The Thaumaturge: разбор детективной RPG. И развенчивание русофобского мифа.
Сюжет игры разворачивается в российской Варшаве параллельно с историческими событиями в 1905 году. Колдун Виктор, спустя 15 лет скитаний, возвращается домой на похороны отца. С этого момента игрок невольно ввязывается в череду событий, где ему предстоит раскрыть загадочную смерть отца, найти семейный артефакт и вместе с обретёнными друзьями раскрыть коварный заговор элит.
Содержание:
Достоинства:
Варшава представлена девятью районами в аутентичном стиле, среди них памятники архитектуры, дворянские улицы, кладбище, рынок и порт. Окружение воссоздано с должным усердием и наилучшим образом передаёт атмосферу. Исследование города позволит погрузиться в культуру и быт прошлого.
Сбор улик открывает заключения, которое нельзя интерпретировать двояко, но чем больше заключений, тем вариативнее и продуктивнее прохождение.
Для понимания улик и диалоговых проверок требуется постепенно развивать 4 параметра. Но достичь максимума всем параметрам нельзя, что хорошо для реиграбельности.
Гордыня - врождённый изъян ГГ и моральный компас игрока, влияет на диалоги и ход событий.
Доступно ещё 11 изъянов, обретение которых усиливает ГГ, но зачастую обременено моральным выбором. К сожалению, эти изъяны не участвуют в диалогах.
Сказанное однажды напрямую может сказаться в будущем. NPC запоминают ваши слова. Но и зачастую игра умело создаёт иллюзию выбора.
Бестиарий представлен людьми разной масти и солюторами (демонами). Противники вооружены древковым, холодным и огнестрельным оружием. Разнообразие невелико, но различные комбинации требуют поиска решений.
Бои способны бросить вызов даже на минимальной сложности (1/3). Финальный бой с Распутиным дался мне тяжело, но зачастую сюжетные бои проще второстепенных.
Боёв вдоволь, даже ощущается избыток, особенно при погружении в сюжет. Игроку часто позволено избежать или спровоцировать бой, но порой поединка неизбежать.
В бою игроку помогают солюторы (демоны). Собрать всех 8 можно в первой половине игры, навлекая на себя моральные дилеммы и последствия. Взамен игрок получает помощников с уникальными способностями и возможность развивать параметры.
Боевые анимации не блещут разнообразием, но добротно нарисованы и контактны. Недостаток анимаций нивелирует настройка скорости, но некоторым солюторам и этого недостаточно.
Содержание недоступных реплик заретушировано, что сохраняет интригу для реиграбельности.
Наличие исторических личностей Григорий Распутин, Георгий Скалон, Николай II и фракций Польская социалистическая партия, Летучий университет. Все органично вписаны в сюжет игры и не вызывают особых нареканий.
Диалоги читаются бегло и с интересом. Реплики можно выбрать клавишей и мгновенно прервать.
Отсутствие торговли и лечения не отвлекает от игрового процесса.
Вкусовщина:
Немного омрачает статичность NPC и слабый трафик транспорта.
Недостаток разнообразия мини-локаций, вроде бани, галереи, театра… Точнее они даже присутствуют, но в виде экскурса в историю и фотокарточек.
Большинство второстепенных заданий привязаны к таймеру, но даже будучи прокрастинатором вряд ли возможно провалить хотя бы одно из них. В довесок существует привязка ко времени активации, но часто время отсутствует в описании задания.
Всего одно задание связано с Распутиным.
Ощущается засилье коллекционных и недостаток детективных заданий.
Под ногами ГГ валяются документы различной важности, будто горожане намеренно их теряют. Вначале безразлично, но постепенно ощущается отсутствие оригинальных идей.
Отсутствует уклонение и контратаки, но с точки зрения динамики и баланса решение верное.
Нельзя мгновенно перемещаться по карте города. Вероятно это связано с кат-сценами, которые недопустимо пропускать в рамках сюжета.
Интерфейс очерёдности хода недостаточно удобный.
Основной гардероб ГГ выглядит неброско, исключение премиальный комплект.
Озвучание NPC ощущается излишне неторопливым, актёры не скупятся выдерживать паузу.
Недостатки:
NPC не замечают дождь, продолжая безмятежно беседовать в саду и праздно “шататься”.
Детективные задания не предполагают ложных путей, игра не стремится обмануть игрока.
Сбор улик требует лишь следовать в указанном направлении и периодически подсвечивать объекты, читать описание улик не нужно, заключения составляется автоматически.
Нельзя быстро сориентироваться в каких районах расположены задания. Приходится лишний раз перебирать журнал заданий.
Помочь ГГ обуздать солюторов может только Распутин. Как с солюторами справляются другие тауматурги (колдуны) не раскрывается, хотя по сюжету некоторых солюторов можно им отдать.
Ход солютора сгорает, если его текущая запланированная цель была убита.
Поражение ГГ в бою приводит к завершению игры, нельзя сдаться или убежать. Перестрелки с полицией и местной элитой никак не сказываются, будто ГГ обладает неприкосновенностью.
NPC не реагируют на внешность ГГ, хотя редкие реплики присутствуют. В финале NPC не могут опознать разыскиваемого ГГ, особенно при повсеместно расклеенных портретах. На изменении внешности можно было бы построить дополнительные проверки.
Не обошлось и без рояля в кустах. Когда беглый ГГ, не придумав ничего лучше, прячется в собственном доме, куда неспешно на следующий день заявляется царская охранка.
Финал ощущается затянутым. Казалось бы, вот финишная прямая.., но 3-4 раза навязывается выбор стороны, и между выбором никаких значимых событий.
Главный антагонист - типичный маньяк, действия которого не поддаются логики, не щадящий ни чужих, ни своих. Возможно поляки вдохновлялись полюбившимся образом совкового комиссара НКВД’шника... В х/ф “Мятежная Луна 2” точно такой же антагонист. Клише.
До ближайшей точки быстрого перемещения часто приходится бежать весь район, проезжающий транспорт использовать нельзя. Медленный бег существенно отнимает время.
Неспешное затемнение до и после диалога, - эффект нельзя прервать.
Подражание русской речи местами звучит карикатурно, особенно неестественно на фоне стараний разработчиков придать игре аутентичную атмосферу.
Отсутствие озвучки на польском языке.
Баги (1.0.3):
К финалу редкие зависания в момент загрузки кат-сцен, привело к ошибке “Fatal Error” при каждом первом запуске игры.
Оружие в руках NPC может некорректно отображаться.
Оптимизация:
40-75+ FPS на GTX1050Ti@1440x900 без заметного ухудшения изображения.
Запоздалая подгрузка текстур и долгие загрузки, вряд ли это SSD, скорее особенность Unreal Engine 5. Похожая ситуация в Смуте.
Русофобия?
К 1905 году территория Польши подверглась разделу 4 раза, последний между Австрией, Германией и Россией. С 1815 года восточная территория Польши, включая Варшаву, входит в состав Российской Империи. Совокупность исторических событий приводит к революции 1905-1907 годов. Учитывая происшедшее, не сложно понять причину народного негодования и обиду потомков.
Царские солдаты часто представлены, мягко-говоря, невеждами. Уже в первой сцене дезертиры пытаются разуть героя, затем побитые стоят на четвереньках в луже грязи. Взаимное недоверие и оскорбления в порядке вещей, но бывают и исключения.
Сам же Виктор придерживается скорее нейтральной позиции, называя Варшаву Российской, нелестно выражается о родном доме “Ненавижу этот город. В нём постоянно воняет водкой, потными подмышками и ссаниной. Коррупция, нищета…”. Подтверждение его слов проявляется в сюжетах и комментариях NPC. И, наоборот, Варшаву называют жемчужиной Империи.
За всю игру я не усмотрел ни одного случая ненавистнического отношения к России, культуре, отдельной национальности и самому царю Николаю. В The Thaumaturge нет русофобии.
Вывод (8.0/10):
The Thaumaturge запомнилась судьбоносными решениями, зачастую сказанное однажды откликнется в будущем. Диалоги часто давят на гордыню, навязывая моральную дилемму между самоуважением и личной выгодой. Выбор игрока отражается на характере персонажа, иногда NPC прямо это отмечают. Совокупность факторов располагает к реиграбельности, хотя частенько иллюзорно. Я не могу назвать The Thaumaturge образцовой ролевой игрой, но всё же ряд механик реализован более чем хорошо. Сюжет игры не претендует на литературную премию, но всё же участвовать в развитии событий было интересно, особенно когда игра не искажает ход истории. Отдельно отмечу прекрасное визуальное оформление, игра буквально пропитана духом эпохи.
Омрачает низкий фактор участия игрока в расследовании. Сбор улик в основном линеен. Нельзя влиять на заключения. Отсутствует ложный путь расследования. Приобретённые изъяны не используются в диалогах. По сути, The Thaumaturge - упрощённая Disco Elysium, которая могла бы сравниться с легендой, но будь исправлены недостатки. Игра должна прийтись по вкусу и поклонникам Black Book.
Польская игра без русофобии, да-да, верим. Автор, а ты сам случайно не из этих? Иначе непонятна мотивация обеления разработчика
В Ведьмаке русофобия есть?
Из этих в плане из адекватных?
Ведьмак? Киберпанк? Там что-то подобное было?
Никакого обеления или очернения.
Комментарий удалён модератором
Точка зрения, отличная от твоей === предвзятость.
Точно такая же предвзятость, как и упоминания Польши в Смуте, получается. Поляки имеют полное право в своей игре рассказывать о своей истории со своей точки зрения.