Посмотрел «Магнитную розу»: старый миф в космических декорациях

У каждой истории есть начало и эта родилась после совета пользователя DTF посмотреть авторский сборник Кацухиро Отомо. Даже отнекиваться не стал, потому что давно хотел насладиться качественной мультипликацией.

Song ~ Rusty k - Frozen Heart // AMV by Collection Bibika A.S

Оглавление

Введение

На кухне у меня есть печка, — не та, что у ПК-бояр, а обычная дровяная, — и простенький SONY PVM для грязных ретро-делишек. Так как люблю JRPG, привычно вместо вывода звука с приставок втыкаю «тюльпан» от радио и прокачиваюсь под болтовню ведущих. Для радио, чтобы не тратить интернет, у меня ТВ-приёмник, он же позволяет включить флешку с фильмом. Легко догадаться, какая мне пришла идея: затопил печку, включил пузатый экран и смотрю аниме 1995 года, которое из Японии-то выбралось лишь в 2004 году.

Ничего заранее не жду, достаточно того, что картинка красивая и наслаждаюсь анимацией. Знаете, хотел сказать, чтобы вы перед прочтением тоже посмотрели, но разве послушаете? Не смотрите ни в коем случае и читайте дальше! А как же спойлеры? Спокойно, всё продумано, давайте остановимся на официальном трейлере, он короткий и даст основу для обсуждения, а я не пущусь в пересказ и уложусь в абзац, не сболтнув лишнего.

Официальный трейлер // Memories Special Preview

По этому ролику выходит синопсис: получив сигнал бедствия, согласно протоколу и правилам, экипаж космического корабля приступил к спасательной операции. Смуглый черноволосый паренёк и помятого вида блондин отправляются внутрь старой заброшенной станции, плывущей вместе с обломками и мусором в необъятных просторах космоса. Радиации внутри нет, старые механизмы на удивление работоспособны, кислород свеж, магнитное поле стабильно, но наверняка не скажешь. По связи передают, что есть три часа на вылазку, а дальше начинается чертовщина: среди старинных залов и балюстрад раздаётся оперное пение, блондин встречает дочурку, следуют кадры со знойной красоткой, сменяющиеся сценами перестрелок, мелькают розы во всех видах — это сюрреализм с примесями намечается.

Размышления при просмотре

И знаете, вроде должен рассказать подробно: разобрать по полочкам, разложить психологические портреты, просмотреть детали в одежде и декорациях, разжевать и выдать готовую кашку, как птенцам, но не хочу. Мнения авторов короткометражки будут в следующем пункте, а здесь личное. Во время просмотра планировал расслабиться, впитать историю и плыть по течению, но видимо авторский замысел такой, чтобы зритель не оставался в стороне, а с учётом опыта заполнял намеренно оставленные пробелы. Вот в чём хитрость: другу сказал про «Магнитную розу» и он тоже повёлся на картинку и посмотрел, выводы сделал хоть и схожие, но основанные на других произведениях.

<i>Дизайн-проект персонажей // Иноуэ Тосиюки</i>
Дизайн-проект персонажей // Иноуэ Тосиюки

Расскажу о размышлениях, о том как мысли менялись и во что сформировались. Первое, о чём задумался после просмотра триптиха: чем связаны истории, ведь в каждой различаются оформление, режиссёр и содержание и на первый взгляд никак не связаны. Взяв за отправную точку название «Memories», решил что это даже не ВОСпоминания, а НАпоминания. Напоминания о чём?

Первая короткометражка, — предмет обзора — о грядущем, поднимает вопросы ухода от реальности, вторая о настоящем, когда жизнь одного человека причиняет смерть массам, а третья затронет тоталитаризм. Эти работы скованы художественным замыслом, который при эмоциональном участии и вовлечении зрителя станет очевиден. Бездна смыслов разверзнется перед любителями поразмышлять и пофантазировать, остальные же разочаруются: полярность мнений намекает на то, что работа не рядовая. Здорово закольцовано: будущее, современность и прошлое: в обратном порядке круговорот событий сплетается в Уробороса.

Считаю, что «Магнитная роза» выделяется из триптиха скорее исполнением, художественными решениями: визуальными и звуковыми элементами, декорациями, костюмами. То ли сказалось, что люблю такой правдоподобный стиль рисовки, то ли припомнил текст про творческий путь аниматора Иноуэ Тосиюки, то ли сработали режиссура и сценарий.

Давайте объясню на примере сцены, попавшей в официальный трейлер: космонавты находят шлюз, при этом перемещаясь в невесомости и происходящее выглядит достоверно; плывущие с инерцией тела и детали меняют поведение при включении гравитации. Даже в коротких фразах людей видна продуманность, заделы на большее: «У меня кровь сгущается» — говорит молодой, — «Надо было принять больше кальция» — обыденно отвечает бывалый. Движения людей индивидуальны и без слов передают характер героев. Это пик ручной анимации, люблю такой реализм.

История про заброшенный корабль стара, будь он в морских пучинах или в космосе, и как правило ничем хорошим такая история не заканчивается. В произведениях поп-культуры в подобных местах таятся нечеловеческие враги, иногда болезни и ловушки; редко встречаются заброшенные корабли, на которые герои заходят и выходят без последствий. А когда из динамиков раздалось оперное пение, сразу появляется ассоциация с сиренами; как выяснилось, верная.

Фрагмент короткометражки

Пытаюсь понять, почему у эпизода такое название, почему «роза», предполагаю, что на корабле затаилась очередная хтонь и у космонавтов начинает съезжать кукушка из-за магнитных полей, ведь в названии присутствует и это слово. Всё больше и больше вспоминаю о «Солярисе» Лема, в том плане что неведомое сознание постигает человека, одновременно жалкого по сравнению с опасностью и притом великого, как в дуализме известных строк «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!». Космонавты разбредаются и через них показывают два подхода к воспоминаниям и грёзам: сталкивают мироощущение молодого-зелёного, и семейного с горьким опытом, старающегося рассуждать, а не отдаваться порывам. Мне понравилось, как визуально переданы переходы в таких моментах: трезвая и предостерегающая обстановка реальности меняется на яркую сказку.

Наблюдать за происходящим любопытно и ощущается предостерегающая и манящая тайна, исследовательский дух — тут видны аллюзии на «Чужого» Ридли Скотта. Не успеваю пресытиться, как жанры начинают перетекать друг в друга, резкие переходы стиля от одной манеры к другой смотрятся круто, ловлю себя на мысли, что нравится угадывать предстоящие события, так было при просмотре «Сияния» Стэнли Кубрика. Тон происходящему задаёт звукоряд: филармонический оркестр и приятное, но холодное сопрано, хор и в самом конце 45-минутной короткометражки с вступающий саксофон в шикарном финале. При просмотре фильма «Контакт» тоже с интересом смотрел за происходящим, строил предположения, чем закончится, и финал также открыт. Глядя на героев, вполне очевидны предложенные авторами пути — реальность заменить выдумкой, жить мечтой или помнить об утратах и продолжать бороться: от воспоминаний не убежишь, но всегда есть выбор.

Зрителю показывают торжество момента над смертью. Последнее в кадре — космонавт дует на лепестки неведомо откуда взявшихся роз. Заодно вспоминаю «Калейдоскоп» Рэя Брэдбери, где обрисованы последние мгновения экипажа и думы каждого о прожитой жизни. В конце рассказа фантаст оставил светлый штрих, а в «Магнитной розе», несмотря на открытость финала, склоняюсь к худшему. С некоторым запозданием всплывает в памяти «Будет ласковый дождь» из-за схожего настроения, предостерегающего посыла, и торжества природы и жизни. Но лепестки… штрих, если подумать, переворачивает понятое с ног на голову, неужто лепестки реальны и некая сила приобрела божественное начало и способность творить?

После просмотра

Наутро понял, что хочу подробности, даром что ли в титрах сценаристом указан Сатоси Кон — лучший режиссёр аниме по мнению Луцая и DTF, а за музыку отвечала Ёко Канно, также отметившаяся в культовых работах, особенно нравится музыка в «Ковбой Бибоп». Наиболее логичное, что мог сделать для разрешения вопросов — поискать интервью с создателями, и оно есть: документальный фильм MEMORIES телеканала NHK в духе «перед премьерой — ничего лишнего».

Работа Ёко Канно с филармоническим оркестром и оперной певицей // Memories Special Preview

Оттуда узнаю, что, Кацухиро Отомо использовал ранние рассказы, взяв один эпизод трилогии под непосредственное начало, а оставшиеся дал другим режиссёром. «Магнитную розу» получил Кодзи Моримото, работавший над сценарием на пару с Сатоси Коном. При беседах с Коном они сошлись во мнении, что не хватает деталей и прописали прошлое одному из космонавтов, ведь в первоисточнике он просто входил на корабль и удивлялся обстановке, но подобная история не удержит внимание зрителя. И как персонажи пытались вырваться с заброшенного корабля, так и Моримото с Сатоси Коном старались избежать влияния главного режиссёра.

Сам же Кацухиро Отомо хотел создать то, через что зритель пройдёт, сохранить разнообразие, поэтому каждый каждой короткометражкой занимались разные команды. Он считает, что «Магнитная роза» — самый интересный эпизод, поэтому поставил работу в начало. В качестве изюминки подчёркивает детальные рисунки и сочетание с музыкой.

И всё, что оставалось, так это посмотреть мангу-первооснову. Рассказать тут нечего, даже удивлён, как такая простенькая история превратилась в нечто большее и не предана забвению. Разительный контраст в пользу короткометражки говорит о таланте и колоссальной работе причастных.

Выводы

Космос служит отличной декорацией, ширмой для простых, но оттого не менее значимых общечеловеческих вопросов: в любом веке и в месте дружба, любовь, одиночество и преданность продолжат волновать человека. О сильных духом, о фатуме, о стойкости перед обстоятельствами, о доброй памяти и путах былых разочарований — обо всём можно написать, используя космос. Ракеты, холодная внеземная враждебность, пустота вокруг — это лишь средства передачи, с помощью которых искусство помогает человеку жить: ужасы и мистика выставляют перед зрителем затаённое, подсознательное, давая прочувствовать, подумать и понять. А понятное уже не так страшно.

Знаете, можно притянуть тут социальное затворничество, вспомнить хикикомори, но не только для японцев характерна такая картина: стресс приводит к тому, что человек пытается укрыться в своём мире, отвлечься. Написанный и предсказанный фантастами параллельный мир давно с нами, киберпанк наступил: достаточно достать смартфон или включить компьютер. У кого-то переписки, у кого-то ролики, музыка, фильмы, игры и вот вы уже в другом, извечно растущем мире информации, мире грёз, искусственный интеллект в котором уже обучен на массивах данных и даже поддержит беседу. Случалось ли вам, сидя в интернете, из стадии «ещё пять минут» перейти к «ого, когда пролетели три часа»? Бумажная книга или газета всегда заканчиваются и человек переключался на другие занятия, а лента неисчерпаема, вкрадчиво бесконечна, уведомления борются за внимание, вот в чём разница. Идея «Магнитной розы» в том, что нельзя жить воспоминаниями и с концами уходить в вымышленный мир.

Такая вот вещь 1995 года, визуально с лёгкостью заткнёт за пояс немало современных работ. Прочтение зависит от зрителя, и насладиться без соучастия не получится. «Магнитная роза» очень понравилась, но притом рекомендовать каждому не рискну.

Сопутствующие материалы

Статья написана на первый этап конкурса «В глубинах космоса». Благодарю всех, кто меня поддерживает!

✅ Подписывайся на мой ДТФ-блог и ставь 🔔.

154154
53 комментария

Давно смотрел «Воспоминания о будущем», но запомнил почему-то третью короткометражку про пушечное мясо — ну очень круто сделана. Пожалуй пересмотрю, спасибо :)

9
Ответить

Блин, а по моему она самая слабая из всех трех эпизодов. Визуально очень крутая, но по смыслу самая примитивная, ну это я так считаю

8
Ответить

Там очень крутой момент с телевизором и концовка.

1
Ответить

Концовка там умиротворительная

4
Ответить

Концовка там интересная и с ног на голову переворачивает, я под спойлер поместил, почему так считаю.

4
Ответить

А чего не сразу весь сборник? Там же всегда три короткометражки вместе идут

3
Ответить

Если читать текст, то понятно, что весь сборник я отсмотрел, но пишу лишь про одну работу)

3
Ответить