GTA: От худших к лучшим.
ГТА — это серия, которая без преувеличения изменила игровую индустрию.
С момента своего первого появления в 1997 году эта франшиза привнесла революционные идеи в мир видеоигр, создав уникальный жанр открытого мира.
Однако, не все части ГТА одинаково успешны — некоторые были великолепны, а другие... не очень. Давайте начнём с ГТА III и последовательно пройдем по частям, от худших до лучших.
Я в первые 2 части не играл, поэтому в свой список их не добавил.
5 место — GTA III: Место, с которого всё началось
Дата выпуска: 2001
Мир ещё не знал, что игры могут быть свободой. И тут выходит GTA III. И всё меняется. Но смотреть на неё сегодня — это как смотреть на первые кнопочный мобильник: ты уважаешь, но больше не вернёшься.
Grand Theft Auto III не просто появилась на рынке, она стала настоящей революцией. Это была первая часть, которая перенесла серию в трёхмерный мир, и сразу же сделала GTA одним из самых популярных и обсуждаемых брендов в игровой индустрии. В момент выхода это было настоящее откровение — открытый мир, возможность вести преступную деятельность в мегаполисе, водить машины и в общем развлекаться так, как никогда.
Сюжет
Ты — Клод, безмолвный герой, подставленный своей дамой во время ограбления. С этого предательства начинается его путь через криминальный мир Либерти-Сити. Город разделён на три острова, и чем дальше ты проходишь — тем глубже увязаешь в преступных разборках: итальянская мафия, колумбийцы, китайцы, Yardies, Diablos...
История здесь не столько рассказывается, сколько проживается через миссии. Но Клод — молчаливый, и всё, что ты знаешь — через радио, диалоги других, да случайные разговоры. Это история не про человека, а про город, в котором ты никто.
Геймплей
В своё время это был разрыв. Полный 3D-город, возможность угонять любую тачку, стрелять в кого хочешь, ходить пешком или ездить. Ты мог врубить любимую радиостанцию, выйти из машины, шлёпнуть прохожего и сесть в автобус. Тогда — это был хаос на максималках.
Но сейчас ? Стрельба — деревянная, машинки ведут себя, как мыло на плитке, интерфейс аскетичный. Ни карт, ни чекпоинтов. Сохранился не там — мучайся. Перестрелки превращаются в паническую стрельбу по коленям. Весь игровой процесс — это «поехал, убил, уехал». Всё.
Атмосфера
Либерти-Сити здесь тёмный, холодный и индустриальный. В нём нет любви, нет юмора. Всё, что ты видишь — серые улицы, тёмные переулки, бетон и дождь. Это мир без сочувствия. GTA III — грязь без стиля.
Музыка в GTA III не просто сопровождала действия на экране, она стала настоящим отражением города и времени, погружая игрока в атмосферу Либерти-Сити. Многие из песен того времени стали культовыми и запомнились многим игрокам
Почему пятое место
Потому что, без неё не было бы остального.
Но вот беда — несмотря на все инновации, сама игра оказалась довольно ограниченной по сравнению с тем, что мы ожидаем от серии сейчас. Место действия — город Либерти-Сити, вымышленный аналог Нью-Йорка, был, конечно, большим и насыщенным. Однако мир, несмотря на свою видимость, ощущался довольно «плоским». Множество улиц и районов, по которым можно было ездить, но почти ничего не происходило.
Миссии — да, они были разнообразными, но зачастую однообразными: гонки, устранения, доставка, взрывчатка. И, несмотря на масштабность, часто не ощущалась должная свобода, которая присутствует в более поздних играх серии. ГТА III мог бы стать намного лучше, если бы не множество ограничений, свойственных играм того времени.
ГТА III стал отправной точкой для всей серии. Он установил стандарт для будущих частей, и без него GTA: San Andreas или GTA V не стали бы такими, какие они есть.
3-4 место — GTA V (VI): Голливуд, карикатура и миллиарды
Дата выпуска: 2013
GTA V — игра великая, но не гангстерская. Она — шоу для массового зрителя, она стильно упакована, но лишена духа старых серий. Красивая, стерильная, по сравнению с San Andreas или Vice City — пустая по нарративу. Это безумно качественный, массовый продукт.
Сюжет
Ты играешь за трёх карикатурных персонажей, у каждого — свой стиль, свои проблемы.
Майкл живёт в роскоши и ненавидит свою семью. Франклин хочет выбраться из гетто. Тревор… персонаж для "поржать".
Сюжет — постановка в стилле "американских" фильмов. Ограбления банков, ФБР, предательства, вражда между героями, моральные выборы. Всё на кинематографическом уровне. Но из-за всего этого, игра потеряла самое важное, как считаю я - дух улиц. И превратилась в Netflix.
Ты не вживаешься в судьбу главных героев, как было с CJ или Томми. У каждого вроде есть арка, но она не проживается, она просто… случается. Ты не ощущаешь роста. Персонажи не эволюционируют, просто едут по сценарию, как по голливудской колее.
Геймплей
GTA V — это технологическое совершенство серии. Гладкий геймплей, чёткая стрельба, машинам приятно управлять. Мир неплохой. Йога, теннис, клубы, биржа, охота, дайвинг. У каждого героя — свои мини-игры. Переключение между ними — практически мгновенное.
Но вот где спорно: миссии неинтересные, ну реально, вы хоть одну помните ?
Головокружительные погони с полицейскими и те невероятные аварии, которые происходят на улицах Лос-Сантоса, остаются неизменными, но геймплей со временем начинает казаться немного устаревшим, и отсутствие инноваций в этих аспектах начинает раздражать.
В отличие от более ранних частей серии, где каждая новая игра приносила что-то новое, GTA V в каком-то смысле чувствуется как несколько переработанный старый концепт, в который добавили только новые технологические фишки.
Онлайн — отдельная глава. GTA Online стал культовым, но и высосал всё из сингла.
Немного про онлайн
Это цирк для детей. Для многих пятёрка только и ассоциируется с онлайном. Разработчики поняли любовь молодёжи и доят онлайн без остановки.
Да, GTA Online — это целая планета, но она сожрала одиночную игру. Вместо сюжетных DLC мы получили всякое донатное дерьмо для онлайна. Где сюжет ? Где дополнения к истории Майкла, Франклина, Тревора ? Нигде.
Потому что бабки в онлайне крутятся быстрее, чем диски на переулке. Rockstar поняли: продавать “шарк-карты” выгоднее, чем писать сценарий.
За редким исключением есть качественные РП сервера, но их безумно мало. Да и возможностей в них не сильно больше, чем в SAMPе.-
- GTA V ? Сюжет, история ? А там такое есть ?
Атмосфера
Это гламур, гниль и стёб.
GTA V обожает стебаться. Над всем: соцсетями, рэпом, политикой, интернетом, либералами, ТВ, модой, американской мечтой.
Но у этой сатиры нет сочувствия. Она не заставляет задуматься — она просто ржёт. Ржёт громко, без пауз.
Мир игры красивый, но для меня он остался пустым. Появляется ощущение, что ты турист, а не житель города. Ты не часть этого мира — ты его внешний наблюдатель. Не поженилось у меня ничего, как это был с Гроув Стрит.
Размер города в GTA V стал как благословением, так и проклятием. Город огромен, и в нём есть буквально всё. Однако, несмотря на масштабы, мир порой чувствуется несколько "мертвым", и в нём не так много настоящих «живых» элементов, как, например, в GTA: San Andreas или GTA IV.
Это значит, что мир зачастую воспринимается как более "пластиковый", чем у других игр серии, лишённый того глубокого чувства жизни, которое было характерно для предыдущих частей.
Немного о будущей "шестёрке". Почему я её не жду.
Глядя на GTA V, можно сказать, что Rockstar успешно "поймали волну" и смогли создать успешный коммерческий продукт. Однако вопрос остаётся: насколько этот продукт актуален в контексте будущего? В GTA V мы увидели технологии, но, в то же время, игра чувствуется немного ограниченной, если смотреть на неё с точки зрения наследия. Долгожданное GTA 6 может стать игрой, которая по-настоящему приведет к революции в открытом мире и геймплейных механиках.
Не стоит забывать, что за GTA V последовали много лет успеха, но также и огромное количество критики. Мы не можем не задаваться вопросом, не зашли ли разработчики слишком далеко в создании «коммерческого продукта», забыв о тех самых аспектах, которые когда-то делали GTA культовой игрой. GTA 5 безусловно заслуживает своего места в истории, но его время уже прошло, и теперь настало время для следующего шага.
НО, мне кажется, что ГТА 6 будет ещё более стерильна и молодёжна. Будет та же пятёрка, но с апдейтом. Как КС 2.
Почему 3-4
ГТА 5 - глыба. Но в погоне за мейнстримом игра потеряла уличную душу. Это продукт. Великолепный, дорогой — но всё же продукт. Он поражал, но не цеплял так, как старшие братья.
3-4 место — GTA IV: Грустный эмигрант
Дата выпуска: 2008
Grand Theft Auto IV — это игра, которая кардинально изменила сам подход к разработке игр в открытом мире, а также задала новый стандарт для Rockstar в плане серьезности и реализма. Выпущенная в 2008 году, она пыталась рассказать более зрелую и драматическую историю, отклоняясь от весёлого гламура, с которым мы привыкли ассоциировать серию. Тем не менее, несмотря на все амбиции, GTA IV оставила после себя смешанные впечатления.
Сюжет
Главным отличием GTA IV от предыдущих частей является её персонаж — Нико Белик. Если в GTA III и Vice City мы играли за классических гангстеров, стремящихся к богатству и власти, то Ник — это антигерой, приехавший в США, чтобы найти Американскую мечту, но быстро осознающий, что оно того не стоит.
Его моральный компас — это, по сути, мораль гибридного состояния. Ник не является безжалостным преступником, он — просто человек, который пытается выжить в системе, где правят коррупция и насилие.
Хотя этот подход к персонажу и был интересным, он не всегда был достаточно глубоким, чтобы вызвал сильные эмоции у игрока. Ник остаётся не таким ярким, как другие герои серии, и порой его постоянные колебания между желанием добиться лучшей жизни и бессмысленностью своих действий немного раздражают.
GTA IV пыталась быть гораздо более серьезной игрой, чем её предшественники, но именно это оказалось её слабым местом. История о Никe Белике, который приезжает в Liberty City, чтобы найти своего брата, быстро превращается в мрачную сагу о предательствах, вымогательствах и бесконечном насилии. Это всё хорошо, но на протяжении игры возникает ощущение, что GTA IV слишком хочет быть «глубокой» и «серьёзной», забывая при этом, что серия всегда славилась не только своими драмами, но и искренним весельем и сарказмом.
Да, пятёрку я ругаю за несерьёзность, а четвёрку за перебор.
Вот когда Рокстар восстановит этот баланс - будет очередной шедевр.
Геймплей
Физика стала взрослее. Машины имеют вес. Тела — инерцию. Каждая авария — как катастрофа. Стрельба стала лучше, укрытия появились, AI умнее.
С точки зрения геймплея, GTA IV продолжила эволюцию механик, но не принесла значительных инноваций. Да, система укрытий была переработана, управление автомобилями стало более реалистичным, а стрельба была улучшена, но все эти улучшения были скорее эволюцией, чем революцией.
Это касается и городского трафика, который теперь был намного более плотным и напряжённым. Даже путешествия по городу стали вызывать дискомфорт. В GTA III и Vice City поездки по городу были частью развлекательного процесса, а вот в четвёрке они становились настоящей рутиной, что плохо сказывалось на игровом опыте.
Атмосфера
Это город через фильтр депрессии. Всё "серое", дождь, небо, серая. Это GTA на антидепрессантах. Музыка — рок, восточноевропейский рэп, синтез 80-х. И всё это — под грустный монолог Нико о бессмысленности войны.
Мы слышали различные стилевые направления, такие как хип-хоп, рок, джаз и другие, но отсутствие ярких и динамичных 80-х оставляло ощущение, что музыкальная палитра в игре более меланхолична и спокойна. Это идеально подходило под общий мрак игры, но не создавало того экстравагантного ощущения, которое было в предыдущих частях. Музыка в GTA IV скорее поддерживала общий настрой, чем становилась культовой.
Почему четвёртое
Игра сильная. Но это не GTA в привычном смысле.
Она и не стала шедевром для всех поклонников серии, но безусловно была важным этапом в её развитии. Это был первый шаг в сторону серьезных, глубоких историй, реалистичного мира и более взрослой аудитории. И хотя на фоне предыдущих частей игра несколько теряется, нельзя отрицать её влияние на будущие игры серии и на индустрию в целом.
Она определенно задала новые стандарты для открытых миров и убедила нас, что игры могут быть не только развлекательными, но и иметь социальную значимость.
2 место — GTA Vice City.
Дата выпуска: 2002
После успешного успеха Grand Theft Auto III в 2001 году, Rockstar решила продолжить свой путь к вершине игровой индустрии, выпустив на свет GTA: Vice City в 2002 году.
Это была игра, которая, на первый взгляд, могла бы показаться просто продолжением успеха предыдущей части. Но в действительности, Vice City не просто улучшила концепцию, она добавила новые элементы, которые сделают эту игру одной из самых культовых в истории серии.
Сюжет
Сюжет Vice City посвящён Томми Версетти — амбициозному, жестокому гангстеру, который по возвращении из тюрьмы оказывается в самой гуще преступного мира города. Весь его путь — это борьба за влияние, власть и деньги. Сюжет, хотя и не является чем-то уникальным, выполняет свою задачу и служит отличной основой для игры.
Насколько бы простой он ни был, сюжет не теряет своей привлекательности. Персонажи, такие как Томми и Кент Пол, оставляют яркие впечатления, а главный антагонист, Сони Форелли, становится отличным противником для главного героя.
Геймплей
Система игры в Vice City — это не просто копия того, что мы видели в GTA III. Это улучшенная версия, где Rockstar сделали акцент на действиях персонажа, его окружении и новых механиках.
Кроме того, Vice City ввела элементы, которые позже станут неотъемлемыми частями всей серии: управление бизнесами, покупка недвижимости и создание своей собственной криминальной империи.
Атмосфера
Это главное. 80-е. Neon lights. Phil Collins на радио. Огромные пальмы. Костюмы в стиле “Scarface”.
Если GTA III ещё имела мрачный, урбанистический настрой, то Vice City окунает игрока в яркий и гламурный мир 80-х годов, с характерными яркими неоновыми огнями, плакатами, рекламами и, конечно, атмосферной музыкой.
Весь мир Vice City отдает флером тусовок, наркотиков и криминала. Кажется, что Rockstar просто взяли атмосферу фильмов эпохи, таких как Лицо со Шрамом и Полиция Майями, да перенесли её в виде игры. Это было что-то совершенно новое и свежее, добавившее игре особую привлекательность.
Если GTA III предложила нам открытый мир, то Vice City шагнула вперёд, добавив ещё больше интерактивности и глубины. Город стал более живым, насыщенным событиями. Мы видим не только различные районы, но и более сложную структуру, с ночными клубами, бизнесами, пляжами и скрытыми угрями криминала. Улицы теперь полны жизни, люди ходят, ездят машины, а не просто застывают в одном месте.
Кроме того, Vice City была полна мелких деталей, которые не всегда заметны с первого взгляда, но без которых эта игра не была бы такой увлекательной. Мы видим, как город развивается, меняется в зависимости от времени суток, а также по мере выполнения миссий. Некоторые районы, такие как богатые районы на холмах, контрастируют с трущобами, что даёт игре дополнительную динамичность и глубину.
Музыка в Vice City стала не просто важной частью игры — она стала её неотъемлемой частью. Коллекция культовых треков 80-х, от Michael Jackson до Irene Cara, создала уникальную атмосферу и сделала путешествие по Лос-Сантосу (или скорее Вайс-Сити) незабываемым. Звуковая дорожка стала таким же важным элементом игры, как и сама механика, и прекрасно сочеталась с действиями игрока, погружая его в мир, полный гламура и насилия.
Почему не первое ?
Потому что, SA я люблю чуть больше
GTA: Vice City — это не просто продолжение GTA III, это игра, которая вывела серию на новый уровень. С яркой атмосферой 80-х, потрясающим звуковым сопровождением и увлекательным геймплеем, она сделала невероятный вклад в развитие жанра и в культуру в целом.
Она не была безупречной, но её успех был обусловлен гармоничным сочетанием всех её элементов. Vice City стала культовой не только для фанатов серии, но и для геймеров в целом, и её уникальность будет оставаться актуальной ещё долгое время.
Именно этот баланс между жестокостью, весельем, криминалом и яркими переживаниями сделал Vice City игрой, которая, возможно, будет храниться в сердцах геймеров ещё долго. Потому что это стиль. Атмосфера. Саундтрек. Единственное, чего не хватает — глубины и удобства новых игр.
1 место — GTA San Andreas: Великий, вечный, божественный
Лата выпуска: 2004
Grand Theft Auto: San Andreas — это не просто игра, это культурный феномен, который стал определяющим для целого поколения игроков. Вышедшая в 2004 году, San Andreas сразу же привлекла внимание как своим масштабом, так и глубиной проработки мира.
В то время, как предыдущие части серии уже задавали стандарты, San Andreas не просто их укрепила, а перешла их, установив новые высоты для всех будущих игр в жанре открытого мира.
Сюжет
CJ возвращается в гетто, когда убивают его мать. Grove Street падает, брат в тюрьме, район в дерьме. Сначала ты — ноль. Катаешься на BMX, шмаляешь по Балласам. Потом — захватываешь районы, работаешь на мафию, влетаешь в Сан-Фиерро, двигаешься в Лас-Вентурас, работаешь с агентами, вертолётами, казино, разворачиваешь интригу на уровне сериала.
GTA: San Andreas рассказывает историю Карла «CJ» Джонсона, который возвращается в родной город Лос-Сантос после смерти своей матери. Но на этом история не заканчивается — ей предстоит развиваться в масштабах целого штата, охватывая всё от криминальных разборок в городе до сражений за власть в разных уголках штата. В отличие от от других частей, в San Andreas история становится настоящей эпопеей.
Сюжет в San Andreas — это не просто история мести и восхождения к вершинам власти. Это проекция всей американской культуры 90-х, включая влияние банды, наркотики, уличные войны и коррупцию. Сюжет впитывает атмосферу улиц. Игра по-настоящему цепляет за живое, потому что её мир построен на реальных событиях, которых так много в американской истории и культуре.
Геймплей
Самый богатый геймплей в истории серии. Бегаешь, качаешь тело, жрёшь, толстеешь, худеешь, меняешь одежду, летаешь, прыгаешь с парашютом, на самолёте, на истребителе, стреляешь с поезда, угоняешь танк. Ты захватываешь районы, гоняешь с бандой на перестрелки, играешь в баскетбол, ходишь в кфс и читаешь реп.
В San Andreas Rockstar действительно пошли на риск, расширив не только мир, но и игровую механику. На первых порах игра кажется почти бесконечной — за пределами сюжетных миссий есть тонна побочных заданий, мини-игр и просто моментов для исследования. Игроки могли участвовать в гонках, плавать, летать на самолётах, запускать вертолёты, сажать растения и даже играть в аркадные игры.
Ещё одним значимым моментом стала механика боевых навыков. В San Andreas была введена система повышения умений персонажа, что влияло не только на стрельбу, но и на физическую подготовку — от бега до навыков сражений.
Атмосфера
Grove Street. Реп. 90-е. “Nuthin' But a G Thang”. Полиция давит. Балласы давят. Ты — часть банды, брат, боец. Улицы живут.. Это максимально GTA. Это та самая душа серии. Настоящая Grand Theft Auto
Для своего времени San Andreas выглядела потрясающе. Разработчики смогли создать по-настоящему живой мир, который был наполнен деталями, текстурами и динамическими изменениями, таких как погода, время суток и даже сезонные изменения. В отличие от своих предшественников, San Andreas создала по-настоящему органичный и живой мир, в котором каждое место ощущалось уникальным. Даже с сегодняшними стандартами графика, GTA: San Andreas всё ещё имеет свой особенный шарм.
Ни одна из частей GTA не может похвастаться таким масштабом, как San Andreas. Игроки получали возможность исследовать не один, а целых три города: Лос-Сантос (параллель Лос-Анджелесу), Сан-Фиерро (параллель Сан-Франциско) и Лас-Вентурас (параллель Лас-Вегасу). И между этими городами можно было свободно путешествовать, как в реальной жизни, включая пересечения дорог и трасс, а также множество мелких деревушек, лесов и даже сельских уголков.
Система кастомизации автомобилей, одежд, диеты и внешности персонажа стала настоящим прорывом в серии. Впервые игроки могли не только создавать свою собственную уникальную версию героя, но и влиять на его физическое состояние, тренировать его мускулы или даже давать ему вкусную еду, чтобы за ним наблюдали на протяжении всей игры. Этот уровень кастомизации действительно делал каждого игрока участником своего уникального повествования.
Самая культовая часть
San Andreas стала таким феноменом, что её культовый статус не ограничивается только её масштабом или историей. Эта игра формировала и отражала целое поколение людей, рождённых в 80-х и 90-х. Она говорила о важнейших темах, таких как дружба, семья, предательство и борьба за власть, но делала это через призму улиц, банды и, конечно же, американской мечты.
Так что, да, GTA: San Andreas — это лидер среди игр GTA на многие годы вперёд. Она стала не просто вершиной серии, а создала свой собственный стандарт для всех будущих игр в жанре открытого мира.
Эта GTA в чистейшей форме — бескомпромиссная, полная, страстная, настоящая. Ни до, ни после — никто не приблизился к уровню свободы, глубины и душевности San Andreas.
А какая часть лучшая для вас ?