JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

Я совсем один в этой пустоте. И ваша помощь мне не нужна.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

OMORI подходит не для всех. Мы не рекомендуем игру тем, у кого есть склонность к депрессии, тревоге и суицидальным мыслям.

Тосковать по своим детским годам иногда очень приятно. Полностью погружаться в воспоминания о простых и беззаботных временах, заново прокручивать в голове лучшие моменты тех лет, пытаться хоть на секунду вернуть ощущение простого и искреннего счастья.

Многие книги и фильмы пытаются сделать именно это: «Вино из одуванчиков» рассказывает о поэтичности детского воображения, а «Маленький Принц» учит не забывать, кем мы когда-то были. Точно также игра OMORI напоминает о том, каким сказочным, будучи детьми, мы представляли мир вокруг нас. И какие люди нас окружали, когда нам было хорошо. И как воспринимались те, кто не удосужился помочь, когда было плохо и неудержимо больно.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

Малыми усилиями

Первое чем покоряет игра — это своим стилем. Сделанная на RPG Maker, OMORI большую часть времени выглядит не слишком привлекательно. Пиксельные персонажи бродят по слабо детализированному миру в стиле игр с GameBoy Advance и сталкиваются с такими же пиксельными NPC.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

Но даже на глобальной карте хватает интересных решений. Необычная, яркая, разнообразная цветовая палитра, удивляющие по своей идее образы. Чего только стоит небо, на котором звёзды рисуют очертания знакомых предметов. и музыкальное сопровождение под стать — такое же простое, привычное, но при этом способное удивлять в самый подходящий для этого момент.

Самое же прекрасное в игре — это работа художников, которые занимались оформлением боёв и сюжетных моментов. Спрайтовые персонажи в таком исполнении тут же обретают объём и характер. Одновременно и детализированные, и напоминающие детские рисунки, иллюстрации идеально подходят этой истории.

Ты совсем один. Хочешь сыграть в прятки? 
Ты совсем один. Хочешь сыграть в прятки? 

О днях наивных и простых

Формально OMORI рассказывает о детях из Америки восьмидесятых. Но об этом быстро забываешь — сеттинг выходит далеко за рамки обыденного. Детская площадка, на которой и начинаются приключения Омори — главного героя, — уже сама по себе выглядит странно.

Среди ведёрок в песочницах, разбросанных фантиков и баскетбольных мячей встречаются бесконечные бананы, то там, то здесь из Пространства торчат щупальца непонятно кого, а некто, спрятавшийся в почтовом ящике пытается продать вам конфеты.

Здесь обычно и гуляет четвёрка друзей: Омори, Кел, Хиро и Обри. Но в этот раз они вынуждены отправиться на поиски пятого члена их «банды». И чем дальше они отходят от своих родных мест, тем более странные вещи творятся вокруг них.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

Так в лесу спрятан розовый, чуть ли не пряничный замок капризной принцессы, который охраняют странные существа. Оказывается, это говорящие корнеплоды, страдающие от своего пристрастия к тофу и обожания своей госпожи. А если пойти на восток, там найти лестницу и подняться по ней на астероид, можно попасть на свалку. Которая по совместительству стала базой космических пиратов.

Каждое путешествие главных героев — это отдельная увлекательная и смешная история. Будь то спасение Капитана Бывшего от любовной тоски или попытки заставить босса-акулу уволить вас из подводного казино. И каждая глава — это не просто приключение, но ещё и урок для персонажей, а может и для игрока.

А чтобы за этими притчами не заскучать, игра наполнена юмором, простыми каламбурами, смешными образами, странноватыми диалогами и отсылками. Сложно не удивляться остроумию разработчиков, когда на тебя нападает реверсивная русалка, а у неё не только рыбья голова и человеческие ноги, так она ещё и разговаривает задом наперёд, а её полоска hp уменьшается в обратную сторону.

И всё же это в первую очередь история четырёх детей. У каждого из них собственный сложный характер. В конечном счёте лучшие друзья должны с ним совладать и перестать обвинять самих себя и других в том, что они могли сделать с Ней, и к чему произошедшее их всех привело.

В воде ты чувствуешь себя свободным. Нет нужды пытаться, остаётся только расслабиться и уйти на дно
В воде ты чувствуешь себя свободным. Нет нужды пытаться, остаётся только расслабиться и уйти на дно

Простыми методами

Даже геймплей возвращает в сказочную детскую атмосферу. Это почти традиционная jrpg с исследованием мира в реальном времени и пошаговыми боями. В команде у нас четыре человека и каждый проявляет себя по-своему. Например только Хиро умеет лечить товарищей не тратя расходников, а Кел специализируется на атаках по нескольким противникам.

Бои в меру сложные и в них почти всегда требуется действовать тактически. Вовремя уходить в защиту, правильно рассчитывать инициативу команды, использовать комбинированные умения — главное вовремя успеть их нажать после атаки героя. В отдельности помогают статусы «бойцов».

Если они грустные, то наносят и получают меньше урона, но теряют сок (аналог маны), если счастливые, то за счёт меньшей точности усиливают свои атаки, а если злые, то сильнее бьют, но и выжить им сложнее. При этом каждый такой статус имеет свои преимущества и недостатки перед двумя другими, а также может усиливаться, скажем, от обычного счастья и до настоящего экстаза.

От простой грусти и до всепоглощающей печали
От простой грусти и до всепоглощающей печали

Чтобы использовать способности максимально эффективно, нужно внимательно исследовать мир, находя новую экипировку и прокачиваясь. Причём у каждого персонажа есть несколько условных билдов, которые строятся за счёт комбинаций скиллов и снаряжения. Например Келу можно надеть кошачьи уши, увеличивающие скорость и играть им только через эту характеристику. А из Хиро может получиться как танк, так и хилер, или даже что-то среднее.

Исследовать мир стоит не только из-за прокачки. Общаться с NPC здесь интересно, сайд квесты не утомляют (хотя они зачастую банальны), а необязательных для посещения, но уникальных и впечатляющих локаций и данжей хватит часов на 40 в неспешном темпе. При том, что основной сюжет можно пройти раза в три быстрее.

Тут даже можно пропустить всю концовку и битву с финальным боссом. Главное не забывать, что всегда есть масса способов быстрее прийти к кульминации. Особенно если вспомнить, Что с тобой произошло, Кем ты стал после этого, и Чья это вина.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI

OMORI — удивительно затягивающая JRPG. Это прекрасно слаженное сочетание хорошей истории, замечательно прописанных персонажей, а также юмора и иронии, которыми пропитана каждая незначительная деталь игры. Вкупе с правильно работающим геймплеем, отлично вписывающимся в повествование, этот сказочный сон совершенно не хочется покидать.

И даже когда сон обращается в отвратительный в своей правдивости кошмар, который не вызывает ничего кроме паники и страха, тебе вовсе не хочется пробуждаться. Ты знаешь, что наяву тебя ждут вещи куда более страшные. И спрятанный тобой под одеялом кухонный нож не сможет никого спасти, несмотря на всю его убийственную остроту. Но ты это и так уже знаешь — ты проверял.

JRPG о счастливом детстве в сказке: обзор OMORI
134134
40 комментариев

Я немного удивлён

37
Ответить

А также там нет и Undertale, и OneShot, и OFF и т.д.
Хотя влияния всех вот этих вот игр чувствуется за версту, даже по скринам.

20
Ответить

вот так еще можно

7
Ответить

Ну это считай уже дурной тон. Все равно что добавлять "Это как Dark Souls но..." на любую игру которая представляет хоть малейший челлендж. 

Ответить

Несколько разочаровала меня игра. 30+ часов, 20 из которых просто не нужны, когда второй главный твист раскрывается в первой трети игры и делает ненужным основной геймплей. А еще ужасно скучные и не смешные квесты и тексты интеракции с предметами. Хоть бы шутки попытались смешные написать. Только последняя треть делает хоть что-то интересное и там есть хоть какой-то обещанный хоррор. Ну и сама история хоть и не плохая, но не стоит потраченного времени, поскольку никакой глубины и лора, кроме "we wuz friends 'n shiet" там нет. И интересно раскрыт только 1 персонаж, остальные довольно плоские, хоть за ними все еще интересно наблюдать.
Вырезать бы оттуда просто 2/3 игры и нанять хорошего писателя второстепенного текста и еще выпустить года 3-4 пораньше, когда она была бы еще релевантная, цены бы игре не было.

9
Ответить

Я все еще не понимаю, почему почти ни один обзорщик не упоминает ужасный пейсинг и скучные квесты/интерактивность. Если кто-то еще планирует проходить, то это именно та игра, где на первое прохождение нужно рашить сюжетку не пытаясь поговорить с каждым нпс и нажать на каждый предмет, не гриндить опыт, не выполнять сайдквесты вообще, оно того просто не стоит ни в одном случае.

7
Ответить