Мой первый угон. Обзор GTA 2

Хайп и хейт по ремастерам обновленной трилогии GTA наконец прошел. Поэтому сегодня предлагаю вспомнить совсем древнюю, но не менее любимую часть серии.

Мой первый угон. Обзор GTA 2

СПОЙЛЕРЫ! ЛОНГ! НОСТАЛЬГИЯ! СИНДРОМ УТЕНКА!

Сначала немного о Grand Theft Auto (1997)

Как же я люблю первые игры старых франшиз. Эти кривоватые, аляповатые проекты, которые при всей своей неряшливости положили начало целым жанрам и сериям, как например оригинальные Crash Bandicoot, Spyro или тот же Resident Evil. Конечно, им повезло быть первопроходцами и спроса с них, естественно, нет. Однако, по крайней мере, мне удается их любить а так же признавать вклад в игровую индустрию.

Оригинальную ГТА я могу как раз только уважать за вклад в серию и игропром в целом, а вот любить - никак.

В первую очередь из-за визуальной составляющей. Синие дороги, желтые тротуары и такой же главный герой. Ощущение вечного палящего солнца отталкивают каждый раз когда я запускаю игру. Цвета или слишком резкие или плохо скомбинированы между собой. Например, черная дорога и фиолетовый тротуар. Это некрасиво, непривлекательно и неприятно глазу. Складывается ощущение, что первую ГТА делали не программисты с художниками и дизайнерами, а программисты с навыками художников, но это не одно и тоже.

Подобные ощущения у меня есть и в Commander Keen и Dungerous Dave, но это совсем другая история. Просто вспомните любую игру со сборника "250 игр для вашего компьютера" за авторством одного человека и вы поймете мои чувства касательно визуала первой ГТА.

Это не говоря о некоем закосе под "реализм" в модельках всех NPC и главного героя в частности. Уж слишком вырвиглазное окружение не сочетается с модельками людей в этой игре.

Вторым пунктом идет то что герой погибает с одного выстрела. Броню найти сложно, а словить пулю легче легкого. В придачу к этому герой имеет пять жизней после потери которых прохождение района надо начинать сначала.

Впрочем, кого это сегодня волнует? Игра уже музейный экспонат. Надо принять ее такой какая она есть и любить за то, что начиная с ГТА 1 серия вырвалась в свет и набрала популярность благодаря провокационному геймплею. И именно ГТА 1 заложила основы многих элементов, которые неизменно перебираются из выпуска к выпуску.

Все же немного печально, что оригинал это единственная игра в номерной серии, которую я не прошел. Но я не считаю этот факт незакрытым гештальтом как и непрохождение GTA London 1961/1969.

Иногда возникают мысли прикоснуться к первому stand alone дополнению, но общий дизайн игры слишком схож с ГТА 1 (но именно в London появились разноцветные жители, которых мы позже увидим в ГТА 2) и тоже отталкивает. Хотя в этот раз визуально игра получилась приятнее за счет более блеклого цветового оформления.

Тем не менее, несмотря на то что я не питаю теплых чувств к оригиналу и дополнениям, когда у меня встал выбор купить просто ГТА 2 или коллекцию из всех трех 2Д игр, я сделал выбор в пользу последнего. Все-таки это игровая история, которую не хочется терять.

Grand Theft Auto 2 (1999)

Поставьте на фон тему из главного меню игры для более глубокого погружения в ту самую атмосферу. Поехали.

Действие игры происходит в некоем отдаленном будущем (на момент выхода игры, да - 2013 год). Об этом говорит и необычный дизайн автомобилей, окружения, оружия, например электронной пушки, а так же элементы фантастики типа клонированных представителей банды ученых, которые служат расходным материалом и охраной одновременно.

По улицам бродят разноцветные жители, некоторые из которых по разному взаимодействуют с героем и окружающим миром. Красные крадут у игрока деньги, а зеленые могут своровать машину. Помимо них улицы патрулируют члены банд и время от времени плотной шеренгой ходят то ли протестующие, то ли фанаты Элвиса.

Сам город по ощущениям стал более многоуровневым, чем в ГТА 1.
В переулках и не только появились лестницы и подъемы, которые позволяли подняться на локации выше дорог: площади, мосты и некоторые крыши, где можно было найти миссию "безумства", оружие, броню, сердечки со здоровьем или на худой конец прекрасное ничего.

Что касается автопарка, то он потерял в мотоциклах и машинах с открытым верхом, но прибавил в машинах спецназах и военных джипах. Со временем по внешнему виду авто можно было научиться понимать, какая машина быстрая, а в какую лучше не садиться.

Так же появилась возможность вооружать авто. Мы могли поставить пулеметы, сливать масло или устанавливать мины на дорогу, перекрашивать и заминировать машину бомбой. Однако, модификации, которые как появились в ГТА 2 так и канули в лету. Ну то есть в ГТА 3 мы могли заминировать или перекрасить машину, да, а все остальное уже нет.

В первой игре сохранение прогресса было возможно только после прохождения района, но это исправили в сиквеле. Забавно, но точками сохранения здесь служит церковь, где за символическую плату в 50.000$ нам позволяли сохранить игру. Не знаю как вы, а у меня это действие сразу создает ассоциативный ряд с нашими девяностыми, когда бандиты строили церкви и были активно верующими людьми.

Мой первый угон. Обзор GTA 2

Кстати про бандитов. В каждом районе (в ГТА 2 город один, но разделенный на три района/уровня) власть разделена между тремя группировками на которых работает главный герой Клод Спид (Claude Speed).
Тут есть русская мафия и кришнаиды, уже упомянутые безумные ученые, а так же те самые азиаты с названия которых "гыгыкали" все в детстве - Заибатсу.

С каждой из банд Клод имел свою шкалу репутации с двумя гранями - отрицательной и положительной. Выполняем, например, задания на деревенщин из второго района получаем плюсик к репутации у них, но теряем у Заибатсу. Когда репутация падала до определенного значения члены банды начинали стрелять по Клоду как только он попадал в поле зрения, а брать задания с территории банд становилось нельзя. Приходилось восстанавливать репутацию путем убийства членов вражеской группировки.

Клод же как персонаж максимально обезличен. Он - простой наемник. Ему все равно кому служить и чьи задания выполнять.

Задания в ГТА 2 отменные. Единственное что ограничивало фантазию разработчиков это 2D перспектива. От стандартных укради машину/убей цель, до побега из тюрьмы, сжигания неверных огнеметом, или доставки ничего не подозревающих кришнаидов на мясоперерабатывающий завод, где из них сделают сосиски.

Мне трудно сказать есть ли во всем этом сатира на американское общество, но задания разнообразные и многие из них запоминаются. Помните миссию, где нужно было взять пожарную машину у которой вместо водомета был огнемет?

В сумме вышеуказанных факторов ГТА 2 легко назвать игрой беспределом в довольном живом мире.

О беспределе. Во-первых, русская версия от Буки у нас так и называлась: "GTA 2: Беспредел". Во-вторых, беспредел в ГТА 2 был эпических масштабов.

Полиция после первой игры была серьезно доработана. Теперь не только офицеры преследовали героя, но на четырех "головах" (звездочки до самих звездочек) приезжал спецназ в бронежилетах, а на шести за героем гонялась армия. Причем, в отличие от 3D трилогии, в ГТА 2 танки стреляли по герою и могли организовать заслон на дороге. Более того они могли вести огонь по герою за пределами видимости экрана. Вот где настоящий харкдор. Выживать на шести "головах" было сложно, но весело.

А если ты сам украл танк то беспредел становился практически бесконтрольным. Правда танк все-таки можно было уничтожить, что рано или поздно делала армия с помощью своей организованной военной силы.

Однако, в смерти героя был один нюанс. В отличие от героя первой игры Клод не умирал от одного выстрела, а имел полоску здоровья из пяти сердечек и был довольно живуч, особенно с броней, но имел всего пять жизней. То есть умерев пять раз игра приводила к геймоверу. Немного странное и архаичное решение учитывая, что в игре была система сохранения в церквях. Жизни можно было получать, но точных условий не знаю, вроде необходимо набрать определенное количество денег.

К слову, деньги для перехода на следующий уровень можно было набрать не только проходя миссии или устраивая войну с полицией, но и проходя задания "безумия", или, например, развозом жителей на такси (у полиции и медиков заданий не было, если я правильно помню), cдавать транспорт на металлолом да и просто устраивая аварии на дорогах.

Про версии и их различия. Всего было четыре версии ГТА 2: ПК, PS1, Dreamcast и Game Boy Color.

На ПК была самая полная, красивая и не обрезанная версия. Именно тут можно было выбирать время суток перед стартом игры, присутствовали поезда на которых можно кататься и некоторые участки карты вырезанные в версии PS1.

На консоли от PlayStation графика немного попроще: не хватает сглаживания, а время суток только одно - день. Так же в этой версии отсутствуют поезда (и как следствие все рельсы), некоторые опциональные миссии и снижен градус жестокости, а в Индустриальном районе отсутствует небольшой кусок на севере карты. Еще у точек сохранения почему-то не играет церковная музыка, в отличие от ПК и Dreamcast.

Версия для Dreamcast идентична графически ПК версии, но время суток было одно - ночь. ¯\_(ツ)_/¯ Серьезно, кто принимал эти решения? Поезда, кстати, присутствуют. Основная странность этой версии заключалась в радио. Если на ПК и PS1 радио всегда работало в фоне, как в реальной жизни, (вы могли слушать один трек, выйти из машины на миссию и вернувшись за руль уже попадали, скажем, на новости), то на Dreamcast этого не было. Всякий раз, когда Клод садился в машину, выбранная радиостанция начинала воспроизводиться с самого начала.

Еще в этой версии самая халтурная обложка у коробки UK-версии. Это тот же рисунок, что и у первой игры только с цифрой "два" в названии.

А версия для Game Boy... Скажем так. Я впечатлен работой, которую проделали разработчики создавшие версию для маломощной GBC с точки зрения визуала и геймплея, но звуковое сопровождение в игре ужасно. Его попросту нет в пешей части не считая звуков выстрелов, а за рулем... Смотрите сами на ваш страх и риск. И сделайте звук потише.

Насчет моей претензии к арт и художественной составляющей в ГТА 1.
По моему мнению в ГТА 2 с этим все на порядок лучше. Районы города заметно отличаются друг от друга: улицы, дороги и тротуары имеют более мягкую и подходящую цветовую гамму, и не режут глаз.

Плюс, как мне кажется гораздо удачнее и естественнее происходит переплетение дорог с улочками, переулками и зелеными участками. Да и названия районов Даунтаун, Спальный и Индустриальный говорили сами за себя и старались выглядеть соответствующе с точки зрения мест и архитектуры. Город стал живее, миссии разнообразнее. Типичный сиквел, в общем. Но это, конечно же, вкусовщина.

Что еще? Радио в игре имеет голосовые передачи и новости, а общее время звучания всех радиостанций увеличилось до 2ч. 30 минут против 60 минут в ГТА 1.

На отдельную кнопку разработчики повесили возможность героя выпускать газы (в первой игре тоже было): Клод начинал рыгать или пердеть. На геймплей не влияет, но прохожих распугивать можно.

Из заметных пасхалок хочется отметить название фирмы покраски машин - Max Paynt. Вот только ГТА 2 вышла в 1999, а Макс в 2001, хотя анонсирован был в 1997. Вот такая пасхалка задолго до выхода игры.

Мой первый угон. Обзор GTA 2

Вместо вывода. Как бы я не любил ГТА 2, но прошел от начала и до конца всего один раз лет пятнадцать назад и далось это не легко. Последние миссии банд довольно хардкорные и требовали не только наличия навыка, но и удачи. Да и искать церковь для сохранения тоже надоедало. Однако, во многом мне хватало и того, что я мог устраивать беспредел на улицах и проверять слухи о возможностях полета главного героя.

Я не знаю кто придумал этот бред, но судя по информации из книжек с паролями, если в героя попала ракета или если он как-то себя подорвет и игрок в это время нажмет прыжок то его персонаж взлетит и будет летать. Взлетать то он взлетал, но потом шмякался на землю и погибал. Это что-то на уровне слуха о секретном уровне с Антиплащем в Darkwing Duck на Денди.

В конечном итоге, сколько я не играл в другие ГТА или ее клоны, а самые теплые воспоминания связаны именно с ГТА 2. Поэтому и считаю ее самой любимой игрой в серии. Детство, лето и вот это вот все. Вы и сами понимаете о чем я.

Ну а вообще это просто синдром утенка. Кря.

Оценка: "And remember, respect is everything"

Какая из классических 2D GTA у вас любимая?
GTA
GTA London 1961/1969
GTA 2

Спасибо за чтение. Еще немного на почитать тут:

178178
102 комментария

Каждый раз при запуске игры смотрел интро
https://youtu.be/9Z5O29rLRnw?t=17

44
Ответить

А потом начиналась офигеннейшая музыка в главно меню. https://youtu.be/1b1X4cfq_5Y
P.S. Тупо плюс за линк с таймкодом.

10
Ответить

И выключал игру)

2
Ответить

ля, какая анаконда на 1.34

1
Ответить

Эти кривоватые, аляповатые проекты, которые при всей своей неряшливости положили начало целым жанрам и сериям, как например оригинальные Crash Bandicoot, Spyro или тот же Resident Evil. Конечно, им повезло быть первопроходцами и спроса с них, естественно, нет. Однако, по крайней мере, мне удается их любить а так же признавать вклад в игровую индустрию.Вот так народ старался, рисовал, выглаживал все, а теперь: "аляповато!"
Подобные ощущения у меня есть и в Commander Keen и Dungerous Dave, но это совсем другая история. С Dangerous Dave-то что не то? Также каким из трех? Там была нормальная ЕГАшная графика, красивая. С большей частью CK тоже все хорошо.
Короче, судя по этому, автор даже не понимает как работали старые видорежимы и палитры.

20
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

4
Ответить