота, да и только.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И, к слову о красоте. В начале я сказал, что мол TMS мощно сменила свой подход к созданию спецвыпусков. Так вот, это проявилось больше, чем с одной стороны. Для начала, в команде, работавшей над Люпеном наконец-то запустилась текучка кадров. Да, по ходу выпусков менялись режиссеры сценаристы и дизайнеры, но основной состав художников, аниматоров, специалистов по спецэффектам и других работников оставался практически всегда одним и тем же. Именно к выходу Alcatraz Connection команде было дано больше свободы выбора, за счет чего в будущем над картинами о Люпене будут работать совершенно разные люди.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Более того, Alcatraz Connection стал первым мультфильмом о Люпене, созданным полностью на компьютере. Пленка ушла в прошлое, новое тысячелетие требовало новых технологий. И моментами даже заметно, что картинка несколько изменилась - причем в лучшую сторону. За погонями и экшеном в Alcatraz Connection наблюдать одно удовольствие, а за открывающую сцену я готов был аплодировать режиссеру, настолько она хорошо выполнена. И да, вокальная версия классической темы Люпена сыграла в восприятии свою роль.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

В остальном, как и во многих других случаях Alcatraz Connection смело можно пропускать, ничего особо вы не потеряете. Но если его посмотреть, то вы вряд ли пожалеете о потраченном времени. Если даже это и что-то вроде филлера, то выполнен он на достаточно неплохом уровне. Здесь хороший сюжет, отменная картинка, неплохие злодеи и отличная характеризация практически всей команды Люпена. Иногда большего и не требуется.

Episode 0: The First Contact (2002)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Прошлое персонажей и истории их встречи время от времени попадают в центр внимания выпусков франшизы Lupin III - взять хоть пятый эпизод Part I, в котором рассказывается про знакомство Люпена с Гоэмоном, или весь сериал The Woman Called Fujiko Mine. Но в 2000-х тоже была попытка рассказать о первой встрече всем знакомых персонажей. С применением здоровой доли фансервиса, естественно.

Режиссером нового выпуска стал Минору Охара, ранее участвовавший в производстве Twilight Gemini, но интереснее здесь личность сценариста. Сценарий Episode 0 писал Сёдзи Ёнэмура, основной автор сценария к Island of Assassins. Комбо интересное, особенно с учетом общей задумки. Так, сам Манки Панч был не особо против того, чтобы прописать полноценный эпизод, посвященный предыстории знакомства членов банды друг с другом. Против были ветераны TMS, многие из которых считали, что переиначивать оригинальные идеи Part I не стоит, мол это будет неуважительно по отношению к оригинальному сериалу. В офисах TMS проходили долгие дискуссии, в связи с чем было принято решение подать сюжет фильма не как единственно возможную правду, а оставить немного простора для фантазии и импровизации. Основным вдохновением для сценария Episode 0 стал фильм “Подозрительные Лица” Брайана Сингера.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Дзигэна подлавливает на улице некая журналистка, очень уж сильно заинтересованная в том, кто же такой Люпен, кто именно работает вместе с ним, и как они все познакомились друг с другом. Но на Гоэмона рассчитывать не стоит, ровно, как и на ветренную сущность Фудзико. Люпена найти было проще, но тот не рассказал ничего важного, только пытаясь подкатывать к смущенной журналистке. Остаётся только Дзигэн. И тому, в принципе, не сложно рассказать историю о своей встрече с Люпеном, об их связи с Фудзико, о Дзэнигате, который изначально за ней и охотился, и о странном самурае, вызвавшем Люпена на дуэль.

Основной сюжет вертится вокруг некой трубы, сделанной из практически неразрушимого материала, внутри которой находится свиток с рецептом создания этого самого материала. За трубой как раз и охотятся Люпен и Фудзико, в то время как Дзигэн охраняет босса мафии, у которого этот артефакт как раз и находится. Гоэмон здесь еще не мастер самурай, да и Зантэцукена у него все еще нет - он как раз выдвигается в путешествие на его поиски, а Дзэнигата приезжает впервые из Японии в США в поисках Фудзико, но сразу попадает в немилость местного комиссара и попадает на работу в архив, к пожилому полицейскому Джорджу МакФлаю.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И сюжетные линии все довольно успешно сплетаются в конце. Другое дело, что подача в эпизоде ощущается несколько сериализованной. Как будто это не полнометражный фильм, а три эпизода сериала сшитых вместе, в каждом из которых есть свой небольшой внутренний конфликт. Фильм, конечно, работает, но временами есть ощущение, что темпа его сюжету все-таки немного не хватает.

Отчасти из-за того, что картинка и анимация здесь слабее чем в том же Alcatraz Connection. Картинка приблизилась ближе к традиционному аниме, даже относительно Dead or Alive или Island of Assassins, а анимация недостаточно активна для того, чтобы делать экшен сцены по-настоящему веселыми. Даже долгая погоня Гоэмона за Люпеном ближе к концу фильма не выглядит веселой, а все, потому что кадров анимации будто бы не хватает.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И ведь идейно в Episode 0 довольно много крутых сцен. Вышеупомянутая погоня за Люпеном, короткий бой Дзигэна с ним же, или сцена в тюрьме с участием Люпена Дзигэна и Гоэмона, все прям хороши. Жаль, только, реализация была довольно средней. С другой стороны, в половине сцен проскакивают приятные отсылочки - и классический Мерседес появится несколько раз в кадре, и топливо, возгорающееся на воздухе, и даже паре классических стиллшотов в стиле Part I найдется место.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Причем некоторые события и отсылки на пользу целостности восприятия Episode 0 не работают, поскольку противоречат тем или иным событиям из предыдущих сериалов. Но в этом, наверняка, и была суть. Все показанное в Episode 0 – это лишь история, которой можно верить, а можно нет. И никто не знает, правда это была, или вымысел. Верить в это или нет — это право зрителя. И, хотя графически Episode 0 не демонстрирует ничего особенно сногсшибательного, чисто ради интересной истории вероятного знакомства всех главных героев франшизы его можно посмотреть. Только не стоит принимать все показанное здесь как единственно верный канон, ладно?

The Return of Pycal / Return of the Magician (2002)

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Но Episode 0 был не единственным запланированным на 2002 год проектом, посвященным Люпену. В том же году вышла вторая OVA в истории франшизы, которая тоже вдохновлялась прошлыми похождениями знаменитого вора. На этот раз досталось одной из самых первых историй “зеленого пиджака”. Только основной идеей была не попытка рассказать еще раз известную многим историю, а вернуть одного из злодеев той эпохи.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Люпен врывается на очередную вечеринку. Не просто так, конечно – он там успевает и бутылку редкого вина стащить, и дочерей владельца поместья раздеть, и, что важнее всего украсть один из «Райских Кристаллов», которые, предположительно раскиданы по всей Греции. И данное конкретное похищение у него вроде как выходит успешным, а вот дальше появляются проблемы. Сначала Дзэнигата выходит на его след, а потом к общей картине проявляется еще один его старый соперник, на этот раз ставший куда более опасным и непредсказуемым.

OVA создавалась с намерением вернуть зрителям того самого Люпена из начала семидесятых. Дизайн персонажей изменили в соответствии с тогдашним видением дизайнера Ясуо Оцуки, подача сюжета стала несколько серьезнее, чем в последних спецвыпусках, и даже голос Канъити Куриты стал ближе к тому, как звучал Ясуо Ямада в Part 1. И при всем при этом, я не могу сказать, что The Return of Pycal выглядит по-настоящему красиво.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Потому что качество картинки и некоторые моменты в местной анимации очень сильно режут глаз. Дальние планы выглядят невероятно дешево, а с ближними иногда возникает очень странное ощущение, будто аниматоры просто взяли ранее отрисованный кадр и вырезали из него кусок, не озаботившись хоть как-то его подрихтовать. Еще и персонажи невероятно сильно выделяются на фоне местных задников, что очень сильно ржет глаза. Плюс в OVA активно используется трехмерная компьютерная графика, что могло считаться технологически довольно продвинутым в свое время, но на деле выглядят CGI эффекты и модели совершенно кошмарно и портят всю визуальную идентичность выпуска.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И, казалось бы, ладно картинка, если сюжет будет из себя представлять что-то интересное, то на это можно будет закрыть глаза. Все-таки эпизод с Пайкалем, злобным иллюзионистом с нереализованной местью Люпену, был одним из наиболее интересных в первом сериале, причем как в плане личности злодея, так и в плане реализации плана по его устранению. А здесь поначалу даже неясно, что именно происходит, и как волшебник вообще вписывается в происходящее. Да, Люпен ищет вышеупомянутые кристаллы, и Пайкал, предположительно, тоже. Но зачем – неясно. При чем тут лагерь, в котором тренируется Гоэмон – неясно. Причем тут Фудзико – ну с этим примерно все логично, если вспомнить оригинальный эпизод, но суть местного сюжета раскрывается в ходе последних минут пяти, а все остальное время мы наблюдаем за бессмысленными разговорами и прогулками по плохо прорисованным пещерам.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

И даже образ Пайкала испортили. В оригинале он был именно что иллюзионистом, и все свои «магические» трюки исполнял посредством заранее подготовленного оборудования. Здесь Пайкал просто пускает огонь из пальцев, просто телепортируется, и просто летает. Почему? А никто вам не объяснит. Как и многие другие вещи в этой OVA.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

При этом, характеризация Люпена и его друзей правда близка к Part 1, и стилизация персонажей пытается показать нам, что мол, это те же самые герои, и Part 1 был вот совсем недавно. Но, увы, многие творческие решения не позволяют наслаждаться The Return of Pycal так, как можно было наслаждаться Part I. Урежь OVA в половину, и получился бы неплохой ностальгический эпизод, который хоть бери и добавляй к первому сериалу на новых переизданиях. Но, что вышло, то вышло.

Таким образом Люпен достаточно успешно перебрался через рубеж веков, хоть без трудностей процесс тоже не обошелся. Спецвыпуски продолжат выходить и в XXI веке, но в один определенный момент ежегодный формат будет нарушен, потому что статус франшизы невероятно сильно изменится. Но это мы уже осуждали ранее, а вот релизы нашего века таят в себе еще немало интересных сюрпризов.

Случай творит чудеса: ретроспектива аниме Lupin III. Часть пятая

Продолжение следует...

8989
20 комментариев