Как строили СССР — и насколько достоверно это передал симулятор советской республики Workers & Resources
Рассказали не только, насколько правдоподобен «градострой» от Словаков, но и как строился и чего добился в экономике и промышленности настоящий Советский Союз.
Workers & Resources: Soviet Republic — подробный градостроительный симулятор из Словакии.
Он в деталях отображает производственные цепочки, экономический базис и колорит социалистических республик периода с 1960-х по 1990-е.
Но насколько эти детали правдоподобны?
Может ли человек, сыграв в Soviet Republic действительно побывать в шкуре советского чиновника и градостроителя, столкнуться с похожими вызовами, пользоваться теми же решениями, находиться в таких же обстоятельствах?
Я проанализировал в игре и сравнил с исторической реальностью транспортную отрасль, грузовую, коммуникационную, градостроительную и промышленную — и теперь расскажу, насколько разработчики справились с изображением советской республики (и сколько в нём точности и правды).
Транспортная отрасль
В Workers & Resources: Soviet Republic транспортная отрасль подразделяется на «Автодороги», «Поезда», «Пешеходные дорожки», «Суда», «Самолёты» и «Канатные дороги».
Автодороги. В игре достаточно грамотно, хоть и упрощённо реализована прокладка дорог разного типа, предназначенных как для автомобилей с пешеходными тротуарами, так и для трамваев и троллейбусов.
Пик строительства всего вышесказанного в странах ОВД пришёлся на 1960–1980-ые года прошлого столетия. Ещё в 1926 году в Москве был основан Центральный научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации дорог, позже ставший Дорожным научно-исследовательским институтом.
Именно это учреждение отвечало за развитие путей сообщения и разработку новых методов прокладки дорог с учётом их типа и особенностей местности (климат, тип грунта/почвы, влажность и прочее). Соответственно, все итоги довоенных и послевоенных исследований были внедрены и в прокладку и обновление дорог стран-союзниц СССР.
В Workers & Resources: Soviet Republic при строительстве дорог своими силами требуются определённые ресурсы (например, при прокладке асфальтовой дороги необходимы гравий и асфальт), спец-техника (экскаватор, трактор с ковшом, асфальтоукладчик и каток), а строительство исчисляется трудоднями.
Проблема у игры состоит в том, что для прокладки 100 метров вышеуказанной дороги своими силами требуется около 200 трудодней, что не соответствует действительным темпам строительства тех лет.
Дорогу подобной протяжённости с нуля советские рабочие в реальности могли проложить за 14-21 день.
Уже к 1990-му году сеть дорог общего пользования в РСФСР составила 455 тысяч километров при том, что на 1958-й, за 32 года до, в РСФСР общая протяжённость автодорог с учётом мостов и тоннелей составляла всего 106 тысяч километров.
Но стоит отметить, что в проекте словаков типы дорог, мостов и дорожных знаков соответствуют действительности и дают возможность различными методами прокладывать дороги и полноценно регулировать движение автотранспорта по ним. В данной вкладке огорчает лишь отсутствие постов Государственной автомобильной инспекции.
Во вкладке «Автодороги» в игре также можно строить автопарки и базы спецтехники, которые позволяют ставить на хранение или закупать специализированные автомобили для дальнейшего их применения на предприятиях и объектах инфраструктуры и ремонтировать изношенные транспортные средства.
Прототипом данных сооружений служат Станции технического обслуживания. Если в игре ремонт проводится автоматически по прибытию на базу без трудностей, то в реальности на советских СТО часто просто рисовали отчёты о выполнении плана, при этом не проводя реальных ремонтных работ из-за дефицита необходимых деталей.
Водители вынуждены были сами закупать и проводить ремонт автомобилей или обращаться к «частникам» в гаражных кооперативах. Стоит отметить, что весь транспорт в игре основан на реально существовавших автомобилях, автобусах, самосвалах и пр. Их легко можно найти, введя в поисковик их сокращённое наименование из игры.
Грузовые и пассажирские автостанции, стоянки, тяговые подстанции для трамваев/троллейбусов и несколько типов автозаправочных также выполнены с дотошностью и, как и в реальности, выполняют свои главные функции.
Поезда. Эта игровая вкладка позволяет выстроить и организовать сеть надземных и подземных железных дорог (метро). Как и в случае с подотраслью «Автодороги», электровозы, тепловозы, виды железнодорожного полотна и мостов, семафоры, депо, грузовые и пассажирские станции соответствуют своим прототипам из реальности.
Как раз к 1960-м годам в СССР было принято решение «О Генеральном плане электрификации железных дорог» (1956 г).
Данный план позволил в разы снизить потребление ресурсов, необходимых для оставшихся паровозов и новых тепловозов. Производство и применение электричества на железнодорожном транспорте оказалось дешевле и более экологичным, чем сжигание дизельного или угольного топлива.
Но тепловозы всё равно существуют и в наше время, так как не везде есть возможность возведения электрических ж/д линий и их должного поддержания в работающем состоянии, особенно в условиях крайнего Севера и с учётом большой протяжённости ж/д маршрутов в Сибири. В 1957-м был завершен перевод рабочего парка вагонов на автосцепку, что существенно упростило и ускорило формирование ж/д составов.
Пешеходные дорожки. В данной подотрасли находятся различные типы пешеходных дорог (тропинка, гравийная, асфальтовая с фонарями или без), перголы (гравийная дорога с лавочками и с навесом для защиты от солнца), пешеходные стальные и бетонные мосты и надземные и подземные переходы.
Стоит подробней остановиться на последних, ведь их бум строительства пришёлся как раз на 70-ые годы прошлого века.
Главная цель надземных и подземных переходов – снизить пешеходную нагрузку на автодороги, железнодорожные пути и предотвратить ДТП, несчастные случаи. Подобные сооружения в основном возводили в крупных городах или на оживлённых участках дорог, перекрёстках.
В 1960-х годах городским властям и инженерам Ленинграда удалось сэкономить деньги за счёт возведения отдельного пешеходного туннеля рядом с производственным для предприятия «Электросила». Данное сооружение функционирует в Северной столице и сегодня.
Суда. В данной отрасли в первую очередь хочется отметить сооружения «малый док», «средний док» и «пассажирские порты».
В первых двух возможны покупка и ремонт судов различного типа (от сухогрузов до пассажирских теплоходов). Пассажирские порты необходимы для посадки и высадки пассажиров.
В реальности именно в период с 1956-го по 1972-й года были определены основные закономерности развития морских торговых портов в СССР и странах ОВД. Уже в 1972-м году внешнеторговый оборот СССР увеличился по сравнению с 1958-м в четыре раза в натуральном измерении и в 3,4 раза в стоимостном.
Так, что и в реальности, и в игре (при наличии на карте открытого водного пространства) развитие и применение портов, доков и различных судов может существенно помочь в стабилизации неравенства импорта по отношению к экспорту ресурсов и даже выйти в плюс по общему бюджету республики.
Самолёты. В игре авиация представлена не только самолётами, но и вертолётами.
Пассажирские и грузовые терминалы и вертодромы, КПП аэропорта (для ремонта воздушных судов), диспетчерская вышка — всё это можно возвести и использовать по прямому назначению для блага своей республики.
Если вертолёты представлены преимущественно серией МИ (Ми-4, МИ-6, Ми-8), то самолёты – Ан (грузовой Ан-12), Ил (Ил-18), Ту (Ту-104) и прочими.
Кстати, в реальности именно Ил-18 был самым комфортабельным пассажирским самолётом, так как на его борту имелись системы наддува, кондиционирования и находилась буфет-кухня. Пик авиаперевозок в СССР как раз приходится на 1960-ые, а уже в 1970-м СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). В это время общее количество пассажиров самолётов СССР исчислялось десятками миллионов.
Канатная дорога. В Workers & Resources: Soviet Republic предусмотрено строительство канатной дороги вместе с пассажирскими и грузовыми станциями.
В игре они выполняют роль перемещения грузов и пассажиров по горной и холмистой местности, как и в реальной жизни. В СССР в первую очередь получили развитие грузовые канатные дороги, так как предприятиям был необходим подобный тип надёжного и недорогого в эксплуатации транспорта. Уже к 1960-му году их протяжённость составила более 600 км. Пассажирские канатные дороги, преимущественно для туристов, достигли подобной протяжённости только к 1985-му (Урал, Карачаево-Черкессия, Крым, Кавказ).
Грузы и хранилища
Общие грузы. В данной вкладке речь идёт о создании специальных служебных дорог и регулировании движения по ним, постройке гаража для погрузчиков; постройке базы снабжения (авто и Ж/Д), цехов для загрузки и разгрузки контейнеров, хранилищ для разного типа грузов и ранее упомянутые грузовые авто/железнодорожные станции и порты.
Всё вышеперечисленное выглядит и соответствует тем функциям, которые выполняли их прототипы в реальности без учёта формирования плана производств в отдельной структуре (Госплан).
Стоит отметить, что само слово «логистика» не использовалось в СССР. Все моменты производства, распределения и перемещения грузов были чётко прописаны и учтены в документах Госплана (постановления о пятилетках). При этом постановления не были односторонними и, в зависимости от нужд производств, в них могли вноситься коррективы, предоставляться техника и всё необходимое для постоянного цикла работы предприятий.
Навалочные грузы, наливные грузы, насыпные грузы. Данные три вкладки идентичны друг другу и дают возможность строить конвейерные пути для насыпных и навалочных грузов, трубопроводы для наливных, специальные башни, станции погрузки и терминалы, хранилища и резервуары.
Как и в реальности, подобные сооружения значительно упрощают перемещение грузов между предприятиями и экономят средства на авто и железнодорожный транспорт. В СССР ленточные конвейеры стали массово использовать в 1960-х годах преимущественно на территории разработки шахт и карьеров. Уже тогда был разработан гибкий ленточный конвейер, длина которого составляла 1500 метров.
Трубопроводы в игре, как и в реальности, бывают наземными и подземными. Для их нормального функционирования необходимы насосные станции, которые будут поддерживать постоянное давление в трубах.
В СССР в 1955-м году был введен в эксплуатацию первый «горячий» нефтепровод Озек-Суат — Грозный общей протяженностью в 144 километра. Уже к 1956-му году общая протяженность советских нефтепроводов перевалила за 10 тысяч километров.
За 5 лет было построено и введено в эксплуатацию больше трубопроводов, нежели за предыдущие полвека.
Грандиозным, даже по сегодняшним меркам, и уникальным проектом остаётся строительство нефтепровода «Дружба».
Общая протяженность магистральной части нефтепровода составила около 9 тысяч километров. В систему вошли 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, а также мощные резервуарные парки общим объемом хранения 1,5 миллиона кубометров нефти.
Управление «Дружбой» велось из главного диспетчерского пункта во Львове (От Альметьевска до Восточной Европы - нефтепровод «Дружба», 8 сентября 2020 07:02 , ИА «Девон»).
Единственным игровым упущением в этой категории можно считать отсутствие газопроводов, которые, как и нефтепроводы активно строились и функционировали в 1960–1990-х годах и в настоящее время используются по своему прямому назначению.
Коммуникации
Здесь игра затрагивает важнейшие и, можно сказать, культовые подотрасли для стран бывшего социализма. Электроэнергия, водоснабжение, канализация, тепловые сети, отходы — без этого всего и сейчас невозможно представить свою жизнь, особенно в городе.
Электроэнергия. Данная вкладка позволяет нам не только строить различные станции по получению электроэнергии и прокладывать электрические сети, но и за счёт трансформаторов и подстанций регулировать напряжение.
Для высокого и среднего напряжения в игре предусмотрены распределительные устройства, трансформаторы, электрические щиты, виды и типы воздушных линий электропередач (некоторые из них похожи на ёлки).
Данный аспект игры продуман и реализован хорошо. В игре имеются тепловые электростанции, солнечные и ветряные, атомные электростанции. К сожалению, в игре отсутствуют гидроэлектростанции. Также ещё одной проблемой, скорее визуальной, является отсутствие на дорожных столбах и на самих зданиях висящих проводов (на линиях электропередач и на железных дорогах с ЛЭП они хорошо отображены), хотя в реальности до сих пор во многих населённых пунктах воздушные линии электропередач преобладают над подземными из-за удобства в их обслуживании.
В истории уже в конце 1950-го года суммарная мощность электростанций СССР достигла 19,6 миллионов киловатт. В период с 1956-го по 1960-й ежегодный ввод мощностей электростанций в эти годы достигал 5-7,5 тысяч мегаватт.
Общая протяженность ЛЭП с напряжением в 1960-м году составила 21,1 тысячи километров (Электроэнергетика СССР в 1951-1990 годах Создание ОРЭМ).
В 1970-ые года на территории СССР и в странах-союзницах активно строились и вводились в эксплуатацию атомные электростанции. За пятилетку (1981-1985) мощность работающих АЭС выросла на 125%, а производство электроэнергии на них - на 130%. Работали Ленинградская АЭС, Чернобыльская, Курская, Игналинская и другие.
Ну, и нельзя не упомянуть про бум строительства в 1970–1980-ые годы гидроэлектростанций, а именно Саяно-Шушенской, Богучанской ГЭС на реке Ангаре, на Дальнем Востоке — Бурейской ГЭС. ГАЭС – Загорской, Кайшядорской. Сургутской ГРЭС-2, Пермской ГРЭС.
Водоснабжение и канализация. В данную вкладку входит возможность постройки водопроводных и канализационных труб трёх диаметров (большой, средний, малый,), водозаборные узлы, водонапорные башни, насосные и водовозные станции, резервуар сточных вод, точки сброса канализации, очистные станции и ассенизационная станция.
К сожалению, разработчики слишком упростили проведение труб сведя всё к простому соединению с насосной станицей без проведения труб непосредственно возле зданий и сооружений (как это было, например, в старой игре Simcity 3000) и в игру также не ввели водоканалы — комплексы эксплуатационных зданий, которые обеспечивали деятельность всей системы водоснабжения: от источника воды до ее подачи.
Но всё же разработчики верно уловили и отобразили период массового строительства городов и коммуникаций к ним. Ведь именно в 1960-х процесс прокладки труб механизировался, а к 1990-ым годам практически все города и большая часть поселков были полностью обеспечены централизованным водоснабжением. Водопотребление возросло до 330 литров в сутки на человека.
Тепловые сети. С прокладкой и функционированием системы отопления в игре есть та же проблема, что и у водоснабжения.
Казалось, бы в данной вкладке есть всё нужное: и котельная, и теплоцентраль, и надземные, подземные теплотрассы, и теплораспределительные насосные станции, и тепловые пункты.
Но отсутствует прямое подведение тепла к зданиям. Разработчики упростили механику до простого строительства тепловых пунктов недалеко от зданий.
Развитие теплоснабжения в СССР шло такими же темпами, как и водоснабжения — с 1950-х годов приобрело повсеместный характер распространения. Главный вопрос лишь стоял в том, каким типом топлива пользоваться для получения тепловой энергии: углём, мазутом, газом?
В результате многочисленных исследований и в настоящее время теплоцентрали и котельные дают отопление за счёт более экологичного и дешёвого при добыче газа.
Отходы. Данная вкладка позволяет игроку достаточно продуманно и разнообразно реализовать свои идеи по утилизации или переработки бытовых и иных отходов.
Мусорные контейнеры бывают 2-х типов: малые и большие. Мусоросортировочные заводы позволяют выработать из мусора конкретный ресурс, например алюминиевый или железный лом. Мусороперерабатывающие заводы позволяют переработать мусор различного типа в различные необходимые ресурсы (например, строительный мусор переработать в гравий).
В свою очередь, самые вредные для экологии мусоросжигательные заводы позволяют мусор в большей части уничтожить в раскалённых печах или выработать из их продуктов горения тепловую или электроэнергию.
Утилизационные мастерские предназначены для разбора устаревшего транспорта на отдельные ресурсы. Хранилища же представляют собой обычные свалки.
В реальной истории в СССР были не только все вышеперечисленные объекты для сбора и переработки ресурсов, но и целые программы по сбору с населения макулатуры, стекла и всего того, что можно было бы после переработки использовать вторично.
Материальное и идеологическое стимулирование сдачи определённого типа мусора давали свои плоды вплоть до развала СССР. Например, многие работники стадионов и проводники вагонов за сданные бутылки приобретали автомобили и даже кооперативные квартиры.
За сдачу метала в Вторцветмет и в Вторчермет подросткам-школьникам давали мороженое или билеты в кино, а взрослым выделяли дополнительные выходные дни.
Градостроение
Отрасль градостроения в Workers & Resources: Soviet Republic проработана детально, только вот вид многих строений существенно отличается от тех, которые находились непосредственно в СССР.
Жилые районы. В этой подотрасли размещены основополагающие пункты для строительства Советской республики. Пункт «Жильё» позволяет построить более 20 видов каждого типа жилья (малое, среднее, большое).
При создании моделей домов разработчики ориентировались преимущественно на европейский вид панельных домов, а именно из Словакии. Здесь нельзя найти привычные нам «Хрущёвки», кирпичные «девятиэтажки», дома серии И и П, МГ которые есть практически в каждом районном и областном городе России.
Строения и сооружения из пункта «Питание и торговля» в принципе соответствуют реальным прототипам и полностью выполняют свои функции.
Гастрономы, ларьки, универмаги действительно давали возможность гражданам купить всё необходимое: от еды до электроники. Рестораны в городах были редкостью, так как, во-первых, они были дорогими, во-вторых, считалось, что они развращают трудовой народ и пригодны только для праздников (вроде свадеб).
Строения с алкоголем в игре также продуманы и соответствуют действительности. Несмотря на постоянные призывы со стороны Коммунистической партии к ведению трезвого образа жизни, власть в СССР понимала, что алкоголь является отдушиной для трудового народа, и, при отсутствии спиртного, он может начать думать и действовать против власти, которая не всегда была честна по отношению к людям.
В реальной истории партийцы смекнули, раз полностью не могут победить тягу людей к спиртному, значит надо возглавить и централизовать приём горячительных напитков. Налоги с реализации алкогольной продукции в среднем достигали 10% от всех доходов государственной казны СССР.
Вот с чем точно и в игре, и в реальной истории соцстран не было проблем, так это с распространением культуры в массы.
Кинотеатры, теле, радиостанции и конечно же Дома культуры. К сожалению, в игре отсутствуют привычные нам виды различных зданий театров (есть только амфитеатр и республиканский театр одного типа во вкладке туризм), а здание дома культуры одно на всю игру, и то похоже больше на школу или детский сад.
Также можно упомянуть отсутствие редакций журналов, газет, книг, типографий как отдельных сооружений и как отдельных видов деятельности.
Со спортивными сооружениями в игре получше. Есть и волейбольные и футбольные площадки, крытый бассейн и спортзал, но нет ни хоккейных площадок, ни дворцов спорта, ни ледовых дворцов, хотя в реальном СССР хоккей был гораздо популярнее, чем футбол.
Государственная инфраструктура. К виду медицинских учреждений и пожарных станции в игре претензий не имею — характерная расцветка автомобилей и их модели для вышеуказанных сфер соответствуют своим прототипам.
Здания детских садов и школ, детских домов также полностью идентичны своим реальным прототипам. Пожаловаться здесь можно только на отсутствие яслей как отдельного сооружения для детей.
В пункте «Университеты» разработчики поступили лаконично и распределили гуманитарное (отделение и сама Партийная академия), техническое (Технический университет) и медицинское (Медицинский университет) направление по трём видам вузов.
Во всём вышеперечисленном проводится не только обучение, но и исследовательская работа, которая открывает новые промышленные и иные отрасли и новый тип сооружений.
Университетские общежития в игре также можно строить, ведь именно они будут являться главным местом проживания студентов и, какое-то время, выпускников вузов.
Пункт «Преступность и правосудие» сделан не менее дотошно, чем предыдущие.
В игре можно не только ловить и сажать преступников, но и судить их до момента отбывания наказания в тюрьме. Лично у меня претензия к форме и внешнему виду отделения милиции, которое больше похоже на административную высотку или на главное управление внутренних дел в западных капиталистических странах, и к отсутствию исправительно-трудовых лагерей и колоний различного типа.
В вышеуказанном пункте также есть модель здания и отделения госбезопасности. Если к самому типу и внешнему облику самих сооружений претензий нет, то к самой механике работы КГБ (назовём это так), есть серьёзные вопросы.
Дело в том, что после покупки автомобилей для служащих главной задачей КГБ-истов является личное прочёсывание и слежка в каждом доме, на предмет наличия недовольных и нежелательных социализму элементов.
Данная механика абсурдна, так как даже в либеральных СМИ и научных статьях неоднократно обвинялись не сами работники спецслужб в непрерывной слежке за всеми, а доносители и осведомители, которых было в несколько раз больше первых.
В пункте «Техническое обслуживание» присутствуют Горком (позволяет увидеть статистику о населении по разным характеристикам), станции контроля загрязнения, ранее упомянутые в отрасли«Дороги» базы спецтехники.
Здесь стоит остановиться именно на станции контроля загрязнения, ведь в реальной истории 30 сентября 1963-го года постановлением Совета Министров СССР Главному управлению Гидрометеослужбы при Совете Министров СССР было поручено «изучение химического состава (загрязнения) атмосферы на территории Советского Союза», а уже в 1965-м году в 45 промышленных городах создана сеть стационарных пунктов наблюдений за концентрацией загрязняющих веществ в воздухе.
В 1970-х годах данные исследования распространяются на страны ОВД и по всей территории СССР.
Туризм. Развитие туризма в Workers & Resources: Soviet Republic является одним из основных источников получения доходов и выхода населённых пунктов республики на самоокупаемость.
В реальной истории в связи с «оттепелью» и послаблением режима Железного занавеса в 1969-м году ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» для превращения туризма в отдельную отрасль по обслуживанию населения.
В 1971-1975-х годах на развитие материальной базы туризма профсоюзами выделено 0,5 миллиарда рублей: количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до одной тысячи (количество мест возросло со 150 тысяч до 300 тысяч), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 миллионов рублей в 1970-м до миллиарда в 1975-м.
Правда в игре отсутствуют парки и скверы, как отдельный объект искусства, аллеи Героев, а также комплексы похожие по сооружениям на ВДНХ и детские лагеря, но при этом есть автодромы, карусели, колесо обозрения, галерея искусств, пляжные кафе-бары, четыре типа музеев (краеведческих нет), крупные спортивные сооружения, наподобие стадиона, смотровые башни и зоопарк.
Деревья и декорации. В данном пункте возможно строительство памятников, монументов, возведение КПП и заборов, размещение детских площадок и новогодних гирлянд, облагораживание территории фонтанами и посадкой деревьев (к сожалению, два типа деревьев так и не удалось разместить из-за их блокировки по климату, несмотря на загрузку различных карт).
Несмотря на, казалось бы, обширный список возможностей, чувствуется острая нехватка тематических транспарантов с лозунгами, ранее упомянутых парковых зон, скверов, заповедников.
Отсутствие бюстов полководцев и различных деятелей иных направлений, почётных и информационных досок. Особенно абсурдно смотрится механика поднятия лояльности населения за счёт размещения памятника или монолита с советской символикой, вместо вышеупомянутой доски с информацией и радиовещанием с улицы.
Также хочется особенно отметить нехватку памятников «Рабочий и Колхозница», «Покорителям Космоса» и символов победы над нацизмом, которые устанавливались не только на территории СССР, но и на территории стран-союзниц.
Промышленность
Промышленность обеспечивает республику необходимыми товарами первой необходимости и материалами для строительства инфраструктуры, сооружений и производства товаров для внутреннего пользования или для экспорта.
Пищевая и сельскохозяйственная отрасль подразделяется на «Зерно», «Пищу», «Алкоголь» и «Мясо».
Из вкладки «Зерно» можно разместить различного размера поля, совхозы, завод синтетических удобрений и различные типы элеваторов. Завод по производству пищи, к сожалению, один и для производства еды потребляет он только зерно и воду. Завод по производству спиртных напитков также один и, исходя из знака алкоголя, можно сделать вывод, что на данном предприятии производят только ликёр (внезапно!) и пиво за счёт зерна и воды.
При том, что в игре присутствует мясной совхоз, загон для скота, мясокомбинат и рефрижератор, игрока, который застал СССР, не будет покидать ощущение недостатка, ведь в реальной истории массовыми также были птицефабрики, которые снабжали близлежащий населенные пункты мясом курицы и яйцом.
Ни производства молока и молочных продуктов (хотя мясокомбинат есть), ни предприятий по производству рыбы и консервов, ни заводов безалкогольных напитков, ни производств парфюмерно-косметические изделий в игре нет.
В реальной истории СССР всё вышеперечисленное составляло существенную долю и произведённое к 1980-м исчислялось миллионами тонн.
Прочие отрасли по своему составу (древесина, одежда, гравий, строительство) выглядит чужеродно и нелогично. Это при том, что пункты «Строительство» и «Гравий» полностью аналогичны тем же пунктам из вкладки «Строительная отрасль» и «Транспортная отрасль».
Лучше бы разработчики ввели вкладку «Целлюлоза и печатное дело», а в «Одежду» добавили меланжевый комбинат и поля со сбором льна и хлопка.
А вот в Топливной и нефтехимической отрасли создатели Workers & Resources: Soviet Republic подошли более ответственно к воссозданию исторических реалий.
Хоть у игрока есть возможность построения по одному типу (у химического завода их два) сооружений, это не мешает погружению, а прямая взаимосвязь между той же нефтяной скважиной и химическим заводом помогает понять специфику данной отрасли и позволяет грамотно выстроить логистические цепочки между предприятиями.
Добыча и переработка угля прежде всего необходима для работы теплоэлектростанции, котельной и теплоцентрали.
В свою очередь, химический завод производит сырьё необходимое для завода пластмасс. Пластик, как ресурс, необходим как в сфере создания электроники, так и в сфере машиностроения.
Всё вышеописанное, хоть и с игровыми условностями соответствует, реальному положению дел в СССР.
Металлургия. Здесь, хоть и в упрощённой форме, но реализована возможность добычи железной руды для производства стали и добычи бокситов для дальнейшей их переработки в алюминий.
Процесс добычи руды состоит из трёх этапов, процесс добычи бокситов — из четырёх.
В реальной истории в 1975-м году СССР занимал 1-е место в мире по общему производству важнейших видов продукции: нефти, угля, чугуна, стали, железной руды, кокса, минеральных удобрений, пиломатериалов, цемента, сборных железобетонных конструкций, тепловозов и электровозов магистральных, тракторов (по суммарной мощности двигателей).
Конечно, можно придраться, что отсутствуют предприятия по выплавке иных и цветных металлов, но их производство и переработка могли существенно усложнить как производственную, так и экономическую составляющую игры.
Наукоёмкие отрасли. Атомная отрасль начинается с уранового рудника, а завершается заводом ядерного топлива, которое необходимо для работы атомных электростанций.
Сфера «Электроника» представлена двумя сооружениями, а именно заводом электродеталей и заводом электроники.
Но самой интересной из всех подотраслей конечно же является машиностроение. Здесь мы производим механические детали, автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда.
Вкладка «Наукоёмкие отрасли» сделана дотошно и полностью соответствует реальной истории развития и работы промышленности в соцстранах.
Строительная отрасль реализована не менее дотошно, чем наукоёмкие: включает в себя строительные конторы, снос зданий и сооружений, строительство, гравий и древесину.
Но в названии «строительная контора» есть историческая неточность. Дело в том, что 10-го мая 1957-го года Верховным Советом СССР был принят закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», где было сказано – управление строительством должно осуществляться по территориальному принципу экономических административных районов посредством организаций Строительного управления (СУ) и, получившие более широкое распространение, посредством Строительно-монтажного управления (СМУ).
Надо отдать должное, что строительные конторы в игре значительно упрощают процесс налаживания логистических цепочек при строительстве объектов инфраструктуры, зданий и сооружений. Про демонтажные работы и сооружения, к сожалению, найти ничего не удалось, поэтому поверим на слово авторам игры.
В «Строительство» входят цементный, бетонный, асфальтовый, кирпичный заводы и завод бетонных панелей.
Если говорить о реальной истории, то СССР по производству цемента с 1965-го по 1990-е годы занимал уверенное второе место после Китая. Как раз именно с 1950-х производство строительных материалов увеличивалось в геометрической прогрессии.
Например, в 1950-ом году было произведено 546 миллионов условных плиток шифера (нет в игре), в 1990-ом году - 9034 миллионов; в 1950-ом году произведено 5 миллионов квадратных метров линолиума (нет в игре), в 1990-ом году - 158 миллионов; в 1950-ом было произведено более 10 миллиардов кирпичей, а в 1975-ом уже 47,2 миллиарда.
Бетонная промышленность в СССР также не отставала и к концу 1980-х показатели объемов производства строительного материала держались на уровне 140 миллионов тонн в год.
Вопрос о производствах изделий и материалов из древесины ранее поднимался в пункте о «Прочих отраслях».
Могу добавить, что по теме древесины помимо целлюлозного комбината не хватает мебельного завода. Здесь с уверенностью можно сказать, что СССР занимал первое место в мире по лесозаготовкам и по производству материалов из дерева (Деревообрабатывающая промышленность СССР).
Может ли человек, сыграв в Soviet Republic действительно побывать в шкуре советского чиновника и градостроителя, столкнуться с похожими вызовами, пользоваться теми же решениями, находиться в таких же обстоятельствах?
А вы посчитайте, сколько раз я говорю, что разработчики справились и с предельной точностью, пускай и с допущениями (всё-таки это игра, а не документ), передали реальное положение дел в советской промышленности, строительстве, транспорте.
Или не считайте, я сам скажу — достаточно. Удач и точностей в игре куда больше выдумок и ошибок.
Workers & Resources: Soviet Republic получилась комплексным и базированным проектом для игроков, которые знают о соцстранах только из рассказов взрослого поколения. Да, в проекте есть ляпы, отсутствие колоритных элементов той эпохи, но именно базовый набор юного строителя социализма эпохи оттепели в нём имеется.
Не все разработчики настолько дотошные — мы писали и про тех, кто не справился с исторической темой.
Список источников.
Транспортная отрасль:
- Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 60-70-е годы – https://rg.ru/2010/10/18/avtoistoria.html;
- История строительства дорог с твёрдым покрытием в России – ссылка
- История Госавтоинспекции России – https://report.gibdd.ru/about/history/?type=special;
- Смех и слезы: как в СССР ремонтировали автомобили без запчастей и сервиса – https://www.zr.ru/content/articles/932998-smekh-i-slezy-kak-remontiroval/;
- Железнодорожный транспорт послереволюционной России и Советского Союза – https://umczdt.ru/news/demohtml/110.html;
- А. Вертячев, А. Миронов. «История городских переходов» – https://spbvedomosti.ru/news/gorod/peterburg_podzemnyy_i_nadzemnyy_istoriya_gorodskikh_perekhodov/;
- М.В. Сабайдаш. «Развитие морских портов СССР и их роль в расширении международной торговли в период экстенсивного экономического роста (1956–1972 гг.)» –https://vestnik.astu.org/ru/nauka/article/65835/view;
- Гражданская авиация России. История полётов – https://spec.tass.ru/istoriya-poletov/;
- Век на крыльях – https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/10/962424-vek-na-krilyah;
- Об истории канатных дорог в России из первых рук – https://www.ski.ru/az/blogs/post/ob-istorii-kanatnykh-dorog-v-rossii-iz-pervykh-ruk/.
2. Грузы и хранилища:
- 1950-1960 – https://www.sovfracht.ru/traditions/history/1950-1960/;
- Логистика. Учебник. 1. Истоки логистики – https://bookonlime.ru/lecture/1-istoki-logistiki;
- Все идет по плану: как работал советский Госплан – https://www.hse.ru/news/science/480911786.html;
- История и этапы развития ленточных конвейеров – https://www.npoakonit.ru/information/istoriya-i-etapy-razvitiya-lentochnykh-konveyerov;
- ИА Девон. «Мега-газопроводы СССР и шуховские нефтепроводы в Баку» – [ссылка](https://iadevon.ru/news/recomendations/mega-gazoprovodi_sssr_i_shuhovskie_nefteprovodi_v_baku-13317/#:~:text=В 1955 году введен в,км.);
- ИА Девон. «От Альметьевска до Восточной Европы - нефтепровод “Дружба”» – ссылка;
Коммуникации:
- Типы опор воздушных линий – https://rmk67.ru/stati/tipy-opor-vozdushnykh-liniy/;
- Электроэнергетика СССР в 1951-1990 годах. Создание ОРЭМ – https://www.eeseaec.org/svedenia-o-sajte-i-avtorah-publikacij/b-d-sutkin-m-k-polucalnikov-ob-optovom-rynke-elektroenergii-i-moshchnosti/elektroenergetika-sssr-v-1951-1990-gg-sozdanie-orem;
- История канализации – https://delfin.one/istoriya_kanalizacii/;
- История развития водоснабжения и современные виды инженерных сетей – https://ingazteh.ru/articles/Istorija-razvitija-vodosnabzhenija-i-sovremennye-vidy-inzhenernyh-setej/;
- История системы централизованного теплоснабжения в России – https://mup-uis.ru/history/129.tpl;
- Back in the USSR Как в СССР обращались с отходами – https://lenta.ru/articles/2020/04/10/musor/.
Градостроение:
- Жилищное строительство в СССР –https://prometej.info/zhilishnoe-stroitelstvo-v-sssr/;
- Типовые серии домов – https://www.kvmeter.ru/information/homes_series/;
- Сколько власти СССР зарабатывали на продаже алкоголя –https://news.rambler.ru/other/38881457-skolko-vlasti-sssr-zarabatyvali-na-prodazhe-alkogolya/;
- Советские ясли и детские сады пятидневки. Личные воспоминания – https://www.eg.ru/nostalgia/2572392-sovetskie-yasli-i-detskie-sady-pyatidnevki-lichnye-vospominaniya/;
- «Морские черти», спортивные Олимпиады и жизнь в избушке Бабы-яги: какими были детские лагеря в СССР? – https://mir24.tv/articles/16434294/morskie-cherti-sportivnye-olimpiady-i-zhizn-v-izbushke-baby-yagi-kakimi-byli-detskie-lagerya-v-sssr
- Карта советских лагерей – https://gulagmap.ru/chronology;
- Исправительно-трудовая колония (ИТК) – http://pmem.ru/5022;
- к.и.н. К. Александров . «Революционный порядок и безопасность». Журнал «Дилетант» №103 июль 2024, стр. 44-47;
- КГБ СССР: история создания, задачи и операции – https://myhistorypark.ru/media/kgb/;
- 6.2. Фоновое загрязнение стран Восточной Европы и СССР в 70-80-х годах XX в. – https://ecodelo.org/9550-362_fonovoe_zagryaznenie_stran_vostochnoi_evropy_i_sssr_v_7080kh_godakh_xx_v-3_monitoring_fonov
- Туризм в СССР – https://tourlib.net/statti_tourism/tourism_sssr.htm;
- Советская скульптура – https://antiqueauction.ru/encyclopedia-kategoria/sovetskaya-skulptura;
- Советские мемориалы – https://www.berlin.de/sen/uvk/ru/sowetskie-memorialy/;
- Скульптура СССР (Всеобщая история искусств) – https://ussr.totalarch.com/sculpture_ussr.
Промышленность:
- В. М. Шварц, М. И. Никольский. «Пищевая промышленность» – [https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/089/457.htm;](https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/089/457.htm; )
- Н. Любченко. Сайт «Дилетант». «История советского лимонада» – https://diletant.media/articles/45289722/;
- П.Н. Попеленский. «Тяжёлая промышленность» – https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/113/313.htm;
- СМУ-53. История компании – http://smu-53.ru/view.php/435_0_6_0_C/;
- Как в СССР победила химизация – https://www.ng.ru/science/2023-05-23/15_8730_ussr.html;
- Бетонное основание – https://vestnikstroy.ru/articles/building/betonnoe-osnovanie/;
- Производство цемента в СССР – https://suru/cement.html;
- Производство в СССР кирпичей и других строительных материалов – https://su90.ru/materials.html;
- Деревообрабатывающая промышленность СССР – https://suru/industry4.html.
Проблема у игры состоит в том, что для прокладки 100 метров вышеуказанной дороги своими силами требуется около 200 трудодней, что не соответствует действительным темпам строительства тех лет. Дорогу подобной протяжённости с нуля советские рабочие в реальности могли проложить за 14-21 день.
Автор не видит разницы между днём и трудоднём, а значит ему противопоказан экономический анализ. Трудодень - единица работы, выполненной одним рабочим за один рабочий день. 200 трудодней = 1 человек работал 200 дней или 200 человек работали 1 день. А если 10 человек работали 20 дней, получится то самое "в реальности могли проложить за 14-21 день".
Трудодень это же еще условная единица, т.е. экскаваторщик мог за день делать 2 трудодня, а рабочий с лопатой 0.5 трудодня.
Комментарий недоступен
Спорный вопрос, так как трудодень для 1 рабочего это определённый объём работы выполненный им за один день. Отмечалось это в определённой ведомости. Для государства трудодень это условная единица не количества работников, которым необходимо выполнить задание, а именно - расчёта объёма итоговой работы. Вы бы прежде чем необоснованно критиковать и городить терминологические и фактические ляпы прочитали сами о трудоднях и приложили ссылки на обоснование вашей позиции. https://money.onliner.by/2022/04/17/trudodni-kak-sredstvo-ot-krizisov
Вот делать тебе не хуй
Да мы вообще хернёй тут страдаем.
Не то что ты, делишься с ДТФ актуальным, эксклюзивным, релевантным контентом!