Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Приветствую, моё имя Назар. Я руководитель саунд-продакшн студии Music we Deserve. Сочиняем музыку, делаем аранжировки и саунд-дизайн для игр и фильмов.

Эта статья полезна для тех, кто ищет композитора\саунд-дизайнера на проект, и не хочет растратить впустую время, деньги и нервные клетки.

Как и где искать композитора

Сделайте так, чтобы композиторы сами вас находили. Напишите пост в профессиональных пабликах и форумах. Список известных мне сообществ в таблице. Расскажите о проекте и дайте краткое ТЗ. Композиторы сами начнут откликаться. Будьте готовы к гигантскому потоку предложений. Это нормально, порог вхождения в профессию значительно снизился. Чтобы выявить нужного специалиста, я выделил 5 признаков дилетанта

5 признаков дилетанта

  • Слабая база
  • Нет опыта работы
  • Не умеет вести диалог
  • Срывает дедлайн
  • Профессиональная стагнация

Если вы ещё не поняли всю серьезность ситуации, то вот пример что будет, если пустить в проект дилетанта

Слабая база

Узнать о базе композитора можно по его образованию. Под образованием я имею ввиду те учебные заведения, которые предлагают структурированную систему знаний. Самый хардкорный вариант музыкального образования: музыкальная школа+училище+консерватория=16 лет.

Я учился в Московской школе кино и Институте звукового дизайна. Это альтернативный 16 годам путь. За год преподаватели из индустрии помогают сформировать необходимую базу. Обучающие видосики и онлайн-курсы работают как дополнение к основному образованию. Если вы думаете, что можно сформировать прочную базу по видосам чувака с ютуба то

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Встречаются выдающиеся композиторы самоучки: Ханс Циммер, Густаво Сантаолалья. Но это исключения. Большинство знаменитых композиторов: Кевин Маклауд, Рамин Джавади, Джереми Соул, Пол Ромеро и т.д. - имеют музыкальное образование.

Нет опыта работы

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Представим выпускника консерватории с красным дипломом. Он умеет сочинять музыку. Но сможет ли такой композитор написать музыку для игры или фильма, если у него нет такого опыта? Зависит от того, сколько времени вы готовы уделить композитору.

Придется много общаться и вносить правки.

Моим первым проектом была дипломная работа выпускницы режиссерского факультета КИТ. До этого я никогда не сочинял музыку для кино. Режиссер очень подробно рассказывала как должна работать музыка в её фильме. Я впитывал информацию и учился на ходу. В итоге мы добились хорошего результат и остались довольны сотрудничеством.

Плюс в том, что композитор без опыта может согласиться работать для портфолио. Если вы не готовы рисковать и тратить много времени на разговоры, то берите композитора с опытом.

Не умеет вести диалог

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Грубость и хамство точно не помогут успешно завершить проект. Бывают ситуации, когда проблему в общении сразу не выявить. Чем позже эта проблема возникнет, тем хуже для вас.

Обсудить все острые вопросы на берегу - лучший тест на адекватность. Сделайте это до того, как начнете работать. Уважайте своё и чужое время.

Острые вопросы:

  • Размер и сроки оплаты
  • Дедлайн
  • ТЗ
  • Авторские права
  • Стиль общение
  • Рабочее время

Срывает дедлайн

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

От старших коллег я слышал утверждение: между талантом и способностью соблюдать дедлайн работодатель выберет второе. Как понять, что композитор не похерит дедлайн? Спросите у тех, с кем он работал. Почитайте отзывы, если они есть. Композитор, который не умеет успевать в срок - дилетант.

Профессиональный застой

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

Так бывает, когда профессионал уже 20, 30, 40, ∞ лет в индустрии. С годами может появиться уверенность, что ты всё знаешь и умеешь. “Я делал это уже тысячу раз! Зачем что-то менять, если и так всё работает?”

Рабочие шаблоны уместны, когда нужно сделать что-то конкретное, быстро и качественно. Если ТЗ совпадает с видением композитора, тогда нет проблем. А справится ли композитор с задачей, которая для него не характерна?

  • Оцените разнообразие жанров в портфолио композитора
  • Спросите готов ли композитор к экспериментам

Эти признаки помогут вам убедиться в компетентности композитора или выявить в нем дилетанта.

Насторожитесь, если есть хотя бы один признак. А если есть все …

Как найти толкового композитора и не вляпаться в дилетанта

(Шутка) В дилетантстве нет ничего плохого. Я тоже был дилетантом. Но мои первые заказчики поверили в меня. В общении с работодателем я стараюсь показать адекватность и стремление учиться. Этих вводных иногда достаточно для начинающего заказчика. Главное двигаться и развиваться, а всё остальное придет с опытом.

Не бойтесь быть дилетантом, бойтесь им оставаться!

1616
33 комментария

От старших коллег я слышал утверждение: между талантом и способностью соблюдать дедлайн работодатель выберет второе.

Это были бесталанные старшие коллеги, ахахахахахх. Но если объективно и такие и такие есть. Как раз те, кому срок важнее таланта - чаще оказываются говноделами.

Композитор, который не умеет успевать в срок - дилетант.

Прости, но ерунда прям. Есть которые в срок, есть которые опаздывают. Чаще всего на творческую работу закладывают, что с ней могут опоздать. Результат решает.

4
Ответить

Вы правы, но профессионал на то и профессионал, чтобы адекватно оценивать сроки выполнения заказа и закладывать время на непредвиденные обстоятельства. Сроки могут сорвать и не по вине композитора, об этом речи не шло

3
Ответить

А как сейчас обстоят дела со всякими библиотеками типа Symphobia и тому подобное, что помогает делать музыку для игр? Есть ли санкции, ограничения?

1
Ответить

Это интересные вопросы, попробую ответить в рамках коммента.
1. С библиотеками проблем нет, так как у нас уже сформирован рабочий состав инструментальных библиотек и их достаточно практически для всех задач по музыке.
2. Музыку для игр помогает делать многое, это вопрос тянет на целую статью. Если коротко, то помогают знания и опыт, умелое работа с референсами и степень вовлеченности в проект. Чем лучше ты понимаешь специфику и нюансы проекта, тем точнее будет попадание музыки.
3. Санкции и ограничения мы не почувствовали, т.к. нашу команду раскидало по миру.)

2
Ответить

Главное ограничение - курс евро/доллара :D

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Он прав в целом.
Но не полностью.

2
Ответить