Сигареты, коты, маньяки – добро пожаловать на Burnhouse Lane
На DTF, к моему большому сожалению, преступно мало статей про недавно вышедший психологический хоррор Burnhouse Lane за авторством инди-студии Harvester Games. В попытках исправить эту ситуацию рассказываю о новом творении братьев Михальски и небеспричинно ударяюсь в сравнения с одной из прошлых игр разработчиков.
Burnhouse Lane – уже четвертая игра от студии Harvester Games, которая известна своими психологическими хоррор-адвенчурами, затрагивающими сложные темы суицида, депрессии, токсичных отношений, взросления и поиска целей в жизни. Все это дело обычно приправлено смесью сюрреализма, психоделики и gore. У Рема Михальски, автора прошлых произведений, получилось создать игры с уникальным стилем, а новая Burnhouse Lane создавалась уже совместно с его братом Михаилом, который до этого писал музыку к предыдущим проектам.
Вышла игра в 2-го декабря, в один день с The Calisto Protocol, Marvel's Midnight Suns и NFS Unbound и для многих прошла незамеченной, учитывая еще то, что игры Михальски довольно нишевые и не пользуются большой популярностью. Но это совершенно не значит, что они не заслуживают внимания, наоборот, за кажущимся отталкивающим артом и темами скрываются глубокие и цепляющие душу произведения.
Подробнее об истории студии можете почитать по ссылке, а я перехожу к обзору данной новинки.
Об игре
Burnhouse Lane начинается с неудачной попытки суицида главной героини, медсестры Энджи Уэзер. К такому решению ее сподвигли трагичные события в жизни. Ее муж (а по совместительству бывший пациент) скончался от рака пару лет назад, а недавно и ей самой сообщили о том, что она неизлечимо больна – у нее обнаружили рак легких в терминальной стадии, и жить ей осталось не более полугода. Злая ли это ирония судьбы или виновата пагубная привычка Энджи курить – какая, впрочем, разница до причин болезни, когда существование в условиях такой реальности становится невыносимым?
Перед попыткой самоубийства девушке приходит звонок от коллеги с просьбой заменить сиделку у одного пожилого мужчины. После неудачи в сведении счетов с собственной жизнью Энджи принимает последнюю для себя работу и отправляется на ферму ухаживать за стариком.
Работа непыльная – проверяй как дела у мужчины, готовь ему сэндвичи и поливай растения. Но это не была бы игра Harvester Games, не начнись в ней происходить странные события. И так, наша героиня загадочным образом попадает с фермы на тот самый Бернхаус Лейн.
В этом месте, являющимся чем-то наподобие местного Сайлент Хилла (отсылки, кстати, имеются), Энджи встречает Сгоревшего Кота, который обещает ей исцеление взамен на выполнение нескольких заданий. По уже сложившейся традиции нам предстоит найти и разобраться с мерзкими личностями – маньяками и убийцами. И через уничтожение жизней этих «паразитов» Энджи предстоит проложить путь к спасению собственной.
Это был краткий пересказ событий первой главы, всего же их в игре семь. Геймплейно игра – сайд-скроллер с элементами жанров квеста, экшна и решений с последствиями. От квеста здесь имеется инвентарь с предметами и несколько простых головоломок, ничего зубодробительного.
Временами управление с Энджи переключается на кошку (это сюжетно обосновано связью девушки с котами и помощью Сгоревшего Кота), соответственно в такие моменты мы проходим уже секции платформинга. Управление котом оставляет желать лучшего, но тем не менее факт игры за кота принес мне свое удовольствие.
Кстати, в игре это не единственная способность, связанная с котами, но раскрывать их все я не буду – пусть будет интрига.
Визуально Burnhouse Lane бесспорно выглядит лучше всех предыдущих игр, выпущенных студией. В ней отвратительные сцены с голыми трупами и горами из плоти и мяса сочетаются с прекрасными и мистическими пейзажами. Всегда удивляло, как Михальски умеет создавать такие эпизоды, где в один момент ты смотришь на происходящее с гримасой омерзения, а в другой – уже с приятным умиротворением. Ужасно красиво и завораживающе противно.
Необычно было обнаружить в игре наличие кое-какой боевки, которая раньше в играх Михальски не особо встречалась. Реализована она правда довольно примитивно – в игре есть противники, преимущественно встречающиеся, когда Энджи находится на Бернхаус Лейн. С врагами можно расправляться при помощи топора либо огнестрельного оружия, а еще уклоняться от них во время бега.
При этом мне иногда было трудновато попадать в тайминг и вовремя увернуться или замахнуться топором. Внезапным было также наличие боссов (да-да, с полоской здоровья). Один из них убивается буквально за пять ударов, но из-за проблем с замахиванием топора и уклонениями он мне дался только попытки так с десятой.
Конечно же, не обошлось без выборов, которые мы делаем по ходу игры. С другими персонажами, с которыми Энджи знакомится на своем пути, мы можем вести себя грубо или, наоборот, стараться не устраивать конфликты. Есть и критичные моменты в игре, которые влияют на получение определенных концовок.
Как обычно, в игре имеется «золотая», т.е. идеальная концовка, получить которую весьма сложно, и любое отклонение с пути наказуемо. Свою идеальную концовку я запорола на середине игры. Гайды во время прохождения не смотрела, да и на первом прохождении в играх с разветвленным сюжетом думаю вообще этого делать не стоит, поэтому живем с последствиями.
Кроме золотой, в игре есть еще две основных концовки, которые нельзя даже разделить на плохую и хорошую, но обе имеют право на существование, хотя и оставляют после себя горький осадок в сравнении с золотой концовкой.
Я уже упоминала о том, что Энджи – заядлая курильщица, так вот курить в игре придется часто, потому что через него осуществляется ручное сохранение в игре в определенных местах, где есть пепельница. И поначалу сохраняться посредством курения мне было не по себе, ведь наша героиня больна, а своей привычкой и необходимостью сохранить прогресс мы только усугубляем ее без того плачевное состояние здоровья. У меня даже была мысль, что от количества выкуренных сигарет будет зависеть концовка, но, к счастью, это не так, и в игре можно курить, сколько душе угодно.
В целом, игра вышла достойной, в ней виден прогресс в графике, анимациях, геймплее. Еще она получилась длиннее всех прошлых игр студии – у меня на прохождение ушло 14 часов. К персонажам в игре испытываешь эмоции – как от самых теплых, так и до крайне неприятных. Но вот сюжетно и структурно чувствуется какое-то топтание на месте и повторение уже пройденного. Поговорим на эту тему еще немного.
Burnhouse Lane – это The Cat Lady 2?
The Cat Lady – пожалуй, самая известная игра Михальски. Hidden-gem и Must-play (по моему скромному мнению, разумеется), вышедший уже 10 лет назад и не теряющий актуальности до сих пор.
Если вы впервые слышите про эту игру, то предлагаю проследовать в недавний пост Олега Чимде, который в своем личном топе игр поставил ее достаточно высоко, а заодно рассказал чем же она так хороша.
Знакомые с Кошатницей по описанию Burnhouse Lane должны были заметить сходства между этими играми (весь этот раздел, считайте, написан для вас). И они действительно есть:
- Главные героини пытались покончить с собой.
- Появляется персонаж не из нашего мира, который дает возможность на вторую жизнь (Королева Червей / Сгоревший Кот).
- Героини выполняют задания по расправе со злодеями (паразиты / маньяки).
- Встреча с персонажами, которые поддерживают на их пути.
- Эпизоды, в которых мы управляем кошкой (ну я не могу это не упомянуть).
- Наличие золотой концовки с хэппи-эндом.
И есть много других мелочей, которые подмечаются по ходу игры, и заставляют думать, что Михальски просто сделали The Cat Lady 2, только с другой героиней.
Разработчики и сами признаются, что изначально игра задумывалась как сиквел Кошатницы, но впоследствии переросла в самостоятельное произведение с новыми персонажами и вселенной вне трилогии Devil Came Through Here, куда помимо The Cat Lady входят еще Downfall и Lorelai.
Как можно видеть, в Burnhouse Lane братья Михальски от идей The Cat Lady ушли не очень далеко. Но хоть в своей основе эти две игры действительно очень похожи, между ними есть и существенные отличия.
Все-таки Энджи Уэзер – это не Сьюзан Эшворт, главная героиня Кошатницы. Понять ее характер мне было довольно сложно, а проникнуться Энджи помешало то, что она не проявляет свои эмоции бурно, и практически «не разговаривает» с игроком, в отличие от Сьюзан, чьи внутренние монологи часто фигурировали в игре, помогая ей раскрыться, а игрокам лучше понять ее.
В итоге я сделала вывод, что Энджи – просто обыкновенный человек, который пытается как-то справиться с навалившимися на нее трагичными событиями. Она сдержана, но растеряна, обессилена и подавлена, и пытается ухватиться за надежду о том, что для нее еще не все кончено.
Отношения с окружающими у нее тоже выстраиваются иначе. Если герои трилогии Devil Came Through Here в основном настороженно и враждебно относились к Королеве Червей, были как бы затянуты в игру по ее правилам, то у Энджи со Сгоревшим Котом, ее местным аналогом, складываются куда менее напряженные отношения.
Похожие противоположные параллели можно провести и с ее отношениями с реальными людьми. Если Сьюзан встречает человека, который в сложный период оказывается рядом как нельзя кстати и помогает найти силы двигаться дальше, то у Энджи попытки наладить контакты оборачиваются не так, как хотелось бы, и нужное плечо она находит с неожиданной стороны.
Немного огорчило меня отсутствие запоминающегося саундтрека. Композиции из The Cat Lady за авторством исполнителя Warmer я слушаю до сих пор, а Burnhouse Lane может похвастаться только аранжировкой трека The Noises She Make in Their Bed, треком в одной главе, и разными песнями в титрах в зависимости от концовки. Они не сильно откладываются в памяти и не так играют на атмосферу, как в The Cat Lady. Но чем это не повод вспомнить и переслушать любимый игровой саундтрек.
Но основное разочарование для меня — это непонятый посыл истории Burnhouse Lane. В игре есть несколько трогательных и душевных моментов, но при этом не хватает глубины. Какие выводы можно сделать после завершения истории – жизнь не справедлива, и мы можем смириться с этим либо бороться, пускай и заплатив огромную цену? Чужая душа – потемки, и попытки понять ее и найти понимание со стороны, насколько тщетны они бы не были, могут провалиться? Под влиянием зависимости человек меняется до неузнаваемости? Даже в полной безысходности есть надежда отыскать помощь и поддержку? Курить плохо, бросайте бяку?
В общем мне не хватило какой-то общей глобальной мысли, как в той же The Cat Lady. Там история несла очень жизнеутверждающий посыл, и Сьюзан действительно прошла непростой путь, претерпев изменения в восприятии себя, своей жизни и окружающих и найдя силы жить дальше, несмотря на боль, которая будет с ней всю жизнь. И в каком-то смысле своей историей могла помочь и игроку справиться с проблемами.
Чего с такой же уверенностью нельзя сказать про Энджи и ее путешествие. Скорее всего, потому что ее недуг по большей части кроется в болезни, на которую она повлиять не может, в её физическом состоянии, а не в психологическом (хотя и в нем тоже). Герои прошлых игр Михальски боролись с демонами у себя в голове, а Энджи борется со своими сожжёнными легкими и сгоревшим от фрустрации разумом – может отчасти поэтому игра и называется Burnhouse Lane.
Тем не менее, игра мне все равно понравилась и принесла немало удовольствия. Все-таки к играм Harvester Games у меня уже сформировалась любовь на всю жизнь и большой кредит доверия. Что впрочем не мешает мне и немного критиковать их произведения.
Подводя итоги
Конечно, для читателя, не знакомого с The Cat Lady и другими играми студии, эти сравнения не несут особого смысла, поэтому всех тех, кто еще не пробовал игры Harvester Games, я призываю к ознакомлению с их творчеством. Вот такая подводка! Да, темы их игр, геймплей и визуал могут оттолкнуть, но дают эти произведения гораздо больше, чем можно представить.
Думаю, если решитесь, то лучше всего начать в порядке выхода с кошатницы, дальше Downfall с Lorelai, затем Burnhouse Lane.
Но можно и попробовать начать как раз с Burnhouse Lane. Даже интересно было бы узнать мнение человека, проходившего игры в обратном порядке или знакомого только с ней. Игра сработает как самостоятельное произведение, но в связке с прошлыми все же лучше.
А любителей творчества Harvester Games, но пропустивших Burnhouse Lane, мне и призывать не надо. Несмотря на неровности истории и повторения уже пройденного, это все еще игра братьев Михальски, она хороша сама по себе и к тому же самая визуально приятная, геймплейно насыщенная и продолжительная из всех игр студии. Проходить мимо точно не стоит, хотя порой закрыть глаза на самоповторы не получается.
Любительский русификатор на основе машинного перевода у игры, как я поняла, уже есть, а выход официального перевода запланирован на лето-осень 2023, да дождутся ждущие. А мне предстоит ждать уже следующей игры от разработчиков.
UPD. 20.02.2023 у игры появился официальный перевод на русский язык.
Что понравилось:
- Персонажи и их озвучка (чего стоит один Кот, просто шикарный).
- Можно делать странные сэндвичи.
- Можно играть за кота.
- Берущие за душу сцены.
- Маньяки, которых действительно хочется отправить на тот свет.
- Это The Cat Lady 2, но на другой лад.
Что не понравилось:
- Не особо цепляющая история и главная героиня.
- Кривоватая боевка и платформинг.
- Отсутствие запоминающегося саундтрека.
- Это The Cat Lady 2, но на другой лад.
Отдельно хочу поблагодарить Sophiricon за предоставленную игру, без нее я бы так и тянула до выхода русификатора, а этот пост мог выйти позднее (или не выйти вовсе). Поэтому оставляю тут ссылку на один из ее обзоров. В ее блоге также есть шутки, тексты и щитпосты про игры, а еще спонтанные розыгрыши загадками, благодаря одному из которых я и получила игру. Читайте, ставьте сердечки, подписывайтесь и т.п. и т.д.
Благодарю за чтение!
Вышла игра в 2-го декабря, в один день с The Calisto Protocol, Marvel's Midnight Suns и NFS UnboundИ оказалась единственной заинтересовавшей меня игрой из этого всего списка (ну марвелы может ещё гляну).
Отличная игра, как всегда, в прочем. Хотя для меня Downfall остался лучшей. Что-то там есть такое шибанутое. Ну и Агнес няша.
Сорри за чуть припозднившийся ответ.
Но я вот тут подумала, что Downfall скорее ближе мужской аудитории, а остальные игры - женской. Понятно, что это из-за пола главных героев, и эмпатию проще почувствовать к персонажу того же пола. Это не 100% утверждение и не обязательно должно на всех влиять, но вот такое наблюдение появилось...
А пишу я это к тому, что хотелось бы в следующей игре уже мужчину главным героем. А то получилось 3:1, надо восстанавливать гендерное равенство в их играх :D
Только вот Downfall 2 не хочется, параллели с ним уже и Burnhouse Lane есть
Как-то пропустил выход нового проекта Михальски, надо обязательно поиграть. Спасибо за лонг и напоминание об игре!
Спасибо, что читали ٩(◕‿◕。)۶
Настоящий фан Рема играет с ванильного даунфола, девочка.
Какие выводы можно сделать после завершения истории
ОСТОРОЖНО, ДАЛЕЕ ЖИВУТ СПОЙЛЕРЫ
ВАС ПРЕДУПРЕДИЛИ
Мне кажется , это тот вид историй, где каждый делает свои выводы. У нас в концовках (золотую не видел) тяжелая моральная дилемма. И мне кажется, михальски хочет, чтобы игрок сам для себя эту дилемму решил, ответив: приемлемо ли для него обречь чужого, невиновного ни а чем человека на страдания и смерть ради того, чтобы самому жить дальше? И Энджи говорит одну очень важную фразу: это кажется неправильным. Михальски как бы предлагает игроку заглянуть в себя и спросить: а тебе это кажется неправильным? И в этом моменте, возникают вопросы по поводу Кота. Вроде бы он выступает положительным персонажем, но вместе с тем прямым текстом подталкивает нас скинуть болезнь Дженни или Джорджу. И тут можно вспомнить, что всю мистику в игре можно трактовать не как мистику, а как галлюцинации больного сознания Энджи. Так например, всякий раз когда мы возвращаемся из другого мира, мы либо встаем с кровати, просыпаясь, либо приходим в себя около машины на земле и тд, как бы приходя в сознание Возможно ли тогда, что Кот - это внутренний голос самой Энджи, который пытается найти выход?) Простите, за многа букафф, тоже недавно прошел просто, немного под впечатлением))
Как мне кажется, это то произведение, которое не предусматривает четкое авторское высказывание.
То есть автор этим не хотел что-то сказать, а, скорее, хотел что-то рассказать. Я бы сказал, что он хочет дать игрокам возможность самим себе сделать высказывание.
Но с другой стороны, обе концовки (золотую не видел), легко делятся на "хорошую" и "плохую", относительно душевно-морально состояния ГГ в финальной точке. Так што вот хз. Может быть просто ещё одной историей о принятии. :)