«Кузька – путешественник во времени»: полное прохождение игры детства
Расскажу всё о приключении Кузьки и Жужа во времени! Все уровни, сюжет, любовь и ностальгия по культовой игре. А вспомните ли вы с какой части франшизы началось ваше знакомство с очаровательным троллем?
Франшиза про Кузьку, более известного в международном варианте как Hugo, – это серия развлекательных приключений, разработанных датской компанией Interactive Television Entertainment (ITE). С 1992 по 2000 год ITE создавала и издавала разнообразные проекты с участием обаятельного тролля.
Несмотря на множество вариантов сюжетов и оформления, в основе лежала одна ключевая идея: интерактивные приключения, доступные и детям, и взрослым, с простым управлением и яркой, запоминающейся атмосферой.
От игрового шоу до домашних консолей
Изначально герой Хуго/Хьюго появился в формате интерактивного телевизионного шоу, в котором зрители, дозвонившись в прямой эфир, управляли персонажем с помощью клавиш телефона. Буквальный перевод названия игры — «Экранный тролль Хьюго».
В разных странах облик и имя героя адаптировались к локальным традициям и детской аудитории: в России он стал известен как «Кузька», в Германии – как «Hugo», во Франции, Испании и других европейских странах также существовали свои варианты.
С развитием технологий и популярностью телевизионных выпусков, ITE вскоре начала переносить игры на персональные компьютеры, а затем и на консоли. В период с 1992 по 2000 годы компания выпустила целую линейку игровых сборников и обновлённых версий для разных платформ. Большая часть этих проектов была ориентирована именно на европейский рынок, поэтому локализация «Кузьки» в России и других постсоветских странах выглядела логичным шагом.
Одним из ярких выпусков серии стала игра «Кузька – путешественник во времени».
Как выглядел диск с игрой:
Небольшое предварительное описание игры
«Кузька. Путешественник во времени» — компьютерная игра, рассчитанная на решение аркадных задач, головоломок, загадок и т.д.
По сюжету Кузьке и Жуже предстоит посетить Каменный Век и Древний Египет, встретиться с ковбоями Дикого Запада, совершить посадку на Луну и т.д.
Игра переведена и качественно озвучена на русский язык. Это пример идеальной озвучки, которую помнишь спустя долгие годы.
В ней есть катсцены с подробными и естественными диалогами персонажей, который погружают в атмосферу игры и поясняют все механики.
В игре есть помощник, к которому всегда можно обратиться за подсказкой, и он напомнит что нужно делать.
Сюжет
Троллик Кузька вместе с братом и сестрой приходят в неожиданно неработающий парк аттракционов и встречают механика парка аттракционов Жужу.
Он рассказывает, что жуткая ведьма Сцилла разогнала ему всех посетителей. Аттракционы не работают, так как она сломала ветряную мельницу, от которой шло электричество.
Кузька предлагает построить новую мельницу, но оказывается, что она была волшебной. Она должна быть собрана из частей, которые лежат в разных исторических эпохах. К счастью, паровоз Жужа умеет путешествовать во времени, однако сам он росточком не вышел... Кузька проявляет инициативу и вызвался помочь.
Паровоз отправляется в путешествие во времени, и игрок должен выбрать: остановиться перед воротами времени или проехать дальше до следующей эпохи.
Меню игры, в котором можно начать новую историю, загрузить старое сохранение, посмотреть олимпийский подиум победителей, и соответственно покинуть игру.
Игрок может выбрать уровень сложности прохождения в зависимости от уровня знания истории.
Если по физкультуре ты не промах, а с историей немного подкачал – щёлкни на тонкой книжке.
Итак, садимся в поезд и переходим непосредственно к описанию уровней игры, то есть исторических эпох.
Поезд проезжает эпохи не в хронологическом порядке, и Жужа объявляет каждую остановку и что конкретно мы можем получить в этой эпохе.
Кузьке необходимо собрать 8 разных деталей мельницы и получить их можно решив 8 различных заданий в 8 исторических эпохах.
Следующая остановка: Индустриальная эра
Здесь игрок может выиграть электрический кабель.
Кузька находит Лиса, который очень занят, отправляя овец в новый паровой конвейер.
Лис задумавшись о том, сколько выгоды принесет такой производительный конвейер, и что же он сможет купить себе на заработанные деньги — магнитофон, телефон или даже машину – случайно отправляет Кузьку вслед за овечками на конвейер.
Дальше начинается игра в стиле Юсефа Фареса – игрок перепрыгивает через препятствия, старается не попасть под пресс и на это у него есть 3 жизни.
В правом углу вы можете увидеть Жужа, который может вставлять свои комментарии происходящего или помочь, если игрок забыл что нужно делать.
Пар и шестерёнки...! Эта машина просто громадина.
Давай, Кузька, давай!...
Ты просто молодец, спасибо за помощь!
Комментарии Жужа и Кузьки — это отдельный вид прекрасного, что придало игре столько атмосферности и "живости". В случае проигрыша Кузька всегда забавно комментирует свои страдания и принесённые ему увечья.
Лично у меня с прохождением уровня с детства были сложности, в целом он не входит в число самых любимых уровней.
Следующая остановка: Древний Египет
Здесь игрок может выиграть колесо для мельницы.
Ух ты, я в Древнем Египте! Пирамиды, фараоны и всё такое!...
– Простите, а Вы случайно не фараон?
На вопрос: "Простите, а Вы случайно не фараон?", незнакомец отвечает, что он похоронных дел мастер. Он рассказывает, что прежде чем наступит рассвет, ему необходимо похоронить три мумии в этой пирамиде. Все его помощники заболели пустынной лихорадкой, а одному ему не справиться.
Кузька соглашается помочь. Каждая из трёх мумий должна быть уложена в свой саркофаг: сначала идёт нижняя часть саркофага, затем мумия, затем крышка саркофага, и всё это запечатывается массивной каменной плитой. Все эти части лежат на разных этажах пирамиды. Кузька должен пройти по каждой части, чтобы сбросить её на этаж ниже.
Время в игре ограничено, так как мумии нужно захоронить строго до рассвета! Сверху в правом углу на этом уровне появляется знак солнечных часов.
По коридорам ходят разбойники и ищут золото, нельзя попадаться им на глаза, это забирает одну из жизней!
"Ммвввмм"
"Даа, несладко быть замотанным, как мумия"
Разбойников можно оглушить, сбросив на них одну из частей саркофага. Также, маска фараона временно может защитить от разбойников, а знак солнца дать дополнительную жизнь.
Стилистически этот уровень самый классный, но в прохождении достаточно сложный – и этим он и хорош.
Следующая остановка: Дикий запад
Здесь игрок может выиграть несколько бычьих шкур.
На этом уровне Кузьке предстоит настоящая ковбойская работа.
Ковбой планирует передохнуть и даёт задание Кузьке: взять лассо и заняться ловлей коров. Ковбой учит Кузьку как ловить коров и предупреждает, что в загоне попадаются чокнутые сбежавшие коровы его соседа.
Поймав корову соседа Кузька теряет жизнь. Отличить их можно по клейму – у нужных коров эмблема Дикого запада, у коров соседа всякая ерунда.
"Всё ясно, мистер Ковбой"
Достаточно сложный уровень, он также идёт на время и в углу экрана показывается количество пойманных коров. На более высокой сложности увеличивается скорость бегающих коров.
Ни корова, а настоящий паровоз!
— Скажи: "Сыыр"
Следующая остановка: шестидесятые годы
Здесь игрок может выиграть компьютер!
Если я ранее писала, что мне нравится дизайн эпохи Древнего Египта, то важно отличать похвалу от восторгов. 60-ые — это эстетический апофеоз.
"Хээй, парниишаа. Садись рядышком и смотри телик, таам щас будут ракету запуускать на Лунуу. Хах, знаешь, я от этих космонавтов просто балдеею. Мяягкая посадка на Луне...вот это круто"
Как вы? Живы? А ведь она ещё и словно промяукивала слова с предыханием.
Лицо Кузьки имаджинировали в момент такой встречи:
После этого Кузька телепортируется на ракету. Смею предположить, что зачарованный Кошкодевочкой, он решил покорить её, и стать крутым парнем в её глазах.
— Приуэт, астроунавт, я доктор Армстроунг. Сейчас мы посмотрим сможешь ли ты установить лунный модуль и не врезаться при этом в астэроуид...
...Окэй?
— Окей :)
Он, конечно, говорит с английским акцентом.
Горючее лунного модуля ограничено, но можно собрать дополнительную канистру "NASA". В левом нижнем углу шкала топлива, в правом верхнем — секундомер.
Во время игры Доктор Армстронг подсказывает: "Осторожно", "Держись левее", "Аккуратно", "Потихонечку", "Делай, как я". Ниже показана платформа, на которую нужно приземлиться. Кажется, что это легко сделать, но на самом деле сложнее, чем кажется из-за физики уровня.
"Маленький шаг для человека — большой шаг для человечества. До встречи, Кузька!"
Я хочу отметить, как мягко игра передает знания об исторических событиях.
В детстве этот уровень воспринимался инородным, слишком он был другой, неизведанный, загадочный и интересный. Словно о какой-то совсем иной жизни, словно я ненадолго попала во взрослую более сложную игру. Прохождение этого уровня я всегда избегала из-за сложности, и неинтересности самого геймплея.
Следующая остановка: Средние века
Здесь игрок может выиграть два рыцарских камня.
— Здравствуйте, Ваше Величество. Почему Вы так печальны?
Король рассказывает Кузьку, что огнедышащий дракон украл его Королеву и уже 100 дней и 100 ночей держит её у себя в замке.
Дракон освободит Королеву только тогда, когда кто-нибудь верно ответит на все его мудрёные вопросы. Ни один из рыцарей не смог этого сделать, а Король...
— А я...просто не переношу драконов.
Дракон в стихотворной форме повторяет Кузьке условия сделки и задаёт пять вопросов, обещания выпустить Королеву в случае его победы.
На этом уровне у нас появляются две кнопки: палец вверх (ответ "Да") и палец вниз (ответ "Нет"). В случае правильного ответа дракон использует рычаг и опускает двери замка. В случае отрицательного ответа испепеляет Кузьку своим огнём.
Напоминаю, что в момент выхода игры, была недоступна возможность загуглить ответ. Даже проиграв и узнав все правильные ответы, их ещё надо было запомнить, так что уровень проходился не с первого раза.
А также важно помнить, что в игре три уровня сложности прохождения, соответственно и загадок. На первом уровне всё очевидно даже для самых маленьких игроков, например, существовали ли мифические создания в средние века.
В целом можно заключить, что это лёгкий уровень для прохождения. И именно благодаря этой игре я узнала, что в Китае был создан порох и впоследствии фейерверк. И что для такого красивого фейерверка нужен такой опасный и страшный порох, соответственно.
Следующая остановка: Римская империя
Здесь игрок может выиграть здание со стенами и крышей.
Приготовьтесь к одному из лучших уровней этой игры!
— Добро пожаловать в Большой мраморный дворец Цезаря и его малую деревянную уборную.
Оказавшись в Римской империи мы встречаем архитектора Цезаря, который создал Колизей, Великую Римскую библиотеку и акведук.
И снова Цезарь велел создать ему новое чудо — построить сливные трубы под его туалетом. Так как у самого архитектора нет желания лесть под землю, да и не хочется портить свою репутацию — он просит Кузьку помочь ему.
Весь уровень сопровождается звуками и...кряхтением Цезаря на фоне.
Слева на экране расположены части сливных труб, которые нужно соединить вместе в одну длинную трубу. Камни — это препятствия, их нужно обходить. Внизу экрана изображена...метафора быстротечности времени.
Когда бумага заканчивается...Кузька...ну в общем становится понятно почему архитектор сам не хотел лезть под землю!
"У тебя очень мало времени — Цезарь сидит в туалете, и когда...эм...кх-кхым, ну у него кончится бумага...эм...ну ты сам понимаешь...Надо спешиить!"
Если на предыдущих уровнях Жужа мало комментировал происходящее, то здесь он активно подталкивает игрока скорее закончить работу! И возмущается фразами: "Что за путаница у тебя получается!", "Думай быстрее! Бумаги остаётся всё меньше и МЕНЬШЕ!...", "Вжжж, твои трубы лежат вкривь и вкось!".
Итак, заслуги Кузьки архитектор присвоил себе. Но Цезарь, объявляя народу, что под его туалетом архитектором проложены сливные трубы, сказал, что он их проложит под каждым домом Римской империи! Шах и мат, жулик!
Следующая остановка: Каменный век
Здесь игрок может выиграть несколько камней.
В каменном веке Кузька оказывается на вернисаже, посвященном новой скульптуре. Но есть одна проблема — Кузька с Жужей приземлились именно на неё...
Тигр их простит, если они соберут из осколков разбитую скульптуру. Но нужно успеть, пока вода не перелилась через край кувшина!
"Как бы эта киска не поджарила нас на костре!..."
Мне нравилось задание.
В этой эпохе не хватает генерации различных форм скульптуры, чтобы уровень был доступен для бесконечного прохождения. Или хотя бы несколько разных фигур. Проходится быстро и легко пройти с первого раза.
Следующая остановка: Древняя Греция
Здесь игрок может выиграть прямоугольный треугольник.
Однозначный мой фаворит среди всех исторических эпох!
На этом уровне Кузька выступает настоящим спасителем. Необходимо показать Зевсу, что молодые греки усердно занимаются физкультурой. Для этого надо зажечь олимпийский огонь на противоположной стороне бассейна и объявить олимпийские игры открытыми.
Атлет, который нёс факел с олимпийским огнём поскользнулся на мыльной пене и повредил себе пятку! Они обратились к философам, плавающим в бассейне, но они очень заняты своими мудрыми мыслями и не желают отрываться от размышлений.
Итак, нести факел с олимпийским огнём доверили Кузьке!
Чтобы оказаться на противоположной стороне бассейна, Кузьке необходимо прыгать по животам философов, плавающим на воде, и обязательно собрать пять олимпийских колец, лежащих у некоторых из философов на животе. А также дискоболы устроили тренировку, и необходимо остерегатьcя летящих дисков.
"Нам с тобой надо прыгать, а не нырять. Не забыл?"
"Может тебе лесть стоит заняться подводным плаваньем?"
Я думаю, что мне в этом уровне нравился бассейн, шум воды и атмосфера Древней Греции. Сложно, но реально было пройти с какой-то попытки.
Успешно выполнив задания во всех исторических эпохах, Кузька с Жужем собрали все необходимые детали волшебной мельницы.
Сцилла повержена.
Жужа собирает мельницу и возвращает электричество в парк аттракционов.
Сцила за свои злодеяния получила наказание.
Почему эта игра так уникальна и важна для меня после стольких лет
Для меня это эталонная "игра с диска", включающая в себя:
- Простоту управления. Здесь не просто интуитивно понятное управление, а ещё и с подробной инструкцией на всех этапах. Ультра лайк.
- Яркую графику. Забавная мультяшная графика, забавные анимации персонажей и красочные задники.
- Разнообразие локаций. Сама концепция 8 исторических эпох предоставляет выбор игроку, что мне очень нравилось.
- Набор мини-игр и заданий. Она не скучная, потому что на каждом уровне свой неповторяющийся геймплей.
- Харизматичных персонажей.
- Увлекательный игровой мир без агрессии.
- Добрый юмор.
Хотя пик популярности игр о Кузьке/Hugo пришёлся на конец 90-х – начало 2000-х, игроки, выросшие в тот период, до сих пор с тёплыми чувствами вспоминают эти игры (или только я?).
Неудивительно, что некоторые энтузиасты пытаются запускать старые версии на современных операционных системах, используя эмуляторы. Для многих это – способ снова окунуться в волшебный мир детства и познакомить новое поколение детей с классическими приключениями харизматичного Кузьки:
Итог и ссылки
«Кузька – путешественник во времени» является одной из ключевых частей серии игр про Кузьку/Hugo от ITE. Она воплотила в себе узнаваемый стиль, основанный на простом, но увлекательном геймплее, красочной графике и доступных заданиях. Несмотря на то что с момента выхода игры прошло уже много лет, я до сих пор её периодически перепрохожу.
Пора снова просить мужчину мне её установить и перепройти заново :)
А пока что у нас всех есть возможность посмотреть прохождение:
Нашла этот лонг про всю серию игр буквально в момент публикации, оставляю ссылку и прочту сама позже:
Здесь также могла быть ссылка для скачивания игры на ПК, но у меня её нет.