Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]
Углублённое послевкусие после знакомства с arpg и Path of Exile 2 в частности можешь прочесть здесь.
Для кого эта статья
И пускай злопыхатели и ноулайферы поешеры скажут, что 230 часов - это так, вступление, считай обучение - не важно. Я понял многое, и стало неприятно.
Пишу эти строки (чего же боле) я скорее для новичка. Ветерану PoE1 мне рассказать нечего. Хотя нет, есть сообщение - сходи пощупай траву, помни бабу за задницу, займись спортом и прочти книгу, ноулайфер.
Ведь как известно сын-дотер хуже дочери прocтиtутки и сына-ефрейтора. А познакомившись с жанром и миром PoE поглубже я начал думать, что поешер ничем не лучше дотера...
Зависимость сильна, и вот в какой-то момент тебе уже лень лишний раз принять душ (ведь каждый раз становится лишним), и ты идёшь зачищать очередную тир-15 карту.
Другими словами, я пишу данный текст для людей, которые так же как и я могли забыть про жанр ARPG (именуемый в РФ диаблоидом). Если со времён Diablo II (2000) и Titan Quest (2006) вы не закликивали врагов, не мастурбировали на гринд в изометрической экшн эрпг и вам возможно хотелось бы освежить ощущения или открыть для себя новый жанр - добро пожаловать в Path of Exile 2.
Что из себя представляет геймплей
Мне хочется просто приложить видео с эндгейма (послеигровой контент на бесконечно генерируемых картах с уклоном в гринд, крафт предметов, торговлю за внутриигровую валюту и за реальную валюту и конечно же построение билда).
Вы поймёте геймплей лучше, если просто посмотрите несколько коротких отрывков, где я зачищаю тир 15 карты в эндгейме. Буквы плохо передают это ощущение.
И такое тоже бывает! (анальная встряска). Геймплей никогда не даёт заскучать, это правда. В тот момент, когда можешь начать засыпать на подобном вот геймплее - дохнешь. То вообще не получаешь урона 10 минут подряд, то завтыкал одно мгновение - погиб. А погиб на 90м левеле - потерял результат последних 10 каток и откатился назад в очках уровня персонажа.
В каком-то смысле игра в PoE2 - это выжигание всего и вся на карте в ожидании заветной смертной пиzдюлины правосудия, которая находит тебя тогда, когда ты этого меньше всего ждёшь.
По другим классам - они не все такие клёвые, уникально реиграбельные и динамичные, как класс монаха. Я поиграл на ведьме через скелетов. Ты идёшь вперёд и перед тобой то скелеты, то скорпионы. И ты как бы позади, твоя маленькая орда всё делает за тебя.
Я поиграл за воина. Мне очень понравилось, насколько это неубиваемый валенок, которым можно зажав левую кнопку мыши закликивать босса, стоя на месте. Ну или вкачать через тотемы по билду из интернета и тоже убивать всех одной кнопкой. И всё же воин безумно скучный. Мне лень делать вам нарезку, но если интрига возьмёт своё - все классы можете увидеть на ютубе. Воин - скучно и пресно. Но играть на воине или стрелке гораздо легче со старта, чем на том же воине.
Я бы мог сказать, что в игре безумно крутая вариативность прокачки способностей и талантов. Что здесь очень круто реализованы те 6 билдов из 12, что есть на сегодняшний (конец января) день. Мог бы сказать, что в игре можно очень круто комбинировать разные стили и оружия, собирать того же монаха и в мили атаки и в рендж. Но огрехи есть. Есть и проблемы с балансом. Это ведь ранний доступ. И это нормально.
И это такие необычные ощущения, немного дисонансные. Я так загорелся в один момент поиграть в Diablo IV, но мои руки сначала дошли до Path of Exile 2. И вот путём ипульсивных покупок в попытке получения дофамина я задонатил порядка 80 долларов разрабам. В бесплатной бл игре...
Как после этого пробовать Diablo IV или почему класс монаха так хорош
И теперь поиграв на монахе (определённо самом имбалансном и зрелищном классе на сегодняшний день), прокачав его до 90го левела (на видео) я понял, что ситуация патовая. Я перестал мыться, перестал дрочить. Стал заваривать дошик и какать под себя, но ощущение спидрана не выходит из моей головы. Продуктивность на нуле, я пью энергосы. Мне просто хочется качать чара. И да, здесь мы подходим к другой сложной теме - элемент гринда и прокачки своего персонажа. Я никогда не соприкасался с подобными играми с уклоном в бесконечно процедурно генерируемые карты, прокачку персонажа и бесконечный гринд. ММО-РПГ нулевых обошли меня стороной т.к. мне не понравилась вов. А Desteny 2 показалась какашкой и обгрызком. Короче бог миловал. Но всем нам приходится раскаиваться и платить по счетам. Вот и за мной пришли! Зависимость! Но кажется уже пора дропать и выйти из режима спидрана, ощущаю себя ноулайфером.
Сначала я играл через криты и молнии на электровенике через дальнюю атаку, но это было скучно. Уже позже я попробовал играть через секретное колечко, позволяющее взрывать охлаждённых противников. И получился у меня своеобразный танос. Морозишь одного-нескольких противников, чем больше кучка, тем лучше. И дальше они по цепной реакции уже взрываются в морозную крошку. Короче лёд, заморозка и криты.
У этого монаха "кликера" ещё определённые блинки к нпс и боссам, что тоже делает его очень мобильным. У меня создаётся ощущение, что зайди я сейчас в диабло - я засну. Но да, зашёл бы я туда сугубо ради атмосферы дарк фэнтези и сюжета. В ПоЕ2 с сюжетом и дорогими синематиками не густо.
Так ли хороша PoE2 или что разрабы подправили в жанре
Всё просто: разрабы пое2 буквально ускорили геймплей относительно других диаблоидов. Динамика выросла. Теперь это диаблоид на спидах. У тебя увороты и тайминги как в souls-like играх. У тебя тут темп и стрельба как в жанре shoot 'em up (беги и стреляй), да да, здесь буквально можно собрать пулемётчика. Ну а к эндгейму ты должен собрать билд, которым будешь испепелять всё живое на карте засчёт массовых скиллов и критов, иначе ты просто захочешь дропнуть игру.
И вы знаете. Они задают новую планку - как теперь играть воинами в другие arpg игры? Разве что цеплять другими сильными сторонами, но динамика других диаблоидов на контрасте с PoE2 навсегда останется в заднице.
Почему фанаты Path of Exile (2013) плачут
Да, ветераны пое1 давно ноют, что в первой игре (которую кстати скоро и закроют, привет) всё было гораздо более динамично. Что можно было проскакать кабанчиком акты и перейти побыстрее к эндгейму. То есть буквально в PoE1 всё было так же быстро, как здесь в сиквеле уже ближе к эндгейму.
Ещё ветераны пое1 ноют, что пое2 стала слишком оказуаленной, якобы механики урезали, а многие штуки стали разжёвывать на пальцах в текстовых подсказках и пояснениях. Ну, каждому своё. Предполагаю, что разработчики из Grinding Gear Games захотели занять больше рынка и увеличить аудиторию, отойдя от формата нишевого жанра. Это смело и уважаемо.
Но тем самым возможно разрабы насрали в горло своей наиболее преданной аудитории. That's Life!
Чем цепляет жанр на примере PoE 2 и дофаминовые крючки
Дофаминовых крючков множество. Первое и второе здесь идёт сразу на десерт, а именно гринд и торговля. Третьим местом я бы поставил фактор билдостроения. Про гринд объяснять не нужно? Я вроде как новичкам пишу, поэтому следующий абзац будет не лишним.
Гринд - повторяющиеся и связанные с небольшим риском действия игроков, направленные на получение внутриигровой выгоды. Например, игроки могут неоднократно посещать локации со слабыми противниками и уничтожать их, и за счёт этого постепенно совершенствовать своего персонажа.
Другими словами, ты выходишь на тир14 карту, умираешь. Откатываешься на десять карт назад по опыту и идёшь копаться в своём билде дальше, в надежде исправить изъяны и снова зачищать карты, эффективно прокачивая левел.
Есть крафт (но это как бы крафт шрёдингера, то есть его нет). У тебя есть шмотки с разными показателями, а ты можешь применять к ним разной степени дороговизны и редкости сферы. Одни сферы изменяют числовые характеристики (ой, это дивайн и это дорого..), другие заменяют доп модификаторы предмета и так далее. То есть ты можешь выиграть очень дорогую штуку с очень маленьким шансом на успех, и то при условии, что ты знаешь мету (стратегию какую именно тушку использовать). Либо же ты получаешь мусор и теряешь дорогостоящие сферы просто так. Короче натуральное казино. Крафт здесь максимально на любителя и для меня его не существует.
Торговля - здесь мы заходим на сайт, ищем по нужным нам критериям шмот, кликаем и в игре вступаем в группу с игроком. Далее один телепортируется к другому, совершаем обмен и всё. Если приноровиться то вполне удобно.
Для новичков стоит упомянуть или же повторить, что в эндгейме при смерти ты откатываешься назад на определенное количество очков опыта. Бесконечная прокачка опыта до 100го левела с частыми смертями невозможна.
Но в какой-то момент ближе к 90+ (из 100) левел становится не важен. Всё в угоду гринда. Во славу гринду. Об этом в следующем абзаце.
Что я понял об эндгейме и степени задротства поешеров
Я понял, что кроличья нора настолько глубока, что мне захотелось вернуться к двум десяткам других самых разнообразных видеоигр из копящегося бэклога. Я понял, что второй зависимости и экспириенса с Dota 2 и 3 500 часов мне нужно.
Я понял, что эндгейм - это не про нахождение редкой валюты миррор (зеркало). Эндгейм - это когда ты в топ-20 игроков мира или в топ-20 игроков региона в лиге hardcore.
Напомню, что лига хардкор (а не стандарт, где играю я и большинство) - это исчезновение персонажа после первой смерти, полностью, фатально, исчерпывающе. Нужно создавать персонажа заново и качать чара с первого левела.
Эндгейм, это когда ты уже успел заработать пару тысяч баксов через продажу бесчисленного количества диваном и наиболее редких уников. Эндгейм, это когда ты ветеран пое1 ноешь, что сейчас эндгейм в PoE2 - это обрубок и делать там особо нечего. Слишком много повторения данного слова, но это всё, из чего буквально состоит вся игра поешера. Обмазываешься софтом, регулярно мониторишь трейд, читаешь гайды и конечно же ругаешь разработчиков за то, что убили первую Path of Exile (2013).
Ещё немного мыслей об эндгейме в Path of Exile 2
Для новичка пое и диаблоидов - контента тьма даже в нынешнем состоянии. И пускай первая PoE всё же сложнее и порог вхождения там выше, для ветеранов пое1 нынешнее состояние сиквела является просто огрызком контента от былого величия. И с этим на данный момент ничего не поделать. Игроки разделились на два лагеря. Старо придание, да верится по-прежнему.
По сути до выхода новых активностей, боссов и персонажей все, что происходит в эндгейме - это 3 калеки, которые по пятнадцатому кругу продают друг другу одни и те же 4 работающих имбалансных уника (уникальные оранжевые вещи, который на момент января 2025го часто оказываются бесполезным мусором со статами чисто для старта игры) за 50-350 дивайнов (самая ходовая валюта, редко выпадающая).
И на фоне китайцы рмтшат. RMT в пое это какая-то база, к которой всё равно придут не все.
Суть RMT заключается в обмене реальных ценностей на виртуальные.
За данную деятельность вроде банят, а вроде и нет. Тем не менее, продав 1 миррор за биткоины ты сможешь купить себе еще 50 копий игры и не парить голову. Поэтому занимаются этим очень многие. Один чел на форуме писал, что благодаря PoE1 себе первую машину купил в 17 лет, 10 лет назад. That's Life!
Вообще кроличья нора настолько глубока, что поешеры живут в каком-то своём маленьком мирке, где происходят важные только для них штуки. Где как и во времена mmo rpg типа WoW и LineAge 2 игроки следят за экономикой, внутриигровой валютой. Потаённые ли это желания по аналогии с Dota 2 стать киберспортсменом и долларовым миллионером? Я не знаю.
Например сейчас в standart лиге Path of Exile 2 можно ощутить на себе то, что испытывали наши родители - гиперинфляция экзальтов (сфера возвышения) такая бешенная, что каждый день дивайн стоит на 10-20% дороже в экзах, чем был днем ранее. Но это следствие вышеописанных проблем.
И строки для новичка, если совсем просто - в PoE2 многое занимает билдостроение, как такового скилла жать кнопки здесь не нужно, только правильный билд и шмотки. И подытожу так же для новичка (я тоже новичок, да) - игроки в эндгейме буквально мастурбируют на шмотки, привет гринд-дрочильня. В надежде залутать с этого бабок. А кто не в теме - просто получают дофамин в ожидании дивайнов и мирроров (внутриигровой валюты). Странно, конечно. Такой жанр гринд-дрочильни явно не для всех.
Глубина кроличьей норы и китайцы
И куда без китайцев? Я связывался с этими ребятами только на примере хай ранкед ранговых игр в Auto-Chess и могу смело сказать - больные уб(*дки без личной жизни. Никогда не связывайтесь с жёлтой силой, это опасно! Вас просто изничтожат в любой соревновательной игре. А где не нужно соревноваться вас всё равно вые(ут, разрушив в игре всю экономику.
Только неделю назад была новость, что китайцы нашли новый дюп в Path of Exile 2
Послеигровые мысли меня, простого работяги и души компании
Знаете, хочется подвести какой-то итог. Немного лирики, немного воды, щепотка сентиментальности в слоге. Но за 230 часов ноулайфа я понял, насколько мне не хватает свежего воздуха. Насколько хуже я стал себя чувствовать сидя на жопе 24/7. Понял, насколько соскучился по другим жанрам и другим сингл-играм.
И я так же понял, что Path of Exile 2 - это замечательная игра в своём жанре, хоть и не без проблем. В игре проблемы с балансом (у монаха урона в 50 раз больше, чем у воина). В игре есть скучные и неэффективные классы, а есть мета. И это всё будут балансить то туда, то сюда.
Это замечательная игра, которая имеет множество дофаминовых триггеров и вовлекает в мир гринда, мастурбации на шмотки и циферки так, что лень мыться и смотреть кино уже не хочется.
И всё же я понял, что эндгейм - не для меня. Когда один китаец нафармил себе на машину, а другой на квартиру. А ты великовозрастный детина не можешь выбросить из головы идею-фикс спидран-забега длиною в 300 часов (зачем?) - это прям глупость. Но то уже мои заморочки. Зачем усираться, если ты на этом даже не заработаешь?
Я понял, что от мира диаблоидов хочу получать не эндгейм контент, а сюжетку. И я хочу получить атмосферу, синематики, сюжет, проработанные механики и разнообразные классы. Часиков на 20-40. Мне хватит. Остальное - попытка создать игру сервис, вот и меня прогрели на 80 баксов. Не хочу быть человеком, который дрочит на эндгейм в режиме спидрана в ожидании выпадения миррора.
И всё же если ты новичок и ничто из предыдущих строк тебя не отпугнуло - пробуй! И помни, юный подаван, главное не бери на старте монаха - ведь в начале игры ты конечно будешь трахать всё, что движется, но только своей же жеппой :)
UPD. P.S. Ещё немного игровых мыслей
И опять же, если сконцентрировать мои ощущения от Path of Exile 2 - вот это вот предвкушение выпадение редкой валюты дивайн или миррор - прям работает как жесткий дофаминовый крючок. Думаешь, что кому продать, как продать подороже. Фактор трейдинга работает. Ну и крафтинг, в него наверное вовлекаешься понемногу. Все как сумасшедшие носятся покупают звёздные амулеты за 120 экзальтов, чтобы поиметь 0.05% шанса через сферу удачи создать супер редкий уникальный амулет с супер статами Астраментис. Игра реально засасывает. И это моя первая гринд-дрочильня. И вроде и нравится. А вроде качаешь чара - как на вторую работу ходишь. И гринд - не совсем моя тема. В какой-то момент, концентрируясь на блаженном предвкушении новой находки в аспекте гринда начинает чувствовать, что свернул по жизни куда-то не туда..)
Благодаря этому посту качаю первый PoE. Как-то не хочется отдавать 3к деревянных ради раннего доступа на консольке. А так хотя бы примерно посмотрю, что это такое. Я, как раз, немного выгорел от сюжетных игр, хочется поиграть в какую-то дрочильню. Думал вернуться в Warframe, но как вспомню, что уткнулся в какой-то дикий гриндволл, то сразу перестаю о нем думать.
Единственное в первом пое онлайн около 5к. Все перешли в сиквел в платном раннем доступе. Ну и они сейчас сказали, что (временно ли) прекращают пока что поддержку пое1 и бросают все ресурсы на пое2
Первый гораздо богаче второго. Я думаю, после того, как в первый поиграешь, второй может и не зайти. Так что, это скользкий путь. )
а мог бы чилить в элден ринге и не пропадать ирл
Я себе House Flipper со всеми dlc взял. Лучше уж чиллить там) Но пока руки не доходят
чел... успокойся, всё норм. 230 - это считай копейки и даже не потратил время считай.
а обзор не читал, прост лень
я не заходил в игру уже четыре дня