Самый быстрый монтаж на Диком Западе и один из моих любимых визуальных приёмов в кино и клипах
Пою оду в 20 примерах быстрому, резкому, клиповому монтажу, с помощью которого режиссёры рассказывают истории, шутят, вызывают ВАУ эффект и приступы эпилепсии.
Я точно не знаю, как называется такая резкая нарезка кадров. Про «Реквием по мечте» сказано, что это «хип-хоп монтаж», где-то написано, что быстрая смена кадров названа в честь «односекундной рекламы» — Blipvert. Заранее прошу прощения! Для меня суть одна: кадры быстро сменяют друг друга, рассказывая какую-то историю.
ВСЕ ВИДЕО СО ЗВУКОМ!
Примеры из фильмов
Начну с базы, с первой нарезки, о которой большинство вспомнит, если говорить о быстром монтаже. Это «Реквием по мечте» (2000) Даррена Аронофски. Мало того, что сюжет впивается в память, так ещё и постоянные нарезки приёма разных наркотиков навсегда остаются в сердечке:
Перехожу к весёлому примеру, чтобы не приуныть после Реквиема. Второй режиссёр, который стабильно использует быстрый монтаж — это Эдгар Райт. Например, он применяет его для комедийного эффекта, чтобы визуализировать то что было, или возможно будет, как в «Зомби по имени Шон» (2004):
Быстрый монтаж также веселит, если показывать обычные бытовые действия как нечто захватывающее и энергичное, как в третьем фильме из трилогии Корнетто «Армагеддец» (2013):
Вся эта бытовая динамика когда-то даже вылилась в вирусное видео про готовку «Доширака» (привет, всем кто тыщу лет назад смотрел This is Хорошо).
Другой британец Гай Ричи тоже не брезговал использовать быстрый монтаж для комедийного эффекта. Например, в «Большом куше» (2000) Дядюшка Ави сначала слетал в Англию, а после череды криминальных неурядиц быстро свалил из неё:
Опять же Эдгар Райт спустя семь лет в «Типа крутых легавых» (2007) показал своё быстрое путешествие полицейского Николаса из Лондона в тихую деревушку:
Режиссёр «Парфюмера» и «Облачного атласа» Том Тыквер использовал быстрый монтаж для демонстрации альтернативного будущего прохожих в фильме «Беги, Лола, беги» (1998):
Возвращаюсь к Даррену Аранофски. В своём библейском блокбастере «Ной» (2014) режиссёр решил «по-быстрому» показать нам, как зарождалась земля и к чему мы в итоге идём или уже пришли:
Самый свежак, а заодно и триумфатор Оскара 2023 «Всё, везде и сразу» (2021). В этой странной комедии быстрый монтаж — важная часть визуального повествования и способ показать главную героиню в разных вселенных. Вот с этой нарезки в кинотеатре я знатно прибалдел:
Два любимых примера
Один из близких сердечку режиссёров Жан-Пьер Жёне за одну сцену сделал из милой семейной комедии про странную девочку «Амели» (2001) взрослую комедию с рейтингом R «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain»:
А в драме «Правила секса» (2002) режиссёр Роджер Эвери вообще проделал какую-то адскую работу, чтобы показать приключения богатенького американца Виктора в Европе: секс, наркотики и бессмысленное блуждание среди памятников культуры:
Примеры из клипов
Это чит-код, ибо само понятие «клиповый монтаж» будто бы подчёркивает смысл всей подборки. Но всё-таки не могу не поделиться любимыми примерами.
Начну с самого «медленного» монтажа. В этом клипе из категории «нихера непонятно, но очень интересно» странные визуальные образы постоянно чередуются с красивыми девушками и певцом (визуал клипа пыталась повторить наша группа Серебро, но вышла банальная пошлятина):
Клип создавала креативная группа творцов из Барселоны — CANADA. Про них можно ваять отдельный лонг, потому что стиль узнаваемый и очень крутой.
Режиссёр Фрэнк Лебон нашёл в Лондоне 30 реальных пар и показал на их примере взлёты и падения в отношениях. А чтобы все 30 пар поместились в пятиминутное видео, он от души их покромсал и намонтировал:
В клипе Скриллекса и Дипло можно лицезреть, как народ от души «издевается» над Джастином Бибером. Шикарнейший интерактивный эксперимент привёл к тому, что толпа фанатов измазюкала фломастерами и красками тысячи фотографий Бибера, чтобы получился один из моих любимейших клипов (именно клипов, потому что EDM — не мой жанр):
Я знаю, где ты мог видеть подобный НАРОДНЫЙ подход. В том самом меме про The Last of Us Part II под песню группы A-ha — Take on Me
От души нарубил кадров режиссёр Крис Каннингэм. Изначально идея про танцующего подростка-инвалида должна была стать короткой рекламой нового альбома Aphex Twin, но в итоге вылилась в целый 6-минутный фильм. Если ещё не видел, то обязательно глянь — это нечто:
Русские тоже не отстают. Две художницы создали клип на песню группы АИГЕЛ в рамках курса по анимации в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Получился красивый, но жутковатый видеоряд:
Ирландский художник Параик Макглафлин (Páraic McGloughlin) однажды наслушался музыкального продюсера Макса Купера и нарисовал вроде 170 кругов разной величины на земле, чтобы получился вот такой клип-метафора о чём-то повторяющемся и бесконечном:
В таком же стиле Параик сделал клип и для амстердамского электронного дуэта Weval:
Чокнутый Гаспар Ноэ и титры, титры, титры
Отдельно упомяну вступительный титры «Входа в пустоту» (2009) Гаспара Ноэ. Можно как угодно относиться к творчеству этого психа, но титры к фильму он наворотил знатные:
По легенде такие титры получились, потому что Ноэ нужно было уложить хронометрах «Входа в пустоту» в 180 минут. Титрами вдохновился сам Канье Уэст:
А может сам Гаспар Ноэ вдохновлялся кем-нибудь? Например, американским графическим дизайнером и художником Пабло Ферро, который в 1971 году смонтировал трейлер по просьбе самого Стенли Кубрика. Об творчестве Пабло кратко рассказывал в статье про забавную связь между фильмами «Доктор Стрейнджлав», «Семейка Аддамс» и «Люди в чёрном»:
Ну и раз я начал статью с Даррена Аронофски, то и закончу им. В своём дебютном триллере «Пи» (1997) он тоже поигрался с вступительными титрами, навалив дёрганной математики и ритма от Клинта Мэнселла:
Я тоже так могу
Быстрая смена меня настолько впечатляет и будоражит, что однажды я сам вдохновился на создание вот такого видео про автопортреты Рембрандта, который очень любил рисовать себя в разные годы жизни:
И ты наверняка заметил, что для заставок статьям я тоже постоянно нарезаю кадры:
Надеюсь, что все эпилептики выжили :)
Пока что всё, что вспомнил. Наверняка что-то забыл, поэтому делись своими примерами такого быстрого/резкого монтажа — добавлю в статью.
P. S. Подписывайся на мой вот этот вот личный ДТФ блог, ну и на канал в телеге подписывайся — там про кино. Так же супер коротко, зато по горячим следам, отчитываюсь о просмотренном на Кинориуме — заглядывай.
Я помню, многие гнали на Короля Артура от Гая Ричи за отсутствие нормального интродакшена героя. А по-моему, это один из лучших примеров сцены становления главного персонажа - быстро, эффектно и при это очень емко
https://youtu.be/f7lta2lEZN8
Что будет, если монтаж Райта и сцену из первого Дедпула? Имхо, но одна из лучших сцен в отечественном кино (начинается с 1:52):