«Хищническое поведение в индустрии стало нормой»: как разработчик может оказаться бесправным перед издателем

Слишком большие риски для автора игры и слишком маленькая ответственность у издателя.

Соло-разработчик экшена Scrabdackle, известный под ником jakefriend, рассказал в твиттере, почему отказался от сотрудничества с издателем, который предлагал около полумиллиона долларов инвестиций. Пересказываем его тред.

Разработчик не назвал компанию, которая предлагала ему сотрудничество, но отметил, что на её месте мог бы быть почти любой инди-издатель. Тем не менее тред основывается на опыте общения с конкретной компанией, поэтому перечисленные условия не относятся ко всем издателям.

По словам jakefriend, стремление издателя обезопасить себя от рисков понятно, но разработчик оказывается беззащитным. Вот что происходит, если разработчик нарушает какой-то пункт из контракта:

  • издатель сохраняет за собой право продавать игру и получает 100% дохода с неё;
  • студия возвращает все деньги, которые в неё инвестировали;
  • разработчик оплачивает все расходы, которые потребуются, чтобы доделать игру. При этом он сам не участвует в разработке, а ограничения по бюджету не указаны.

В результате создатель игры может оказаться в ситуации, в которой нужно отдавать огромный долг, но при этом у него не будет источника дохода.

Jakefriend отметил, что нарушить пункт контракта достаточно легко. Например, когда разработчик показывает билд в конце майлстоуна, у издателя есть 30-60 дней на проверку. И если билд не получит одобрение через 30 дней после истечения срока, то технически это можно будет назвать нарушением.

При этом обязанности самого издателя укладываются в несколько предложений и по сути сводятся к тому, что он должен прикладывать усилия для продвижения игры. С такой формулировкой сложно доказать хотя бы какие-то нарушения.

Теперь немного про условия получения денег с игры. Доход делится пополам между студией и издателем, но разработчик начинает получать деньги только после того, как издатель вернёт часть своих вложений. Например, jakefriend начал бы получать доход только тогда, когда продажи игры преодолели бы порог в 24 тысячи копий — до этого издатель получал бы все 100% дохода.

Ещё в контракте было указано, что издатель может не выплачивать долю разработчика до 30 дней после окончания квартала. Всё это может привести к тому, что создатель игры не увидит своих денег в течение нескольких месяцев. Также у издателя нет никаких юридических обязательств показывать какие-либо финансовые отчёты. И все налоги с продаж покрываются за счёт доли разработчика, а не издателя. Ещё нет штрафа, если издатель не полностью выплачивает долю разработчика.

Jakefriend рассказал, что его опасения сильно удивили представителей издателя — многие другие разработчики без проблем соглашались на эти условия.

Я не думаю, что они «хотели» причинить вред или использовать [меня]. Но хищническое поведение в индустрии стало нормой.

jakefriend, разработчик Scrabdackle

При согласовании контракта с издателем разработчик посоветовал обратить особое внимание на несколько пунктов:

  • условия расторжения контракта — нужно хорошо понимать, что произойдёт, если что-то пойдёт не так;
  • условия выплаты денег — нужно понимать, как устроен процесс бухгалтерского учёта;
  • условия разрешения разногласий и штрафы;
  • обязательство издателя выпустить игру.

Независимо от того, что вам говорят устно, все условия должны быть прописаны в договоре. Только так у вас будут юридические гарантии.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к подобным условиям при работе с издателем. Такие риски для разработчика — это норма или нет?

2828
13 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Вот честно, стоило вообще создавать какое-то закрытое сообщество ради вот таких куцых статей? В основной ленте, пользователи, без амбиций сделать специализированное сообщество, делают гораздо более качественные материалы. 

3
Ответить

С учётом того, что люди не очень охотно делиться подробностями о своих работах внутри индустрии, наверное своё берёт всякие NDA, не думаю что так уж и просто сделать контент узконаправленный и специализированный. Журналистика и геймдизайн разделяют одну и ту же боль, об играх невозможно говорить, в них нужно играть. С точки зрения бизнеса же всё обнесено запретом о неразглашении

Ответить

Очередной сойбой.

Полмиллиона это очень большие деньги даже для западного инди-издательства. Судя по внешнему виду, он делает игру за $15. Учитывая долю стима и региональные цены, в реале там будет выходить баксов 6 с копии. Т.е., если издатель забирает себе вообще все, то ему нужно как минимум 100 тыщ продать, чтобы выйти в ноль - не забываем о налогах тоже.

И то, отбиться - это никого не интересует, за два года бултыхания денег с риском их потерять даже 2х мало кого интересовать будет.

А даже 100 тыщ это мое почтение. Этот jakefriend он как, нейм? Есть ли у него в активе хоть один проект, на 100 тыщ продавшийся? Я погуглил - показывает, будто это вообще его первая игра. Каковы там реальные шансы?

Короче, он предлагает дико рисковую инвестицию - ну вот и условия там жесткие, да. А он что ждал - что ему позволят чужие бабки в казино на зеро закинуть, и ничего при провале не будет? Проклятые капиталисты, душат авторов.

6
Ответить

Короче, он предлагает дико рисковую инвестицию - ну вот и условия там жесткие, да.

Ну стоит отметить, что в оригинальном треде автор указывал, что компания сама к нему пришла с таким предложением, он издателя не искал и деньги ни у кого не просил - https://twitter.com/jakefriend_dev/status/1426227600104509443

2
Ответить

Проклятые капиталисты, душат авторов.Золотая цитата. 

1
Ответить

Наверное договор можно обсуждать, нет?
Наверное у каждой стороны есть право предлагать любые пункты в договор, а у второй стороны есть право согласиться или нет?

2
Ответить