Бандиты теперь на стиле: рецензия на криминальный экшн «Потомок»
Пак Хун-джон возвращается с лучшим своим фильмом со времен «Нового мира».
Текст не содержит значительных спойлеров к «Потомку».
Копино — слэнговый термин для обозначения людей корейско-филиппинского происхождения. Как раз такой молодой парень, боксер с Филиппин, и находится в центре истории. Он долгое время пытался разыскать отца из Кореи. Теперь, когда это ему, наконец, удается, герой отправляется на Родину предка, но не все так просто: вдруг за ним начинают охотиться таинственные люди.
За долгие годы корейский кинематограф выковал вполне определенные очертания богатого криминального жанра, а режиссер и сценарист Пак Хун-джон («Новый мир», «V.I.P.», «Ночь в раю») дополнил их собственными чертами, узнаваемыми с полувзгляда. «Потомок», в свою очередь, не уходит от этой наследственности, поэтому постараюсь обойтись без повторений законов.
Если в чем-то новый криминальный экшн и выбился из длинного ряда жанровых работ, так это в образах героев. Протагонист — желанный кусок пирога, и откусить его хотят все: нахальный наследник империи богатого папаши, загадочная дамочка в очках, и не менее загадочный наемник. Последний, пожалуй, и является ключевым актором на сцене.
Я про. Эксперт.
В общем-то на этом моменте и понятно, кто написал сценарий. Что будет, если скрестить убийственную слащавость Ли Джон-сока («V.I.P.», «Ведьма») и брутализм в дорогих костюмах из «Нового мира»?
Получится тот самый герой Ким Сон-хо — циничный, жестокий модник с необходимой щепоткой безумия.
Остальные антагонисты с собственными мотивами и загадкой под стать главному маньяку. Все они — главный двигатель истории, кругом — сплошной цинизм. Положительных героев действительно придется поискать, и это опять вполне характерная черта сценариев Хун-джона. Однако есть один важный нюанс.
Оставаясь в собственных рамках, Паку удалось провести работу над ошибками. Прошлый криминальный нуар «Ночь в раю» попал в категорию «посредственность» из-за безмерного мелодраматизма за ширмой того самого цинизма. «V.I.P.» был всепоглощающе серьезен, но ему чрезвычайно не хватало подтекста за искусственно запутанной историей.
«Потомок» же напротив — циничен, но остроумен и зол; внешне прост, но динамичен и содержателен внутри. Это ни разу не комедия, однако в этот раз Пак не пытается строить излишне серьезную мину, что фильму явно идет на пользу.
Но не случайно уже много эпитетов подобрано под пачку антагонистов и ничего не сказано про главного героя. Он здесь, пожалуй, слабое звено. Одушевленный «макгаффин», если так можно выразиться: за ним все охотятся, а он убегает. А когда не убегает, парня просто смиренно передают из рук в руки. Вокруг него вертится нарратив, но сам он на историю, по сути, повлиять не способен.
Это создает некоторые проблемы для сценария, в частности для первого акта. 45 минут вступления с развешиванием ружей — почти преступление для фильма с жанровой пометкой «экшн». И как минимум пару сцен без ущерба для сюжета вполне можно было вырезать.
Впрочем, затем история вполне нагоняет упущенное и вдоволь удовлетворяет все жанровые ожидания. Все как вы любите на протяжении часа: плотная последовательность из экшн сцен, жестокости и твистов. Твистов, кстати, вплоть до сцены после титров. Твистов эффектных, ловко работающих на идею в контексте «свой-чужой».
Нельзя сказать, что Пак Хун-джон возвел новую веху жанра, лучшие года которого в корейском кино остались в прошлом.
Однако ему здорово удалось смешать черты своих прошлых криминальных фильмов с актуальным более легким тоном жанрового кино сегодня. Злой цинизм без сожалений с пачкой ярких образов и стильным экшеном.
Корейский зритель, увы, попытку не оценил (судя по кассовому провалу), но это скорее вина отсутствия Ма Дон-сока на постере картины. Я же не столь избирателен, да и Ким Сон-хо в образе модного наемника меня покорил, поэтому однозначно занесу фильм в актив хороших работ года.