Тотальная экономия — как создавалась Hellblade: Senua's Sacrifice

3D-сканирование и походы в IKEA.

На прошедшей Game Developers Conference Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory, поделился подробностями о том, как разрабатывалась Hellblade: Senua's Sacrifice и как студии удалось создать AAA-игру за относительно небольшие деньги.

Тотальная экономия — как создавалась Hellblade: Senua's Sacrifice

В 2014 году, после окончания разработки DmC: Devil May Cry, студия Ninja Theory находилась в поисках нового проекта. Некоторое время в разработке находился концепт некоей игры под кодовым названием Razer, однако ему так и не удалось воплотиться в жизнь. По словам Мэттьюса, сотрудники студии неожиданно для себя осознали, что за последнее время индустрия сильно изменилась, и в ней больше не было места для разработчиков среднего масштаба — таких, как Ninja Theory.

Студиям вроде нашей на рынке приходилось тяжело. Всё свелось к гонке вооружений между AAA.

Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory

Ценник в 60 долларов означал, что разработчики и их игры не могут конкурировать за счёт цены и вынуждены были соревноваться в масштабе. То есть со временем игры становились всё больше и больше, команды всё увеличивались, а бюджеты всё росли. Жанры, которые раньше процветали, больше не могут бороться за существование, так как не могут заинтересовать достаточно обширную аудиторию.

Мэттьюс вспоминает о массовом закрытии студий, а также о заявлениях таких крупных компаний, как Konami и Square Enix о том, что они собираются сфокусироваться на мобильном рынке. Продюсер называет этот процесс «Эпохой истребления».

У нас была фанатская база, которой нравилось то, что мы делали. Но мы были поставлены перед выбором: можно было увеличить размер команды, чтобы сделать игру, рассчитанную на многие миллионы пользователей, рискуя пожертвовать в процессе нашими ценностями и креативностью, или могли отойти от дел — после пятнадцати лет разработки игр для консолей. Нам не хотелось делать ни того, ни другого.

Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory
DmC: Devil May Cry (2013)
DmC: Devil May Cry (2013)

По мнению Мэттьюса, на тот момент в индустрии существовало «две крайности». Ты мог быть либо инди-разработчиком, пользующимся огромной творческой свободой, и создавать новые жанры. А мог работать на огромную компанию, выпускающую крайне дорогие в производстве игры в рамках очень узкого набора жанров, соревнуясь с другими такими же корпорациями за место на вершине. Третьего было не дано.

Между этими двумя вариантами ничего не было. Существует пространство, которое мы называем «независимые AAA» — это игры, не уступающие по качеству AAA, но продающиеся по более гибкой цене. Мы могли сделать игру такого размера и объёма, как нам было нужно, и установить на неё соответствующую цену.

Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory

Ninja Theory решили занять это пустующее место при помощи своей новой игры — Hellblade: Senua’s Sacrifice. Разработчики поставили себе цель: самостоятельно профинансировать и разработать игру, пользуясь абсолютной независимостью и творческой свободой, при этом в дальнейшем сохранив на неё права.

Тотальная экономия — как создавалась Hellblade: Senua's Sacrifice

Такой подход означал, что процесс разработки должен выглядеть не совсем так, как привыкли в Ninja Theory, сотрудники которой раньше работали в основном над классическими AAA-проектами. Прежде всего речь идёт о гораздо меньшем бюджете — Мэтьюз называет эту разницу «огромной».

Руководству студии пришлось уменьшать размер команды, в результате чего одному сотруднику зачастую приходилось отвечать сразу за несколько направлений. Над предыдущими играми Ninja Theory обычно работали около ста человек, что, впрочем, всё равно является небольшой цифрой по сравнению с принятыми в индустрии. В этот раз число было в пять раз меньше — Hellblade была создана за три года командой из 20 разработчиков.

Нам приходилось внедрять инновации и быть креативными для того, чтобы иметь возможность создать игру такого объёма и качества, как нам было нужно. Чтобы достичь этого, мы решили для себя, что никогда не пожертвуем качеством, и поэтому перед нами никогда не стоял вопрос «можем ли мы это сделать». Вместо него мы задавались вопросом «как?»

Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory

Такой подход проявился и в том, как студия организовала запись живых актёров. Вместо того, чтобы отправлять сотрудников в командировки и арендовать специальные помещения, Ninja Theory просто переоборудовали свою комнату для заседаний в студию motion capture. Необходимую мебель закупили в IKEA, освещение — на Amazon, а пол застелили спортивными матами.

Весь процесс переоборудования обошёлся команде примерно в такую же сумму, сколько они бы потратили на одну короткую поездку в «настоящую» студию. Это решение оказалось не только выгодным, но и крайне удобным — теперь дополнительные анимации можно было записывать в любой момент. В этой же студии записывались и диалоги.

У нас к этому было такое отношение: «Давайте попробуем. Если не получится, попробуем что-нибудь другое».

Доминик Мэттьюс, коммерческий директор Ninja Theory
Тотальная экономия — как создавалась Hellblade: Senua's Sacrifice

Экономия проявлялась во всём. Вместо того, чтобы рисовать новые скалы, художники зачастую использовали старые — например, погружали их в землю или покрывали мхом. Таким образом им удавалось создавать «высококачественное окружение» без необходимости создавать огромное количество уникального контента. Многие текстуры создавались при помощи 3D-сканера — эта технология позволяла добиться высокого уровня реализма за умеренные деньги.

Вместо дорогостоящего маркетинга Ninja Theory сделала упор на работу с комьюнити. Анонсировав игру за три года до релиза, разработчики информировали фанатов практически о каждом своём шаге. По оценке Мэттьюса, именно эта тактика помогла студии достичь впечатляющего числа предзаказов, позволивший ей вложиться в «традиционный» маркетинг на финальной стадии разработки.

Тотальная экономия — как создавалась Hellblade: Senua's Sacrifice

Ninja Theory добились своих амбициозных целей — им удалось создать полноценную игру ААА-уровня за гораздо меньшие деньги, не прибегая к услугам издателя и не передавая ему права на игру. План с «гибкой ценой» тоже сработал — на момент написания материала Hellblade: Senua's Sacrifice продалась тиражом примерно в 800 тысяч копий.

163163
151 комментарий

Я в немом шоке от комментариев. Люди как-то быстренько так забыли, что игра, на минуточку, целиком и полностью про психические заболевания. Я постоянно слышу критику рода "головоломки унылые, боёвка скучная, ГГ соплежуйка страшная, игра ниочём". Я понимаю, что средний игрок, который наивно считает, что у него психика в порядке, и, соответственно, ничего о ментальных заболеваниях не знает, не может игру понять прям на 100% - потому что она показывает опыт, который он никогда (по своему мнению) не переживал. Но вашу ж мать, можно хоть немного обратить внимание на геймдизайн игры, или хотя бы почитать отзывы психически больных людей (вроде меня!) о игре? Геймдизайн Hellblade очень хорош, потому что в игре ВСЁ РАБОТАЕТ НА ИДЕЮ ИГРЫ. Идею показать опыт, через который проходят люди с ментальными заболеваниями. Надоедливые голоса, который эхом повторяют определённые мысли, и насмехаются над героиней? Именно так в моей голове они и звучат! Да, у меня чёртовы голоса в голове, которые отнюдь не делают мою жизнь комфортнее! И узнала я о них именно благодаря Hellblade. То, как Сенуя ищет закономерности в случайных предметах (пресловутый поиск рун, которые многие считают тупой головоломкой ради головоломки) - это признак обсессивно-компульсивного расстройства, свойственного многим людям с ментальными заболеваниями. И буквально всё, что игра показывает - это опыт психически больных людей, либо очевидная метафора на него. Эта игра помогает лично мне лечиться. Те голоса в голове? Я всё ещё их слышу, но они слабеют. В один, очень скорый момент, они исчезнут навсегда. Спасибо за это Ninja Theory, и больше никому.

Если вам не нравится игра - в этом нет ничего плохого. Не каждому интересно переживать определённого рода опыт, каким бы полезным он не был. Но если вы считаете Хэлблейд объективно плохой игрой, потому что "боёвка ниоч и головоломки тупые"... Прошу, никогда не занимайтесь игровой аналитикой. Даже диванной. Это не ваше. Смиритесь.

102
Ответить

Когда люди говорят плохая игра - они вероятно имеют ввиду именно игровой процесс. А концепция Хеллблейд, вот то, что вы хвалите - это не совсем про игру. Как концептуальный арт объект - это нечто очень интересное. Недопонимание в терминах с самого начала и вот уже срач. Как обычно.

28
Ответить

Я вот рад, что в играх ментальные заболевания изображаются хоть как-то отлично, от Джокера. Но. НО. Чтобы оправдать статус игры, нужно быть интерактивным. Интерактивность должна быть оправдана. Когда игру приятнее смотреть, чем играть - у игры проблемы.

9
Ответить

Двухкнопочная боевка и спам противниками под конец тоже как-то оправдывается психическими заболеваниями?)

9
Ответить

Люди как-то быстренько так забыли, что игра, на минуточку, целиком и полностью про психические заболевания.Знаете, в чем оказалась главная проблема для меня при прохождении Hellblade?
Я не читаю описание сюжетных игр перед их прохождением. Не хочу спойлеров, хочу получить "самостоятельные" эмоции от начала и до конца, а потом уже почитать, что думают другие. Итог: я ни хрена не понял в Hellblade.
Я проходил игру, видел какую-то мешанину звуков, глюков и прочей дичи. И я не знал, что из этого правда, а что преувеличено или вовсе не упомянуто. Я даже не понял, что за болезнь у Сенуи (вроде, там собирательный образ нескольких болезней?). Поэтому во время прохождения я мог лишь примерно догадываться, что чувствуют психически больные люди на самом деле. Только про "голоса в голове" понятно было более-менее.
Да, потом я посмотрел фильм, я почитал подробности. Но было уже поздно. В реальном времени я смог прочувствовать только дикую скуку от унылого игрового процесса и постоянную мысль: когда же это все кончится, и я смогу посмотреть фильм об игре?
Короче, я к чему :) Тема мне показалась очень интересной, но я бы предпочел просто посмотреть видеоряд с комментарием, а не продираться сквозь однообразный игровой процесс.
не продираться сквозь однообразный игровой процессДа, я где-то читал, что разработчики специально сделали его однообразным, чтобы игрок мог лучше прочувствовать состояние больного человека. Но на этом ставят крест описанные выше причины.

7
Ответить

Ой да ладно, Hellblade про психические заболевания не больше, чем GTA про реабилитацию преступников. Игра по сути обычная, мрачная сказка, которая рассказывает о примитивных вещах, а весь этот налёт болезни всего-лишь рекламный трюк, чтобы разные тонкие натуры давали 10/10.

Нет, серьёзно, голоса в голове заменяют паучье чутьё, как к этому можно относиться серьёзно?

10
Ответить

Просто не до всех доходит идея, что не всё в этом мире сделано для них и только. Игра чудесная, прошел дважды, жду сиквел... или хотя бы продолжение идеи. Такие игры это редкость. Так же как и жду Лорелай от автора кошатницы/Downfall, ибо ничего подобного на рынке не найти.

2
Ответить