Игровой постмодерн: Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Игра, которая актуальна, как никогда раньше.

Игровой постмодерн: Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Недавно я начал марафон игр Кодзимы для личного ознакомления. Решил пройти всю серию MGS, и был приятно удивлен, когда наткнулся на вторую часть шпионской саги. Это безумно сильное произведение, о котором можно говорить много. Драматическая, пафосная и безумно постмодерновая игра, которая ломает даже свои каноны.

Изначально хотел написать сразу огромный лонгрид анализ всей серии, но я просто не могу молчать, и хочу рассказать вам, как Кодзима смог предсказать будущее, и поставить новую планку в игровой индустрии для будущих геймдизайнеров своим интересным подходом к созданию геймплейно — нарративных игр, где отдельно эти два элемента никак не будут работать.

В статье будет субъективная аналитика, которая может не совпадать с мнением других авторов. Так же текст содержит спойлеры. Если вы еще не играли, то… Почему ты еще здесь? Быстро устанавливай и иди пробовать этот шедевр.

Я буду так же вас проверять.

Приятного прочтения.

Интернет, СМИ, мемы и цензура.

Одной из самых важных, и даже бы сказал, пророческой темой оказалась тема всемирной паутины. В мире игры 2009 год, а когда выпустилась игра были еще давние нулевые, тогда сам интернет был далеко не инструментом всяких политиков и мегакорпораций, но тем не менее, сюжет говорит практически о наших реалиях.

Организация «Патриоты», которая как раз и управляла всеми отраслями в мире, узнала о существовании интернета, где информация попадает в том виде, в котором она была в реальной жизни, без подкупных новостных колон от журналистов или же массовой политической цензуры, отнюдь.

Организация "Патриоты".
Организация "Патриоты".

Информацию о настоящих подвигах Солида Снейка на станции Шэдоу Мозес знал весь мир, благодаря тому самому интернету, что очень не понравилось Патриотам, и они решили построить Арсенал Гир, оснащенный мощным компьютером, который управлял информацией в паутине, и не давал людям ту самую настоящую правду, скрывая ее за цензурой. Вам не напоминает нашу реальность? Где буквально президенты разных стран мира, стараются как можно реже допускать разного рода «сливов», а некоторые и вовсе делают свой интернет как в том же Китае.

Фотографии Снейка попавшие в интернет.
Фотографии Снейка попавшие в интернет.

Вопрос только в том, действительно стоит ли нам иметь такой мощный инструмент? В ходе диалогов с Полковником, он прямо говорит, что полный контроль над всеми сферами мира, будь то выборы или же телевидение, не позволяет допустить анархии в человеческом обществе. Игра дает очень двоякий ответ по этому поводу.

С одной стороны людям нужно знать правду и по ходу игры эта информация должна быть известна (как в случае с историей прошлого Райдена), но с другой же стороны нельзя давать абсолютную правду и власть каждому, кто хочет сделать свой порядок в стране, и дать всем право голоса, как это пытается сделать демократическая система Америки.

Критика Американизма.

Тут мы подходим к другому, не менее важному высказыванию, затронутому практически во всех частях MGS. Американская мечта, которую так яро хотят достичь во всем мире, а именно громкие заявления о: свободе слова, свободе мнения, и конечно, о свободе человека. Самый яркий, и даже карикатурный образ тут главный антагонист — Солидус Снейк.

Главный антагонист Metal Gear Solid 2.
Главный антагонист Metal Gear Solid 2.

Если копнуть в его историю, то можно узнать, что он был послан в Либерию по воле Патриотов ради своих корыстных целей. Убивая людей, выращивая детей войны, и искалечив судьбу Райдена, он делал эти поступки в интересах США. Его внутренний нарциссизм рос, зная что все его поступки по факту «миротворческие«, не омраченные ничем, потому что все это ради чего? Ради »Свободы».

Стоит упомянуть его предфинальный монолог перед битвой с Райденом.

Мы провозгласим новую декларацию независимости — символ рассвета новой нации, на этом же месте. Конец тайной власти Патриотов, освобождение этой страны — там, где все начиналось, там, где родилась свобода.
Джек, не власти я хочу. Что я хочу, так это отобрать у Патриотов такие понятия, как «свобода«, "гражданские права", »возможность выбора». Основополагающие принципы этого государства. Все, что было вычеркнуто их цифровой цензурой.

Солидус Снейк

С одной стороны это правильные утверждения. Может показаться, что он даже в чем то прав, ведь все мы хотим этой мнимой свободы. Демократии и прав человека. Институт общества. Но если честно, в этих словах я вижу здесь только сарказм, и иронию от Кодзимы и Фукусимы. Слова, которые говорит чуть ли не самый ужасный человек в этой истории, издевающийся над детьми, ради выгоды на поле битвы. Тот, кто был просто ущемлен тем, что его выперли с поста президента, кем он и являлся после событий в Либерии.

Все, что я хочу — чтобы меня помнили. Другие люди, история. Патриоты стремятся защитить их власть, интересы, контроль над потоком цифровой информации. Я лишь хочу сохранить свою память, свою сущность. В отличие от интрона истории, меня будут помнить, как экзон. Это станет моим наследием, моим вкладом в историю. Но Патриоты хотят отказать мне даже в этом. Я хочу одержать верх над Патриотами, и освободить всех нас. И мы превратимся в «Сыновей Свободы»!

Солидус Снейк

Вот здесь мы узнаем о Sons of Liberty, демократической идеологии, в которой мы бы все стали свободными, но свобода чего? Солидус Снейк так яро хочет избавить людей от цензуры, стать героем спасавший мир, имеющий свои благие цели, но это все так корыстно. Прямо как типичные лозунги выборов в США.

Те же самые слова, видимость того что народ важен, что наши права ценят, но, как и в истории реальной Америки Солидус имеет своих скелетов в шкафу. Он борется за идеалы Джорджа Вашингтона, через горы трупов и негуманных поступков. Все это напоминает современную страну Дяди Сэма, где есть все это. «Свобода слова» граничит с абсолютно аморальными поступками, будь то военные действия в странах третьего мира, или же геноциды народов на континенте, что бы досталось больше места народу. Это абсолютно точная критика Американизма, но критика с серой моралью. Как и в любой истории любых стран: нет только белых, или черных событий. Все будет двойственным, и Кодзима отлично показал это.

Смерть Солидуса.

Стоит отметить что эти непрямые слова осуждения не сильно провокационные, и не ударяются в сторону какой либо «повестки».

Постмодернизм.

Пожалуй самая интересная часть в этой игре. То, как сюжет и геймплей создают вместе такой сильный нарратив, которому можно удивляться по сей день.

Первые попытки постмодернистского подхода Кодзимы можно было увидеть в первом MGS при битве с Психомантисом, или тот самый знаменитый монолог Ликвида про «улыбку на лице». Но эти вещи не столь серьезные, они были штучными и были больше разрывом четвертой стены. Во второй же части можно увидеть значительный прогресс.

Чего стоит возвращение Ликвида, в виде пришитой руки к Оцелоту, которая иногда берет вверх над его сознанием. Оригинальный способ вернуть персонажа их мертвых.
Чего стоит возвращение Ликвида, в виде пришитой руки к Оцелоту, которая иногда берет вверх над его сознанием. Оригинальный способ вернуть персонажа их мертвых.

Весь постмодерн MGS 2 заключается в том, что это по факту пересказ первой части, причем ощущение полного копирования событий оказывается продуманным сюжетным поворотом. Большая часть сюжета Сынов Свободы — это странное ощущение дежавю, но так должно было быть! Команда Кодзимы буквально сделала самое первую видеоигру, в которой использовались такие спорные, и в тоже время интересные литературные приемы.

Если объяснить обычным языком, то сам термин пост-модерна — это вид философии, который пришел на смену модерна. И в отличии от своего родственника, его история имеет игровое начало, он дает обычному читателю спорное и уникальное произведение, а элите — интересное философское высказывание. Яркие примеры комикс «Хранители», а в кинематографе практически все режиссерские работы Тарантино. И Алан Мур и Квентин брали старые каноны и смотрели на них под новым углом.

"Хранители".
"Хранители".

Так же делает и Кодзима. Он дает нам свой новый взгляд, на свой же сюжет. Была база Шэдоу Мозес? теперь это база Биг Шелл. Были Фоксхаунд? Теперь у нас есть Дед целс. Был Солид Снейк? Теперь у нас Джек «Райден«, который заставил геймеров тех лет войти в ярость, еще до »The Last of Us: Part 2». Примеры можно говорить до бесконечности, но самое важное, что это не просто тупое самокопирование, а наоборот самый оригинальный способ рассказать абсолютно новую историю, не ломая атмосферу первой части, логично продолжая ее. Словно дает новые локации и абсолютно другой сюжет, но при этом дух первой части как шпионского боевика все же остался.

И главное, что все эти приемы не были обыграны плохо. Все совпадения были не случайны, и как говорил Оцелот: все было сделано так, что бы повторить то же самое, что было на Шэдоу Мозес.

Поворот, от которого отвисла челюсть у многих.

Я считаю, что такой подход должен использоваться не только в кино, но и в играх, как это делает MGS 2. У нас есть много сюрреалистичных игр, много серьезных, но таких новаторских, и, даже «артхаусных» в плане построения сюжета очень и очень мало. Надеюсь, что в инди сегменте будет бум такого рода нарративных игр, на которые люди в свою очередь писали бы целые статьи.

История об эмпатии.

Когда многие проходили MGS 2, он ввел в недопонимание и казус(в том числе и меня) , когда любимого, брутального Солида Снейка, сменил женственный, и раздражающий Райден, который будто бы старался походить на того самого настоящего героя, и это раздражало геймеров тех лет. А его внешность Бисёнэна…

Райден.
Райден.

Но когда ты проходишь игру, со временем ты начинаешь привыкать к нему. Райден становится посредником между игроком и персонажем. Конечно в начале будет много агрессии и непринятия, но потом ты начинаешь будто бы уважать его. Он начинает больше раскрываться как персонаж в разговорах с Роуз, и он перестает быть для тебя пустышкой из начала игры. А затем наступает третий акт, где Райден начинает быть для нас драматическим персонажем, с покалеченным детством, настолько что он не может даже доверять любимым людям. Живущий в страхе от каждой мысли о прошлом, он становится человечнее даже в собственных глазах.

Это очень скрытый мотив, который можно не сразу углядеть, но как мне кажется, Кодзима хотел научить игроков эмпатии. Показать, что надо переставать стереотипно мыслить о людях, и не судить людей по первому впечатлению. Конечно само решение, на самом деле, спорное. Резко поменять действующее лицо серии, на какого-то блондинчика из яоя, ну а что бы было, если бы не риск? Такие художественные решения делают произведения более значимыми для культуры, и по этой причине именно вторая часть является чуть ли не самой лучшей в серии, благодаря таким необычным вещам.

Заключение.

Игровой постмодерн: Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Я бы мог рассказать и о других вещах в этой статье. Об образе Толстяка, как карикатура на ядерное оружие, о насилии и том как игра учит пацифизму и истинному стелсу, показывая смерть солдат более реалистично, чем хотелось бы.

Или же о других маленьких, но важных темах заложенных в самой игре, но знаете, о них лучше всего говорить в контексте серии в принципе. Каждый может сам решить для себя, какие еще посылы заложил Хидео Кодзима, но пожалуй я это оставлю для тех, кто захочет сам пройти игру или написать в комментариях свое мнение.

Для меня же "Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty" стал глотком свежего воздуха среди новых блокбастеров, которые к сожалению боятся рисковать и экспериментировать, как эта замечательная игра. Это был удивительный опыт, о рассуждениях которого я хотел рассказать здесь. Спасибо за прочтение.

168168
71 комментарий

Конами руки оторвать, что я на ПС5 не могу ни в одну часть из квадралогии поиграть, хотя все куплены по пять раз! И шестой ведь куплю!

Третья вроде и любимая, но вторая просто мозг взорвала в свое время.

34

ПЦ надо было покупать - все части доступны )

4

Пк эксклюзив однако.

3

Купи ещё раз и Скайрим.

Ну на пс4 некоторые игры с пс2 есть, значит что-то с правами. Особенно думаю мгс 4 с айподом, получается придется заменить модель, нужно переписывать код. Так остается Пс3 или эмуль

Комментарий недоступен

31

А что такого? Почему так страшно - инопланетяне говорят с тобой через приставку? )

2