Уникальное видение: как Suda51 стал популярным во всём мире

История студии и особенности авторского подхода.

Гоити Суда долгое время заслуженно являлся лицом Grasshopper Manufacture. Благодаря его уникальному видению, такие культовые игры, как Killer7, No More Heroes и Shadows of the Damned приобрели характерный стиль. В Японии для определения проектов этого разработчика используют специальный термин — «Suda games».

Автор Game Informer Суриэль Васкес опубликовал текст про Grasshopper Manufacture. В течение своей 20-летней истории студия выпустила более двух десятков игр. Многие из них носят отпечаток одного из самых заметных разработчиков Японии, а некоторые даже чуть больше «Suda games», чем остальные. В тексте рассказана история студии, а также описан особый стиль Гоити Суда. Мы выбрали из материала главное.

Уникальное видение: как Suda51 стал популярным во всём мире

Начало

Особый стиль Гоити Суда начал проявляться ещё во время работы в студии Human Entertainment. Он трудился над игрой Super Fire Pro Wrestling 3: Final Bout, вышедшей в 1993 году. Но первая настоящая «Suda game» вышла только через год, в 1994. Это была Super Fire Pro Wrestling Special.

Super Fire Pro Wrestling Special
Super Fire Pro Wrestling Special

На стиль разработчика повлияло огромное количество рок-групп, кино и так далее. Суда часто делал различные отсылки в своих проектах, например: к Дереку Джармену, режиссёру многих клипов к песням The Smiths; к Алехандро Ходоровски, режиссёру сюрреалистического фильма «Крот» и так далее.

В Super Fire Pro Wrestling Special авторский стиль проявлялся по-разному, например: сюжет удивляет неожиданной смертью по вине главного героя, а сам он совершает суицид после победы в финальном матче.

Первоначально я сделал две концовки: хорошую и плохую. Я определил итоговый вариант прямо перед тем, как мы сдали финальную версию игры.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

В Human Entertainment Гоити Суда обладал большой степенью свободы во время работы над этой серией, но он также часто присоединялся к работе над другими проектами, где его видение было ограничено. Особенно это отразилось в разработке серии Twilight Syndrome.

Оставалось около трёх месяцев перед релизом игры, когда глава разработки поднял руки и сказал: «Я больше так не могу. Я сдаюсь». И поэтому меня поставили всё доделывать.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Особенное влияние Гоити Суды было заметно в Moonlight Syndrome, в которой серия отошла от ужасов с призраками к ужасам с людьми. Сюжет игры крутился вокруг нескольких ужасных убийств, которые, как оказалось в итоге, были совершены мальчиком. Кроме того, игра в очередной раз заканчивалась смертью протагониста.

Выход игры совпал с чередой убийств в Японии конца 90-х. В частности, тогда в городе Кобе подросток убил двух детей. Подобные события в дальнейшем нашли отражение в творчестве разработчика.

Moonlight Syndrome Intro

Хоть Гоити Суда и была предоставлена широкая свобода, он не мог создать что-то своё в стенах Human Entertainment. Он постепенно начал собирать команду из людей, которые вместе с ним работали над Twilight Syndrome и уже покинули компанию. В итоге Суда собрал костяк Grasshopper Manufacture из 10 человек.

Полная свобода

Свобода творчества, которая появилась у разработчика, позволила создать одну из наиболее «Suda game» на данный момент — The Silver Case. Это была визуальная новелла с простыми интерактивными элементами, в которой изображения персонажей и сцен из разных моментов повествования были перемешаны по всему экрану. Чтобы выделить из общего контекста каждую историю, главы была выполнены в разном стиле: FMV (Full Motion Video), аниме, киберпанк и так далее.

The Silver Case
The Silver Case

Во многих моментах The Silver Case продолжала темы нигилизма и насилия Moonlight Syndrome. Вслед за убийствами детей в Кобе власти Японии начали бороться с жестокими медиа, включая видеоигры. The Silver Case — ответ на действия правительства по контролю за информацией.

The Silver Case — это большая реакция против того, что я чувствовал, когда создавал Moonlight Syndrome.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

В следующем проекте Grasshopper Manufacture Flower, Sun, and Rain Суда попытался отойти от мрачности предыдущих игр и выбрал беззаботный тропический сеттинг.

Когда я был ребенком, в Японии выходило много фильмов, снятых на юго-востоке острова. «Чудо Джо буревестника» был одним из тех, которые я могу особенно выделить.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Flower, Sun, and Rain явно выделялась на фоне остальных «Suda games». Это игра, в которой главный герой Сумио Мондо должен был пройти через несколько «дней сурка», а также решить все головоломки, исследовать остров и обезвредить бомбу на самолёте. Беззаботный тон игры временами прерывался мрачными рассуждениями, а каждый новый цикл имел более зловещее значение, нежели ожидали игроки.

Уникальное видение: как Suda51 стал популярным во всём мире

Также Flower, Sun, and Rain — это первая попытка Grasshopper Manufacture сделать игру с полностью контролируемым персонажем. У команды не было чёткого понимания, как правильно реализовать эту концепцию, поэтому они решили постепенно учиться новым вещам и пытаться воплотить их в реальность. Кроме того, по признанию Суда, он хотел рано или поздно сделать игру, в которой будет меньше текста и больше действия.

Для работы над проектом Suda51 пришлось найти новых разработчиков. Поэтому Grasshopper Manufacture вскоре создала «вторую линию» производства для небольших игр, в которых роль Суда была сведена к минимуму. Первой подобной серией стала Shining Soul, разработку которой возглавил Акира Уэда, дизайнер из Squaresoft (сейчас Square Enix). Это позволило Гоити работать над собственными проектам с удвоенной силой.

Появление Killer7

Grasshopper продолжала расти и выпускать популярные проекты, а само имя Гоити Суда приобрело вес в японской игровой индустрии. В конечном итоге это привело к тому, что создатель Resident Evil Синдзи Миками предложил ему поработать вместе. Из всех вариантов, которые Гоити Суда предложил на рассмотрение, одна особенно выделялась.

Это был не Killer7, но он использовал тот же визуальный стиль. Это было что-то вроде продолжения Moonlight, но более приключенческое. Когда я показал её Миками, он сказал: «Мы возьмём эту».

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Графика с эффектом сел-шейдинга была популярна в то время. Она использовалась в комиксах, абстрактном искусстве и многом другом. Схема управления же была уникальной: она была основана на механике stop-and-shoot, которая потом применялась в Resident Evil 4.

Честно говоря, эта механика связана с дизайном контроллера GameCube. Иначе на нём нельзя было удобно реализовать прицеливание.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture
Killer7
Killer7

С выпуском Killer7 в 2005 году западная аудитория впервые получила настоящую «Suda game». Отзывы оказались смешанными: пока одни хвалили стилистику нуара, сюрреализм и геополитические темы, другие критиковали бессвязную историю и странное управление. Ещё часть аудитории рассмотрела в ней шедевр.

Я помню, как люди из Capcom мне снова и снова говорили: «Эй, игра получила эту награду», «эй, она получила эту награду и эту».

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Только в момент продвижения No More Heroes Суда узнал насколько хорошо Killer7 оказалась принята западными игроками.

Я участвовал в различных турах, и фанаты встречали меня со словами: «Я наконец встретился с человеком, который сделал Killer7!». Тогда я подумал: «Окей, похоже, что люди меня знают».

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture
No More Heroes
No More Heroes

No More Heroes во многом основывалась на опыте, который команда получила во время работы над Blood+: One Night Kiss и Samurai Champloo: Sidetracked.

На мой взгляд, эти три игры — единый экшен-набор от Grasshopper, в котором использовался одинаковый подход к построению активного геймплея.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

No More Heroes стала очередной «Suda game», в которой можно было встретить знакомые элементы: как и Killer7, она делала оммаж в сторону реслинга и имела систему рангов среди убийц, взятую из фильма «Крот».

Расширение студии

К моменту выхода No More Heroes в 2008 году, Grasshopper была больше, чем когда-либо раньше. «Вторая линия» разработала несколько новых проектов, поэтому для Гоити Суда становилось всё сложнее уделять внимание каждой игре. Он решил немного отстраниться от должности главы разработки в нескольких проектах и позволить другим взять всё в свои руки. Тем не менее он всё ещё занимался творческой стороной проектов, а также оставался на посту исполнительного продюсера.

В следующих проектах Гоити Суда в разной степени участвовал в разработке. Например, для No More Heroes 2: Desperate Struggle он написал сценарий, а основная роль была отведена Нобутака Итики.

Shadows of the Damned
Shadows of the Damned

Хотя Гоити Суда по-прежнему участвовал в разработке основных игр Grasshopper, его участие было спонтанным. Он выступал в качестве сценариста Shadows of the Damned, в то время как Массимо Гуарини руководил разработкой, хотя на западных бокс-артах присутствовали слова «A Suda51 Trip». Lollipop Chainsaw Гоити Суда создавал в соавторстве с Томо Икеда.

Суда создал концепцию и помог написать сценарий Killer Is Dead, а разработкой руководил Хидэюки Син. Также Гоити Суда помогал в создании Let it Die, хотя его вклад не был использован в финальной версии.

Это было действительно интересно, потому что я принимал участие как обычный работник. Я не был в роли главы разработки или чего-то ещё. Это был совместный проект, так что получилось действительно здорово.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Несмотря на разную степень участия, Гоити Суда всё ещё видит эти проекты как «Suda games».

Я не руководил разработкой, но Shadows of the Damned, Lollipop Chainsaw и Killer is Dead — это игры, для которых я придумал концепцию. Поэтому в какой-то мере они и мои проекты тоже.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Однако трудно отрицать, что поздние игры поменяли стиль. The Silver Case, Flower, Sun, and Rain были более методичными и ориентировались на нестандартный геймплей. Последние игры стали более доступными для игроков, что несколько отдаляет их от привычного подхода Гоити Суда.

Я убежден, что можно сделать игру, ориентированную на повествование и содержащую большое количество текста. Но при этом она будет чем-то большим, чем просто «жми и читай».

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture
Уникальное видение: как Suda51 стал популярным во всём мире

Возвращение в истокам

Travis Strikes Again: No More Heroes — следующая игра Grasshopper, в которой Гоити Суда опять займёт кресло главы разработки. Существует несколько причин, почему он вернулся на эту позицию.

Во-первых, релиз Hotline Miami. Гоити Суда моментально влюбился в эстетику и активный геймплей проекта.

Когда я узнал, что игру разработало всего два человека, это просто взорвало мой мозг. Днём они ходили на обычную работу, а по ночам работали над Hotline Miami... В некотором роде это напомнило мне времена, когда я только запускал Grasshopper Manufacture.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Во-вторых, в январе 2013 года Grasshopper была приобретена GungHo Online Entertainment, японским разработчиком и издателем, ответственным за Puzzle & Dragons. Это облегчило процесс планирования и принятия решений по управлению компанией.

Уникальное видение: как Suda51 стал популярным во всём мире

В-третьих, в Grasshopper начали пересматривать свои старые игры, начиная с The Silver Case, что позволило Гоити Суда вспомнить время, когда он был гораздо больше вовлечён в творческий процесс. Пересмотрев The Silver Case и Killer7 (которые получат переиздание в этом году), Суда понял, что в какой-то мере упустил контроль над проектами.

Всё это привело к тому, что Гоити Суда вернулся к управлению разработкой Travis Strikes Again.

В итоге

Трудно понять, что на данный момент определяет «Suda games», помимо общего чувства, что они не похожи ни на что другое.

Если Travis Strikes Again окажется успешной, то у Grasshopper Manufacture появится возможность сделать, например, No More Heroes 3. Однако в долгосрочной перспективе Гоити Суда хотел бы вернуться к созданию оригинальных игр вместо продолжений.

Я определенно хочу создать новую популярную IP. Я точно хочу сделать то, чего никто никогда не видел, с персонажами, которые ещё нигде не появлялись.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Суда заинтересован в дальнейшей работе над определением «Suda game», а также в передаче опыта новым сотрудникам компании. Он надеется продолжать делать игры до тех пор, пока жив. Но также хочет, чтобы студия пережила его.

Это значит, что необходимо воспитывать разработчиков, чтобы они могли и в дальнейшем поддерживать уровень Grasshopper. Важно передать это сотрудникам, чтобы они могли понять, что такое «Suda game», и в будущем это повторить.

Гоити Суда, геймдизайнер, генеральный директор Grasshopper Manufacture

Игры Grasshopper Manufacture, в которые обязательно нужно поиграть:

  • The Silver Case (1999; PS4 2017);
  • Flower, Sun, and Rain (2001);
  • Killer7 (2005);
  • No More Heroes (2007);
  • No More Heroes 2: Desperate Struggle (2010);
  • Shadows of the Damned (2011).
9292
73 комментария

Как Suda51 стал популярным во всём мире

Кто это xD

51
Ответить

Ну я вот PC геймер, и то про The Silver Case наслышан :) играть в это странно, подача и история какими-то обрывками, но как я понимаю, для многих это и фишка (есть в Стиме). Ну и Killer7 уже вот совсем на слуху.

1
Ответить

То самое чувство, когда не знаешь кто такой Суда (podoshell), а он известен.
@
Список культовых игр, название видишь впервые.

25
Ответить

Ну может ты просто не интересуешься индустрией?

14
Ответить

Список культовых игр, название видишь впервые.

Все правильно. Культовые != известные :)

2
Ответить

Тут все просто зависит от случая, я вообще в год хорошо если десяток игр наберется в которые я хотя бы какое-то время играю (обычно это вообще 1-2 игры в которых я провожу 90% времени), но например кто такой sudo51 знаю, просто из роликов игромании и статей дтф. Плюс видел стрим лет ит дай на том же дтф. На земле живет 6-7 млрд людей, так что это не отменяет такой возможности, что убер популярный человек, о котором знает пол мира может быть для тебя совершенно неизвестным.

Ответить

Это клёво. Интересный материал.
Хочется подобную статью про Swery65 почитать, как-никак его проекты не менее самобытны и по-своему гениальны.

5
Ответить