Мягкая сила США: история серии America’s Army

Как армия США использовала видеоигры в своих целях.

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Есть такой интересный феномен, как реклама армии. Подобная реклама носит рекрутерский характер – убедить молодых людей идти в армию. Три главных армии мира – России, Китая и США – тратят миллионы на рекламу, будь это наружная реклама, дорогие ролики или, в нашем случае, видеоигры.

Геймплей Glorious Mission

Например, в 2011 году в Китае вышел шутер Glorious Mission, разработанный Giant Interactive Group совместно с Вооружёнными силами КНР. В России хотели создать киберспортивные роты в качестве альтернативной службы, а в 2022 году в рамках Армейских международных игр прошел киберспортивный турнир среди военнослужащих. Но если говорить об использовании игр, то дальше предложений об использовании видеоигр для тренировки солдат дело не идет.

Но самым ярким примером подобного маркетинга – разработанная самой армией США и существующая по сей день серия игр (а в последнее время бренд) под названием America’s Army.

Начало – Marine Doom

Doom
Doom

А всё началось в 90-х, точнее – в 1996 году. Тогда генерал армии США Чарльз Крукал предложил использовать игры с военной тематикой (wargames) для тренировки новобранцев. Для этого Командованию боевого развития морской пехоты была дана задача разработать игры для тренировки пехотинцев.

За это дело взялась команда из Управления по моделированию и имитации морской пехоты США. Команда состояла из майора Кирка Скиннера, лейтенанта Луиса Веласкеса, лейтенанта Скотта Барнетта и сержанта Дэна Снайдера. К ним в руки попала копия первой части Doom, и команда решила сделать мод, направленный на обучение огневой подготовке и командованию отрядом.

Геймплей Marine Doom

Так появился Marine Doom. Говоря о самом моде, то это классический Doom, только слегка переделанный. Теперь мы путешествуем не по Марсу, а по земному полю боя, и стреляем мы не по зомби или демонам, а по фигуркам G.I. Joe. Также переделали оружие: вместо футуристических ружей – обычные винтовки. Но главное отличие – это сложность. Враги даже на легком уровне сложности рвут жопу. Поэтому мод и рассчитан не на одного, а на команду из четырех человек, где надо действовать сообща.

Репортаж CNN, посвященный Marine Doom

Подобная затея хорошо себя зарекомендовала: позднее мод переписали и для второй части Doom, а в 97-м году издатель GT Interactive купила права на распространение игры.

Теперь ты в армии – America’s Army и America’s Army: Special Forces

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Теперь давайте перенесемся на три года вперед – в 1999 год. Доктора Дре выпустил второй альбом «2001», вышла вторая «История игрушек», а мир вовсю готовился к новому тысячелетию. Тогда в Военной академии США, что в Вест-Поинте, полковник Кейси Вардински предложил коллегам одну интересную идею – использовать видеоигры, чтобы «предоставить публике виртуальный опыт, который был бы увлекательным, информативным и интересным».

Кейси Вардински
Кейси Вардински

На эту идею Кейси натолкнули его дети. Тогда старший сын Вердински играл в Delta Force. Посмотрев на то, как играет его сын, полковник понял, что видеоигры интересны молодым американцам. Помимо этого, Кейси преследовал и две других цели: предоставить необходимую информацию будущим новобранцам и сократить число солдат, уходящих с трехмесячной подготовки.

Delta Force
Delta Force

Неведомым образом в Министерстве обороны США идею Вардински одобрили. Игру разрабатывали на базе Военно-морской аспирантуры (Naval Postgraduate School) при помощи большого количество разработчиков, работавших над Redneck Rampage и Sim City. Игра стала первой, разработанной на Unreal Engine 2, а её бюджет составил в районе 7 миллионов долларов. Сама игра распространялась бесплатно, и её можно было скачать на официальном сайте, или наоборот, купить диск вместе с игрушками, которые продавались под брендом «America’s Army».

Фигурка солдата с игрой
Фигурка солдата с игрой

Близким по духу и сеттингу конкурентом в то время была Counter Strike от Valve. Только если CS была более аркадной, то AA была серьезным милитари-симом. Для начала вам нужно пройти базовую тренировку, после чего вы можете выбрать, за какой игровой класс хотите играть.

Например, если вы хотите играть за медика, вам предстоит пройти виртуальный курс, разработанный по документам, по которым обучают будущих военных медиков. Разработчики старались сделать игру максимально реалистичной: оружие может заклинить, а попадание по инструктору грозит отправкой в тюрьму.

Геймплей America’s Army

Говоря про мультиплеерную составляющею (а игра была преимущественно мультиплеерная), то она представляла из себя более тактический и реалистичный вариант CS. Вы не сможете пройти миссию в одиночку – вам необходимо работать командой и продумывать каждое действие. Но сейчас вы не сможете поиграть в неё – сервера игры уже давно лежат.

America’s Army на E3 в 2002 году

Игра вышла 4 июля 2002 году, моментально став хитом: по словам заместителя директора игры, майора Криса Чемберса, за первый день её скачали полмиллиона раз. В 2003 году вышла новая версия с подзаголовком Special Forces, которая ещё и полноценная вторая часть – с новыми миссиями и режимами.

Однако игру подвергли критике из-за того, что в игре по американской армии нет Военно-морского флота (несмотря на то, что игра разрабатывалась на территории Военно-морской аспирантуры). В результате этого разработку последующих частей отобрали у аспирантуры и передали другим людям.

Развивая бренд

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Смотря на успехи игры, Армия США, вспомнив слова Лёлика из «Бриллиантовой руки» («Куй железо, не отходя от кассы») и поняв, что у них есть мощное оружие пропаганды, решила превратить игру в привлекательный бренд.

В 2005 году армия США подписала контракт с Ubisoft на создание консольной версии игры под названием America’s Army: Rise of Soldier, основанной на событиях в Афганистане. Игра вышла на оригинальном Xbox и получила хорошие оценки как от критиков, так и от игроков. Планировалась ещё версия для второй Playstation и для мобильных телефонов, но их по итогу отменили (хотя мобильная игра все равно выйдет).

В 2006 году в рамках AA армия США запустила программу «Real Heroes» («Настоящие герои»), посвященную солдатам, проявившим героизм на фронте. В самой игре можно было посмотреть ролики про солдат, а в магазине – купить фигурки.

Один из роликов, посвященный полковнику Джейсону Америну

Спустя год – в 2007 году – начал свою работу The Virtual Army Experience, большой интерактивный комплекс, где люди могли почувствовать, каково это – быть солдатом.

Ролик про The Virtual Army Experience

В том же 2007 вышли три игры в серии America’s Army. Первой стала аркадная America’s Army, разработанная Global VR. Игра вышла 19 июля и представляла из себя тир с лазерными пистолетами, где вам необходимо было пройти набор тренировочных уровней. По своей сути обычный тир, коих в те годы было огромное количество.

Геймплей аркадной America’s Army

Второй игрой стала вышедшая в феврале мобильная AA: Special Operations, разработанная Gameloft. Тут во франшизе впервые появляется сюжет в духе американских патриотических боевиков: в небольшую страну Корбалия вторгается соседняя страна Либерти, и мы в роли бравых американских военных отправляемся туда, чтобы навести порядок. Проиграв в неё, могу сказать, что AA: Special Operations – простенький, но хорошо сделанный экшен, коих Gameloft в те годы выпускал пачками.

А третьей игрой стала консольная AA: True Soldiers. Она вышла в ноябре всё того же 2007 года на Xbox 360 в рамках 10-летнего договора с Ubisoft. Сама игра была разработана силами Red Storm Entertainment, ответственной за игры по книгам Тома Клэнси.

По геймплею игра похожа на свою прародительницу, только на этот раз в неё добавили и одиночный режим, который представлял из себя опять же набор тренировочных уровней. На выходе игра получила низкие оценки от критиков и игроков.

Снова в строю – America’s Army 3 и AA: Proving Grounds

Мягкая сила США: история серии America’s Army

О третьей части стало известно в начале 2008 года. Разработку отдали в руки Army Game Studio, небольшой студии, расположенной на территории Редстоунского арсенала (военной базы США в Алабаме). Игру обещали выпустить осенью 2008, но из-за проблем с лицензированием движка (игра перешла со второго Unreal Engine на третий) игра вышла в ноябре 2009 года.

Игра осталась такой же, как и оригинальная AA, но с парой изменений. Во-первых, понятное дело, была улучшена графика. Притом игра спокойно запускалась как на мощных, так и на слабых компьютерах. Во-вторых, в игру добавили вымышленное оружие для противников, чтобы мы могли отличить наших сокомандников от противников.

Геймплей America’s Army 3

В плане геймплея игра тоже не сильно изменилась: сначала проходим набор из 32 тренировочных уровней (притом тренировочных всего пять, все остальные – просто картинки с объяснением того, что с нами будут делать в армии). После того как мы прошли обучение, нас отправляют на службу в другие страны. Притом в страны с непроизносимыми названиями, вроде Czervenia и Republica Demokratzny Zo Ta Ostregals.

В остальном же это всё тот же максимально реалистичный тактический шутер с упором на командную работу. Однако игра не смогла заинтересовать игроков – вероятно, из-за того, что в те годы вышло огромное количество шутеров про войну: Modern Warfare в 2007 и Battlefield 1943 в 2009.

Мягкая сила США: история серии America’s Army

В 2013 году стало известно о планах на выпуск четвертой части. Четвертая часть под названием America's Army: Proving Grounds вышла в 1 октября 2015 года. В целом игра все такая же, как и остальные части серии. С той лишь оглядкой, что теперь мы играем за более современную армию в плане оружия. В плане геймплея игра больше напоминает Counter Strike, опять же с оглядкой на более реалистичный сеттинг. Также AA:PG стала первой игрой серии с киберспортивной ареной с весьма сильными игроками.

Игра получила благосклонный прием от критиков и игроков и стала самой долгоживущей частью франшизы – она держалась 8 лет. Обычно игры серии держались где-то 3-4 года, после чего закрывались. Недавно разработчики официально объявили о закрытии серверов. Хотя ждать долго нам не придется, ведь уже вовсю идет работа над пятой частью.

Также армия не забывала развивать бренд America's Army. В 2013 году стало известно, что IDW займется изданием комиксов America’s Army, рассказывающих о жизни солдат и их приключениях. На мой взгляд, это довольно странно, ведь армия США могла бы договориться с более крупными издателями вроде Marvel или DC. Всего вышло 15 выпусков, и все комиксы доступны бесплатно. А в 2018 году была запущена серия игрушек для детей под названием Lil' Troops с маленькими фигурками солдатов.

Неудачная перезагрузка – U.S. Army Esports

Мягкая сила США: история серии America’s Army

В 2018 году армия создала свою киберспортивную команду, состоящую из солдат, чья задача – стримить популярные игры, общаться с чатом и просто вести обычный стрим. Это логичный шаг: популярность America's Army упала, а дети стали играть в Fortnite и подобные игры, а еще смотреть, как другие люди играют. К тому же киберспорт популярен как никогда. Но у армии США стояла другая задача – заинтересовать детей через просмотр стримов пойти в армию.

Это не шутка (https://vk.com/wall-195368035_64)
Это не шутка (https://vk.com/wall-195368035_64)

Из-за этого армии пришлось столкнуться с критикой и перестала проводить стримы, но в киберспорте всё же осталась. Армия поддерживала и поддерживает крупные киберспортивные команды, а также вкладывается в киберспортивные ивенты. В 2018 году ВВС США стали спонсором Cloud 9, а в 2020 году – спонсором игр Call of Duty League.

Промо-ролик Cloud9

В интересах государства

Мягкая сила США: история серии America’s Army

America’s Army неоднократно подвергалась критике, и основная претензия критиков звучала так: «Ваша игра является пропагандой». Это неудивительно – любой военный шутер можно обвинить в военной пропаганде, хотя подобные рассуждения ошибочны. Убери из AA:PG все намеки на связь с армией США, назови её условно Modern War и будет невозможно догадаться, что это игра была сделана армией Америки на налоги простых американцев.

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Но America’s Army – случай особенный. Все причастные к серии люди изначально знали, что это пропаганда. Например, в официальном FAQ на вопрос «Могу ли я играть в игру, находясь не в США?» разработчики ответили: «Да, у нас есть сервера в Европе. Мы хотим показать как прекрасна армия США».

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Армия создавала данную игру не для того, чтобы ты мог повеселиться с друзьями, а для того, чтобы ты записался в армию. И эту цель они как минимум достигли: согласно исследованию Отдела рекламы армии США, всего 0,0002% людей, поигравших в AA, записались в армию.

Информация из данного ролика (https://youtu.be/luXDkWdc8Bc)

На самом деле правительство Соединённых Штатов – очень хитрые ребята. Они поняли, что поп-культура – будь это игры, кино или комиксы – в их руках из обычного развлечения превращается в, как я сказал ранее, мощное оружие пропаганды. И таких примеров огромное количество.

Все же знают, что ФБР, ЦРУ и Пентагон находятся в тесных связях с Голливудом (на эту тему есть отличный материал на DTF).

А знали ли вы, что в 2008 Барак Обама стал первым кандидатом в президенты США, чья предвыборная реклама появилась в видеоиграх?

Или все, наверное, видели игру Super Bernie World – платформер, посвященный предвыборной кампании Берни Сандерса.

Мягкая сила США: история серии America’s Army

Подводя итог, можно сказать, что правительство США смотрело на видеоигры не как на искусство или развлечение, а как на мощный инструмент, способный воздействовать на умы граждан. И в этом плане они прекрасно справляются, так что нам остается только поаплодировать их прозорливости и с интересом наблюдать, к чему это все приведет.

206
142 комментария

Вообще говоря, вся эта муть с тренингами в симуляторах оказалась херней, а сегодняшней армии США не нужна никакая особая реклама... тем более, что игры на военную тематику, чей сюжет построен вокруг каких угодно конфликтов, всегда будут в тренде: так уж устроены люди.
В том, что существует дорогостоящая программа рекрутинга, включающая игры, я сомневаюсь. Если это так - одной игрой тут не обойтись, нужна большая компания, которая из года в год клепает такие игры. Короче говоря, пропагандой через игры и даже через кино госдеп США не занимается, все это хуйня ватная отвратная из телевизора. Почему? ДА ПОТОМУ ЧТО ИМ ПОКА И ТАК НОРМАЛЬНО. Это в некоей северной стране надо срочно найти еще триста тысяч новобранцев для ведения боевых действий, потому что всей имеющейся контрактной армии со срочниками вместе уже не хватает, либо она куда-то делась. А у них пока нету этой проблемы. Возможно, со временем она возникнет, но сейчас задача массового набора добровольцев для армии США не актуальна...
И самое главное: если в штатах военные наймут игроделов для продвижения своей повестки, об этом напишут в титрах. Причем с гордостью. Они не видят никакого смысла это скрывать, ведь "разработка при участии настоящих армейских экспертов" - отличная реклама...

36
Ответить

Короче говоря, пропагандой через игры и даже через кино госдеп США не занимается, все это хуйня ватная отвратная из телевизора.Здрасьте! Насрать-то ты насрал, а вот штаны забыл снять. Первый же запрос по Military propaganda in US movies and games выдаёт столько добра что остаётся только надеяться на то что ты просто неумелый тролль. Вот тебе самые интересные абзацы:
During World War II, Hollywood "became the unofficial propaganda arm of the U.S. military". The United States Office of War Information (OWI) had a unit exclusively dedicated to Hollywood called the Bureau of Motion Pictures. The 1986 film Top Gun, produced by Don Simpson and Jerry Bruckheimer at Paramount Pictures, and with DoD assistance, aimed at rebranding the U.S. Navy's image in the post-Vietnam War era. During the showings of the film, military recruiters set up tables in cinemas during its premieres. However, claims enlistments spiked as high as 500% are a myth, and enlistments only rose by approximately 8% in 1986.[7][8] By the end of the 1980s and early 1990s, Hollywood producers were stressing script writers to create military-related plots to gain production power from the U.S. military.[9]https://www.cbc.ca/radio/ideas/how-hollywood-became-the-unofficial-propaganda-arm-of-the-u-s-military-1.5560575

53
Ответить

Всё так. С трудом представляю себе человека, который поиграл в игру и решил после этого пойти в армию. А служба в США и так привлекательна высокими зарплатами, льготами и прочими ништяками.

10
Ответить

А у них пока нету этой проблемы.

Как раз потому, что они заранее об этом задумываются, у них и существует подобная пропаганда, лул.

17
Ответить

Короче говоря, пропагандой через игры и даже через кино госдеп США не занимается

LUL. Внезапно. Как по твоему самолётики, танчики и солдатики появлялись в фильмах?

13
Ответить

Даже под постом с армией США приплести умудрился, ещё и насрал, молодец

13
Ответить