«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Крафт, полёты и счастливые Гнобы.

«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Да, уж! Сразу хочется сказать, что игра скорее не Cargo! Quest for Gravity, а Cargo! «Квест для памяти», так как первым препятствием на пути к её освоению является способность вообще вспомнить о её существовании.

В быту моей молодости, одним прекрасным вечером, когда «крауд»-кампания по сбору средств на ремейк «Мора. Утопии» была в самом разгаре и выходил «Тук-тук-тук», я решил мысленным взором окинуть вклад «ледорубов» в игровую индустрию.

В памяти тут же всплыл первый «Мор» — лицо и главная гордость студии, затем пара изданий «Тургора», популярного в Европе и известного у нас; камерный «Тук-тук-тук», Classic HD-версия оригинального «Мора», и, наконец, его разрабатываемый ремейк, традиционно носящий множество имён.

Но что-то было не так. Чего-то не хватало. Почему-то глубоко на задворках сознания три одинокие извилины пытались убедить меня, что список выше — неполная картина творческого наследия студии.

Всё очень просто: дело в том, что об «Эврике!» (2011) я знал лишь по одному единственному, прочитанному несколькими годами ранее короткому превью из «Игромании».

Слабое освещение в прессе и отсутствие адекватной рекламной кампании сделали своё дело — воспоминания об особенностях игры воспринимались мною тогда, как странный сон, в который было трудно поверить.

Spore’оподобный крафт транспорта?

Аркадный геймплей?

Пёстрая картинка?

Аморфные существа вместо обнажённых натурщиц с КРИ?

Это точно Ice-Pick Lodge?

Когда все эти факты на жидком клею нейронных связей всё-таки сложились вместе, я решил найти эту игру. На данном этапе также возникли некоторые сложности. Всё из-за пресловутого разноязыкого «нейминга», присущего студии. (Николай, прекратите, пожалуйста, переименовывать МОР! Я теперь даже не знаю как правильно писать его название: «Мор» или «МОР». А ведь есть ещё «мра-МОР-ное гнездо». Сложно.)

Какое-то время спустя муки поиска были преодолены и «Эврика!» была куплена, но не пройдена.

Первый запуск и неуверенные полчаса игры подарили широкий спектр впечатлений, который сознание неподготовленного тогдашнего меня не было готово обработать. Поэтому проект был отложен до лучших времён.

И вот этот час настал.

<p> Игре не чужд якорный контент</p>

Игре не чужд якорный контент

«Берём Американ Макги, Дыбовского щепотку, добавим крафт, открытый мир; ку, телепузиков, полёты» — рецепт гнобской кин-дза-дзы

Чем же зацепила «Эврика!» на этот раз?

В моём случае (и понимании) злым ироничным подтекстом.

Я был готов уже выключить игру и ждать третьей попытки через какое-то время, но, понаблюдав за сообществом Гнобов (местным народонаселением), за их незамысловатыми источниками радости, их стремлением к саморазрушению и самоуничтожению, я не смог уйти от мысли о сходстве их быта с бытом человечества.

Такое простое объяснение философского подтекста творения «ледорубов» и искреннее желание своим мудрым правлением привести Гнобов к светлому будущему не оставили мне выбора, кроме как продолжить прохождение. И дальше дело пошло проще: я освоился с местными правилами, привык к визуалу, музыке и подаче сюжета, а каждое новое проявление игры стало меня приятно удивлять и умилять.

И когда на втором, зимнем уровне игры я сбивал на багги гигантских пингвинов, я думал не об абсурдности происходящего, а о том, насколько же всё-таки плохо ******* [название компании] справляется с реализацией колёсного транспорта в некоторых своих проектах, что даже инди-студия из России в своей «забываемой» игре реализовала этот аспект более аддиктивно.

«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Плачу налоги, где ударные мне в спину ноги?!

Неизвестный Гноб

Сейчас пришло время сделать пару шагов назад и поговорить, наконец, об основной механике игры.

Да, она незамысловата.

Да, мы всю игру будем крафтить транспорт.

Да, мы всю игру будем пинать голозадых карликов.

Чего *****?!
Sounds like a plan!

Пожалуй, всё-таки стоит сделать ещё шаг назад и начать разговор с сюжета.

«Эврика!» повествует о мире, в котором после некоего катаклизма начались проблемы с гравитацией. Все предметы, большие и малые, начали терять вес. Куски суши и разные достопримечательности отправились в стратосферу.

«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Самым ценным ресурсом в такой ситуации стал Плющ (в англ. версии — Fun), способный наделять предметы драгоценным весом и спускать их с небес. Плющ вырабатывают Братцы (Buddies), или Гнобы — миниатюрные аморфные создания, состоящие из головы, задницы и рудиментарных конечностей.

<p> Гноб — потенциальный сверхчеловек</p>

Гноб — потенциальный сверхчеловек

Такой способностью наделили Гнобов их создатели — местное многоликое божество из машины по имени Манипу.

<p> Одно из обличий Манипу</p>

Одно из обличий Манипу

В начале игры главные герои: девушка Флокс, инженер и стажёр, и капитан Боркин, прибывают на своём дирижабле «Бегемоте» на архипелаг Братский, где скоропостижно терпят крушение.

«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Нашей протагонистке Флокс предстоит добывать Плющ, разбросанные тут и там комплектующие, постараться минимизировать жертвы среди Братцев, сдать зачёт капитану, а также, походя, спасти мир.

<p> Флокс — инженер и стажёр</p>

Флокс — инженер и стажёр

Очень интересно, но ничего не понятно

Читатель

Вообще сюжетная составляющая «Эврики!» несёт в себе отражение главного недостатка проекта — ощущаемой недозавершённости всего и вся.

Информации о героях более той, что изложена выше, игра нам не предоставит. Между капитаном и Флокс за всю игру даже не произойдёт ни одного полноценного диалога. Героиня во всём этом лишь проекция игрока, наделённая весьма ограниченным запасом заранее подготовленных, повторяющихся реплик.

Тем не менее с игроком «Эврика!» вполне успешно коммуницирует. Главными источниками сюжетной и геймплейной информации служат реплики божества Манипу, а также весёлые стишки квартета Гнобов, которыми сопровождаются все главные вехи истории.

<p> Братцы вносят очередную лепту в экспозицию</p>

Братцы вносят очередную лепту в экспозицию

Вскоре после начала игры до нас донесут основу игрового цикла «Эврики!», который зиждется на трёх столпах: Гнобах, Плюще и крафте.

С помощью Гнобов мы добываем Плющ.

Плющ тратим на новые комплектующие.

Из комплектующих строим новые виды транспорта.

На транспорте катаем Гнобов для выработки Плюща

Альтернативными способами добычи Плюща из Братцев являются хороший пинок и дискотека.

Чтобы устроить танцы с Гнобами необходимо искать и собирать в открытом мире ноты, складывающиеся в скрипичные ключи — полноценные композиции. Запущенная музыка тут же привлекает к себе всех близлежащих Братцев. (Помимо внутриигровой музыки есть возможность через встроенный редактор добавить свою.)

Пример музыки, под которую не прочь станцевать Братцы. В этой композиции можно услышать, как любят говорить некоторые музыкальные блогеры, реминисценции к саундтреку Plants vs Zombies (2009)

После выработки определённого количества Плюща, в независимости от способа, Гноб лопается от счастья и пропадает из игрового мира, но не навсегда: вскоре он возродится в жерле местного вулкана.

Геймплей. Везём Гнобов в светлое будущее. В левом верхнем углу: количество Плюща и скрипичных ключей, в правом — народонаселение Братцев

Главным геймплейным достоинством «Эврики!» является крафт транспорта. Данная механика глубоко проработана и является основным маркером того, какой масштабной потенциально могла бы стать игра удели «ледорубы» её разработке больше времени и средств.

Пример пепелаца

Но проработанной системе крафта тесно в «Эврике!» — открытый мир мал, геймплей репетативен, а сюжет короток: четыре внутриигровых сезона, в зависимости от расторопности игрока, можно преодолеть за плюс-минус четыре часа.

Понятно не ничего, но интересно очень ещё всё

Манера повествования, основы геймплея и творящееся на экране откровенное кислотное безумие и фантасмагория делают порог вхождения в игру для не прошедшего специальной подготовки мимопроходящего геймера почти непреодолимым.

Поэтому, как мне кажется, игре явно не помешало бы основательное переиздание с глобальной доработкой сюжета и геймплея, с нормальным маркетингом и позиционированием; трейлерами, которые доходчиво объясняли бы игрокам суть игры, погрузили в её странную атмосферу и быт Гнобов. Последние, кстати, при должном подходе к редизайну, имеют потенциал к популярности на уровне «фолл-гайзов», «рэббитов» и им подобных «амогусов».

Как итог, «Эврика!» — забытый(-ваемый) потенциальный хит и крайне нетипичное инди, с лёгкостью выделяющееся среди других, многочисленных представителей данной категории игр.

(Крайне типичное инди: начинаешь проходить одну 2D-метроидванию, а через две недели проходишь уже третью, но по прежнему думаешь, что это первая.)

«Эврика!» или Cargo! The Quest for Gravity (2011) — самобытная песочница от Ice-Pick Lodge

Резюмируя, выделю ряд плюсов и минусов «Эврики!».

Достоинства:

  • Оригинальность, как в рамках творчества студии Ice-Pick Lodge, так и в целом среди инди-проектов.

  • Вероятно, именно таким многие посетители музыкального фестиваля Woodstock’69 запомнили его.
  • Небольшая продолжительность.

  • Сюжет и юмор, пускай и специфические.

  • Встроенный конструктор, даже несмотря на то, что обнажает проблему недореализованности концепции игры.
  • Музыкальное сопровождение.

Недостатки:

  • «Эврика!» — игра в жанре песочницы, со всеми вытекающими отсюда следствиями, в том числе и фактором «развлеки себя сам»: у многих игроков могут возникнуть проблемы с целеполаганием и пониманием сути заданий.
  • Высокий порог вхождения — разработчики никак не попытались сгладить кричащее безумие своего проекта, который при другом раскладе мог иметь успех у самой широкой аудитории.
1717
3 комментария

Несмотря на то, что Эврика считается эдакой белой вороной среди игр Ледорубов, мне она всё равно нравится чуть ли не больше всего остального, что они выпускали. Да, контентного мяса недостаёт капитально, но проходить её всё равно было весело.

1
Ответить

Игра хорошая, стоит только культурный шок преодолеть. Конструктор транспорта так вообще отличный

Ответить

Я помню,как их пинать весело было)

Ответить