Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Начать стоит с упоминания моей похвалы и в тоже время бугурта. Так сказать по свежим следам после 50ти часов геймплея. Почитать о спорных двойственных впечатлениях можете здесь.

Что случилось? Как это произошло? Меня прогрели на богом забытый со времён 2007 года жанр и залетая в хайптрейн я прогрелся на 70 баксов доната. И... Не жалею. Ниже объясняю, почему

(Diablo и Blizzard - вы могли получить мои 70 баксов, но идите в пешее эротическое, контора сами знаете кого)

Сразу расставим точки над i. Это не гайд и не экспертная статья задрота в poe1 и poe2 с 5-10 тысячами наигранных часов. И ты, мой дорогой друг, читающий эти строки, наверняка даже не догадываешься, насколько здесь глубока кроличья нора.

Этот текст я пишу в первую очередь от лица новичка для таких же сомневающихся, залететь ли ARPG и вернуться ли во времена Diablo 2. Рекомендую ли я попробовать? Конечно да! Ниже постараюсь ёмко объяснить почему, без скрупулёзного и непонятного объяснения механик.

Неимоверно засасывает или как я оказался на крючке?

Вот всё это нытье многих игроков насчёт непонятного интерфейса, не объясняемой прокачки и невообразимо огромной ветки прокачки. А добавьте сюда еще момент с трейдингом и крафтом (которого нет, но об этом позже). Добавьте сюда дофаминовый бум в ожидании выпадения самого редкого предмета mirror UPD. Технически это не самый редкий предмет, так что верхушка айсберга и метафоры про глубину кроличьей норы из Алисы в стране чудес и матрицы продолжаются, дофаминовый всплеск в ожидании, что вот-вот в эндгейме при бесконечной зачистке карт тебе попадутся цитадели. И вуаля, ты на крючке. Но сейчас я объясню поподробнее, за счёт каких крючков работает этот дроч на билд и гринд составляющую.

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Это моя первая игра про билд и гринд

Ранее я скипал игры на подобие Desteny 2 довольно быстро, но и билда там не было, только элементы гринда. Элементы билдостроения в souls играх я раскрыть для себя не мог, т.к. не переношу этот жанр. Но не будем лить воду - чем цепляет гринд дроч и билдостроение?

В какой-то момент ты понимаешь, что всё, пропал. Не хочется выходить на работу. Не хочется смотреть кино. Хочется тупо качать своего персонажа. Я очень рад, что в детстве ммо рпг в сеттинге средневекового фентези типа WoW и Line Age прошли мимо меня. Это бл*ть настоящая наркомания. И вот после очередного затупа ты берёшь основные тезисы прокачки ветки пассивных способностей в гайде. И дальше уже постепенно шаг за шажком появляется собственное желание разобраться, прокачать билд. Но сразу скажу, если решите залететь в пое2 - не стесняйтесь спросить совета у задротов и ценителей. Быстрее разберётесь и начнёте кайфовать.

Мои мысли снова начинает уводить в сторону, добавим чуть больше структурности и выделим дофаминовые крючки заголовками.

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Стокгольмский синдром (или травматическая связь) - почему игрок становится зависимым от PoE2

В своём предыдущем тексте я упоминал в ироничном ключе насчёт стокгольмского синдрома. И я не отказываюсь от своих слов, даже нахваливая игру и разрабов, которым я задонатил 70 баксов и возможно продолжу донатить на косметику и вкладки для сундука и дальше.

Это своего рода момент травматической связи отца и ребёнка, когда разрабы выбрасывают тебя в этот суровый мир, толком не объясняя правила игры. И вот эта искусственная усложнённость и огромное количество дофаминовых крючков работают на твою зависимость. Именно этот высокий порог вхождения и огромное количество механик и делает эту игру такой первоклассной в своём жанре! Конечно же помимо огромного количества билдов, классов (в ближайшем будущем). Всё это безумно повышает реиграбельность. Например, сначала я играл на воине электровенике, если вкратце то я играл через молнии и криты и посохом бил дальней атакой критами. Очень эффективно, но однообразно и быстро надоело.

Эй, ты писал, что эта статья для новичков и сомневающихся? Так о чём эта игра?

Наверное все вы представляете в общих чертах, что такое Diablo 2. Так вот это Diablo 2, с эндгеймом и продажей косметики. С трейдом - через сайт здесь можно и нужно продавать шмотки за разные виды валюты, самому её крафтить. Крафт здесь штука странная, не буду выводить это в отдельный заголовок - крафт шрёдингера здесь и есть, и нет. А всё потому, что после убийства мобов и боссов тебе выпадают разной цены и редкости сферы. Сферы эти видоизменяют, добавляют и удаляют качества с предмета, в хаотическом рандомном порядке. То есть крафт - чистый рандом, а это на любителя. Мне проще пользоваться трейдом.

Возвращаемся к вопросу, о чём эта игра, помимо эндгейма, гринда, крафта и трейда (сколько сленга, ужас). PoE 2 - это action rpg. Можно играть с геймпада, можно управлять чисто мышкой, можно мышкой + wasd на клавиатуре. Есть много классов и со временем их будет еще больше. Маг, чародейка, воин, монах и так далее. При этом можно собрать воина, скажем, в мага - но вопрос эффективности и целесообразности будет стоять остро.

Это Dark Fantasy, очень много гнили, трупов, разоренных деревень и очень много монстров. Люди беззащитны как никогда. Почувствуй себя героем (будто написала нейросеть, но нет, я просто вошёл в кураж). Закликиваешь противников, выбираешь себе ветку прокачки и собираешь нужный шмот. Здесь всё просто. Но это лишь верхушка айсберга... Если хочешь узнать простыми словами, что еще представляет из себя эта игра - переходи к следующему абзацу. Ну а нет - скидывай Габедану 200р на пиво и закрывай эту статью.

И да, залетая в PoE2 ты еще не знаешь, насколько глубока кроличья нора.
И да, залетая в PoE2 ты еще не знаешь, насколько глубока кроличья нора.

Что дальше? Что такое эндгейм?

Ни в коем случае не говорю, что эта игра требует особых интеллектуальных навыков, и что она для "илиты". Нет. Просто много механик, скупое их объяснение и высокий порог вхождения. Игра представляет собой следующую схему: выбрал класс персонажа, пробежал 3 сюжетных акта, поубивал боссов и покачался (обещают 6 актов суммарно). Затем переходишь на более сложный уровень и проходишь те же 3 акта.

Оба прохождения у тебя так же во втором и третьем актах появляется возможность пройти набор испытаний Сехем и испытание Хаоса, после успешного выполнения которого ты сможешь выбрать себе более углублённую спецификацию своего класса. Далее за очки восхождения можно вкачивать редкие способности выбранного подкласса. Вкачать их можно только за очки восхождения. Очки восхождения можно получить только пройдя испытание. Испытание может быть как на 3 этапа, так и на 10 этапов. Короче говоря удовольствие на любителя. Испытание может иметь множество активностей подряд. Где-то нельзя допускать по себе урон, чтобы не потерять очки чести, по окончанию которых испытание заканчивается. Где-то нужно либо выживать, либо убивать, в конце добивать босса. Короче говоря по 15-40 испытаний для получения одного очка. Мне этот момент не нравится.

Некоторые даже за игровую валюту за 100 сфер возвышения водят группами проходить испытания Сехем и Хаоса другим игрокам. Так сказать путевой обходчик-проходчик.

Затем начинается эндгейм, то есть технически это бесконечная реиграбельность и нескончаемый контент после окончания игры, пока тебе не надоест или пока не прокачаешь в игре вообще всё что есть. Тебе открывается атлас. В атласе ты по путевым камням ходишь на разные карты от тир1 уровня сложности до тир15. Лично я стал застревать и умирать от всякой хрени уже на тир 12-13 картах на 84 левеле. Есть еще миррор, очень редкая валюта, которую надо умудриться встретить. Есть механики с попаданиями в другие материи на картах, где выше сложность и есть риск умереть на карте, но и награда выше. И дальше вся, абсолютно вся игра про билд и только про билд. И про прокачку персонажа. И это настоящая наркомания, как во времена WoW и Line Age 2.

И да, в игре на тир-1-15 картах погибая, вы будете терять опыт, отступая назад в прогрессе. Погибать не желательно. На карты в атласе вы ходите только через путевые камни, которые можно модифицировать дополнительными уровнями сложности, но и шансом на более крутую награду. Путевые камни нельзя купить. Технически можно через трейд, да. Но стратегия тоже сомнительная и столько экзальтов на регулярные заходы в игру не напасёшься (5 экзальтов за тир 14 путевой камень на рынке).

Допустим у вас остались только тир-12 камни, вы катаете на них в ожидании выпадения 14го тира путевого камня. А он всё не выпадает. Разрабы просто безумно замедлили для вас игру, чтобы привязать вас к себе и вам не надоело, когда вы за месяц прокачали бы перса до максимума.

Эндгейм здесь, если вкратце - это про билд, и еще раз про билд. И про дроч на редкие предметы. В ожидании редкого миррор конечно. И не только миррора, в зависимости от глубины твоего погружения. Но и постепенного выстраивания позднего билда для тир-15/тир-16 карт. И выбивания редкого шмота.

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Я писал, что игра безумно сложная. Так ли это?

Я могу немного перефразировать. Игра может быть очень сложной, но не обязательно будет ею для вас. Например, если на момент написания статьи (далее будут ребалансы персонажей и мет) вы на старте возьмёте стрелка - вы начнёте трахать всё, что движется, уже на старте.

В моём случае я взял монаха. И я трахал всё, что движется прямо со старта - только своей жеппой. Зато монах очень силён в лейте и за него лично мне интереснее играть через разнообразие билдов и через колокол. Сейчас он в мете.

Говоря о сложности стоит так же упомянуть и моменты дисбаланса в геймплее. У милишников (ближнего боя) геймплей очевидно гораздо более жеппоразрывательный и сложный, чем у дальнего боя. Объясню, почему. Ты можешь собрать хорошего персонажа с огромным количеством урона, резистами (защитой) от основных стихий и хаоса под максимальные 75%. И всё равно в общем мессиве огромного количества противников ты можешь не заметить, как постоял секунды три в луже с кислотой. И в конце тебе как бы невзначай прилетает единственный пролетевший сквозь твоё 83% уклонение крит удар монстра, который добил тебя после этой кислоты.

И это очень забавные ощущения. Ты собрал сильного персонажа и на 84-85 (максимальный уровень 100) уровне на тир-14 картах спокойно зачищаешь карту щелчком таноса и превращая большие пачки крипов в крошку льда. Да, моя видеокарточка 4070 даже с dlss в этот момент в ahoy-е от такого рендера мелких частиц. Тебя сложно убить, а ты убиваешь пачки за секунду, иногда за три. И вот ты расслабился и вошёл в транс, наверное вы понимаете о чём я, когда речь идёт о дьяблоидах. Потом ловишь в общем мессиве злосчастную лужу кислоты или огня и получаешь единственный удар крита. И отлетаешь. А вместе с тем и отлетает количество опыта, полученное за последние 5 выигранных карт.

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Сложность в игре будет баланситься и меняться еще много раз. Персонаж показался сложным? Скипайте и попробуйте другого. Либо не стесняйтесь обращаться к подробным гайдам.\

С какими сложностями в эндгейме столкнулся лично я

1) Дисбаланс между рейндж-героем и милигероем. Когда я играл на электровенике на персонаже монахе через криты и storm wave способность. Я был эффективен и держал дистанцию. Но это быстро наскучивает. Я объясню подробнее. Когда ты с помощью сфер добавляешь на путевые камни новые свойства. Там появляются и больший шанс выпадения интересного лута, и большая сложность. И когда там модификатор на +200% урона от молнии или кислоты у монстров, или тот же модификатор на 400% крит от монстра. Иногда уже под самый конец можно пропустить один удар и погибнуть. А погибая на карте в атласе ты теряешь много опыта, теряешь этот же путевой камень и откатываешься назад. Когда я на электровенике и держу дистанцию - я избегаю возможности получить крит и мне легче заметить на экране, не прилетела ли мне в лицо сфера с взрывающимся хаосом, способная ваншотнуть меня, если их будет сразу несколько. В общей мешанине ближнего боя такое бывает сложно заметить.

2) Путевые камни просто перестают выпадать. Мне выпало максимум штуки 4 тир-13 камней. 14е и 15-е я вообще не видел, они просто не выпадают. Так до конца и не понял, зависит ли выпадение путевых камней от модификаторов редкости предметов в шмотках, но по ощущениям нет. Можно купить через трейд за 5 сфер возвышения, но это перебор. Разрабы, вы чё там курите...) А если честно эта модель мне понятна и вполне логична - они просто растягивают игру. Прогресс в прокачке уровня персонажа резко тормозится и падает в какой-то момент чуть ли не до нуля. Дальше у вас задача всё больше доводить до ума свой билд, закрывать все резисты, нехватку маны и сопутствующие вашему билду моменты. Ну а левел будет капать совсем по чуть-чуть, т.к. вы будете играть с монстрами слабее вас по левелу. И всё равно иногда погибать. А иногда погибая - отбрасываясь назад в прогрессе. Игра очень сильно замедляется. С другой стороны, если надоест - всегда можете попробовать нового персонажа.

3) Ну и с этим я столкнулся в самом начале. Элементы метроидвании, которые все почему-то называют сосаликом. Те же потоки снарядов, урон по области и ваншот-атаки.

UPD. Как уже ответил в комментариях, возможно я утрирую, заимствуя геймплейные элементы жанра платформеров и run and go (типа игры contra на nes), где игрок уворачивается от снарядов и доджит атаки боссов. И опять же, пожалуй не все метроидвании такие хардкорные как Hollow Knight, которая сама в свою очередь содержит в себе соулслайк элементы. Так что да, тезис о соулс-лайке в PoE2 верный, а про метроидванию - не совсем.

Опять же, когда только залетаешь в эту игру - на рейндж герое играть легко. Но сейчас я объясню свой бугурт в предыдущей статье - монахом в начале я трахал всё, что движется. Но, повторюсь, только своей жеппой. В самом начале по-другому никак, критов еще нет, а герой умирает от любой ваншот атаки и не только. Зато потом сильный, но как пришлось попотеть... Впрочем, отчасти это была даже интересная часть этих 150 часов. Просто я предпочитаю игры менее потные.

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид? Впечатления от новичка в жанре после 150 часов

Подытожу опыт 150 часов, господа

Таким образом сейчас для меня геймплей на монахе 84го уровня представляет себе следующее, тезисно:

1) Трахаю на карте всё, что движется. Иногда умираю от пары критов ( с модификатором сложности путевого камня на крит монстров), просочившихся через моё 83% уклонение. И конечно же откатываюсь назад в левеле на 7 предыдущих пройденных карт.

2) Жду, когда мне начнут выпадать путевые камни 14-го тира. Я даже специально в ветке прокачки способностей в атласе качал ветку с увеличением шанса на более высокий уровень у путевого камня. Но нет, падает одно говно, вплоть до камней тир-1 и тир-2.

3) Потратил оставшуюся с 70 баксов голду на скины и теперь у меня три красивых полноценных скина с разными интересными спецэффектами, на которые я благополучно и благородно занимаюсь онанизмом. Ведь эта игра про гринд и дроч. Эх, наркомания... Знала бы моя жена, на что я трачу деньги! (Габедан, брат, не про тебя).

Возможно, я забыл что-то еще. Жанр для меня однозначно возродился. Все игры поставлены на паузу, бэклог только копится. Прекрасно понимаю, что у меня нет физически времени еще заценить и Diablo IV, и Diablo III, и Last Epoch. Но может быть когда-нибудь. Кажется, PoE2 со времён Dota 2 и Auto-Chess заменит мне их и станет основной дрочильней на ближайшие пару лет. Или заеbёт меня через три месяца, я не знаю.

Path of Exile 2 - очень крутая игра, реиграбельность на высоком уровне. Билды можно менять в любой момент и пробовать для себя что-то новенькое. Так что жду новых персонажей и смену мет.

Всем сомневающимся однозначно рекомендую попробовать. Не ленитесь пробовать разные классы, если с первой попытки не зашло. Не пугайтесь глубины кроличьей норы, но и не рекомендую пытаться замерять её глубину! Не поленитесь гуглить и смотреть гайды на ютубе и спрашивать советы у знатоков пое в сообществах, это поможет вам быстрее влиться в игру, опять же говорю с позиции новичка, который стал кайфовать. Если вас не пугает метроидвания (хоть за дальника она, считайте, и скипается) - добро пожаловать.

Однозначно рекомендую.

P.S. Сначала хотел поиграть в Diablo 4, но с батлнетом еще и за 5к связываться ноль желания. Поддерживайте рублём всех разрабов и издателей, что остались в ру регионе Steam, господа. Поверьте, оно нам еще вернётся! Карма штука такая.

Всех обнял.

27
1
59 комментариев

Path of Exile 2 - лучший ARPG диаблоид?Еще нет. Но на релизе скорее всего будет лучшей в своем жанре.
Сейчас много чего не хватает и то что нужно исправлять. Хотя даже в таком виде она лучше чем д4.

3
1

Из поддерживаемых - лучший. Даже сейчас.

2
1

Еще нет. Но на релизе скорее всего будет лучшей в своем жанре.

Ок, а какой тогда лучший)
Диабло 3 и Диабло 2?
Но это было давно. А из актуального

Добавлю сюда.
Просматривая одежку из микротранзакций, у меня на сорке не прогрузились текстуры дефолтных шмоток и оказывается там вполне себе прорисованы сиськи как положено с сосками.
Как вам такой плюс?

3

Ето плюс!🤔 я бы даже сказал это победа

2

У всех прорисованы и патч и это не поправил)