Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

Альтернативный заголовок: Я заглянул в пучину... И мне не понравилось. Обзор Path of Exile 2 после 230 часов

Выбирай жизнь. Выбирай офис, дедлайны и начальника, который не понимает, что такое 'work-life balance'. Выбирай кредиты, ипотеку и страховку от всего на свете. Выбирай большие телевизоры, на которые ты всё равно не смотришь, потому что фармишь карты. Выбирай здоровый сон, который ты променял на ночные забеги по Делириуму в поисках осколков Симулякра. Выбирай друзей, которые давно перестали звать тебя на вечеринки, потому что знают: ты в лиге. Выбирай удобный диван, на котором ты не сидишь, потому что твой трон — геймерский стул. Выбирай будущее, где ты старый и седой, вспоминающий, как кидал друзей на лут в Легионе.

Кто я
Кто я

Но зачем мне всё это? Я не выбрал жизнь. Я выбрал Path of Exile 2. Я выбрал бесконечный хаос, тонны лута и адреналин от убийства боссов. Я выбрал ночи, проведённые за оптимизацией билда, который всё равно окажется кривым. Я выбрал фарм внутриигровой валюты, который важнее, чем зарплата. Я выбрал лиги, которые начинаются в самый неподходящий момент. Я выбрал скилл-трей, который сложнее, чем квантовая физика. Я выбрал Хаос, Экзальты и Зеркала, которые ценнее, чем реальные деньги. Я выбрал Убежище, где каждый шаг — это вызов, а каждый босс — это история.

Почему? Да потому... Какие могут быть 'почему', когда ты в аду фарма? Когда перед тобой открыты сотни билдов, тысячи уникалок и миллионы способов всё испортить? Когда ты знаешь, что следующий дроп может изменить всё? Когда ты готов продать душу за Зеркало Каландры? Зачем выбирать жизнь, если можно выбрать Path of Exile?

Но пятиминутка юмора закончилась! Давайте посерьёзнее.

Дорогой читатель, я пишу уже третью статью о моём восприятии мира PoE и погружении в PoE2 и в жанр диаблоидов ARPG. Поэтому первые мои впечатления от знакомства с давно забытым диаблоидом можешь почитать здесь.

Углублённое послевкусие после знакомства с arpg и Path of Exile 2 в частности можешь прочесть здесь.

Для кого эта статья

И пускай злопыхатели и ноулайферы поешеры скажут, что 230 часов - это так, вступление, считай обучение - не важно. Я понял многое, и стало неприятно.

Пишу эти строки (чего же боле) я скорее для новичка. Ветерану PoE1 мне рассказать нечего. Хотя нет, есть сообщение - сходи пощупай траву, помни бабу за задницу, займись спортом и прочти книгу, ноулайфер.

Ведь как известно сын-дотер хуже дочери прocтиtутки и сына-ефрейтора. А познакомившись с жанром и миром PoE поглубже я начал думать, что поешер ничем не лучше дотера...

Зависимость сильна, и вот в какой-то момент тебе уже лень лишний раз принять душ (ведь каждый раз становится лишним), и ты идёшь зачищать очередную тир-15 карту.

Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

Другими словами, я пишу данный текст для людей, которые так же как и я могли забыть про жанр ARPG (именуемый в РФ диаблоидом). Если со времён Diablo II (2000) и Titan Quest (2006) вы не закликивали врагов, не мастурбировали на гринд в изометрической экшн эрпг и вам возможно хотелось бы освежить ощущения или открыть для себя новый жанр - добро пожаловать в Path of Exile 2.

Что из себя представляет геймплей

Мне хочется просто приложить видео с эндгейма (послеигровой контент на бесконечно генерируемых картах с уклоном в гринд, крафт предметов, торговлю за внутриигровую валюту и за реальную валюту и конечно же построение билда).

Вы поймёте геймплей лучше, если просто посмотрите несколько коротких отрывков, где я зачищаю тир 15 карты в эндгейме. Буквы плохо передают это ощущение.

Со звуком что-то не то. Ссорян.

И такое тоже бывает! (анальная встряска). Геймплей никогда не даёт заскучать, это правда. В тот момент, когда можешь начать засыпать на подобном вот геймплее - дохнешь. То вообще не получаешь урона 10 минут подряд, то завтыкал одно мгновение - погиб. А погиб на 90м левеле - потерял результат последних 10 каток и откатился назад в очках уровня персонажа.

В каком-то смысле игра в PoE2 - это выжигание всего и вся на карте в ожидании заветной смертной пиzдюлины правосудия, которая находит тебя тогда, когда ты этого меньше всего ждёшь.

И такая жесть тоже бывает! Чуть завтыкал, буквально секунду. Не хватило урона, начал жать рывок вместо того чтобы атаковать. Или не хватило маны на секунду. Или модификатор на x2 здоровье у монстров. И вот ты уже в патовой ситуации как на видео.

По другим классам - они не все такие клёвые, уникально реиграбельные и динамичные, как класс монаха. Я поиграл на ведьме через скелетов. Ты идёшь вперёд и перед тобой то скелеты, то скорпионы. И ты как бы позади, твоя маленькая орда всё делает за тебя.

Я поиграл за воина. Мне очень понравилось, насколько это неубиваемый валенок, которым можно зажав левую кнопку мыши закликивать босса, стоя на месте. Ну или вкачать через тотемы по билду из интернета и тоже убивать всех одной кнопкой. И всё же воин безумно скучный. Мне лень делать вам нарезку, но если интрига возьмёт своё - все классы можете увидеть на ютубе. Воин - скучно и пресно. Но играть на воине или стрелке гораздо легче со старта, чем на том же воине.

Я бы мог сказать, что в игре безумно крутая вариативность прокачки способностей и талантов. Что здесь очень круто реализованы те 6 билдов из 12, что есть на сегодняшний (конец января) день. Мог бы сказать, что в игре можно очень круто комбинировать разные стили и оружия, собирать того же монаха и в мили атаки и в рендж. Но огрехи есть. Есть и проблемы с балансом. Это ведь ранний доступ. И это нормально.

И это такие необычные ощущения, немного дисонансные. Я так загорелся в один момент поиграть в Diablo IV, но мои руки сначала дошли до Path of Exile 2. И вот путём ипульсивных покупок в попытке получения дофамина я задонатил порядка 80 долларов разрабам. В бесплатной бл игре...

Как после этого пробовать Diablo IV или почему класс монаха так хорош

И теперь поиграв на монахе (определённо самом имбалансном и зрелищном классе на сегодняшний день), прокачав его до 90го левела (на видео) я понял, что ситуация патовая. Я перестал мыться, перестал дрочить. Стал заваривать дошик и какать под себя, но ощущение спидрана не выходит из моей головы. Продуктивность на нуле, я пью энергосы. Мне просто хочется качать чара. И да, здесь мы подходим к другой сложной теме - элемент гринда и прокачки своего персонажа. Я никогда не соприкасался с подобными играми с уклоном в бесконечно процедурно генерируемые карты, прокачку персонажа и бесконечный гринд. ММО-РПГ нулевых обошли меня стороной т.к. мне не понравилась вов. А Desteny 2 показалась какашкой и обгрызком. Короче бог миловал. Но всем нам приходится раскаиваться и платить по счетам. Вот и за мной пришли! Зависимость! Но кажется уже пора дропать и выйти из режима спидрана, ощущаю себя ноулайфером.

Секретное колечко и грааль моего билдостроения
Секретное колечко и грааль моего билдостроения

Сначала я играл через криты и молнии на электровенике через дальнюю атаку, но это было скучно. Уже позже я попробовал играть через секретное колечко, позволяющее взрывать охлаждённых противников. И получился у меня своеобразный танос. Морозишь одного-нескольких противников, чем больше кучка, тем лучше. И дальше они по цепной реакции уже взрываются в морозную крошку. Короче лёд, заморозка и криты.

Битвы с боссами в моём случае происходят примерно в таком сценарии. На примере моего же монаха через криты и лёд.

У этого монаха "кликера" ещё определённые блинки к нпс и боссам, что тоже делает его очень мобильным. У меня создаётся ощущение, что зайди я сейчас в диабло - я засну. Но да, зашёл бы я туда сугубо ради атмосферы дарк фэнтези и сюжета. В ПоЕ2 с сюжетом и дорогими синематиками не густо.

Так ли хороша PoE2 или что разрабы подправили в жанре

Всё просто: разрабы пое2 буквально ускорили геймплей относительно других диаблоидов. Динамика выросла. Теперь это диаблоид на спидах. У тебя увороты и тайминги как в souls-like играх. У тебя тут темп и стрельба как в жанре shoot 'em up (беги и стреляй), да да, здесь буквально можно собрать пулемётчика. Ну а к эндгейму ты должен собрать билд, которым будешь испепелять всё живое на карте засчёт массовых скиллов и критов, иначе ты просто захочешь дропнуть игру.

И вы знаете. Они задают новую планку - как теперь играть воинами в другие arpg игры? Разве что цеплять другими сильными сторонами, но динамика других диаблоидов на контрасте с PoE2 навсегда останется в заднице.

Разница между рабочим билдом и не рабочим

Почему фанаты Path of Exile (2013) плачут

Да, ветераны пое1 давно ноют, что в первой игре (которую кстати скоро и закроют, привет) всё было гораздо более динамично. Что можно было проскакать кабанчиком акты и перейти побыстрее к эндгейму. То есть буквально в PoE1 всё было так же быстро, как здесь в сиквеле уже ближе к эндгейму.

Ещё ветераны пое1 ноют, что пое2 стала слишком оказуаленной, якобы механики урезали, а многие штуки стали разжёвывать на пальцах в текстовых подсказках и пояснениях. Ну, каждому своё. Предполагаю, что разработчики из Grinding Gear Games захотели занять больше рынка и увеличить аудиторию, отойдя от формата нишевого жанра. Это смело и уважаемо.

Но тем самым возможно разрабы насрали в горло своей наиболее преданной аудитории. That's Life!

Не на правах рекламы. Просто наглядное краткое пособие на тему "что из себя представляет поешер без личной жизни и что такое эндгейм и гринд"

Чем цепляет жанр на примере PoE 2 и дофаминовые крючки

Дофаминовых крючков множество. Первое и второе здесь идёт сразу на десерт, а именно гринд и торговля. Третьим местом я бы поставил фактор билдостроения. Про гринд объяснять не нужно? Я вроде как новичкам пишу, поэтому следующий абзац будет не лишним.

Гринд - повторяющиеся и связанные с небольшим риском действия игроков, направленные на получение внутриигровой выгоды. Например, игроки могут неоднократно посещать локации со слабыми противниками и уничтожать их, и за счёт этого постепенно совершенствовать своего персонажа.

Другими словами, ты выходишь на тир14 карту, умираешь. Откатываешься на десять карт назад по опыту и идёшь копаться в своём билде дальше, в надежде исправить изъяны и снова зачищать карты, эффективно прокачивая левел.

Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

Есть крафт (но это как бы крафт шрёдингера, то есть его нет). У тебя есть шмотки с разными показателями, а ты можешь применять к ним разной степени дороговизны и редкости сферы. Одни сферы изменяют числовые характеристики (ой, это дивайн и это дорого..), другие заменяют доп модификаторы предмета и так далее. То есть ты можешь выиграть очень дорогую штуку с очень маленьким шансом на успех, и то при условии, что ты знаешь мету (стратегию какую именно тушку использовать). Либо же ты получаешь мусор и теряешь дорогостоящие сферы просто так. Короче натуральное казино. Крафт здесь максимально на любителя и для меня его не существует.

Торговля - здесь мы заходим на сайт, ищем по нужным нам критериям шмот, кликаем и в игре вступаем в группу с игроком. Далее один телепортируется к другому, совершаем обмен и всё. Если приноровиться то вполне удобно.

Для новичков стоит упомянуть или же повторить, что в эндгейме при смерти ты откатываешься назад на определенное количество очков опыта. Бесконечная прокачка опыта до 100го левела с частыми смертями невозможна.

Но в какой-то момент ближе к 90+ (из 100) левел становится не важен. Всё в угоду гринда. Во славу гринду. Об этом в следующем абзаце.

Что я понял об эндгейме и степени задротства поешеров

Я понял, что кроличья нора настолько глубока, что мне захотелось вернуться к двум десяткам других самых разнообразных видеоигр из копящегося бэклога. Я понял, что второй зависимости и экспириенса с Dota 2 и 3 500 часов мне нужно.

Я понял, что эндгейм - это не про нахождение редкой валюты миррор (зеркало). Эндгейм - это когда ты в топ-20 игроков мира или в топ-20 игроков региона в лиге hardcore.

Напомню, что лига хардкор (а не стандарт, где играю я и большинство) - это исчезновение персонажа после первой смерти, полностью, фатально, исчерпывающе. Нужно создавать персонажа заново и качать чара с первого левела.

Эндгейм, это когда ты уже успел заработать пару тысяч баксов через продажу бесчисленного количества диваном и наиболее редких уников. Эндгейм, это когда ты ветеран пое1 ноешь, что сейчас эндгейм в PoE2 - это обрубок и делать там особо нечего. Слишком много повторения данного слова, но это всё, из чего буквально состоит вся игра поешера. Обмазываешься софтом, регулярно мониторишь трейд, читаешь гайды и конечно же ругаешь разработчиков за то, что убили первую Path of Exile (2013).

Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

Ещё немного мыслей об эндгейме в Path of Exile 2

Для новичка пое и диаблоидов - контента тьма даже в нынешнем состоянии. И пускай первая PoE всё же сложнее и порог вхождения там выше, для ветеранов пое1 нынешнее состояние сиквела является просто огрызком контента от былого величия. И с этим на данный момент ничего не поделать. Игроки разделились на два лагеря. Старо придание, да верится по-прежнему.

По сути до выхода новых активностей, боссов и персонажей все, что происходит в эндгейме - это 3 калеки, которые по пятнадцатому кругу продают друг другу одни и те же 4 работающих имбалансных уника (уникальные оранжевые вещи, который на момент января 2025го часто оказываются бесполезным мусором со статами чисто для старта игры) за 50-350 дивайнов (самая ходовая валюта, редко выпадающая).

И на фоне китайцы рмтшат. RMT в пое это какая-то база, к которой всё равно придут не все.

Суть RMT заключается в обмене реальных ценностей на виртуальные.

За данную деятельность вроде банят, а вроде и нет. Тем не менее, продав 1 миррор за биткоины ты сможешь купить себе еще 50 копий игры и не парить голову. Поэтому занимаются этим очень многие. Один чел на форуме писал, что благодаря PoE1 себе первую машину купил в 17 лет, 10 лет назад. That's Life!

Вообще кроличья нора настолько глубока, что поешеры живут в каком-то своём маленьком мирке, где происходят важные только для них штуки. Где как и во времена mmo rpg типа WoW и LineAge 2 игроки следят за экономикой, внутриигровой валютой. Потаённые ли это желания по аналогии с Dota 2 стать киберспортсменом и долларовым миллионером? Я не знаю.

Например сейчас в standart лиге Path of Exile 2 можно ощутить на себе то, что испытывали наши родители - гиперинфляция экзальтов (сфера возвышения) такая бешенная, что каждый день дивайн стоит на 10-20% дороже в экзах, чем был днем ранее. Но это следствие вышеописанных проблем.

И строки для новичка, если совсем просто - в PoE2 многое занимает билдостроение, как такового скилла жать кнопки здесь не нужно, только правильный билд и шмотки. И подытожу так же для новичка (я тоже новичок, да) - игроки в эндгейме буквально мастурбируют на шмотки, привет гринд-дрочильня. В надежде залутать с этого бабок. А кто не в теме - просто получают дофамин в ожидании дивайнов и мирроров (внутриигровой валюты). Странно, конечно. Такой жанр гринд-дрочильни явно не для всех.

Глубина кроличьей норы и китайцы

И куда без китайцев? Я связывался с этими ребятами только на примере хай ранкед ранговых игр в Auto-Chess и могу смело сказать - больные уб(*дки без личной жизни. Никогда не связывайтесь с жёлтой силой, это опасно! Вас просто изничтожат в любой соревновательной игре. А где не нужно соревноваться вас всё равно вые(ут, разрушив в игре всю экономику.

Только неделю назад была новость, что китайцы нашли новый дюп в Path of Exile 2

Крах экономики! Игроки требуют вайп!
Крах экономики! Игроки требуют вайп!
Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

Послеигровые мысли меня, простого работяги и души компании

Знаете, хочется подвести какой-то итог. Немного лирики, немного воды, щепотка сентиментальности в слоге. Но за 230 часов ноулайфа я понял, насколько мне не хватает свежего воздуха. Насколько хуже я стал себя чувствовать сидя на жопе 24/7. Понял, насколько соскучился по другим жанрам и другим сингл-играм.

Я в заложниках у Path of Exile 2 :( [ЛОНГ]

И я так же понял, что Path of Exile 2 - это замечательная игра в своём жанре, хоть и не без проблем. В игре проблемы с балансом (у монаха урона в 50 раз больше, чем у воина). В игре есть скучные и неэффективные классы, а есть мета. И это всё будут балансить то туда, то сюда.

Это замечательная игра, которая имеет множество дофаминовых триггеров и вовлекает в мир гринда, мастурбации на шмотки и циферки так, что лень мыться и смотреть кино уже не хочется.

И всё же я понял, что эндгейм - не для меня. Когда один китаец нафармил себе на машину, а другой на квартиру. А ты великовозрастный детина не можешь выбросить из головы идею-фикс спидран-забега длиною в 300 часов (зачем?) - это прям глупость. Но то уже мои заморочки. Зачем усираться, если ты на этом даже не заработаешь?

Я понял, что от мира диаблоидов хочу получать не эндгейм контент, а сюжетку. И я хочу получить атмосферу, синематики, сюжет, проработанные механики и разнообразные классы. Часиков на 20-40. Мне хватит. Остальное - попытка создать игру сервис, вот и меня прогрели на 80 баксов. Не хочу быть человеком, который дрочит на эндгейм в режиме спидрана в ожидании выпадения миррора.

И всё же если ты новичок и ничто из предыдущих строк тебя не отпугнуло - пробуй! И помни, юный подаван, главное не бери на старте монаха - ведь в начале игры ты конечно будешь трахать всё, что движется, но только своей же жеппой :)

UPD. P.S. Ещё немного игровых мыслей

И опять же, если сконцентрировать мои ощущения от Path of Exile 2 - вот это вот предвкушение выпадение редкой валюты дивайн или миррор - прям работает как жесткий дофаминовый крючок. Думаешь, что кому продать, как продать подороже. Фактор трейдинга работает. Ну и крафтинг, в него наверное вовлекаешься понемногу. Все как сумасшедшие носятся покупают звёздные амулеты за 120 экзальтов, чтобы поиметь 0.05% шанса через сферу удачи создать супер редкий уникальный амулет с супер статами Астраментис. Игра реально засасывает. И это моя первая гринд-дрочильня. И вроде и нравится. А вроде качаешь чара - как на вторую работу ходишь. И гринд - не совсем моя тема. В какой-то момент, концентрируясь на блаженном предвкушении новой находки в аспекте гринда начинает чувствовать, что свернул по жизни куда-то не туда..)

11
1
36 комментариев

Благодаря этому посту качаю первый PoE. Как-то не хочется отдавать 3к деревянных ради раннего доступа на консольке. А так хотя бы примерно посмотрю, что это такое. Я, как раз, немного выгорел от сюжетных игр, хочется поиграть в какую-то дрочильню. Думал вернуться в Warframe, но как вспомню, что уткнулся в какой-то дикий гриндволл, то сразу перестаю о нем думать.

2

Единственное в первом пое онлайн около 5к. Все перешли в сиквел в платном раннем доступе. Ну и они сейчас сказали, что (временно ли) прекращают пока что поддержку пое1 и бросают все ресурсы на пое2

Первый гораздо богаче второго. Я думаю, после того, как в первый поиграешь, второй может и не зайти. Так что, это скользкий путь. )

а мог бы чилить в элден ринге и не пропадать ирл

Я себе House Flipper со всеми dlc взял. Лучше уж чиллить там) Но пока руки не доходят

1

чел... успокойся, всё норм. 230 - это считай копейки и даже не потратил время считай.
а обзор не читал, прост лень

я не заходил в игру уже четыре дня