«Хищническое поведение в индустрии стало нормой»: как разработчик может оказаться бесправным перед издателем
Слишком большие риски для автора игры и слишком маленькая ответственность у издателя.
Соло-разработчик экшена Scrabdackle, известный под ником jakefriend, рассказал в твиттере, почему отказался от сотрудничества с издателем, который предлагал около полумиллиона долларов инвестиций. Пересказываем его тред.
Разработчик не назвал компанию, которая предлагала ему сотрудничество, но отметил, что на её месте мог бы быть почти любой инди-издатель. Тем не менее тред основывается на опыте общения с конкретной компанией, поэтому перечисленные условия не относятся ко всем издателям.
По словам jakefriend, стремление издателя обезопасить себя от рисков понятно, но разработчик оказывается беззащитным. Вот что происходит, если разработчик нарушает какой-то пункт из контракта:
- издатель сохраняет за собой право продавать игру и получает 100% дохода с неё;
- студия возвращает все деньги, которые в неё инвестировали;
- разработчик оплачивает все расходы, которые потребуются, чтобы доделать игру. При этом он сам не участвует в разработке, а ограничения по бюджету не указаны.
В результате создатель игры может оказаться в ситуации, в которой нужно отдавать огромный долг, но при этом у него не будет источника дохода.
Jakefriend отметил, что нарушить пункт контракта достаточно легко. Например, когда разработчик показывает билд в конце майлстоуна, у издателя есть 30-60 дней на проверку. И если билд не получит одобрение через 30 дней после истечения срока, то технически это можно будет назвать нарушением.
При этом обязанности самого издателя укладываются в несколько предложений и по сути сводятся к тому, что он должен прикладывать усилия для продвижения игры. С такой формулировкой сложно доказать хотя бы какие-то нарушения.
Теперь немного про условия получения денег с игры. Доход делится пополам между студией и издателем, но разработчик начинает получать деньги только после того, как издатель вернёт часть своих вложений. Например, jakefriend начал бы получать доход только тогда, когда продажи игры преодолели бы порог в 24 тысячи копий — до этого издатель получал бы все 100% дохода.
Ещё в контракте было указано, что издатель может не выплачивать долю разработчика до 30 дней после окончания квартала. Всё это может привести к тому, что создатель игры не увидит своих денег в течение нескольких месяцев. Также у издателя нет никаких юридических обязательств показывать какие-либо финансовые отчёты. И все налоги с продаж покрываются за счёт доли разработчика, а не издателя. Ещё нет штрафа, если издатель не полностью выплачивает долю разработчика.
Jakefriend рассказал, что его опасения сильно удивили представителей издателя — многие другие разработчики без проблем соглашались на эти условия.
Я не думаю, что они «хотели» причинить вред или использовать [меня]. Но хищническое поведение в индустрии стало нормой.
При согласовании контракта с издателем разработчик посоветовал обратить особое внимание на несколько пунктов:
- условия расторжения контракта — нужно хорошо понимать, что произойдёт, если что-то пойдёт не так;
- условия выплаты денег — нужно понимать, как устроен процесс бухгалтерского учёта;
- условия разрешения разногласий и штрафы;
- обязательство издателя выпустить игру.
Независимо от того, что вам говорят устно, все условия должны быть прописаны в договоре. Только так у вас будут юридические гарантии.
Расскажите в комментариях, как вы относитесь к подобным условиям при работе с издателем. Такие риски для разработчика — это норма или нет?