Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Обзор дилогии «Тохований» — платформеров, сочетающих вселенные Touhou Project и Castlevania.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

О том, что такое Touhou Project и «додзин-игры» я рассказывала тут.

Мир додзинси-игр, то есть любительских японских работ, в двухтысячных был небогатым и нишевым. Не стеснялись использовать чужие исходники и не особо комплексовали по поводу кривости тех или иных сегментов игр. Ну а что? Работы любительские, не хочешь — не покупай. Так что качество вышедшей в 2009-ом году Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony стало сюрпризом и обеспечило ей статус одной из лучших игр Комикета-76 (японского фестиваля, где независимые авторы продают свои работы), а впоследствии одной из самых узнаваемых Touhou-проектов в принципе. Конечно, игра все еще сочетала чужие вселенные, а именно Touhou Project и Castlevania, но продемонстрировала консольный уровень геймплея с чарующим стилем и качественной музыкой. Фанаты ответили любовью, и разработчики Frontier Aja уже в 2011-ом году выпустили сиквел. Об обеих частях мы и поговорим.

Содержание:

Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

В закоулках Steam вы могли видеть «Koumajou Remilia: Scarlet Symphony» — вот это и есть обозреваемая игра с обновленным названием. Более того, это ремастер с подтянутым до широкоформата разрешением, добавленной профессиональной озвучкой диалогов и выходом на Switch. Из внутриигровых изменений: дополнительный напарник и «очень простой» уровень сложности. Это все хорошо, но дорого даже на ПК: 515 рублей или 30 долларов в США за игру длинною в пару часов и со значительными огрехами. Неудивительно, что у легендарной тоховании «в основном положительные» отзывы в Steam. Так что прикоснемся к оригиналу. Благо Frontier Aja даже позаботились о переводе всей дилогии на английский язык!

<i>Скриншот ремастера</i>
Скриншот ремастера

Бедняки сразу наткнутся на несколько неудобств. Во-первых, в опенинге не работает видео. Во-вторых, неудобное меню: можно с легкостью случайно выбрать «новую игру» и перезаписать единственный автосохраняющий сейв (у меня было такое, да). Ну и конечно же божественное разрешение: 640x480. Как ветеран додзин-игр я не жалуюсь, но…

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Начинаем игру. И если начистоту, то в маленьком экранчике очень некомфортная область видимости. В начале первого уровня то и дело летят ранящие голуби, которых слишком поздно замечаешь. Управление тоже не идеал. Пару нажатий на прыжок случайно активируют полет, а в процессе удара кнутом героиня обездвиживается. Более того, в попытках свыкнуться с полетом обнаруживается, что во время него нельзя переворачиваться и атака хлыстом сменяется на слабейшие карточки, которые еще и тратят души (накапливаемый ресурс для побочных атак, как в Castlevania). Весь этот процесс приспособления делает первый уровень одним из самых некомфортных в игре. Но, будем честны, во многих частях Castlevania тоже неидеальное управление. Топорность Koumajou Densetsu даже воспринимается как отсылка к ранним частям серии Konami: ощущения от Рейму те же самые. Тяжелая походка, откидывание от ранения, неповоротливость во время удара хлыстом… Все как у Бельмонтов!

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

С управлением свыклись, идем дальше. Уровень делится на небольшие сегменты и в начале каждого из них находится чекпоинт, куда мы возвращаемся после смерти. В настройках можно выбрать вплоть до двадцати жизней, и меня такое значение даже пугало: вдруг после последней жизни придется начинать всю игру сначала? Но нет, голодные 90-е (и ранее) давно прошли, после «продолжения» нас откинет на начало уровня. К тому же, к концу Koumajou Densetsu такая щедрость найдет себе оправдание: игра непростая. В финале ждут сложнейшие боссы и сложно сконструированные уровни с ваншотящими платформами и неудобно поставленными врагами. И в Koumajou Densetsu не спасают знания безопасных мест, где можно переждать вражеские атаки и потихоньку побеждать: уровни и тем более боссы требуют навыка уклонения. Рейму придется побегать и полетать, дабы не нарваться на пули. И я уж не говорю о том, что игре свойственны частые даблкиллы вас и врага. Почему? Потому что даже после смерти оппонента его пули все еще действуют какое-то время.

А мы вернемся к изучению первого уровня. Боремся с врагами в виде навязчивых птичек и жаб, да потихоньку привыкаем к прелести полета, который помогает пропустить практически всю локацию. Протагонистка Рейму прям показывает способность «недосягаемости» из оригинальных игр, правда вот откуда у нее вообще хлыст — непонятно.

<i>Полет — очень сбалансированная механика</i>
Полет — очень сбалансированная механика

Ну да ладно, нам надо двигаться к особняку Алой Дьяволицы. Дело серьезное — снова появился какой-то красный туман, скорее всего виновата Ремилия. Этакая жирная отсылка к шестой части Touhou. И в подтверждении моих слов первый босс — Чирно (Сырно? Ырно?), что вставала на пути и в TH06~ Embodiment of Scarlet Devil.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Боссфайтами явно вдохновлялись из оригинальной Touhou серии — игре свойственны паттерны из множества пуль (данмаку), от которых должен спасать полет и маленький хитбокс протагонистки. Зато большой хитбокс у кнута, так что Чирно проигрывает и мы слушаем диалог, в котором Рейму почему-то очень просит феечку пойти решать инцидент. По ходу разговора прибегает на зов помощи и Мариса — все ради системы напарников. Теперь Рейму может пользоваться вспомогательными атаками за десять душ. Слабенькими, зато на безопасном расстоянии.

Демонстрация помощи напарника, гифка со страницы ремастера

Механика-то неплохая, но вот диалоги… Во-первых, Рейму бы никогда не попросила Чирно ей помочь, а во-вторых диалоги тут в принципе дурацкие. Игра мрачная и готичная, а разговоры нарочито гэговые и очень поверхностно представляют персонажей. Это не легкомысленный подход к разговорам из оригинала, а просто глупый сценарий.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Дальше следующий уровень из восьми. И здесь важный момент: Koumajou Densetsu — не метроидвания, а обычный платформер! И это несмотря на название Scarlet Symphony, что навевает ассоциации с кое-какой игрой. Как и классические Castlevania, Koumajou Densetsu разделена на уровни.

Дальнейшее прохождение состоит из уже знакомых небольших сегментов и более разнообразных врагов. Красивые феи с размашистыми атаками, скелеты и гримуары — местная фауна черпает вдохновение как из Touhou, так и из Castlevania. Левелдизайн очень простенький: кроме ваншотающих шипов, пропастей и бесполезных из-за полета движущихся платформ пугать нечем. Боссами выступают персонажи шестой части Touhou за исключением что-то забывшей здесь Суйки из TH7.5. Большинство локаций — грандиозные залы особняка, что напоминают замок Дракулы из Castlevania по атмосфере.

Еще гифка из ремастера

Иллюзию вампирской саги создает и музыка. Обычно додзин-разработчики ремиксят творчество ZUN’а, но здесь читаются треки Konami. То есть, управление и атмосферу с составляющими взяли из Castlevania, а легкомысленность диалогов, вселенную с персонажами и данмаку — из Touhou.

После завершающих уровней со сложнейшими боссами открывается «Extra» уровень, девятый. И становится совсем тяжко. Перед нами предстает один большой этап, а значит никакого сохранения прогресса. И на пути поджидает несколько боссов с перерывами на небольшие сегменты с могучими мобами. Из примечательных врагов — Румия и все те же обитательницы особняка, которых придется бить уже в третий раз. Первый был на их стадиях, второй в битве с финальником, а теперь еще и в экстре. Скрипя зубами, бьем надоевших противниц. Ну а потом… Великая и ужасная Фландре Скарлет!

<i>Безобидная девочка</i>
Безобидная девочка

Ставить такого сложного босса в конец длиннющего уровня — это жестоко. Здесь понадобятся выдающиеся данмаку-умения и стальные нервы. И затем… Концовка с милой картинкой и окончательное прохождение игры. Пора делать выводы.

Если вы любите хардкорные платформеры прошлого века и особенно серию Castlevania, игру стоит попробовать. Она не хуже старых продуктов Konami. И нельзя сказать, что можно просто перепройти любимую классику — фишки Touhou серии сильно выделяют Koumajou Densetsu от уже существующих тайтлов. Если же вы любитель современных платформеров, игра может показаться топорной, слишком простенькой по наполнению и не очень-то красивой.

Напоследок, мое щитпост-видео с бассбустом под названием: «Как тяжело дается жизнь...»

Koumajou Densetsu II: Stranger's Requiem

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Ремастер второй части анонсировали совсем недавно, так что пока со спокойной душой обсудим оригинал. В Steam и Switch-версиях скорее всего будет подтянутое разрешение, фишечки для удобства, расширенный список поддерживаемых языков и еще какие-то мелочи. Про профессиональную озвучку молчу, потому что она в комплекте с самого начала. Пока даже не объявлена дата релиза, так что ждем. И в данном случае покупка будет более оправданной, потому что сиквел во всем лучше оригинала!

Как и первая часть, это обычный платформер со стилистикой из Castlevania и персонажами Touhou Project. Но отсылки к шестой части данмаку-серии позади, надо идти дальше. В этот раз Frontier Aja позаимствовали идею инцидента и персонажей из седьмой части, а разбираться во всем будет Сакуя.

Как повелось, обратим внимание сразу на стартовый экран. В сиквеле широкоформат сразу с коробки! Но это лишь значит, что при полном экране нас ждет дополнительная черная полоса к привычным боковым, теперь еще и снизу. Напряжем глазки, зато будем видеть больше атак.

<i>Как игроки видят Stranger's Requiem. Не переживайте, я буду обрезать скриншоты</i>
Как игроки видят Stranger's Requiem. Не переживайте, я буду обрезать скриншоты

Вместо кнута у Сакуи нож, а также чуть измененный мувсет. Вместо бросания карточками — быстрые слеши вблизи, и если у Рейму был подкат, то у горничной — отпрыгивание и удар ногой вниз с возможностью прыжка по врагам. Полет больше не безграничный и тратит особую шкалу. К напарникам на место дополнительной атаки добавились способности самой Сакуи — метательные ножи и… таймстоп! Touhou Luna Nights Reference?! Почти, только здесь остановка времени даже не тормозит боссов, а они — самая сложная часть игры. Так что малость бесполезный навык. Саму же систему напарников сильно переработали — атаки заметно разнятся по силе и стоимости, да и самих партнеров теперь куда больше. Механика напарников вместе со своей полезностью привнесла небольшую хитрость: можно накопить души и закидать ненавистного босса сильными вспомогательными атаками. Правда не факт, что потратив все души вы не умрете…

<i>Touhou Luna Nights Reference</i>
Touhou Luna Nights Reference

Улучшился левелдизайн. Если в первой части Frontier Aja заслуживали уважение качественными противниками, то здесь постарались и над разнообразием уровней. Как-никак, игроки теперь их точно не пролетят. Платформинг, быстрый пробег по рушащемуся мосту, медитативная лодочная прогулка в кишащей монстрами пещере… все это есть в Stranger's Requiem. Все еще не гениальный левелдизайн, но уже виден прогресс. Секреток тоже стало больше. В игре есть: скрытые комнаты, невидимые лечилки с жизнями и прочие прелести. В первой части припоминаю только неочевидные закутки с бонусами.

Всеми уважаемый Banpai Akira (Vampire Killer) еще сильнее усовершенствовал навык рисования. Как раз ему Koumajou Densetsu обязана долей популярности: арты и дизайны тоходевочек с закосом под Castlevania и под стиль Аями Кодзимы в частности очень полюбились фанбазе.

<i>Пример обложки от Аями Кодзимы из Lament of Innocence</i>
Пример обложки от Аями Кодзимы из Lament of Innocence

На момент написания статьи по тегу «koumajou densetsu» 672 арта на danbooru, а это больше чем по некоторым культовым франшизам. Например, по серии Donkey Kong всего 669 работ на той же платформе. Производители стаффа даже выпускают фигурки и куклы в дизайнах от Banpai Akira. И вот, в сиквеле его стиль стал еще чище и лучше.

Скетчи дизайнов главных героинь:

Сравнение спрайтов двух частей на примере Алисы:

Пример стаффа:

Саундтрек теперь чаще радует вокальными композициями. Тогда как в первой части тема финальника дублировала музыку из опенинга, в сиквеле Алая Дьяволица заслужила собственную песню. И она абсолютно божественная. А вдогонку к композиции я прикреплю скриншот ужасно сложной атаки Ремилии, дабы поделиться своей болью!

Остальной саундтрек не сказать что стал на голову выше, он и в первой части был хорош. Мелодии в духе Castlevania. Зато здесь Frontier Aja пошли на небольшие эксперименты: например, тема одного из боссов необычно молчаливая и жуткая. Это прекрасно соотносится с атаками противницы: незаметно приближающимися смертоносными бабочками.

Сама по себе игра стала шустрее. Сакуя куда быстрее бьет ножом, чем Рейму кнутом. Зато хитбокс оружия горничной поменьше, так что сложность основного сюжетного режима соизмерима с первой частью. А вот уровни сложности сильно переработали.

Если в Koumajou Densetsu от выбранной сложности зависели только цифры урона и/или лайфбара, то в сиквеле все сложнее. К разнице в цифрах прибавляется отличие в игровом дизайне. На харде будет куда больше разных врагов на уровне, чем на нормале и уж тем более на изи. Более того, какие-то виды мобов можно встретить только на высоких сложностях. Может показаться, что паттерны боссов идентичны вне зависимости от сложности, но в действительности количество пуль в атаках немного разнится.

Что еще касается боссов — как я говорила, Koumajou Densetsu II отсылается к седьмой части Touhou Project. Тем не менее в качестве противниц можно встретить не только Алису, Ёму, Ююко и тройку Якумо. Также придется сразится против Марисы, Рейму, Алой Госпожи и даже трех фей света.

Все боссфайты можно посмотреть в мастерском прохождении от Gellot'а

Уже разнообразнее, чем в Scarlet Symphony, и никаких повторных боев по три раза. Битва с Рейму и вовсе отсылает к легендарной схватке Алукарда и Рихтера из Castlevania: Symphony of the Night.

С такими вот новшествами пройдут восемь уровней. И после первых титров снова две заметные особенности: станут доступны режимы «OMAKE» и «Phantasm» вместо «Extra». В первом нам дают посмотреть четыре юмористические сценки в формате визуальных новелл. И с привычным для дилогии качеством реплик и юмора это не лучшее развлечение. Зато все озвучено именитыми сейю. А вот второй режим…

<i>Кадр из OMAKE</i>
Кадр из OMAKE

Пусть суть «Экстры» с прошлой части и «Фантазма» в одном и том же, их стоило назвать по-разному. И не просто ради отсылки к TH07. Творящийся здесь ад не идет ни в какое сравнение с просто «трудным» дополнительным этапом Scarlet Symphony.

Перво-наперво выбираем помощников. После первых титров к команде поддержки присоединяется Ремилия с очень сильной, но дорогой атакой за шестьдесят душ. Устанавливаем экипировку и идем на уровень. Нам предстоит длиннющая стадия с мидбоссом, множеством агрессивных врагов и сложным платформингом под конец… и это только первая часть этапа! Придется потерять несколько жизней или даже продолжений, чтобы добраться хотя бы до первой двери.

Жуткий платформинг в конце сегмента и демонстрация силы Ремилии

Потом босс — три феи света. Не особо сложный, поскольку к этому моменту должно накопиться немало душ. После снова сегменты с уже адекватной длиной и… Чен. Мой самый ненавистный босс в этой игре. Кошка с раздражающей озвучкой, которая без конца прыгает, постоянно самонаводится и не дает себя атаковать. Здесь я сливала очень много продолжений и начинала тот длиннющий уровень сначала. Снова и снова. А впереди еще два босса и уровни между ними… Серьезно, это как пройти еще одну игру без продолжений, соизмеримую с основным сценарием.

Чен. Зашла делать футажи через месяц после прохождения — так кажется еще сложнее

Кое-как научившись проходить Чен, я сдалась на дальнейших стадиях. Они не супер длинные, как начало фантазма, но очень недружелюбные. Шипы, убивающие с одного удара, толпа агрессивных фей… А впереди еще два босса! Тут я поняла, что фантазм выше моих физических возможностей и поменяла «нормальный» уровень сложности на «легкий». И стало действительно легко. На изи можно просто встать в упор перед боссом и забить его, не думая над уклонением.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Вот и последние титры дилогии тохований. Было непросто, но интересно. Как и первая часть, Koumajou Densetsu II: Stranger's Requiem подойдет любителям классики и игр серии Castlevania, а современных игроков может отпугнуть все еще не самым дружелюбным управлением и графикой. Если вы не уверены какой у вас все таки вкус — попробуйте именно сиквел, притом в грядущем переиздании.

Мысли обо всей дилогии

Пора подвести итог по этому мрачному приключению с нелепыми диалогами. Понравилось. Очень гармоничное сочетание данмаку и платформера старой школы. Отличный фансервис для обоих фанбаз. Не отказалась бы от вселенной, где у каждой номерной Touhou-части есть свое исполнение в виде Тоховании, как у Embodiment of Scarlet Devil и Perfect Cherry Blossom.

И все же, по современным меркам, Koumajou Densetsu не тянет на самостоятельный релиз. Frontier Aja стоило выпустить всю дилогию разом по той же цене в 515 рублей. Игры короткие, а первая часть заметно простовата по наполнению. К тому же, в Японии уже выпускали всю дилогию вместе под названием Koumajou Densetsu I & II Premium Pack. Повтори разработчики ту же практику со всеми новшествами ремастера — получили бы очень теплый прием от новых и старых фанатов. Потому что это правда хорошая дилогия с большой значимостью как для Touhou Project и Castlevania, так и для додзин-сцены в целом.

<i>Обложка Koumajou Densetsu I &amp; II Premium Pack</i>
Обложка Koumajou Densetsu I & II Premium Pack
111111
28 комментариев
500 ₽

Даже не знал, что первую часть обновили и это она в Стиме, перепройти что ли теперь? Хочется теперь эти дурацкие диалоги почитать, потому что обе части прошёл на японском и думал, что там серьёзный сюжет, ага…
Спасибо за обзор.
P.S. По-моему для вывода в ленту лучше бы подошла обложка премиум пака, та что сейчас как-то не зацепила глаз.

3
Ответить

Можно, пожалуйста, репост в "Игры"?
@Шериф @Рейнджер

3
Ответить

Вам бан.

Ответить

о ведь ониме не игры

Ответить

Неплохо бы рассказать что за Тоха проджект такой. А то я только одного Тоху знаю.

3
Ответить