Metroid Prime 2: Echoes. Свет или тьма – вот в чём вопрос

Metroid Prime 2: Echoes. Свет или тьма – вот в чём вопрос
  • Разработчик: Retro Studios

  • Издатель: Nintendo

  • Жанр: FPAA (First-Person Action-Adventure), Metroidvania

  • Дата выхода (GameCube): 15.11.2004 (NA), 26.11.2004 (EU), 02.12.2004 (AU), 26.05.2005 (JP)

  • Платформы: GameCube, Wii (в составе Metroid Prime Trilogy или отдельным японским релизом), Wii U (eShop'овский цифровой релиз MPT)

  • Мультиплеер: присутствует как ненужный довесок, к счастью, никак не повлиявший на качество одиночного приключения

  • Похожие игры: Metroid Prime

Внимание!

  • Spoiler alert! Если не хотите узнать подробности истории, геймплейных новшеств и прочего, не читайте эту фанатскую отсебятину. Лучше поиграйте в роскошный сиквел сами.
  • Это слегка отредактированная версия моего давнего обзора: исправлены несколько опечаток и ошибок, добавлены косметические правки в текст и «лорные» wiki-ссылки для тех, кому ничего не понятно, изменено положение некоторых скриншотов. Короче, этакий Prime Cut.

Содержание:

  1. Mission possible (Вступление)
  2. The Saviour (Завязка)
  3. Beautiful greyness (Визуал)
  4. Dark Echoes (Музыка и звук)
  5. Split planetarity (Геймплей)
  6. Almost Perfect Dark (Заключение)

Mission possible

Metroid Prime 2: Echoes. Свет или тьма – вот в чём вопрос

Каков беспроигрышный рецепт удачного сиквела? Взять за основу концепцию оригинала, написать другой сюжет, добавить несколько свежих геймплейных элементов и припудрить всё это новыми текстурами с бОльшим количеством полигонов? Настолько примитивный план мог устроить кого угодно, но только не окрылённых заслуженным успехом техасцев из Retro Studios. Тривиальное «наращивание мускулов» недостойно их таланта, и было решено пойти на невозможное в реалиях сегодняшней индустрии: за два года разработки изменить буквально всё, ещё и успев присобачить к отменной одиночке лишний мультиплеер. Тренды, веяния, мать их…

The Saviour

<b><i>Она ещё не догадывается, куда её занесло…</i></b>
Она ещё не догадывается, куда её занесло…

Неутомимая Аран (Samus Aran) снова прилетает на помощь. В беде морпехи Галактической Федерации (Galactic Federation, GF), патрулировавшие отдалённый Dasha Region и ввязавшиеся в бой с фрегатом космических пиратов (Space Pirate) близ орбиты планеты Aether. И тем, и другим, основательно потрёпанным в стычке, ничего не оставалось, как вынужденно приземлиться. Командование GF посылает Самус выяснить судьбу морпехов, но изначально провальная спасательная операция локального масштаба приобретёт масштаб планетарный, где на кону – существование миролюбивой разумной расы. И это не Чозо (Chozo)!

Коварная атмосфера Aether – далеко не самое страшное, что увидит здесь Аран. И неудачная жёсткая посадка до боли знакомого «нового» корабля героини, потешно прозванного мной «Чозовский остроклювик», и его незначительная поломка – не самое плохое, что могло случиться. Благо продвинутые системы немедленно запустят процедуру «почини себя сам» – и за него можно быть спокойным.

<b><i>«О, свежая прошивка для моей пушки!»</i></b>
«О, свежая прошивка для моей пушки!»

С первых же минут сиквел раскрывает главное и самое важное отличие от культовой первой части – атмосферу. Metroid Prime хвасталась каноничным и величественным духом, тогда как у Echoes он мрачный, безнадёжный, гнетущий. И поэтому нетрудно загодя догадаться об участи морпехов. На пути к месту аварийной посадки патрульного корабля G.F.S. Tyr Аран будет находить тела бойцов, пытавшихся обустроить оборонительные сооружения из снятых с корабля частей и из-за атмосферных помех безуспешно связаться с командованием GF, прочтёт личные записи, проливающие свет на последние часы их жизни, увидит таинственно погибшую местную фауну, а в командном центре, развёрнутом аккурат возле улья здешних насекомоподобных Splinters, обладающих коллективным разумом, поймёт, что такое «жизнь после смерти на Aether»: только что мёртвые воины, внезапно заражённые неизвестной «инфекцией», поднимаются в попытке убить героиню. Но самое необъяснимое поджидает её впереди – Dark Samus, фазонозаряжённое нечто, напоминающее её тёмного антипода. Прошедшие первую часть на 100% видели ролик после титров, предзнаменующий её зарождение. Самус осмеливается прыгнуть за ней в портал, за которым – местный аналог ада, откуда чудом выберется. Попутно лишится некоторых способностей, фактически позволив Dark Samus позже наградить ими особо отличившихся приспешников. В конце концов возле самого корабля из предсмертной видеозаписи выясняется незавидная печальная судьба морпехов: молниеносная осада кровожадных тёмных тварей завершилась страшной неравной бойней…

<b><i>Держите меня семеро!</i></b>
Держите меня семеро!

Столп истории сиквела – не только противостояние света и тьмы, добра и зла, Aether и Dark Aether, но и немой антагонизм вездесущей Dark Samus и самой Аран. Последняя, движимая, видимо, желанием отомстить за морпехов и искоренить свою тёмную сущность, попутно встретит одного из немногих выживших представителей разумной расы Люминотов (Luminoth) – U-Mos, последнего хранителя своего народа и немыслимого Great Temple, который поведает о давнем катаклизме, схожем на тот, что произошёл на Tallon IV. Однако здешний не просто заразил планету Aether Фазоном (Phazon), пусть и последнего здесь значительно меньше, чем на Tallon IV, он ещё и «расколол» её, сделав двуликой и породив параллельное измерение. Всё бы ничего, но тёмный близнец, Dark Aether, не намерен был существовать обособленно: кровожадные существа, прозванные Ing, что по-люминотски означает «terror», начали выползать из открывшихся порталов и нападать на идиллическую Aether, заражать и извращать любые формы жизни, превращая их в Darklings, но самое важное – перекачивать и воровать бесценную энергию из энергорегуляторов (Energy Controller), что для планеты в дальнейшем может закончиться катастрофой из-за энергетической нестабильности. Так зародился великий конфликт, в котором добродушные и технологически продвинутые «ушастики», живущие не одну сотню лет, знакомые с Чозо и на протяжении долгих эпох скитавшиеся по космосу, но в конце концов выбравшие своим домом некогда райскую Aether, на протяжении десятилетий сдерживали орды Ing, безуспешно пытаясь очистить планету и вынашивая план штурма вражеского Sky Temple, где находится главный запас ворованной энергии. Но не суждено: почти все храбро пали, оставшаяся малая часть пребывает в стазисе в храме в надежде на спасение, а хранитель U-Mos в отчаянии умоляет только что прибывшую Аран спасти планету и перекачать энергию со всех «тёмных» энергорегуляторов, тем самым уничтожив Dark Aether и дав миру шанс восстановиться. Самус, судя по всему, решила: раз всё равно искать своё тёмное «Я» и мстить за морпехов, можно заодно и планету, и её милых разумных обитателей спасти. Но не ждите лёгкой прогулки: на протяжении всего приключения палки в колеса будут вставлять дикий животный и растительный мир Aether, чудеса инженерии Люминотов, восставшие против своих создателей, наглые пираты, имеющие свои планы на Aether, ужасные Ing, порабощённые приспешники Darklings и, конечно же, Dark Samus, положившая ненасытный взгляд на «перспективную» Dark Aether, не гнушающаяся пакостить тем же пиратам и, видимо, не брезгующая стать королевой самих Ing. Короче говоря, очередные 20-25 часов подлинного кайфа ждут вас.

Beautiful greyness

Вспоминая незабываемые красоты Metroid Prime, сложно было ожидать от сиквела какого-то графического рывка. Куда лучше-то! Но Retro не была бы собой, если бы не припасла козыри и на подобный случай: казалось бы, движок тот же, но игра воспринимается по-иному, обособленно от первой части – всё благодаря новым текстурам, новым эффектам, обновлённому дизайну тех же пиратов и некоторых уже знакомых противников. Metroid Prime 2: Echoes – идеальный пример сиквела, не просто эксплуатирующего визуальные наработки предшественника, а предстающего в своём особом, отличительном обличье. Даже внешность героини подверглась кардинальному изменению, и с ходу не определиться, какая ближе к канону. В оригинале Самус естественная, человеческая, живая, даже обаятельная. Она впала в душу своей простотой и искренностью и влюбила в себя сразу. В сиквеле – более вызывающая, где-то даже искусственная. Во всяком случае, обе внешности Аран в дилогии прекрасны, в отличие от спорной в триквеле.

<b><i>Бурдж-Халифа в сравнении с грандиозным Great Temple кажется унылостью, не правда ли?</i></b>
Бурдж-Халифа в сравнении с грандиозным Great Temple кажется унылостью, не правда ли?

И пусть некогда процветающая и плодородная Aether по причине страшного катаклизма и былой войны сейчас представляет собой преимущественно пустоши и болота, она не является блеклым контрастом помпезно-безупречной Tallon IV. Локации и пейзажи всё так же монументальны, разнообразны и скрупулёзны – вот истинный почерк Retro. Побывав в неспокойных Temple Grounds, являющихся последним пристанищем для погибших морпехов и подступами к величественному и священному Great Temple, и найдя в последнем Energy Transfer Module, необходимый для сбора и передачи энергии из тёмного мира, Аран отправится в бесплодные, но манящие Agon Wastes, где пираты успели значительно обустроиться, снова экспериментируя с таллонскими метроидами (Tallon Metroid) и в безуспешных попытках предпринимая экспедиционные вылазки в Dark Aether, углубится в запутанное Torvus Bog, ныне болотистую местность вечных ливней с богатой экосистемой, где чудеса архитектуры и технологий Люминотов постепенно поглощаются природой, и доберётся до конечного пункта – исполинской Sanctuary Fortress, представляющей вершину их технологического и инженерного гения. Здешние вездесущие механоиды давно потеряли контроль: некоторые просто скитаются сами по себе, большинство же служит Ing. Особняком стоит упомянуть угрюмо-мрачную безысходность Dark Aether, кислотно-ядовитая атмосфера которой убивает что угодно за секунды. Сложно описать местную дискомфортную обстановку, которая кому-то может показаться серой и противной, но задумка и была показать место, где плодятся ужасные твари, – примитивное, угрюмое, коварное, фатальное. Здесь собраны все ужасы вселенной, и глуп тот, кто предпримет попытку их приручить и присвоить. Эх, пираты, вам бы этого ума прибавить – и наступил бы мир в галактике!

За то, как здесь зарождаются и выглядят порталы, можно аплодировать стоя. Это надо видеть: стоит зарядить портал соответствующей энергией – и начинает формироваться преломляющаяся сфера, почти идеальная. Радуют глаз и новые спецэффекты на забрале, вроде ослепления ярким светом, заляпывания его мерзостью Ing и пр. Блин, да даже обычные огонь и дым здесь выглядят феноменально, наглядно демонстрируя, как умело разработчики используют ресурсы своего продвинутого движка RUDE (Retro Universal Design Engine), который уже в начале двухтысячных умел в 480p/60 на GameCube.

<b><i>Свет…</i></b>
Свет…
<b><i>...или тьма. Тут не до Шекспира, блин.</i></b>
...или тьма. Тут не до Шекспира, блин.

Dark Echoes

Признаться, поначалу может показаться, что саундтрек Echoes не столь запоминающийся, как предыдущая гениальная работа прославленного японца Кэндзи Ямамото (Kenji Yamamoto). Это не совсем так. Другая игра – другой и саундтрек. Да, монотонные и неуютные темы Dark Aether не каждому придутся по вкусу, хотя хорошо подходят отталкивающему и враждебному окружению, и без них нельзя было обойтись. И Ямамото не был бы собой, если бы не творил чудеса: как и с Metroid Prime, «сплагиатил» свои вечные шедевры из Super Metroid, прекрасно их переАРАНжировав, и умудрился сотворить множество новых и ныне культовых вещей: мощнейшие «Title Theme» и «Menu Theme», трепетно-внушающую «Temple Grounds Main Theme», успокаивающе-романтичную «Torvus Bog Main Theme» и другие. Ностальгическим десертом же выступают прекрасная «Torvus Bog Subterranean Theme» и очень бодрая «Multiplayer Theme 1 – Hunters».

Для Echoes Ямамото АРАНжировал две свои легендарные бринстаровские темы из Super Metroid.

<i><b>Устали от назойливых букашек? Два слова – <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmetroid.fandom.com%2Fwiki%2FSeeker_Missile&postId=164677" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Seeker Missile</a>. Удобно и эффективно.</b></i>
Устали от назойливых букашек? Два слова – Seeker Missile. Удобно и эффективно.

Общее звуковое оформление точно соответствует сменившемуся настрою истории – стало таким же мрачным и неуютным. Вам необязательно видеть местный ад, уже его эмбиент даст понять: кто бы сюда не залез – он обречён. Здесь присутствует очень много дискомфортных звуков: один лишь вой Hunter Ing пугает сильнее, чем многие хвалёные хорроры, и многие здешние твари издают неестественные ужасные вопли. Жаль, так и не получилось затестить Dolby Pro Logic II.

Split planetarity

Геймплейная формула «исследование мира + платформинг + бои = истинное удовольствие» здравствует и в сиквеле. Чертовски верным решением было сделать ставку на концепцию раскола «Light vs Dark», максимально отдалившись от оригинала, и создать совершенно отличную от Tallon IV в плане левел-дизайна планету. Echoes – просто другая, поэтому очень сложно проводить параллели с первой частью.

Поначалу Dark Aether окажется фактически недоступной для исследования, и только давно расставленные доблестными люминотами жизненно важные кристаллы и маяки не позволят героине погибнуть. Позже она облачится в Dark Suit, значительно ослабляющий воздействие губительной атмосферы, ну а ближе к финалу U-Mos создаст героине Light Suit, ультимативный костюм, идеальный для дотошного изучения и обыска Dark Aether.

<b><i>Мудрый U-Mos вкратце пересказывает подоплёку всех бед.</i></b>
Мудрый U-Mos вкратце пересказывает подоплёку всех бед.

Сканирование стало чуть интуитивнее благодаря новому методу анализа объектов и противника: сейчас Scan Visor анализирует их изображение целиком, а не с помощью метки, поэтому захват цели происходит быстрее, да и пропустить что-то важное сейчас сложнее, чем в Metroid Prime. Combat Visor претерпел только косметические изменения HUD, оставаясь дико красивым и удобным. Два новых видоискателя наглядно демонстрируют стремление Retro сделать сиквел максимально непохожим на первую часть. Новенький Dark Visor заметит то, что не видно в видимом спектре или в результате пространственно-временных чудачеств. Иными словами, крайне удобная штука в битвах с опаснейшими тёмными тварями и для нахождения скрытых объектов, присутствующих в другом измерении. Echo Visor же визуализирует звуковые колебания и тем самым находит то, что не увидеть, а только услышать: с его помощью, например, можно открыть звуковые и «мелодичные» Echo Gates и снять блокировку механизмов, связанных звуковыми «узами».

<b><i>Darkness awaits you.</i></b>
Darkness awaits you.
<b><i>Одержимые тьмой пираты уж точно попортят вам нервишек.</i></b>
Одержимые тьмой пираты уж точно попортят вам нервишек.

Качественный лор действительно придавал Metroid Prime уникальности. И в сиквеле он так же неповторим. Истории морпехов, пиратов и люминотов очень интересны, читать их и понимать – одно удовольствие. Совершенно новый огромный уникальный бестиарий изумляет: разработчики не просто взяли свои наработки из первой части, а сотворили десятки новых видов, подробно описав и показав каждый из них в 3D-виде в журнале, а не в виде арт-сканов, как раньше. Бестиарий Aether преимущественно состоит из насекомоподобных, членистоногих и пресмыкающихся, хотя в той же Sanctuary Fortress доминируют только былые творения люминотов – различные механоиды. Dark Aether же кишит кошмарными Ing.

<b><i>Ну милашка же.</i></b>
Ну милашка же.

Боссы – отдельный разговор. Стражи Dark Temples, за которыми находятся враждебные энергорегуляторы, создавались с одной целью – внушить трепет. Монструозный Amorbis попытается смять Самус о землю и засосать её в своё чрево, за что и поплатится, хитрая и противная Chykka поначалу кажется ленивой занудой в форме личинки, но стоит её поторопить выстрелами из Arm Cannon – и сформируется похожая на стрекозу взрослая форма, которая затем искупается в «целительной» кислоте, заразившись «тёмной болезнью», и начнёт менять «светло-тёмные» формы и тем самым досаждать Аран, гигантский четырёхногий механоид Quadraxis на первый взгляд покажется непобедимым, но у всего есть слабые места: в конце концов убить Аран постарается независимый головной командный модуль, однако морфошар (Morph Ball) и его способности завершат существование извращённой машины, некогда гордости Sanctuary Fortress. Как и в Metroid Prime, встретится и уйма «псевдобоссов» (Sub-Guardians), у каждого из которых при себе будет украденная у героини способность: Dark Samus неким образом сумела раздарить их особо отличившимся Ing. Упыри Boost Guardian и Spider Guardian, присвоившие ускорительную способность морфошара Boost Ball и его «магнитно-липкую» Spider Ball соответственно и бои с которыми героиня ведёт исключительно в сферической форме, гарантированно «повеселят» вас на сложности Hard. Именно в Echoes лучше всего в серии раскрыты боевые возможности культовой способности Аран.

<b><i>Pinball time!</i></b>
Pinball time!

Вечный Power Beam, верные ракеты и культово-ядерная Power Bomb – весь арсенал, оставшийся от приключений на Tallon IV. Остальное – ранее невиданное. Практически одновременно Самус обзаведётся Dark Beam и Light Beam, главными инструментами для истребления врага: выплёвывающий тёмно-фиолетовые сгустки луч хорош против живности Aether и пиратов, светлый же, разящий ярчайшим светом, – против Ing и Darklings. Стоит уточнить, что боезапас обоих исчерпан в угоду баланса, но его можно пополнять, находя соответствующие апгрейды. С помощью светлого можно зарядить спасительные кристаллы (Light Crystal) и маяки (Light Beacon) люминотов, а с помощью тёмного – их погасить. Выстрел Annihilator Beam включает в себя равные порции светлой и тёмной энергий, и главная его особенность заключается в том, что, выстрелив по кристаллу или маяку, находящиеся поблизости твари понесутся на губительную для них полусферу света. Крайне эффективная вещь. Ну и по традиции у каждого нового вида луча имеются свои «заряжённый» режим (Charge Beam) и мощный комбо-режим (Charge Combo).

<b><i>Do not screw Metroid Prime 4 up, Retro!</i></b>
Do not screw Metroid Prime 4 up, Retro!

Ликуйте, фанаты Super Metroid, ибо Screw Attack возвращается! Одна оговорка: с её помощью нельзя будет перемещаться по вертикали, зато можно преодолевать огромные расстояния по горизонтали, разить врагов и уклоняться от их атак. Производной от неё способностью является Wall Jump: Самус отпрыгивает от напротив расположенных специальных вертикальных стен, взбираясь тем самым наверх. В общем, доза ностальгического счастья обеспечена.

Almost Perfect Dark

<b><i>Знала бы тогда Самус, что эта тёмная зараза будет вытворять в триквеле…</i></b>
Знала бы тогда Самус, что эта тёмная зараза будет вытворять в триквеле…

Проведите опрос «Лучший сиквел всех времён» на любом игровом сайте. Там в номинантах, естественно, будут Diablo 2, Half-Life 2, Mass Effect 2 и прочие мастодонты. И там, я более чем уверен, не будет Echoes. Но существует высокая вероятность того, что именно она заслуживает данный титул: большая, действительно оригинальная, даже слишком атмосферная, с кучей новшеств, не паразитирующая на концепции оригинала, а дающая своё уникальное игровое видение. Это всё такой же штучный продукт, которых по пальцам даже одной руки не сосчитаешь.

Metroid Prime 2: Echoes, как неогранённый до совершенства алмаз, имеет незначительные огрехи в левел-дизайне и в целом не столь запоминающийся саундтрек, но, положив руку на сердце, понимаю – придирки. Ведь Ямамото выложился на 99%, подстраиваясь под изменившуюся атмосферу, а окружение Dark Aether внушает, несмотря на присущую серость и обречённость. Metroid Prime 2: Echoes – это выдающийся сиквел лучшей видеоигры всех времён, и его невозможно не любить. Однако планка, заданная Metroid Prime, фактически недосягаема, и ввиду даже ничтожных недостатков Echoes не может получить высший балл.

Pros:

  • Впечатляющий визуал

  • Внушительный звук и очередная высококачественная работа композитора

  • Аддиктивный геймплей

  • Удачный двуликий сеттинг и мощная атмосфера

  • Новые крутые способности, арсенал, бестиарий и пр.
  • Монструозный лор

Cons:

  • Мелочные придирки к левел-дизайну Dark Aether

  • «Тёмный» саундтрек придётся по душе не всем

9.8/10

P.S. Никогда не мог понять, почему Праймы настолько не зашли японцам, ведь если верить VGChartz.com, суммарные японские продажи всех трёх номерных частей – жалкие 240K (!) копий! И не понять, как Retro сумела настолько быстро создать трилогию. Смотришь на срок разработки Echoes и офигеваешь. Как можно было за два года создать видеоигру такого масштаба, отполированную, без багов, просадок кадров и прочего? Как за полтора года (!!!) можно было создать Metroid Prime, перезапустив разработку чуть ли не с нуля? На E3 2001 (17-19 мая) показывали же трейлер с кадрами раннего неудачного билда, а в NA игра вышла 18.11.2002. Wii-эксклюзивный роскошный триквел с инновационным управлением за два года? Легко. Блин, как?

P.P.S. Ноябрь 2004-го… Думаю, никому не нужно напоминать, какая тогда вышла игра. И не надо напоминать, какая титаническая шутерная битва шла в том году. Мне интересно, какая собака укусила того, кто назначал дату релиза Echoes. Я, конечно, понимаю, что хотели выпустить в месяц выхода первой части, но... За день до релиза HALF-LIFE 2??? Результат печален: общие продажи сиквела просели более чем в два раза…

2222
29 комментариев

Эксклюзивный шутер для геймкуба/ви, который даже через эмуляторы играется более чем посредственно.
Когда релиз трилогии на свитч?

Если Праймы - шутеры, тогда Manhunt - любимая игра Папы Римского.

4

который даже через эмуляторы играется более чем посредственноА какие там проблемы? Недавно пробовал GC-версию, дабы заценить, как за несколько лет изменился Dolphin. Вроде норм играется, без тормозов и заиканий. Правда, после Wii управление не удобное, поэтому я перепрошел трилогию на Wii, раз уж начал праймы.

Играл только в третий прайс по обратке на wii u, и я был просто в диком восторге как от самой игры, так и от управления. Да, потребовался день-другой, чтобы привыкнуть к фпс с нунчаком в одной руке и вимоутом в другой, но после это управление, на мой взгляд, уже воспринимаешь как идеальное для шутера/адвенчюры от первого лица. Оно удобное, чёткое, быстрое, вообще без недостатков. Клава мышь и геймпад на подсосе))

1

Начинай MP1/2, не пожалеешь. Там, конечно, нет фишек управления MP3, но это мелочи.

Как за полтора года (!!!) можно было создать MP1, перезапустив разработку чуть ли не с нуля?

Их же там Миямото адски дрючил, не стесняясь в выражениях, гайдзины кранчили по-черному.

Мне интересно, какая собака укусила того, кто назначал дату релиза MP2. Я, конечно, понимаю, что хотели выпустить в месяц выхода оригинала, но... За день до релиза HL2???

Ну так-то эксклюзив для ПК с эксклюзивом для Геймкуба не особо пересекается, целевые же аудитории абсолютно разные. Вряд ли это вообще повлияло на продажи, просто многим хватило и первой части, поняли что это не для них. Все-таки первый Прайм вышел в то раннее время, когда на геймкубе было еще особо не во что играть - вот и разбирали не глядя. А через пару лет ситуация изменилась...

Где инфа, что он их дрючил? Из материала IGN известно, что именно Миямото предложил Retro делать новый Метроид. Он был с Иватой в их офисе в 2000-ом, они смотрели на прогресс аж 4 их игр, которые не особо получались. И Миямото спросил, мол, как насчет Метроида.
Именно он настаивал на виде от первого лица, забраковав идею Retro делать от третьего. Они думали, он лучше подойдет для перехода из 2D в 3D.
Миямото и Танабе назначил на пост продюсера. А тот никогда до того не руководил разработкой игр из серии Метроид, не говоря уже о FPS играх.
Он же забавно намекнул им о системе вайзоров.


Да повлияла HL2 на продажи, еще как. Понятно, что не всем MP1 зашла. Но чтобы вот так сразу в два раза продажи упали? Вроде бы и рекламная компания была нехила у сиквела. HL2 тогда была везде и всюду, только о ней и писали и говорили.