Ностальгия, которой не было [Yamaha MSX]

Yamaha YIS503IIIR КУВТ2

Оглавление

Введение

Один мой товарищ распродавал коллекцию игр и приставок, я ему помогал делать красивые фото и выставлял всё это добро на Авито. В какой-то момент он в шутку написал мне, что думает продать и свой MSX. Как в итоге выяснилось, это была и не шутка вовсе, а его коварный план - подсадить меня на MSX, чтобы я делал красивые снимки этой ретро-железки и писал статьи по теме платформы. Как можете догадаться, план его удался. С платформой я абсолютно не был знаком, да и вообще, древнее своего первого компа на Celeron 1600 видел разве что Денди, ну и у родственников пару раз играл в Solomon's Key на советском клоне ZX Spectrum. На этом мой опыт с 8-битками исчерпан. Начал искать информацию об MSX в интернете, оказалось, что компьютеры очень интересные, много где применялись, для них выходила куча периферии, да и вообще платформа имеет довольно нескромные возможности.

Работа на Yamaha YIS-503IIR (КУВТ) в Институте программных систем РАН, 1986 год
Работа на Yamaha YIS-503IIR (КУВТ) в Институте программных систем РАН, 1986 год
Компьютер стандарта MSX от Sony побывал даже на орбитальной станции "Мир" (белый, в левой части кадра)
Компьютер стандарта MSX от Sony побывал даже на орбитальной станции "Мир" (белый, в левой части кадра)

Комплектация

Экземпляр моего товарища полностью прокачан до стандарта MSX2+, в нём установлены плата F4/FMPAC, заменён видеочип на MSX V9958, а также расширена оперативная память до 1 МБ, по стандарту там стоит плата на 128КБ. В ПЗУ зашита исправленная версия биоса с русским языком, т.к. изначально не существует MSX2+ с русским, а также исправлены некоторые нюансы раскладки, например теперь не нужно зажимать Shift для набора цифр. Ну и в нагрузку еще шёл кабель с DIN-8 на RGB-SCART, плата вывода изображения и картриджи: оригинальный Knightmare от Konami и два картриджа, разработанные группой энтузиастов RBSC - первая версия Carnivore и контроллер IDE+FDD. Первый позволяет записывать на него образы картриджей в формате .ROM и запускать их, а также выводить более продвинутый звук SCC и SCC+ в играх от Konami. Второй включает в себя полноценные IDE и FDD контроллеры, позволяющие подключать как стандартные 720 КБ дисководы, так и современные 1.44 МБ дисководы к MSX. Также контроллер позволяет использовать CF (CompactFlash) карту как IDE-дисковод большой ёмкости. Более подробное описание данных устройств, а также другие разработки можно найти на сайте RBSC.

Как видите, комплект очень богатый, упускать такую возможность я не хотел, поэтому долго не думал - надо брать. Чтобы было интереснее, решили с товарищем совершить сделку не просто за деньги, а придумать на что обменяемся, так у него будет возможность попробовать что-то новое для себя, а не просто спустить полученную сумму денег "на мороженое".

Сделка века

Сперва думали обменяться на Steam Deck или Xbox Series Х, в итоге взвесив все "за" и "против" было решено взять PS5. Для стимдека нужен хороший интернет, чтобы загружать игры (у него только мобильный интернет с 1ГБ трафика в сутки), а на Series X не так много интересующих его тайтлов. На PS5 же есть еще и обратная совместимость с PS4, а это дешёвые диски на вторичке и приличный бэклог, который скопился у товарища. Да и новый геймпад DualSense ему хотелось пощупать, что это за адаптивные триггеры такие и стоит ли оно того вообще.

Yamaha КУВТ в советской комедии "Малявкин и компания", 1986г

Ударили по рукам, товарищ начал собирать посылку, попутно уговаривая меня забрать еще и монитор. Сам по себе монитор вроде недорогой, к тому же монохромный, поэтому я долго не решался. Изначально собирался подключать MSX к современному монитору через апскейлер, но в итоге всё же решился забрать и родной ЭЛТ-монитор, как потом оказалось не зря.

Платформа MSX имела широкий спектр применения, в том числе написание музыки

Очень переживали за доставку, как всё доедет, всё таки поедет через полстраны, упаковка хоть и надёжная, но думаю с "аккуратной доставкой" сталкивались многие.

Ужасы доставки MSX, которые рисовало моё воображение

Прошло две недели, посылка доехала до меня, хоть и не без повреждений - небольшая трещинка на корпусе монитора, но в остальном всё в порядке, можно спокойно выдохнуть.

Спасибо, что не кинескоп
Спасибо, что не кинескоп

Теперь я счастливый обладатель крутого ретро-компьютера, и должник на PS5 с хорошей игрой в комплекте.

Подключение и проверка

Началась эпопея с подключением и попытками запуска софта на этом мамонте. Как я выше уже говорил, с платформой я абсолютно не знаком, а тут еще и всякие навороты в виде апгрейдов и картриджей, пришлось перекопать весь интернет в поисках информации по устройствам и самой системе. Всё это было похоже на басню про обезьяну и очки: "Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак." Предыдущий владелец тоже запускал MSX несколько лет назад и всё забыл, приходилось всё делать методом научного "а если сделать вот так, что будет?".

Подключив флешку из картриджа к ПК на Windows обнаружил, что на ней вроде имеется всё необходимое для запуска MSX-DOS 2 (точнее его модифицированная версия Nextor), даже имеется файловый менеджер MultiMente, но при включении всё равно грузится Nextor Basic.

"Ок" - ну ок, а что дальше то?<br />
"Ок" - ну ок, а что дальше то?

Всё оказалось проще некуда - всего лишь нужно было удалить сгенерированный программой эмуляции привода файл NEXT_DSK.DAT, из-за которого запускался диск бейсик и монтировался указанный в этом файле образ дискеты. Как только всё лишнее убрал и оставил только нужное для запуска Nextor, не стало этого файла и сразу всё запустилось. Это сейчас всё легко и понятно, а вот на момент первого знакомства с MSX было ощущение, что диплом о высшем техническом образовании мне выдали зря.

Долгожданный интерфейс файлового менеджера
Долгожданный интерфейс файлового менеджера

Потом я решил разобрать и почистить MSX, привести всё в порядок, я тот еще педант, люблю когда в технике ни единой пылинки и всё сделано аккуратно и красиво. Кому интересно, можете почитать подробнее в предыдущей статье.

В итоге получаем вот такой замечательный ретро-комп, от которого так и веет эстетикой киберпанка.

Ностальгия, которой не было [Yamaha MSX]

Способы вывода изображения

Да, всё-таки ни разу не пожалел, что в итоге уговорился на монитор, он заслуживает отдельных похвал. К слову, товарищ, когда приобретал этот компьютер, таскал монитор по всей Москве, некоторые люди советовали ему отправить эту реликвию на свалку, хорошо что он их не послушал.

Очень четкая картинка, приятный зелёный цвет, первая ассоциация - вступление из фильма Матрица, где на мониторе бегут цифры. Эти мониторы (модель EIZO 3010) поставлялись для ученических моделей, учительская модель комплектовались цветным монитором EIZO 8020. По словам тех, кто видел эти мониторы, они даже лучше студийного обородувания на телевидении, то есть тех же Sony PVM. Склонен поверить, потому что монохромный монитор очень хорош.

Фото пользователя <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxlat.livejournal.com%2F772863.html&postId=2310908" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">xlat</a> на сайте livejournal.com<br /><br />
Фото пользователя xlat на сайте livejournal.com

Изначально ученическая модель КУВТ2 умеет выводить по композиту только чёрно-белое изображение, оно и понятно - для монохромного ЭЛТ-монитора больше и не надо. В моём экземпляре стоит модуль от КУВТ1, у которого есть переключатель ЧБ/Цвет я пробовал переключать на цвет и картинка с него довольно средней паршивости, всё мыльное, цвета куда-то съехали.

Также можно вывести полноценный RGB-сигнал с разъёма DIN-8, для этого было решено купить на вторичке 14-дюймовый телевизор Sony Trinitron с разъёмом RGB-SCART. В отличие от оригинального цветного монитора EIZO 8020, это удовольствие довольно недорого обошлось - всего-то 500 вечно деревянных.

Sony Trinitron KV-14T1R
Sony Trinitron KV-14T1R

Захватить картинку могу только через композит, поэтому качество не будет таким хорошим, как могло быть, нужно однажды приобрести карту захвата или апскейлер с RGB-SCART, уже есть пара вариантов на примете.

Запуск игр

На MSX и MSX2 существует огромное количество интересных проектов, если перечислять их все - статья растянется уже не на лонг, а на мегалонг, так что запишу футажи тех игр, которые сам запустил самыми первыми на этой платформе. Ну и тот оригинальный картридж, что достался мне с моим MSX, тоже стоит запустить, давайте с него и начнём.

Knightmare

Обратите внимание, логотип Konami еще старого образца - с загнутой ножкой на букве K
Обратите внимание, логотип Konami еще старого образца - с загнутой ножкой на букве K

Игра в жанре shmup, выпускалась для компьютеров стандарта MSX. Да, скроллинг в этой игре остойный, но всё равно прикольно иметь в коллекции оригинальный картридж для этой платформы.

Metal Gear 2 Solid Snake

Журнал MSX Magazine №01 (1990) стр.28-29
Журнал MSX Magazine №01 (1990) стр.28-29

Настоящая классика, что тут говорить. Сложно найти человека, кто увлекается видеоиграми и не знаком с этой серией. Игра, разумеется поддерживает звук SCC. Сам Кодзима признаёт первую часть Metal Gear, выпущенную на MSX, каноничной, в отличие от версии для NES. Графика и музыка при портировании на консоль от Nintendo были изменены в худшую сторону, также изменены многие локации и боссы, в том числе и главный босс в игре, Metal Gear, был заменён на суперкомпьютер.

Penguine Adventure

Картриджи комплектовались пластиковым боксом и мануалом
Картриджи комплектовались пластиковым боксом и мануалом

Раз уж упомянули Кодзиму, стоит упомянуть и его первую игру - Penguine Adventure, которая также выходила на MSX.

Aleste

Журнал MSX Magazine №08 (1988) стр.54-55
Журнал MSX Magazine №08 (1988) стр.54-55

Пожалуй, наиболее широкое разнообразие выпущенных на платформе проектов имеет жанр shmup. Красивая графика, приятная музыка, шикарные заставки и плавный скроллинг - всё в наличии в этой игре.

Snatcher

Журнал MSX Magazine №12 (1988) стр.48-49
Журнал MSX Magazine №12 (1988) стр.48-49

Konami выпустила достаточно много игр для этой платформы, и вот еще один (пожалуй, лучший на MSX) проект от Кодзимы-гения. Игра вышла почти одновременно с версией для PC-88, буквально через месяц после неё. Имеет приятную графику и очень красивое музыкальное сопровождение, также имеется фанатский перевод на английский язык. К сожалению или к счастью, в версии для MSX отсутствует третий акт, хотя может оно и к лучшему - многим он не нравится. Тут сказать ничего не могу, пока ещё не проходил игру. Если играли - пишите в комментариях, многое ли я потеряю, не увидев продолжение после 2-го акта.

Заключение

Для тех, кому не хватило данной статьи, или наоборот - кто просто пролистал текст и больше любит картинки и видео - можете посмотреть ролик от товарища, у которого я приобрёл КУВТ2, кстати в ролике мелькает именно этот экземпляр:

Буду дальше знакомиться с этой платформой, недавно узнал, что для MSX помимо родного MSX-BASIC существует компилятор языка C, а я как раз давно хотел изучить этот язык программирования. Да, работать с ним на данном компьютере будет не очень удобно, но ради интереса хотя бы "Hello, World!" скомпилировать можно. Впрочем, это уже совсем другая история...

Ссылки на материалы, использованные в статье:

✔ Подписывайся на мой ДТФ-блог и ставь 🔔.

4545
42 комментария

Крутотень-то какая.

5
Ответить

Этим парнем был Альберт Эйнштейн. Ну, я

2
Ответить

В 1988 учился в селе Жариково на Дальнем востоке. В школе был оборудован класс информатики Yamaha MSX. Из игр помню - Metal Gear (топ-игра, лет 7 назад перепроходил на эмуляторе - планшет + dualshock, мы её тогда между собой пощегляне называли железный человек, переводили как умели) Green Beret, Pirates (Sid Meiers).

4
Ответить

Ценная информация, спасибо, очень интересно!

3
Ответить

А игры в основном на дискетах распространялись?

2
Ответить

Компьютер стандарта MSX от Sony побывал даже на МКС*кхе-кхе* на станции "Мир" *кхе-кхе*

4
Ответить

Согласен, не МКС совсем)) Исправлю, пожалуй.

2
Ответить