Грязные цвета в цифровом рисунке: причины появления и способы решения
Разбираемся вместе с художниками, как появляются грязные цвета и что с этим делать.
Под грязными цветами обычно подразумевают те, которые получаются похожими на обычную грязь — на них неприятно смотреть, они невыразительные и тусклые.
По сути, грязных цветов самих по себе нет, есть неправильное использование отдельных соотношений или цвета, не вписанные в контекст. Объект, покрытый таким цветом, будет выглядеть «грязным». Любой цвет может быть уместным или, наоборот, неуместным, в зависимости от контекста вашей работы. Серые и тёмные оттенки тоже можно удачно обыграть.
Здесь мы поговорим о тех грязных цветах, которые появились там, где быть не должны. Разберемся в причинах их возникновения и способах их избежать.
Причина №1: наслоение мазков друг на друга, смешивание цветов прямо на холсте
Рисование преимущественно мазками и смешение цветов прямо на иллюстрации могут сработать, если художник опытный и понимает, что делает и какой результат получит. В иных случаях наслоение цветов одного на другой может привести к нежелательному итогу: с каждым разом цвет будет становиться все менее насыщенным, потускнеет и даст грязь. Особенно это касается комплементарных цветов (находятся напротив друг друга на цветовом круге): синего и оранжевого, красного и зеленого и так далее.
Если вы не уверены или недостаточно хорошо владеете техникой накладывания мазков, лучше пользуйтесь градиентами и сочетанием «лассо + заливка». Осторожно пользуйтесь «пальцем», непрозрачными и мягкими кистями. Если вы новичок в покраске и смешивании цветов — потренируйтесь и отработайте плавные переходы из одного цвета в другой. Изучите, как это делают профессионалы и попробуйте повторять за ними.
Отсюда вытекает следующая причина, непосредственно связанная с этой:
Причина №2: рисование на одном слое
Для того, чтобы получить чистые оттенки при рендере и легко их исправлять, 2D-художница в Playrix и ментор в Smirnov School Дарья Колмыкова советует держать на отдельных слоях:
- основной локальный цвет (основной видимый цвет объекта, который вы хотели нарисовать, иногда ассоциируется у нас с определёнными предметами, например: яблоко — красное, чашка — желтая, стены — белые; обычно это полутон);
- собственную тень;
- падающие тени;
- блики;
- рефлексы.
Кроме того, разделение на слои поможет вам при внесении правок. Если работать на одном-двух слоях, править рисунок будет трудно и затратно по времени. При работе с казуальной графикой и вовсе высока вероятность, что всё придётся рисовать с нуля.
Причина №3: копирование цвета пипеткой с работы
Набор цвета пипеткой — не плохой способ сам по себе, но с ним нужно быть внимательным. Когда вы берёте цвет непосредственно с рисунка, можно случайно попасть на соседний цвет и создать грязь. И даже если всё выбрано правильно, оттенок, вероятнее всего, будет более блеклым, чем тот, что нужен для получения чистых цветов.
Арт-лид в Mytona и ментор в Smirnov School Елена Яковлева советует либо использовать составленную заранее палитру на холсте (особенно если сразу поделить цвета на базу\нюанс\акцент), либо брать цвета непосредственно с цветового круга.
Разберёмся чуть подробнее в БНА:
- База — это цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
- Нюанс — цвет, который дополняет базу. Обычно — сосед на цветовом круге, но бывают вариации.
- Акцент — цвет, часто наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и имеет наименьшую площадь.
Причина №4: рисование теней чёрным или серым цветом
Одна из частых ошибок неопытных художников в том, что они рисуют тени черным цветом, а свет — белым. В итоге тени получаются грязными, а светлые участки — словно выгоревшими на солнце.
Черный цвет всегда добавляет серую компоненту или делает цвет сложносоставным. Например, если мы рисуем яркий желтый объект, в тени при использовании черного мы получим оттенок, имеющий в себе желтую, красную и синюю компоненту, что может дать грязный цвет.
Не стоит использовать чёрный цвет для создания теней (это касается и наложения с прозрачностью и режима наложения Multiply), если это не обусловлено требованиями проекта. Попробуйте разнообразить свою палитру : например, при теплом освещении для тени можно использовать глубокий насыщенный синий как самую темную точку, а не черный.
Художник Крэйг Маллинс уверен, что ненасыщенные тёмные оттенки «убивают вашу работу». Он советует во время работы в низком тоновом ключе или во время наложения теней следить за тем, чтобы в выбранном тёмном цвете было достаточно насыщенности.
Причина №5: неверный подбор цвета тени и рефлексов
Эта ошибка может проявить себя, когда художник хочет добиться живописной теплохолодности в работе.
Допустим, художник рисует растительные элементы. И на собственный зеленый цвет листвы кладет тени (через прозрачность или режимы наложения) из красной палитры, которая находится напротив в цветовом круге. Это часто приводит к грязным цветам, даже во время работы с сумеречной сценой.
Дарья советует для начала брать оттенки, которые находятся справа и слева от основного цвета элемента на цветовом круге. И уже потом, постепенно, вводить более сложные цвета. Подробнее про связь цвета и света можно почитать тут.
Еще один совет: не опирайтесь слепо на правило «тёплый свет — холодная тень». Оно справедливо в большом количестве сценариев, однако цвет тени не зависит от цвета света напрямую. Чтобы понять, какого цвета будет тень, нужно проанализировать окружение в вашей работе. Именно оно и задаёт настроение для цвета и света.
Взгляните на эту картинку:
Большая часть персонажа находится в тени. Свет проходит сквозь растительность и окрашивает слона в зеленоватый оттенок. На спине у него лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает тёплый свет, который отражается от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на растительности (но не на всей).
Есть и обратный цветовой сценарий: холодный свет — тёплая тень. Он реже встречается, но им довольно часто пользовались живописцы 20-го века. Например, Дин Корнуэлл.
Причина №6: неверное использование режимов наложения
Сами по себе режимы наложения не бывают «плохими» — как и в случае с любыми другими инструментами, бывает лишь использование не к месту или неверное использование. Если вы беспокоитесь за чистоту цвета, Елена Яковлева советует быть максимально аккуратными с режимом Multiply: с ним очень легко перекрутить тоновые контрасты и «улететь» в те самые чёрные тени. Осторожно нужно и с режимами Linear Dodge и Overlay: в них легко переборщить с бликами.
Все вышеперечисленные режимы, несомненно, полезные и одни из самых популярных, наряду с Hard Light, Color, Saturation и другими. Главное — понимать, для чего вы их используете, представлять, как они работают и какой итог можно получить.
Дарья Колмыкова советует использовать режимы наложения для нюансов, а в основной работе не делать на них самую большую ставку.
При финализации казуальной графики я предпочитаю рисовать в режиме Normal и подбирать оттенки и палитры по цвету и температуре. Остальные режимы использую уже для доведения графики: в нюансах и при расставлении акцентов.
Подробнее работе с режимами наложения можно почитать тут.
Причина №7: рисование без чёткого пайплайна
Пайплайн — это четкая последовательность этапов создания вашей работы. Например, он может выглядеть так:
- лайн (рисунок без покраса и теней, «контур»), цвет и освещение;
- лайн, освещение, цвет и рендер;
- плоское пятно без лайна, светотень, дополнительный рендер.
Четко выстроенный пайплайн поможет вам избежать многих ошибок, в том числе — появления грязных цветов. Если же вы каждый раз действуете интуитивно, перепрыгиваете с этапа на этап, результат будет непредсказуемым.
Например, Елена Яковлева выстроила свой процесс работы вот так:
1. Создание 3D-модели в стандартном белом материале с обозначенной светотенью.
2. Окрас тени в нужный цвет через gradient map. Про этот этап можно подробнее почитать тут и здесь.
3. Заливка цветом разных элементов через режим Hard Light (или Overlay, или Multiply).
4. Рендер материалов — проработка текстур, если того требует задание (тут важно не увлечься и не переборщить с контрастами, все очень аккуратно, чтобы элементы, несмотря на ваш добавившийся рендер, смотрелись цельно). Подробнее про рендер можно почитать здесь и тут.
5. Возвращение к светотени (небольшие усиления\корректировки\обобщения за счёт градиентов и мягких кистей).
Все эти этапы можно применять и без модели. В таком случае после заливки деталей следует этап светотени: нужно показать объем форм.
Причина №8: нехватка базовых знаний
Капитан капитанит, однако эта причина слишком важна, чтобы ее не упомянуть. Для создания полноценной работы нужно учитывать множество нюансов: композицию, цвет, свет и построение. Если один из этих аспектов не удался, то он повлияет и на все остальные, ведь все они связаны. Чтобы правильно наложить светотень — нужно понимать форму, чтобы подобрать тоновое соотношение — необходимо продумать композицию, чтобы наложить цвет — надо точно определиться с характером источника света.
Профессиональным художникам часто приходится прорабатывать и улучшать каждый этап работы снова и снова, а также практиковаться в тех аспектах, которые даются хуже всего. Многие известные художники отмечают, что важно учиться новому, совершенствовать навыки и постоянно возвращаться к основам.
Если вы не понимаете, куда дальше двигаться и чувствуете, что вам не хватает базовых знаний, вы всегда можете сделать несколько шагов назад и поработать над базой. Если вы заметили грязный цвет, лучше остановиться и изучить тему: посмотреть уроки от других художников, поделать упражнения, почитать статьи и книги, спросить совета у другого художника, который, как вам кажется, разбирается в теме лучше.
Общие советы о том, как избежать ошибок с цветом
Ещё несколько советов от Елены Яковлевой:
- Самое главное — набивать руку, плотно знакомиться с софтом, в котором работаете, не боятся пробовать разное и запоминать результат. Пробуйте копировать пайплайн работы разных художников: это поможет понять, какими способами можно достичь нужных результатов.
- Не забывайте периодически отходить от рисунка (отдалять его) и смотреть, какое впечатление он производит в комплексе. Не зацикливайтесь на конкретных частях надолго (особенно в приближении). Можете использовать окно с навигатором, а можете продублировать окно с рабочим файлом.
- Периодически обращайте внимание на то, какое положение выбранный цвет занимает на шкале яркости (brightness). Следите, чтобы он не подбирался близко к крайним значениям.
- Пользуйтесь референсами для цвета и текстур. Не просто ищите их, а смотрите на них в процессе работы, сверяйтесь и вдохновляйтесь.
Ну и, конечно, старайтесь тренировать общую насмотренность: фильмы, фотографии, работы других художников, дизайн объектов и пр. — это очень помогает в росте скилла. Желаю удачи в поимке ваших идеальных чистых цветов!
Дополнительные полезные материалы:
- Статья «Как взять цвет под контроль»
- Статья «Работа с цветом. Опыт Марко Буччи, иллюстратора, сотрудничавшего с Walt Disney»
- Урок «От ч/б наброска к цвету и как рисовать с помощью лассо»
- Статья «Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной»
- Статья «Как рисовать кожу? Связь цвета и света»
- Статья «Всё о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы»
- Статья «Температура цвета меняет перспективу. Правда ли это?»
- Статья «Цвет. Температура и восприятие»
- Статья «Помещаем объект в окружение. Изучаем цвет и свет»
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Хорошая статья, но мне не хватило примеров "неправильных" теней. Было бы здорово, если бы сравнивали два рисунка, на одном грязная тень, на другом правильная. Все-таки живопись это больше про показывать, чем рассказывать.
так эт ж продажа курсов, все остальное на уроке)
Спасибо за справедливое замечание, учтем в будущих материалах)
Ещё можно вспомнить что у большинства графических программ смешивание цветов сломано по умолчанию.
можно подробнее?
Про это вообще должны сразу рассказывать на любых курсах и любых туториалах для начинающих
у нас препод и декан графотдела любил грязные цвета, типа они сложные, его любимая фраза- "больше грязи- больше связи"