Так что рассчитывали, что с выходом в ранний доступ получим сообщество, которое поможет нам правильно довести игру до финала, чтобы она получилась как раз такой, какая нужна. Оказалось, что это не так.
Михаил Кузьмин: Но большинство людей выходит в ранний доступ как раз ради фидбэка, и даже получает его. Почему это не так?
Артём Мироновский: Фидбэк был и до сих пор есть, и мы его внимательно слушаем и общаемся с людьми, которые его оставляют. И именно благодаря этим людям в игру попало множество вещей, которые в ней сейчас есть. Много чего поменялось и улучшилось.
Гипотеза не сбылась немного в другом смысле. Мы предполагали, что это будет счастливое плавание на общем плоту, пока мы будем на ходу делать из этого плота настоящий корабль. Оказалось, что ты выходишь в нормальное коммерческое пространство, где твой товар воспринимается не как альфа, а как финальный продукт.
В последнее время в Steam вышло много проектов и на релизе, и в раннем доступе, и появился если не профицит, то реальный выбор, куда потратить свои доллары.
Сергей Галёнкин: Когда выходили «Дефендеры», в Steam в неделю выходило примерно пять игр, и каждая игра была событием, про которое писала пресса, и делал обзор Total Biscuit. Когда выходила Space Rogue, конечно, была ещё не такая задница, как сейчас, но в среднем выходило порядка сотни игр в месяц, то есть было достаточно тяжело. Планка качества порядочно задралась. Были игры и хуже Space Rogue, и их продажи не дотягивали и до тысячи.
Артём Мироновский: Покупатели стали избирательнее.
Сергей Снисаренко: Многие уже даже не обращают внимания на игры в раннем доступе. Когда оно только появилось, были люди, которые играли во всё подряд и помогали разработчикам, но те времена прошли.
А тут ещё возникла проблема визибилити. Очень сложно сделать так, чтобы на Steam тебя хотя бы заметили. Мы рассчитывали совсем на другие цифры, нас не пугало, что все эти люди будут нас ругать. Людей приходит сильно меньше, чем раньше.
Михаил Кузьмин: А куда ушла аудитория?
Артём Мироновский: Она не ушла, она размылась. Просто из ларька Steam превратился сначала в небольшой магазин, а теперь в март. Начало приходить гораздо больше людей, но там стало гораздо больше полок и продуктов.
А мы не были готовы к тому, что наш проект могут просто не заметить. Всё стало сложнее. И нам казалось, что на этой платформе хватит стандартных приёмов вроде общения с прессой, с ютуберами и в своих социальных сетях. А если твоя игра ещё и понравится людям, она получит органический рост.
Оказалось, что всё сложнее. И это было наша первая ошибка. Мне люди говорили, что есть всего один релиз, и приходится выбирать, выходить в ранний доступ или ждать настоящего релиза. Говорили, правда, поздно, через несколько месяцев после выхода в Early Access, но я не верил.
Михаил Кузьмин: Есть же примеры игр, взлетевших в раннем доступе.
Артём Мироновский: На самом деле, редко какая игра сейчас взлетает в раннем доступе. И при том это такие игры, у которых на маркетинг был потрачен далеко не инди-бюджет.
Михаил Кузьмин: Да, разработчики того же ARK потратили на маркетинг что-то около 10 миллионов.
Традиционно говорю автору спасибо за труд по адаптации нашего выпуска! Пошарил коллегам и друзьям.
Круто было бы вам самим в таком виде выкладывать. Подкаст - это что-то из 80х.
Самый крутой подкаст этого года, все по делу, очень интересно и будет полезно всем инди разработчикам, которые хотят издавать игру в Стиме. И подтверждает мое мнение про ранний доступ - инди играм он теперь практически противопоказан. Ребятам желаю всяческих успехов, и думаю, еще увидимся на Steam Dev Days например!
Вообще хотелось бы почитать отдельный материал на дтф, какие в принципе взаимоотношения с инвесторами и издателями бывают. От чего отталкиваться при переговорах.
Я как-нибудь напишу про наш опыт. При создании первой игры у нас было 4 инвестора и один Кикстартер :)
Про издателей есть отличный выпуск другого русскоязычного подкаста, в гостях один из отписавшихся выше комментаторов, рекомендую: https://flazm.podster.fm/76
Подкаст отличный да. Жаль много интересных деталей не раскрыли - ухода из Nival, приход-уход Сергея, взаимоотношения с инвестором