За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

От Недоруба до Калугина, от авторов True Stalker до Ивана Лоева — с кем мы только не поговорили!

Специально для Блога FunPay

S.T.A.L.K.E.R. — это не просто игры, это медиа-вселенная, на своём пике насчитывающая под сотню изданных романов по мотивам, невозможного размера модификации, фанатские фестивали... В России серия стала феноменом, да что там, субкультурой!

Я помню, как в школе мы передавали друг другу диск с игрой, будто это был артефакт. Помню, как обменивались видео с анекдотами. Это был понятный нам пост-апокалипсис, потому что раздолбанная деревня выглядит прямо как та, в которую приезжаешь на лето к бабушке. Разваленные коровники и вржавевшие в грязь тракторы — не фантастические придумки, а обычный вид из окон электрички, стоит выехать из города.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

А ещё S.T.A.L.K.E.R. — это множество людей помимо GSC, разработчиков игры. Писатели, редакторы, режиссёры, журналисты — кто только не вкладывался в развитие и популяризацию серии. Но когда это было? И что все эти «соавторы» популярности «Сталкера» помнят про игру сейчас?

Я написал достаточно писем и получил достаточно ответов — давайте поностальгируем вместе!

Сергей Клочков
Автор романов «Лунь», «Дар Монолита», «Фреон», «Время туманов» и других

Разумеется, вселенная этих игр мне близка и интересна, и до сих пор периодически заглядываю в «Чистое небо» и первую часть OGSE/OGSR (с этими модами первая часть стала в разы увлекательнее).

Для меня этот мир близок и интересен не столько боевой составляющей, а больше самим миром аномальной Зоны, атмосферным и увлекательным. В играх старался уделять внимание не столько сюжету, сколько исследованию. Моды в этом плане дают больше разнообразия, если честно.

Сергей Недоруб
Автор романов «Песочные часы», «Тайна полтергейста» и других

А что тут сказать? Серия нравится, периодически переигрываю, к именно что вселенной отношусь крайне положительно. Но новую игру не жду.

Никто в здравом уме не верит в GSC сейчас.

Работать было интересно, благо что я начал это ещё до выхода первой игры. Мир обширен, красочен, и непостижим по-прежнему. Никто ещё не сумел повторить этот феномен, и что есть настоящий S.T.A.L.K.E.R. — не знают целиком ни его авторы, ни другие писатели, ни фанаты.

Я увлекся темой, когда модерировал форумы на игровом сайте. Тогда были доступны карта и базовые положения. На их основе и написал свой сюжет.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

После стольких лет сложно отделить ответы от мифов. Например, материал согласовывали с Прониным, а его уже нет в живых (он же Степанов — «Дезертир»).

Не знаю, насколько оно соответствует истине, но Орехов писал, что они вместе с Калугиным и Прониным задумали законы книжной вселенной, пока вместе ехали в купе. А эта троица — первая волна книжной серии.

Да это и не секрет особо. Орехов хотел чтобы на полках магазинов была бы не одна книга, а несколько. Так проще продавать. Потому он, получив предложение написать роман, в ответ предложил серию.

Василий Орехов
Автор романов «Зона поражения», «Линия огня», «Сектор обстрела» и других

В то время я работал ведущим редактором в отделе фантастики издательства «Эксмо». На нас вышли представители компании GSC с предложением напечатать одновременно с выходом грядущей игры «Сталкер» две книги: роман сценариста игры и сборник фанатских рассказов.

Роман был малочитабелен и, самое главное, в нём было 5 авторских листов, в то время как книги в то время печатали начиная с 12 [прим.: авторский лист в России — 40 000 печатных символов].

В сборнике было листов 35, в основном малочитабельная графомания, но с этим хотя бы можно было работать. Потому что среди прочего сора там попадались неплохие произведения, вроде «Клыка».

В общем, роман мы зарезали, он был, кстати, даже не про Сталкер, а, насколько я помню, про какой-то постхолокостный город, атакуемый зомби.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Со сборником согласились работать. Но выпускать одну книгу было безыдейно, она потерялась бы на полках магазинов. Чтобы ее заметили, нужно было выпускать серию как минимум из четырех книг. Тогда бы три книги ставили бы при продаже в ряд, а одну лицом, чтобы представить серию.

Если бы книга была одна, магазины её быстро поставили бы на бок, чтобы не занимала лишнего места, а потом вообще перестали бы добирать. С четырьмя книгами сделать это было бы сложнее, потому что они изначально занимают некоторое место, которое не очистишь так же просто, как с одной книгой.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Сейчас серия разрослась до огромных размеров и насчитывает 89 книг основной серии и больше 200 смежных.

Алексей Гравицкий
Автор романов «В зоне тумана», «Зачистки» и «Аномальные каникулы»

В трилогию не играл. Первую часть прошёл от начала до конца, потом играл в отдельные моды, которые мне присылали читатели.

Работать [над романами по вселенной] мне всегда было интересно. Если предлагают неинтересную работу, то я от неё просто отказываюсь. Со «Сталкером» у меня, что называется, звёзды сошлись.

Я придумал героя, характер и его предысторию, всё это пару лет лежало у меня в столе, потому что было совершенно неясно, в какой декорации эту историю рассказывать. И тут мне предложили писать в «Сталкер».

Я включаю игрушку, выход которой честно проворонил, потому как он много раз откладывался, и утыкаюсь в то, что вот она — идеальная декорация для истории моего героя. На другой день позвонил и дал согласие. А сам мир для меня — это в первую очередь мощная, яркая атмосфера и возможность раскрыть героев.

В свое время «Аномальные каникулы» были моей любимой книгой в серии
В свое время «Аномальные каникулы» были моей любимой книгой в серии

Пока писал первую книгу, о которой выше, придумалась вторая. Потом возникла потребность в третьей, а мне очень хотелось сменить вектор и запихнуть в Зону что-то, что туда ещё не пихали. Параллельно на тематических форумах появилось огромное количество подростков, критикующих авторов в формате «если бы Зона существовала на самом деле, то этот герой должен был бы то-то и то-то, вот я бы на его месте...».

Тут и возникла мысль, во-первых, засунуть в Зону подростков, то есть среднестатистического на тот момент читателя серии, а во-вторых, показать юным критикам, что бы с ними на самом деле случилось, если бы они оказались на месте героя и если бы Зона существовала на самом деле. С идеей я пришёл к моему другу Сереже Палию, в итоге получилась книга «Аномальные каникулы». Ну а что до критиков... Бойтесь своих желаний.

Алексей Калугин
Автор романов «Дом на болоте», «Мечта на поражение», «Пустые земли»

Мне и двум моим коллегам, написавшим первые книги в серии «Сталкер», здорово повезло — мы работали над своими текстами, когда игры как таковой еще не было. Наши знания о находящейся в разработке игре были ограничены черновыми материалами, с которыми нас ознакомили представители компании GSC. Не будучи накрепко связанными пока ещё довольно расплывчатыми правилами игры, мы могли дать полную волю фантазии. Что, собственно, и произошло — каждый продемонстрировал своё собственное видение ситуации в рамках заданного мира.

То, что попадание в цель оказалось довольно точным, — огромная заслуга представителей компании-разработчика игры. В Киеве нас провели по всем этапам подготовки игры и очень живо и точно объяснили, что же они хотят получить в итоге. Ребята были настолько увлечены тем, что делали, что сумели и нас заразить своим энтузиазмом.

Мне кажется, именно такого опыта общения с разработчиками не хватало некоторым авторам, которые позднее подключились к работе в серии. Из-за отсутствия чёткого представления о мире пошли разброд и шатания, когда едва ли не каждый начал не подстраивать свой сюжет под существующие реалии игры, а пытаться дорабатывать мир под поставленные перед собой цели.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Чего ещё никогда не мог понять, так это не весть откуда появившейся тенденции связать игру с повестью Стругацких «Пикник на обочине». Как по мне, так нет между ними ничего общего. Работая над своими текстами, я намеренно старался избегать каких бы то ни было деталей, которые можно было бы расценить как отсылки к Стругацким.

Игра сама по себе стала по-настоящему культовой, и ей не требуются никакие подпорки, вроде ссылок на классиков. Единственная заслуга в этом — её создателей. Они по-настоящему вложили в свою работу душу, именно поэтому игра оказывает столь живое и непосредственное воздействие на играющих в неё. Лично у меня, когда я играл в «Сталкера», не раз возникало ощущение, что в какой-то момент всё начинает происходить само по себе, вне зависимости от того, какие клавиши я нажимаю.

Тут впору было бы начать раскручивать историю в духе Стивена Кинга. Но, полагаю, это лишнее. Уверен, каждый фанат «Сталкера» сможет рассказать свою необычную историю.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Как мне кажется, игра обрела невероятную популярность главным образом потому, что в ней заложен куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Поначалу «Сталкер» представляется классической бродилкой-стрелялкой — нужно уничтожить всех врагов и добраться до желанной цели. Однако, весь фокус в том, что герой сражается не столько с обступающими его со всех сторон монстрами, сколько с породившим их обезумевшим миром, частью которого является он сам. А основная его задача сводится к тому, чтобы внести в это безумие хоть какую-то осмысленность и порядок. И главный враг не в створе прицела, а у тебя внутри. Именно рефлексия позволяет полностью погрузиться в мир игры.

Стивен Хэнкок
Режиссёр, сценарист и автор фанатского фильма S.T.A.L.K.E.R. Shadow of the Zone

Вселенная S.T.A.L.K.E.R. соответствует тому типу смешения жанров, который я всегда ценил. Здесь есть отличный контраст между мрачными и приземлёнными историями, смешанными с фантастическими и сверхъестественными элементами.

Когда я был моложе, мне нравились просто «вибрации», но когда я стал старше и узнал больше о том, откуда история игры черпает своё духовное вдохновение, я понял, что она гораздо ближе к тому типу историй, которые мне интересно писать.

Да, я играл в оригинальные игры. В основном [в фильме] мы просто старались следовать мрачному и гнетущему ощущению, которое они вызывают, делая все возможное, чтобы перевести атмосферу видеоигр на язык кино.

Основным источником вдохновения [для фильма помимо игры] является Дзюндзи Ито.

Юрий Томашевский
Режиссёр и основатель проекта «Дезертир»

Что для меня значит вселенная S.T.A.L.K.E.R.? Она для меня значит гораздо больше, чем просто игра, потому что полностью изменила мою жизнь и мировоззрение. Ответила на важные вопросы о моей принадлежности к определённой субкультуре и интересам. Фактически, сам S.T.A.L.K.E.R. помог ответить на вопросы: «Что я хочу в жизни? Чем заниматься? Где быть? Кем стать?»

Игры, Чернобыль стали чем-то, что смешалось воедино, сформировав целое, которое меня поглотило с головой. Это своего рода и хобби, и болезнь, и зависимость — всё сразу. Ради этого мне приходилось совершать серьёзные поступки, иногда даже нарушения закона. Всё это лишь краткий список того, чем я занимался и что ещё буду делать, вплоть до нарушения государственных границ. Это был огромный опыт, как в плане выживания, так и в обретении дружбы. Через игру я познакомился со многими людьми, что также повлияло на мою жизнь, на полезные контакты и связи.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

В первую очередь, меня привлекла, конечно, атмосфера S.T.A.L.K.E.R.. Атмосфера просто зашкаливает: она настолько глубоко врезалась в сознание, что я влюбился в эту серую безнадёгу, которая не имеет конца. Я продолжаю находить её даже сейчас, в наше время.

Что касается книги «Дезертир», то она — моя любимая из серии «S.T.A.L.K.E.R.». Я, конечно, перечитал практически все книги, но многие из них мне не зашли, хотя некоторые очень понравились: они действительно атмосферные и насыщенные, и хочется перечитать их снова. Однако, к сожалению, нет возможности иметь их под рукой, а читать электронные версии я не люблю. Но «Дезертир» зашёл мне с первого прочтения. Я много раз его перечитывал, брал с собой в Припять и читал там. Ох, это была невероятная атмосфера!

Я давно вынашивал идею экранизировать эту книгу, но не знал, с чего начать. Долгое время не мог написать даже сценарий — прошло два года, и не было ни строчки. Всё время мешали бытовые проблемы. Но потом всё наладилось, и я полностью посвятил себя этой идее. Я даже не раздумывал, какую книгу экранизировать — только «Дезертир». Я уверен, что доведу дело до конца, несмотря на любые трудности. Найду силы продолжить и завершить этот проект.

Книга «Дезертир» отражает те же качества, которые я нахожу в себе: Зона меняет человека, пугает и поощряет, как живой организм. Она воздействует на человека и воспитывает его — это правда. Этот процесс произошёл и со мной за эти годы. Книга близка мне по духу, потому что она раскрывает персонажей и читателей по отношению к Зоне настолько, что остаться равнодушным невозможно. Ни одна другая книга не передала так точно атмосферу и реалии Зоны. Если бы Зона существовала в реальности, она выглядела бы так же, как в «Дезертире». Реальность книги меня и зацепила: всё кажется таким настоящим.

VIVIENT — TEAM
Авторы многочисленных модов. В том числе, одного из самых высоко оценённых, «Ловца снов»

Вселенная S.T.A.L.K.E.R. — это в первую очередь вайб того пространства и времени, в котором я живу. Знаком я с этой атмосферой с глубокого детства, ещё во времена выхода «Зова Припяти». Тогда у меня не было своего компа, но я мог наблюдать, как в него играл мой дядя, который жил по соседству.

Это было потрясающее чувство — видеть, как он с автоматом в руках бродит по постройкам, которые были у меня за окном. «Сталкер» — это атмосфера, депрессия и одиночество. Именно таким я его вижу в себе. Зона — это место, в котором ты хочешь быть, несмотря на всю его опасность, просто потому что там ты чувствуешь себя собой.

Возникает ощущение, что именно в таком «мире» я бы хотел жить, как бы это странно ни звучало… Атмосфера этой вселенной говорит мне о том, что вот он, мир, где ты строишь правила сам. Ты волен делать то, что захочешь, принимая последствия и понимая, что от тебя зависит твоя же жизнь.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Вообще, описать это очень сложно, возможно, я бы даже не хотел рассказывать — почему именно «Сталкер» в моём сердечке стал целым миром… В годы, когда я начал взрослеть, имея под рукой свой собственный компьютер, я уже достаточно дотошно изучил всю трилогию и знал, где какой куст и тайник лежит. Хотелось чего-то нового… Я познакомился со своими первыми модификациями. Помню как вчера: киоск, покупка диска «Сталкер — Зверобой» (СГМ 1.7). О боже, как это было прекрасно — увидеть кучу странных нововведений, которые местами были неуместны, но они были НОВЫМИ.

Я двинул в свой следующий поход… S.T.A.L.K.E.R. Lost World Trops of Doom, а также история Прибоя и Апокалипсис… Тут я вновь ощутил дух «Теней Чернобыля» (моей нелюбимой части в техплане) и понял — кажется, в следующий раз я буду читать описание на коробочке диска. Отныне я искал всё, что связано с платформой «Зов Припяти». И о чудо, прошли годы, и я уже, как более-менее понимающий пользователь интернета, полез искать моды там, с моим мега слабым интернетом с модемом 3G… Какие вещи я там находил, у… Это были 2012–2014 года, ламповое время.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

О S.T.A.L.K.E.R. 2 я даже и не думал, но, конечно же, пару раз повёлся на сайты, где его можно было скачать… И хорошо, когда там попадался какой-то мод, а не троян, но не суть. На просторах интернета мне попался сайт по модам, уже и не вспомню его названия, но что-то мне подсказывает, что это был «stalker-portal». Я начал истошно шуршать его просторы, где мне попался какой-то простенький мод на «Зов Припяти», весящий от силы мегабайт 15, но дающий новый сюжет!!! Пределу моего восторга не было границ. На деле мод оказался ну очень простеньким, однако он действительно давал игроку новый сюжет и квесты. Простенький, короткий, слабый, но НОВЫЙ!

И тут я задумался: а как? Как это сделали? Это же не разработчики делают! Вот, на сайте автор сам написал: «не судите строго, это моя первая модификация»… Тихий звон в ушах, я проглотил ком во рту и заговорил с зачатками своего разума: «я что, тоже так могу?», «я… могу написать свои квесты???», «Я что, могу сделать книгу! Историю! Мою?!!! Где всё будет так, как вижу я?!!!.» Я взорвался. Мой мозг отставал от моих эмоций, и те, в свою очередь, одержали верх: я полез в гугл с одним единственным вопросом: как сделать мод на Сталкер! Поток информации, который выпал на мои бедные детские плечи, был просто смертельным. Глаза бегали по кругу монитора и были открыты так широко, что казалось, я сейчас просверлю дыру в своём стареньком компьютере…

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Ох уж те годы, если я опишу, сколько боли и матов ушло на создание первого пробного мода… Сколько ошибок, вылетов и непониманий… Я делал, как писали на сайтах — вылет, вылет, вылет. Терпение лопнуло. Я был либо тупым, либо в упор не принимал и не понимал информацию, которой со мной делился этот священный интернет. Шли годы… И шли реально годы! Я смог. Мой первый мод, который я засунул в эту паутину информации! Я рос — морально, физически, умственно и ментально!!! Я начал копать, копать, изучать, ковырять, и опыт рос… Кровь, боль, пули… Было всё, всё то, что происходит в крутом блокбастере, но это было лишь в моей голове.

Пока вдруг у меня не случился контакт. Искра, буря, безумие, и я уже прошу номер этой эскортницы по имени ютуб, где гайд превратился не в буквы, а в целое видео, в котором можно узнать много новой инфы по модостроению.

Боже, уже 11 лет в отряде модмейкеров, и сколько делаю — до сих пор открываю для себя новые возможности, скрипты и фишки в этом сталкерском мире. Возможно, будь у меня другая жизнь, более уверенная и стабильная, я смог бы сделать гораздо лучше, больше и интереснее… Но пожинаю то, что посадил! И, как и прежде, не жалею о выбранном «пути». Пускай я убил очень много времени, потерял очень много перспективных вариантов в жизни, но я был счастлив, делая моды. Чёрт возьми, это потраченное время было проведено в кайф.

AP-PRO: Stalker
Авторы мода True Stalker и одноименного форума

Отвечает дизайнер уровней: вселенная S.T.A.L.K.E.R. — это культурное явление, которое очень близко сердцу человека, живущего на постсоветском пространстве. Речь не только про серию игр, но и про книги.

Любим за атмосферный и таинственный мир Зоны Отчуждения, где искажаются привычные законы, в прямом смысле заставляющие нас учиться жить заново, не как раньше. Загадки старых лабораторий, страх неизведанного, мощнейший саундтрек и чувство одиночества — всё это и завлекает.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Отвечает дизайнер интерфейса: я начал моддить, потому что хотелось сделать лучше то, что сделано не очень хорошо и сделать ещё лучше то, что уже работает. Вновь пришёл в моддинг в 2015-м, поскольку увидел потенциал игры, как площадки, когда встретил в сети ролики Gunslinger Mod.

Сама игра, да, в первую очередь постсоветским сеттингом привлекает, колоритом, многообразием советского и редкого вооружения, атмосферной музыкой. Геймплейно оригинал крайне слаб, но для своего времени был достаточно занимателен, чтобы попробовать там максимум из предложенного.

Отвечает главный редактор сообщества: S.T.A.L.K.E.R. для меня, пожалуй, самая первая серьёзная игра после покупки первого компьютера в 2006 году, которую я прошёл от и до. С самого начала она мне показалась очень удобной в плане освоения, приемлемой в плане концепции и очень приятной по части атмосферы. Если прочие игры я бросал после пары-тройки часов, то в «Сталкере» заседал часами: сидел у костра и слушал гитарные треки, просто гулял по миру и рыскал в поиске приключений.

То есть, это не было для меня игрой для простого прохождения сюжета. Здесь хотелось задержаться на более длительный срок, чем уготовано сюжетной линией.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

А дальше появились первые моды. Помню, как радовался новым текстурам «Калаша», изменённому спавну и новым геймплейным фичам. Поэтому моддинг «Сталкера» я всегда считал очень важным для продления жизни игре. Если бы не моды, мне трудно представить, каким было бы сообщество игры. Было бы оно вообще таким большим?

Получается, что с 2009 года, когда была выпущена последняя на сегодня часть «Сталкера», и до 2018 года, когда вновь анонсировали второй «Сталкер», только фанаты и держали на плаву это сообщество. В этот период как раз вышло несколько крутых известных модов, сформировалось много крупных сообществ и авторов контента по игре. Всё это отлично поддерживало жизнь игре, пока официально серия была в застое.

Теперь, когда официальная серия вновь жива, посмотрим, как будут её двигать уже официальные представители.

Иван Лоев
Редактор портала StopGame и автор цикла роликов «История серии S.T.A.L.K.E.R.»

С серией S.T.A.L.K.E.R. у меня сложные отношения, потому что, с одной стороны, до релиза «Теней Чернобыля» я заочно был по уши в неё влюблён.

Анонс игры пришёлся одновременно на момент, когда я стал осознанно интересоваться играми, а не просто наслаждаться дисками, которые в меня выносит волнами хаотического социального взаимодействия. В дополнение к этому, я как раз недавно прочитал «Пикник на обочине» и безудержно влюбился в книгу — в этот удивительный и непредсказуемый мир, в этих приземлённых героев.

И тут: дорого-богато выглядящая игра, явно вдохновлённая этой идеей, да ещё и от разработчиков, которые понимают действительность «совка», «хрущёвки» и остальное. Это потом я узнал, что Venom: Codename Outbreak, которую мне внезапно подарили на какой-то ДР, и в которую я влюбился с вступительной катсцены, дело рук тех же людей. Короче, ещё на моменте первого тизера с расстрелом каких-то коробок и досок, я начал игру прям ЖДАТЬ. Сконцентрированно.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

А потом пошли превью, интервью с рассказами о системе A-Life, о том, что если игрок не будет уделять внимание сюжетке, её за него могут пройти рандомные сталкеры, об уровне осознанности ИИ, когда собакам можно кинуть банку консервов или палку колбасы, и они предпочтут её отстреливающемуся бедолаге, о внимании к окружению, ради которого ездили в экспедиции на ЧАЭС, и миллионах других завораживающих мелочей. И со страниц журналов я впитал огромное количество страсти авторов и журналистов по отношению к игре, которая, наложившись на изначальный восторг от концепции, умножила его многократно, а то на порядки увеличила.

Я всё ещё считаю, что это была именно живая страсть, а не рекламное раздувательство и нахваливание себя, кстати. Но когда игра вышла и оказалась в целом крутой, но очень забагованной, с ИИ, который ведёт себя в целом разумно, но отнюдь не так сложноорганизованно, как обещали буквы в журнале, — мой пыл как-то поугас. Наверное, это был первый в моей жизни опыт, когда я ждал некое произведение, но перехайпил и перегорел в итоге. Поэтому последующие две части для меня уже не были объектом такого прям поклонения и мечт, но обе ждал, в обе — поиграл, и «Зов Припяти» считаю лучшей игрой трилогии: там и Зона наиболее адекватно реализована, и есть много свободы, и достаточно вменяемый сюжет.

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Однако я очень уважаю авторов тупо за смелость. Сейчас, когда я половину своей осознанной жизни отдал взаимодействию с играми, я вижу, что S.T.A.L.K.E.R. в его изначальной трактовке — «тот самый Сталкер» — это проект, который смогла бы вытянуть разве что Rockstar, учитывая количество интересных идей и амбиций, заложенных в игру.

Ведь даже если вынести за скобки удивительный колорит, который можно воссоздать и в более традиционных условиях (см. серию «Метро»), здесь остаётся Зона с её аномалиями и артефактами (визуальные, аудиальные, территориальные, геймплейные и любые другие эффекты которых можно придумывать до скончания времён), есть система A-Life, которая контролирует и глобальную, и локальную жизнь игровой Зоны, есть честная физика стрельбы и кастомизация стволов — в общем, современным бы ААА- и АААА-проектам поучиться такой смелости и изобретательности в деле генерации уникального игрового опыта, а не проставлению галочек в эксель-табличке хэштегов «успешного видеоигрового проекта».

И вот отсюда и берутся корни культовости у серии: другой такой игры тупо нет, даже сейчас, спустя почти двадцать лет после релиза оригинала. Несмотря на все косяки, шероховатости и кривоту, это всё ещё — удивительный опыт.

Dasteet
Обычный работяга. В прошлом большой фанат франшизы. Прошел серию 8 раз

Ты им про аномалии, а они тебе про хабар. Оценивают, значит, S.T.A.L.K.E.R., словно какой-то топовый шутер. А не будет им вторая часть, как не была и первая. Но это же не мешало получать от серии удовольствие. Потому что зарытый хабар — это атмосфера вселенной. Конечно же, поначалу меня пугали контролёр с кровососом, на максимальной сложности убивали, но спустя какое-то время ты понимаешь, что эта игра несложная, стрельба не шибко динамичная и увлекательная. Тут на помощь приходят моды. Но что-то я далеко ушёл. Поговорим о базе серии.

S.T.A.L.K.E.R. — это та игра, в которой мне просто хотелось находиться. И без разницы были кукольные анимации со стрельбой. Неимоверное удовольствие доставляло бродить по Зоне, делать квесты, и самое главное — что лучше всего реализовано в «Зове Припяти» — собирать артефакты. Взаимодействие с окружением в игре выстроено грамотно, и каким-то образом тебе ни секунды не скучно, даже когда ты просто идёшь до точки на карте в поисках тайника. Нагнетающее звуковое сопровождение, жуткая ночь, необходимость обходить аномалии и прятаться от выбросов — такие моменты делают «Сталкер» «Сталкером».

Ради этой атмосферы я читал книги, хотя и понимал, что как литература они — отстой. Мне в них нужно было лишь прочувствовать то же самое, что давала игра. И большинство авторов с задачей справлялись. А сколько мемов породила франшиза!

За что мы любим S.T.A.L.K.E.R? Отвечают писатели-фантасты, режиссёры, авторы модов и просто фанаты серии

Вторая причина, которая цепляла и заставляла пройти серию около восьми раз — это иммерсивность. Живой мир поражал воображение школьника. НПС бродят по Зоне и являются такими же сталкерами, как и ты. Они ищут артефакты, наступают в аномалии и жутко орут, когда их разрывает «карусель».

А в «Чистом небе» иммерсивность и вовсе вывели на высший уровень, из-за чего эта часть является моей любимой. Ну, и по другим причинам. Мне там нравились войны группировок. Мир настолько живой, что в нём постоянно всё меняется. Пока ты бродишь где-то на болотах, бандиты отжали у сталкеров аванпост, а долговцы вытеснили свободовцев со Свалки.

Приходилось и репутацию прокачивать, и в разборках участвовать, и даже за гопников можно было пойти. Отдельного упоминания заслуживают цепочки квестов по лояльности к той или иной группировке. Ну а во-вторых, немного срабатывает синдром утёнка, потому что диск с «Чистым небом» мне подарили одноклассники на день рождения. Те воспоминания навсегда в сердечке. Сколько бы багов ни было, я всё равно обожал эту игру.

Подытожив: я обожал S.T.A.L.K.E.R. за живой и насыщенный мир, за потрясающую атмосферу Зоны, за анекдоты у костра и игру на гитаре, за внезапно пугающего в темноте кровососа или снорка, за СИДОРОВИЧА!

Ждёт ли второй S.T.A.L.K.E.R. такая же народная любовь? Станет ли он чем-то большим, чем игрой, обрастёт ли таким же числом модов, сформирует ли культ? Узнаем уже вот-вот.

Но главное, что каким бы сиквел не вышел, он не заберёт у нас оригинальную трилогию. С которой, я уверен, и у вас связаны многие воспоминания. Если так — не стесняйтесь поделиться своими кулсторями в комментах!

Понравилась статья? Лайкни — и подпишись на блог, мы публикуем много уникальных лонгов. Или вступи в наш канал в Телеграме, там узнавать о новых текстах даже удобнее!

А ещё мы брали интервью у разработчиков игр, которые сидят на DTF.

169169
1919
1111
33
22
22
181 комментарий
100 ₽

Во что поиграть вместо S.T.A.L.K.E.R. 2: https://dtf.ru/games/3199167-vo-chto-poigrat-vmesto-stalker-2

4
1
Ответить

Я люблю S.T.A.L.K.E.R. за то что он в полной мере отражал мир, в котором я оказался в нулевые.

Даже будучи жителем столицы мне не составляло труда найти "те самые" локации в любом районе города. Тут - перекопанный парк, там - заброс, здесь - заросшие подворотни с потрескавшимся асфальтом, за той улицей - овраг со всяким удивительным хламом, а в лесопарке - тёмный от ржавчины одинокий жигуль.

Все что оставалось - найти таких же увлеченных детей, выпросить у бабушки покупку пластикового пистолета, накинуть капюшон и отправиться на поиск артефактов - любого мелкого хлама непонятного назначения и происхождения.

Поэтому да, сталкер это не игра. Но даже и не субкультура. Это отчетливый слепок такого родного, раздолбанного, припыленного и усыпанного гниющими листьями постсовка, в котором все было чужим, удивительным и бурно росло вопреки любым аномалиям и катастрофам.

Более того сталкеру я благодарен за появление серии Метро. Пусть книгу самого Глуховского я не люблю, но в остальных произведениях и в играх ярко чувствуется та самая атмосфера.

И вот уже новый виток. Мы с братом, уже подростки, режем из золотого картона прямоугольнички - подобие патронов, собираем из подушек дрезину, ползаем по самым злачным уголкам района, перерисовываем с руки карты метро всех городов подряд, читаем городские легенды, травим байки и анекдоты - где-то вычитанные, где-то придуманные, пробуем перо в своих собственных рассказах.

Брат так вообще после этого ещё и диггерством увлёкся и даже где-то добыл несколько просроченных советских аптечек, как в сталкере - рыжие такие квадратики с антирадом и прочим.

А книги Лунь, Штык и Слепое Пятно мотивировали нас изобрести свой сеттинг и играть в аналог ДнД, но по Зоне, где мы соьирали из пластилина и подручных средств неведомые локации и плели такие странные, но притягательные сюжеты, перетекавшие с бумаги в игры, из игр в самые запоминающиеся в жизни сны про темную, опасную и манящую Зону.

И даже сейчас, работая в хорошем чистом офисе, иногда я еду в современной навороченной электричке, но, глядя в окно, с нежной тоской чувствую то же, что и в игре.

И никуда не делись все эти проржавевшие товарняки, гопники в балахонах, хлам под мостами, буйная странная фауна и россыпь старой техники и бетонных остовов недостроя.

71
1
Ответить

Вот буквально сейчас можно сесть на любом московском вокзале на электричку, отъехать от мкада станций на пять, и попадешь в декорации сталкера

19
4
1
Ответить

Очень хорошо описал мои собственные эмоции. Сталкер — это просто то, что близко человеку с пространств СНГ на географическом, культурном и ментальном уровне, вот и весь секрет его популярности

14
Ответить

Я ни капли не скучаю по всему этому и не испытываю любви к сталкера. В заброшенных стройках обязательно все было загажено, зассано и засрано такими же "сталкерами", пол усыпан окурками и битыми бутылками, стены изрисованы хуями. В заросших подворотнях обитали алкаши и стаи бродячих собак, и хорошо, если те и другие тебя знали - тогда там можно было играть. Если бы я делал игру про постсовок, это был survival horror с закосом под сайлент хилл

8
Ответить

Вот это лучший комментарий

3
Ответить

Экранизацию бы, декорации создавать практически не пришлось бы, до сих пор пол России это декор постапока, только снорков не хватает.

2
Ответить