Механики лечения в играх. Обзор и классификация

В этой статье будем обозревать методы лечения и восстановления в играх. Рассмотрим все варианты и постараемся их классифицировать. Также затронем и сами восстанавливаемые параметры их вариативность и формы представления.

Обозревая методы лечения для начала нужно определиться, что именно мы собираемся лечить. Ведь условное здоровье персонажа не всегда представлено и ограничивается одними «очками здоровья» или красным хэлсбаром.

Шкалы «здоровья».

Для начала вспомним истоки. У персонажа может не быть здоровья вовсе, игрок проигрывает при первой ошибке, а единственной поблажкой могут являться немногочисленные чекпоинты. К таким играм можно отнести пошаговый тактический слешер Ronin, мобильную Flappy bird и Packman.

Следующая ступень развития — добавление «попыток» (continues). Попытки отображают количество ошибок, которые прощаются игроку и могут выдаваться на всю игру. Иногда их количество можно увеличить прохождением игрового уровня Contra, подбором попытки на уровне, накоплением игровых очков Trog или донатом монетки (если вы играете на игральном автомате) Metal Slug.

Возможен и совмещенный вариант, когда у персонажа нет ни здоровья, ни попыток, но он может подбирать на уровне предметы, усиливающие персонажа и дающие дополнительное право на ошибку. Для отображения найденных предметов меняется внешний вид персонажа. В Mario это гриб, увеличивающий рост персонажа, и цветочек, позволяющий плеваться… огнём? В Battle city игрок подбирает звездочки для улучшения танка, усиливая его мощь. В Volgar the viking игрок может подбирать элементы брони, щиты и оружие, дающие помимо прав на ошибку новые боевые возможности и приёмы. При ранениях в этих играх персонаж теряет полученные преимущества частично или полностью вместе с предметом.

Впоследствии попытки превратились в «очки здоровья», часто отображаемые как сердечки. Они могут обновляться между игровыми уровнями как в Disney’s The Little Mermaid или сохраняться как в Binding of Isaak. По мере прохождения их можно пополнять подбором предметов-лечилок в виде тех же сердечек или фруктов. В Adventure island очки здоровья были больше таймером, ограничивающим время прохождения уровня. Они также пополнялись подбором фруктов, но медленно отнимались со временем. В некоторых играх и сейчас можно увидеть ограничение по времени или количеству ходов на примере Super House of Dead Ninjas, Helltaker или даже Xcom 2.

В других случаях очки здоровья на уровень соседствуют с количеством попыток на всю игру как в Tinagers Mutant Ninja Turtles или Battletoads and Double Dragon.

Вот мы добрались и до «полоски здоровья» (health bar), шкалы, отображающий процент текущего здоровья персонажа от максимального значения. Но нужно иметь ввиду, что полоски могут отображать не только здоровье персонажа, но и его выносливость (Dark Souls), защитную броню (DOOM, Prey), ману (TES: Morrowind, Diablo), уровень энергощитов (Halo, SW: Empire at War), концентрацию (Sekiro Shadow Die Twice), стресс (Darkest Dungeon, Sinking City), жажду/голод (Dont Starve, Subnautica), запас прочности/топливо (Vigilante 8, Mad max) и кучу других игровых параметров.

Шкала может быть как единой, так и разделенной на сегменты. Hunt Showdown, Far cry 2, Assasins Creed, Batman Arkham Asylum. Разделение на сегменты может служить для отображения общего здоровья персонажа визуально как в League of Legends или ограничения регенерации как в Hunt Showdown, Assasins Creed, Far cry.

Кроме того, здоровье может быть разделено по частям тела/механизма, допуская их отдельное повреждение и лечение в таких играх как Alone in the dark и Death Skid Marks. Поврежденные части тела могли влиять на игровой процесс, ухудшая игровые параметры как в Deus Ex, накладывая ограничения на использование оружия или передвижение в Fallout 2 или вызывая глюки при управлении персонажем в Robocop 3.

В игре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth у игрока нет шкалы здоровья как таковой, а повреждение получают разные части тела персонажа. Они могут получать легкие, тяжелые ранения, переломы и отравления, которые требуют применения 4 отдельных расходников к каждой части тела.

Механики лечения в играх. Обзор и классификация

В дополнение к очкам здоровья иногда в игры встроены системы травм. Так в Prey на режиме выживания можно получить ожог, кровотечение, перелом и другие негативные эффекты, для снятия которых нужно применять отдельные расходники. А значение шкалы брони отображается разной степенью повреждения костюма. В космическом тактическом рогалике Faster Than Light корабль игрока помимо общей шкалы прочности и щитов имеет разные отсеки, которые могут быть повреждены во время боя, после чего перестанут выполнять свои функции. На этом построена вся боевая система, позволяя как отключать вражеские орудия, так и вызывать пожары или утечки кислорода.

Порой в играх шкалу здоровья скрывают, отображая состояние персонажа эффектом покраснения экрана по краям в Call of duty 2, плавным проявлением кровавого черепа посреди экрана в Gears of War или встраивая отображение шкалы здоровья в игру визуально на спине в Dead Space или в виде травм на теле в Alone in the dark.

Методы лечения

Самый неприятный способ «лечения» (если это можно так назвать) — возрождение на «чекпоинтах». В старых играх на приставках это означало начало уровня заново. Сейчас же чекпоинты расставляют на протяжении уровня, а возрождение может сопровождаться наказанием. В играх жанра Moba, например, Dota или сетевых командных шутерах наподобие серии Battlefield игроку приходилось ждать некоторое время перед возрождением. В серии игр Dark Souls и её аналогах при перерождении на кострах возрождались враги, а игрок терял полностью или частично основную игровую валюту для прокачки и торговли, которая оставалась ждать игрока на месте погибели. В Hollow Knight на месте смерти персонажа вместе с потерянными «деньгами» оставался его теневой клон, которого нужно было одолеть. В игре ZombieU в случае смерти игрок начинал играть за нового персонажа, а погибший оставался в качестве зомби на месте погибели со всеми пожитками. Куда мягче к игроку относятся игры Bioshok, System Shock 2, Bendy and Dark Revival, где игрок просто возрождался у ближайшей станции-возрождения со всем имуществом и сохранённым прогрессом, но иногда с неполным здоровьем.

Другой простой способ лечения — это пополнение здоровья по мере прохождения игры. Между игровыми уровнями в DOOM, Call of Duty: Unite Offence и Cult of the Lamb, при сохранении на фонтанчиках в серии Prince of Persia и в кроватке своего дома в Adventure Island 3 или после сражений с противниками в Batman Arkham Asylum.

И вот мы подобрались к классическому лечению предметами-аптечками. Они могут принимать самую разную форму от еды до медицинских стимуляторов. Их можно разделить на три категории.

Стационарные лечилки не могут быть помещены в инвентарь и лечат персонажа, как правило, один раз при соприкосновении Сall of Duty: Unite Offence, Doom, спирт из You are empty и опарыши на останках в Mad max. В Diablo 3 из врагов могут выпадать сферы лечения. В Hunt Showdown на картах встречаются аптечки, которыми можно воспользоваться два раза. Иногда лечилки перемещаются, и их требуется поймать. К таким можно отнести двигающийся гриб из Mario, крыс из Vampire Masquerade Bloodlines и убегающих горожан в из серии Prototype.

Переносные лечилки помещаются в инвентаре персонажа. Их количество может ограничиваться максимально переносимым числом или размером инвентаря. Данная категория представлена в играх наиболее широко. Это лечебные зелья из игр жанра RPG, еда из Dark Messiah of Might and Magic, стимуляторы из серии Fallout, аптечки из Stalker и трубки с табаком в Postal. В игре Assassin’s Creed Valhalla персонаж собирает ягоды, заполняя специальную шкалу, для пополнения количества исцелений.

Один из вариантов стационарных лечилок — это станции лечения. Так в SW Republic Commando на уровнях расположены лечебные станции с ограниченным зарядом, в серии Bioshock можно за оплату вылечиться на станциях здоровья, в Fallout 4 персонаж может лечиться от питьевых фонтанчиков и колонок с водой, а в Fallout 3 — ещё и от унитазов. В Darkest Dungeon персонажи могут лечиться при взаимодействии с различными игровыми объектами, если повезёт или игрок использует на объекте подходящий предмет. В серии GTA аналогом станций являются продуктовые магазинчики, где можно вылечиться едой за оплату. В стратегиях аналогами станций лечения могут быть пополняющиеся со временем колодцы ночных эльфов из Warcraft 3 и ремонтные станции из Warzone 2100. В космических играх Космические рейнджеры, Everspace, Faster Than Light и Crying Suns между боями игрок может за плату восстанавливать прочность кораблей на космических станциях.

Лечиться можно и от окружения. В Fallout 3/4 персонаж может пить воду из водоемов или восстанавливаться от воздействия солнца или радиации при наличии нужных способностей, в League of Legend персонаж лечится, находясь в области возрождения, в Alan Wake лечиться можно в безопасных местах или находясь на свету фонарей и выстрелов сигнального пистолета. В игре Анабиоз: Сон разума главный герой выравнивает показатель своего здоровья — температуры с температурой окружения. От источников тепла она растёт, а на холоде падает. В Warcraft 3 здания ночных эльфов могут восстанавливать здоровье, поедая деревья. А в игре Gataway у персонажа игрока нет шкалы здоровья как таковой. При ранениях меняется анимация героя, отображая степень ранения, а для восстановления нужно подойти к стенке и постоять, облокотившись на неё.

В играх жанра RPG часто встречается восстановление здоровья при повышении уровня персонажа как в серии SW Knight of the old Republic, Temple of Elemental Evil, Tyranny или Baldurs Gates. В Sleeping Dogs персонаж полностью восстанавливает здоровье, заполнив шкалу авторитета за счёт очков, заработанных в бою. Другой метод лечения в RPG (особенно основанных на настольных ролевых системах) — лечение при отдыхе в лагере как в Darkest Dungeon или Baldurs Gates 3. Думаю, сюда же можно отнести восстановление персонажей со временем вне боя в лагерях или на базах из тактических игр, например, Banner Saga, Xcom, серии игр Total War и Expeditions Conquistador.

Часто в играх персонаж лечится за счёт регенерации. В одних скорость регенерации быстрая для повышения динамики в Call of Duty 2, сериях игр Gears of War и Mass Effect. В других играх она медленная как в SW Knight of the old Republic. Иногда её необходимо получить через способность или предмет/устройство как в Fallout 4, Deus Ex или Dark Messiah of Might & Magic. Регенерация может быть полной, а может иметь ограничения. Так в Sleeping dogs персонаж восстанавливал лишь половину всего здоровья. Если же в игре используется разделение шкалы на сегменты, то регенерация может ограничиваться заполнением текущего «недобитого» сегмента как Hunt Showdown.

Ещё один классический и наиболее распространённый способ лечения — это использование различных заклинаний, способностей или инструментов. В играх жанра MMORPG существует целый класс персонажей — хиллеров, ориентирующийся на исцелении окружающих союзников от ранений и негативных эффектов. Тот же набор возможностей применяется и в одиночных RPG, например, серии игр The Elder Scrolls или Dragon Age. В играх линейки Battlefield игроки могут как раздавать аптечки и возрождать павших союзников специальными инструментами, так и чинить технику с помощью газовой гарелки. В игре Overwatch некоторые персонажи, ориентированные на поддержку своей группы, используют лечащее оружие. В Borderlands персонаж Майя при наличии нужных способностей может исцелять союзников, стреляя в них, или при захвате врагов своей основной способностью. В стратегии W40k Battlefleet Gothic Armada космическим кораблям можно дать приказ на ограниченный авторемонт. В серии Far Cry игрок может бесплатно восстанавливать первый сегмент шкалы здоровья, что сопровождается особенной анимацией (подборка в видео из шапки статьи). В Ghost of Tsusima и Marvels Spider Man в бою персонаж зарабатывает специальные очки, которые можно применить для боевых приёмов или самоисцеления. В Mad Max стоя на месте можно дать команду Жестянщику восстановить прочность машины. В Faster Than Light восстановлением повреждённых отсеков, тушением пожаров и заделыванием пробоин занимаются члены экипажа.

Наконец, для лечения можно использовать окружающих NPC.

В одних играх взаимодействие мирное. В серии GTA можно восполнить здоровье за счёт представительниц древнейшей профессии. В Bully персонаж-школьник может налаживать отношения с одноклассницами и лечиться от поцелуев, а в Prey игрок может встретить дронов, восстанавливающих здоровье, псионику или прочность костюма персонажа. В Dark Messaiah of Might & Magic в миссиях на сопровождение вас будет лечить ваша напарница Лина. В Far cry 2 при смерти один раз за бой игрока могут поднять другие наёмники, если вы наладите с ними отношения. В Bioshock Infinite подобным образом действует Элизабет.

В других — взаимодействие агрессивное. Сюда можно отнести эффекты вампиризма из RPG, например, в сериях Dungeon Siege и Sacred, когда часть урона по противнику трансформируется в здоровье игрока. Соответственно, и игры про вампиров позволяют восстановить здоровье и шкалу крови, выпивая кровь врага в Bloodraine 2, Vampire The Masquerade Bloodlines или Vampyre. В SW Knight of the Old Republic 2 Sith Lords имеется способность вытягивания жизни из противников. В Cult of the Lamb и Crypt of Necrodancer можно подобрать оружие, дающее шанс восстановить часть здоровья при ударе по врагу.

А в третьих — летальное. Так в Prototype персонаж-антигерой восполняет своё здоровье, поглощая врагов и горожан, аналогично поступает и акула в Maneater. Восстановить здоровье можно добивая врагов в перезапуске DOOM, игре Succubus и в W40k Spacemarine. В Darkness 2 игрок восполняет здоровье, позволяя «тьме» пожирать сердца его врагов. В Doom 3 имеется оружие «душекуб», который заряжается при убийстве 5 врагов, а при использовании убивает самого сильного врага в округе, передавая его здоровье игроку. В Metal Gear Rising: Revengeans герой пополняет число лечилок за успешное уничтожение врагов, в Prince of Persia: Two Thrones в облике тёмного принца персонаж восстанавливает здоровья за счёт песка, остающегося от противников. В Mars War Logs игрок может добивать поверженных врагов для получения целебной сыворотки, что негативно сказывается на репутации. На последнем уровне игры Ronin игрок должен устранить последнюю цель и при получении ранения не умирает сразу, а запускает таймер по истечении которого персонажа покидают силы, и он погибает. Этот момент можно отсрочить убивая врагов.

В стратегиях лечение общего здоровья отряда может обеспечиваться за счет восполнения численности потрёпанного отряда. Как пример — серии игр W40k Dawn of War и Company of Heroes.

Перечисленные выше методы могут относиться и к восстановлению других игровых параметров: голод, жажда, запас воздуха, выносливость, усталость, стресс и т. д., о которых упоминали в разделе шкал здоровья. Так запас кислорода восстанавливается от окружения вне воды, сытость/жажда — от употребления предметов, усталость восстанавливается со временем, прочность снаряжения восстанавливается ремонтными наборами или совмещением одинаковых предметов в Fallout New Vegas, энергощиты обычно регенерируют сами, как и стресс в играх по мотивам Лавкрафта.

Также стоит отметить и различные игры-симуляторы (и около симуляторы), которые не имеют очков здоровья в традиционном виде, а симулируют физику повреждения объектов. Обычно такие игры связаны с техникой, а незначительное повреждение в бою может привести к летальному исходу, например, в случае попадания в боекомплект в War Thunder или заклинивании механизмов руля в Ил-2 Штурмовик. А в фехтовальном файтинге Helish quart игра просчитывает летальность попаданий от холодного оружия.

Если знаете ещё какие интересные или необычные способы лечения, прошу в комментарии. Как и раньше, судить строго и жестоко; )

4949
17 комментариев

Про Far Cry 2 как сейчас помню ещё будучи школьником решил затестить эти фишки с анимацией лечения , зайдя глубоко в воду, чтобы персонаж задыхался без воздуха и стала полоска жизни при смерти. Потом выхожу из воды и нажимаю кнопку хилла, а персонаж в анимации достаёт из пуза огромную железную палку)))

3
Ответить

В наших речках это нормально, так что реализимь

6
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Red orchestra - сетевой шутан про ВОВ. Там одной пули достаточно, чтобы откиснуть. А если словишь в ногу или руку, то сложнее будет стрелять и двигаться. Есть эффект от подавления огнём и кровопотеря. Мне он зашёл, потому что подинамичнее чем Арма, не нужно часами в кустах ползать.

3
Ответить

Арма?

2
Ответить

и чтобы пол-экрана стало черным если глаз выбили?

2
Ответить

Dayz и tarkov

Ответить