Deliver Us Universe - удивительно человечный Sci-Fi

Deliver Us The Moon и Deliver Us Mars - это необычные и по-своему красивые истории о потере, непростых решениях и главное - надежде. В обозримом будущем они обзаведутся триквелом, а пока я жду его, я решил поделиться своим мнением об этих проектах, но без спойлеров, потому что спойлер: я посоветую вам пройти их лично.

Deliver Us Universe - удивительно человечный Sci-Fi

Индюшня

Игровые творения небольших и неизвестных студий нередко остаются незамеченными, пребывая в тени ААА-тайтлов от мастодонтов индустрии. Сейчас в игровом сообществе все больше распространяются призывы чаще обращать внимание на инди-сектор, полный интересных и недооцененных проектов. Относительно недавно я сам проникся этой идеей и полез в свой бэклог искать скрытые сокровища. Естественно, первыми на очереди были игры с бесплатных раздач в Epic Games Store, среди которых и оказался один из обсуждаемых сегодня проектов - Deliver Us Mars.
Полагаю, что я не единственный, кто познакомился с линейкой Deliver Us Universe (так свой франчайз называют сами разработчики) лишь благодаря раздаче, ведь данные игры крайне редко светятся в новостном инфополе, а если вы и вовсе не следите за новостями индустрии, посвящая свое время лишь наиболее известным проектам, то скорее всего никогда и не слышали об этих двух тайтлах. В любом случае, я искренне рад, что решился их оценить и уверен, что они заслуживают и вашего внимания.

Что это, о чем и почему?

По своей сути обе игры - это приключения-головоломки для одного игрока, с большим упором на нарратив и сюжетную составляющую. Повествование в целом является центральным ядром серии, в первую очередь это истории, способные увлекать и вызывать эмоции, а уже потом - интерактивные развлечения. Геймплей здесь минималистичный, медитативный и не слишком содержательный. Головоломки и пазлы, встречающиеся игроку по мере прохождения, простые и в большинстве своем интуитивные, постановочные экшн-секции достаточно немногочисленны, а враги и боевая система и вовсе отсутствуют. Если же говорить о сеттинге, то Deliver Us Universe - это чистейшей воды научная фантастика с явным преобладанием космической эстетики, что вполне понятно из названий проектов. Теперь, когда общая картина обрисована, можно поговорить о каждом из них немного подробнее.

Часть первая. Deliver Us The Moon

Думаю, характерными чертами оригинальной игры 2018 года можно назвать навязчивые ощущения легкой тоски, одиночества и меланхолии, которые она вызывает практически моментально. Я очень люблю, когда подобные выразительность и эмоциональная насыщенность аккуратно достигаются минимальными средствами - и Deliver Us The Moon это именно такой случай.

Главный постер игры отлично отражает ее атмосферу: звездное небо, просторы пустой и заброшенной Луны и неизвестный одинокий астронавт - вместо его лица в шлеме видны лишь отражения силуэтов прошлого.
Главный постер игры отлично отражает ее атмосферу: звездное небо, просторы пустой и заброшенной Луны и неизвестный одинокий астронавт - вместо его лица в шлеме видны лишь отражения силуэтов прошлого.

Сюжет: летим на Луну на последние деньги всего человечества

Если что, я не шутил. Завязка сюжета первой части такова: на Земле заканчиваются ресурсы, что приводит к энергетическому кризису, а условия проживания на планете стремительно ухудшаются. Добывать энергию землянам приходится извне - они получают ее со специальной станции на Луне посредством переработки добываемых там материалов. Однажды на Луне происходит авария - вся станция полностью отключается и теряет связь с Землей, а та в свою очередь остается без энергии. Земляне кое-как продолжают свое существование на оставшиеся ресурсы, но больше не могут позволить себе свободные полеты в космос.
Основные события игры начинаются через несколько лет. Главный герой, наш безымянный астронавт - участник новой спасательной операции, на которую правительство наскребало деньги буквально по сусекам. Нам предстоит отправиться на Луну, узнать причины аварии и все исправить. Командование предупреждает, что это, вполне вероятно, билет в один конец, а после торжественно подытоживает нам нашу основную цель лаконичной фразой: "Deliver us the Moon" (поняли, да, игра так называется).

Начинается игра в космическом комплексе, который находится в Казахстане! Мелочь, а приятно. Проходил я ее тоже находясь в Казахстане, так что +1 к погружению.
Начинается игра в космическом комплексе, который находится в Казахстане! Мелочь, а приятно. Проходил я ее тоже находясь в Казахстане, так что +1 к погружению.

Дальнейшее развитие сюжета описывать не стану, чтобы каждый смог оценить его сам. Но уверяю, что несмотря на небольшую длительность игры (у меня ушло 6 часов) сценаристы припасли для игроков немало интересных моментов и даже пару плот-твистов. Мне сценарий игры доставил немалое удовольствие. Я очень люблю такие несложные и немного образные истории об альтруизме, спасении мира и некой высшей цели - на мой взгляд, это всегда очень красиво и воодушевляюще, особенно в декорациях бескрайних просторов космоса.

Геймплей: ходим-бродим, нарушаем чужую приватность

Геймплейная составляющая у тайтла очень простая: большую часть времени мы перемещаемся по помещениям станции на своих двоих, иногда рассекаем по лунным кратерам за рулем машины, решаем простые головоломки, чтобы открывать двери, запускать в работу механизмы и так далее.
Время от времени геймплей разбавляется различными необычными секциями, к примеру внутри корабля игра переключается на вид от первого лица, вследствие чего ощущения от перемещения в условиях отсутствия гравитации становятся более яркими и интересными. А когда мы садимся за штурвал, нам нужно последовательно нажимать на кнопки и тянуть различные рычажки на панели, чтобы начать процедуру запуска или стыковки. Все это тоже добавляет иммерсивности и лично для меня было крайне увлекательно.

В этой секции игры персонажу необходимо нажимать на кнопки. Проходил я ее тоже нажимая на кнопки, так что +2 к погружению.
В этой секции игры персонажу необходимо нажимать на кнопки. Проходил я ее тоже нажимая на кнопки, так что +2 к погружению.

В какой-то момент герой встречает дрона-помощника, который скрашивает его одиночество и добавляет в игровой процесс еще немного разнообразия. По ходу наших скитаний мы регулярно находим чужие аудиодневники, очень удобно разбросанные по локациям, а также голографические записи - небольшие отрывки, где аудио сопровождается видеорядом, состоящим из однотонных силуэтов. Именно эти находки двигают основной сюжет и постепенно дают нам понять, что именно произошло на станции.

Первая встреча с механическим помощником. Хоть они и невзрачны на вид, эти летающие кругляши являются важной частью серии и присутствуют в каждой игре.
Первая встреча с механическим помощником. Хоть они и невзрачны на вид, эти летающие кругляши являются важной частью серии и присутствуют в каждой игре.

Я не так часто играл в подобные проекты, но геймплей Deliver Us The Moon мне очень полюбился - он неторопливый и успокаивающий, в меру разнообразный, чтобы не заскучать и в меру простой и интуитивный, чтобы не отвлекать от самого главного - сюжета.

Визуал: просто и почти со вкусом

Deliver Us The Moon использует движок Unreal Engine 4, поэтому графически смотрится все еще очень приятно, особенно учитывая ее бюджеты. В игре отличная работа со светом и отражениями, и я наделал немало симпатичных скриншотов в процессе прохождения. С художественной точки зрения все уже не так однозначно, т.к. в этом плане визуал игры немного скудный, однообразный и простоватый. Однако лично я в этом нахожу свой шарм и ищу красоту в мелочах и деталях этой незамысловатой визуальной среды. Нередко кадры цепляют глаз своей композицией и нарративным содержанием, особенно ближе к концу игры, а когда смотришь титры и вовсе кажется, что это настоящее кино.

Некоторые решения разработчиков остались мною непонятыми. Диегетический интерфейс, т.е. встроенный в игровую среду, это, конечно, круто, но на кой черт герою такое огромное табло на спине? Кто должен на него смотреть? Я? То есть он в курсе, что я сзади?...
Некоторые решения разработчиков остались мною непонятыми. Диегетический интерфейс, т.е. встроенный в игровую среду, это, конечно, круто, но на кой черт герою такое огромное табло на спине? Кто должен на него смотреть? Я? То есть он в курсе, что я сзади?...

Саундтрек: я один, мне грустно и мне это нравится

Музыкальное сопровождение за авторством Сандера ван Зантена - одна из сильнейших сторон проекта. Оно идеально работает в паре с его чутким и трогательным сюжетом, усиливая и без того яркие ощущения одиночества, потерянности, беспомощности и ничтожности в этом огромном холодном мире. При этом саундтрек не забывает иногда напомнить игроку, что надежда все-таки есть и она где-то рядом. Вся музыка в игре крайне проникновенная и захватывающая, просто до мурашек. Иногда благодаря звуковому сопровождению можно буквально услышать, как чернота космоса окутывает тебя с головы до ног. Ну а закрывающая тема игры заслуживает отдельных похвал. Для написания этого материала я частично переслушал саундтрек игры и он благополучно полетел на хранение в мой плейлист.

Общие впечатления: космическая печаль

От игры я остался в восторге и сразу же после прохождения поместил ее в коллекцию избранного в стиме. Когда прошли финальные титры, мне было грустно, потому что игра заставляла меня грустить на протяжении 6 часов, и грустно, потому что это закончилось. Я очень давно не получал ни от каких произведений такого всплеска меланхолии и рефлексии. Это очень простая, компактная и довольно поэтичная история о борьбе людей друг с другом, друга за друга и за лучшее будущее. И как я и говорил ранее, все это было собрано воедино при помощи минимального инструментария: повествование в игре буквально безликое, ведь наш безымянный герой все время прячется за шлемом, а больше мы не встречаем ни единой живой души, лишь отголоски прошедших трагедий в виде голографических образов. У игры отличные постановка, работа с диалогами и оригинальная озвучка, поэтому даже такими средствами сценарий легко сумел вовлечь меня в проблемы вселенной игры и не отпускать до самого конца. Я прошел Deliver Us The Moon ночью и оставшееся время просто сидел и пытался все осмыслить, полный чувств и благодарности за возможность существовать, знакомиться с подобным творчеством и за то, что где-то есть люди, которые все это создают.

Никому не советую пропускать титры, т.к. это сплошное эстетическое наслаждение. Они будто созданы, чтобы гармонировать с послеигровой рефлексией и ты мог спокойно переварить все произошедшее. 
Никому не советую пропускать титры, т.к. это сплошное эстетическое наслаждение. Они будто созданы, чтобы гармонировать с послеигровой рефлексией и ты мог спокойно переварить все произошедшее. 

Часть вторая. Deliver Us Mars

Сиквел, релиз которого состоялся в 2023 году, смог подарить игрокам новый взгляд на знакомую вселенную. Хронологически игра является продолжением оригинала, но вот идейно - очень заметно от него отличается. И хотя по большей части разработчики используют для повествования все те же знакомые средства, они рассказывают нам совсем другую, более личную и приземленную историю. Иронично, но улетев еще дальше от Земли, на Марс, мы стали только ближе к насущным человеческим проблемам.

И снова постер идеально отображает особенности проекта: героиня обзавелась лицом, и за ним скрывается настоящая личность, чьим чувствам мы будем сопереживать на протяжении всей игры, а игровой процесс вырос ввысь и приведет нас в новые, неожиданные места.
И снова постер идеально отображает особенности проекта: героиня обзавелась лицом, и за ним скрывается настоящая личность, чьим чувствам мы будем сопереживать на протяжении всей игры, а игровой процесс вырос ввысь и приведет нас в новые, неожиданные места.

Сюжет: мужчины с Марса, а женщины летят за ними

Смена фокуса основной истории чувствуется с первых минут игры, потому что встречает нас вступительный уровень-флэшбек, задающий экспозицию и обрисовывающий бэкграунд главной героини. Зовут ее Кэти Йохансон и она является дочерью одного из ключевых персонажей первой игры, Айзека Йохансона. Основные герои сиквела уже так или иначе знакомы внимательным игрокам, т.к. почти все они являлись персонажами второго и третьего планов в оригинальной игре.

Вот такую милую отсылку к Звездным Войнам можно найти в комнате малютки Кэти. Такие мелочи, наподобие любимых игрушек, играют большую роль в сюжете, т.к. являются эмоциональными триггерами для главной героини.
Вот такую милую отсылку к Звездным Войнам можно найти в комнате малютки Кэти. Такие мелочи, наподобие любимых игрушек, играют большую роль в сюжете, т.к. являются эмоциональными триггерами для главной героини.

Юная астронавтка Кэти рвется стать участницей важной миссии на Марсе, целью которой является разрешение продолжающегося энергетического кризиса на Земле. Мотивация главной героини - исключительно личная и напрямую обоснована ее стремлением найти на Марсе своего отца, поэтому тема семьи стала центральной в сценарии сиквела, а повествование не раз будет возвращать игрока к трагедиям прошлого девушки.
После недолгого вступления нас в очередной раз отправляют в полет. Корабль долетает до красной планеты, но терпит на ней крушение, вследствие чего Кэти отделяется от остального экипажа и остается среди бескрайней пустоши одна, наедине со своим летающим механическим другом. Им предстоит воссоединиться со своей командой, чтобы, как всегда, попытаться спасти Землю и докопаться до правды.

Если приземление на Луну в оригинале создавало атмосферу таинственного холода, то крушение на Марсе имеет немного постапокалиптичные оттенки жанра "выживание". 
Если приземление на Луну в оригинале создавало атмосферу таинственного холода, то крушение на Марсе имеет немного постапокалиптичные оттенки жанра "выживание". 

Как я уже говорил, нарратив сиквела сосредоточился на людях, уделяя много внимания их собственным переживаниям и трагедиям. Личные драмы и дилеммы откликаются во мне немного меньше, чем те же истории о героических подвигах, но все же сюжет Deliver Us Mars смог меня зацепить и я был крайне удивлен высоким качеством постановки и отыгрыша. Конфликты чувствуются живыми и настоящими, благодаря игре актеров чувствам персонажей всегда хочется верить, несмотря на то, что геометрия и анимация лиц активно пытаются этому помешать, но об этом чуть позже.

Геймплей: симулятор альпиниста

Игровой процесс во второй части серии стал шире и разнообразнее, потому что к старым механикам прибавилась пара интересных новшеств. Спокойные скитания по локациям, решения несложных головоломок, вождение внедорожника и управление дроном, а также просмотр и прослушивание чужих приватных разговоров - все на месте и не без улучшений. Отдельно благодарен разработчикам за то, что они вернули секции, где игроку необходимо тыкать кнопки и рычаги на панели управления корабля, потому что мне они очень полюбились. Каждое движение проработано очень детально и особенно много удовольствия от происходящего получаешь, играя на геймпаде: ты аккуратно и плавно тянешь все рычаги и ползунки с помощью стиков, взлет корабля сопровождается характерной вибрацией, а в это время за стеклом иллюминатора привычное нам небо сменяется на космические пейзажи. Погружение в эти моменты просто зашкаливает.

Голо-записи из первой части также претерпели изменения: у силуэтов появились свои характерные черты, что делает ролики не такими бедными на детали. Долго смотрел на этот скрин и понял, что вне контекста он смотрится крайне шизофренически.
Голо-записи из первой части также претерпели изменения: у силуэтов появились свои характерные черты, что делает ролики не такими бедными на детали. Долго смотрел на этот скрин и понял, что вне контекста он смотрится крайне шизофренически.

Что же касается нововведений - ко всем этим активностям присоединились еще и платформинг-секции, которые очень выгодно отличают сиквел от оригинала. Прыгать и карабкаться героине придется очень часто и много поэтому на помощь приходят новые инструменты - крутые футуристичные ледорубы. С помощью них Кэти может цепляться за специально обозначенные поверхности и карабкаться по ним во всех направлениях, словно альпинист, и тут, лично для меня, геймплей прямо-таки расцвел. Механика подъема с помощью ледорубов, как по мне, тоже лучше всего чувствует себя именно при игре на геймпаде. Левый стик отвечает за движение, а правый и левый курки отвечают за каждую руку соответственно. Для начала мы зажимаем оба курка, чтобы героиня зацепилась за поверхность обоими ледорубами и повисла. Далее мы отжимаем один из курков, привязанная к нему рука поднимается, тянем стик в нужную сторону, и рука с ледорубом тянется в соответственном направлении, зажимаем курок и рука зацепляется. После этого проделываем то же самое со вторым курком и так каждый раз, пока не доберемся до точки назначения. Мне очень нравится, что это ощущается медлительно и опасно, как и должно быть в реальной жизни. Сначала ты неуверенно мнешься на месте и еле-еле оттягиваешь одну руку, путаешься в кнопках и боишься упасть, а потом входишь в ритм и начинаешь двигаться все быстрее. И это работает каждый раз, когда ты заново начинаешь подъем, т.к. это не то, к чему можно так легко привыкнуть. По-моему, круто.
Сам платформинг тоже выполнен вполне неплохо. Почти все постройки на планете пребывают в полуразрушенном состоянии, а забираться иногда приходится очень высоко, поэтому перемещение по платформам тоже хорошо передает чувство опасности.

Процесс подъема с помощью ледорубов. Взял скрин из сети, потому что мне было вообще не до скриншотов во время этих потных секций, я просто сидел и боялся в очередной раз перепутать правую и левую руку. 
Процесс подъема с помощью ледорубов. Взял скрин из сети, потому что мне было вообще не до скриншотов во время этих потных секций, я просто сидел и боялся в очередной раз перепутать правую и левую руку. 

Визуал: лучше, но есть нюанс

Если говорить о художественной части игры, то от Deliver Us Mars не следует ждать никаких откровений, хотя разработчики определенно сделали некоторые шаги вперед. Айдентика и арт-стайл игры явно говорят о том, что сиквелу лучше удалось нащупать свою идентичность, нежели оригиналу, и он меньше напоминает generic фантастику. Скафандры и технологии, которые используют герои зачастую выглядят элегантнее и интереснее, однако сама среда чаще всего все еще скупа на какие-либо детали. Замечу, что в то время как сценарий и драматургия игры местами прибавили в кинематографичности, визуал в этом плане слегка схуднул. Мне немного не хватило захватывающих дух видов, поэтому и скриншотов после прохождения игры у меня скопилось достаточно мало.
Как и оригинал, сиквел использует движок Unreal Engine 4, поэтому графически выглядит все так же достойно, а зачастую и лучше первой части. Однако есть одна неприятная деталь, которая может испортить это впечатление - это лица героев. Проект не обладает высоким бюджетом, поэтому лица, мимика и волосы зачастую вызывают вопросы, и если в статике смотреть на них вполне приемлемо, то в движении все это смотрится сильно хуже.

Deliver Us Universe - удивительно человечный Sci-Fi
Deliver Us Universe - удивительно человечный Sci-Fi
Еще одно интересное замечание касательно визуала игры: в отличие от однородной первой части, в ней присутствует сразу несколько достаточно колоритных биомов, что является очевидным плюсом.
Еще одно интересное замечание касательно визуала игры: в отличие от однородной первой части, в ней присутствует сразу несколько достаточно колоритных биомов, что является очевидным плюсом.

Саундтрек: скромно, но все еще эпично

В качестве композитора в Deliver Us Mars снова выступает Сандер ван Зантен, и справляется со своей задачей без самоповтора - саундтрек у сиквела получился очень достойный, вопрос лишь во вкусовых предпочтениях. На смену мрачным, депрессивным и загадочным мотивам, сопровождающим первую историю, пришли более воодушевляющие и бодрые композиции, идеально поддерживающие темы игры и черты личности главной героини. Однако саундтрек не менялся совсем кардинально - в нем все еще отлично чувствуется атмосфера исследования неизвестного и путешествия за границы привычной реальности.

Общие впечатления: дилеммы космических масштабов

Игра смогла меня впечатлить и оставила хорошее послевкусие. Да, она не принесла мне таких разрывных эмоций, как Deliver Us The Moon, и не заставила думать о вечном, глядя в потолок, но в этом нет ничего плохого. Я получил искреннее наслаждение от постановки игры, ее умения меня заинтриговать, задеть за живое и даже удивить: по мере развития истории обстановка становится все более напряженной и иногда персонажам приходится принимать действительно сложные решения - они не всегда справляются и наблюдать за этим очень увлекательно. Эта игра не лучше, или хуже оригинала - она просто другая: там, где подкачал визуал, выросла драматургия, а там, где не удивил саундтрек, это смог сделать геймплей. На самом деле Deliver Us Mars была в числе первых бюджетных проектов, что я попробовал, и я прошел ее даже раньше оригинала - благо между событиями игр целых 10 лет и их сюжеты не связаны напрямую, я прошел их в обратном порядке и ничего не потерял. Даже напротив, именно благодаря прохождению второй игры, я понял, что франчайзу можно доверять, и решился пройти великолепную первую часть, а также немало других прекрасных игр от независимых студий, после чего начал уделять инди-тайтлам особое внимание. За это я крайне признателен этому проекту и его разработчикам.

Итоги. Deliver Us Home

Зачем я вообще затеял весь этот рассказ? Наверное, чтобы показать, какими проникновенными и необычными могут оказаться на первый взгляд такие неказистые проекты. Эта дилогия стала для меня по-настоящему особенной, заново пробудила во мне тягу к чужому творчеству и желание творить самому. Обе игры можно сколько угодно ругать за кривой геймплей, за отсутствие оптимизации, за неудачную реализацию лицевых анимаций и много за что еще, но делать этого просто не хочется. Я видел немало рецензий в сети, где люди акцентируют на простоте или излишней минималистичности игрового процесса, но все это кажется мне упущением самой сути проектов - их прекрасного повествования. Как я и говорил в самом начале, это в первую очередь нарративные игры и если знать, чего от них ожидать, то я уверен, они смогут раскрыться перед вами во всей своей красе.

Постер третьей части франчайза уже наглядно демонстрирует, что у нее тоже будут свои уникальные атмосфера, цветовая палитра, и наверняка тайтл найдет, чем еще выделиться на фоне своих предшественников.
Постер третьей части франчайза уже наглядно демонстрирует, что у нее тоже будут свои уникальные атмосфера, цветовая палитра, и наверняка тайтл найдет, чем еще выделиться на фоне своих предшественников.

Прямо сейчас полным ходом идет разработка продолжения серии - Deliver Us Home. Когда я прошел обе игры, я увидел новости о том, что разработчики собирали средства на создание триквела на кикстартере. Подумав, что может и я могу поддержать студию монетой, я перешел по ссылке и обнаружил следующее: сборы были закрыты буквально на днях, а средств уже собрано больше, чем нужно. Получается остается только ждать... Вот я и жду. Жду, что завершение трилогии тоже сумеет меня удивить, и, продолжая традиции серии, представит свежий взгляд на уже полюбившийся мне мир игры. Я упомянул триквел не просто так, ведь то, что серия живет и развивается, означает, что еще совсем не поздно ее поддержать. Пробуйте, давайте шанс и открывайтесь новому - возможно и вы найдете для себя что-то ценное в этих небольших трогательных историях.

Что ж, я давно хотел поделиться своими мыслями касательно этой серии и теперь с облегчением чувствую, как шум в моей голове, наконец, понемногу затихает. Я очень старался собрать весь этот поток сознания в более-менее цельное повествование, но задача оказалась не самой простой. У меня не так много опыта в написании подобного рода материала, поэтому фидбэк, конечно же, приветствуется. Играйте в игры, всем мир.

1717
11
18 комментариев

Спасибо за обзор. Месяц назад прошел Deliver Us the Moon, ощущение одиночества и какой-то беспомощности в космосе хорошо передано, на мой взгляд. Подсолнух легко собирается)

3
Автор

Спасибо за коммент! Согласен, атмосфера чувствуется просто на кончиках пальцев.

1

Недавно поиграл в Марс до момента музеем на базе и теперь оказывается то, что там история из предыдущей игры)

2
Автор

У меня был точно такой же опыт, я на этом же моменте узнал, что Марс - это сиквел) Хуже от этого не стало ни разу

2

Я обожаю Deliver Us the Moon. Она меня очень тронула своей эмоциональностью. Вскоре сяду за продолжение.

2
Автор

Полностью разделяю, игра прям прошлась по стрункам души. Удачи с сиквелом и хорошего прохождения!

2

спасибо за текст, сам тоже подумывал попробовать серию.
насчёт того, зачем на спине большое табло - так это как и в Dead Space и прочей фантастике объясняется просто: в открытый космос обычно выходят не по одному и члены команды должны быть в курсе сколько кислорода осталось у напарников, если те вдруг отвлекутся и не будут следить за своими показателями

2