VentureStar X-33: история и реплика

Полностью функциональная реплика великого проекта компании Lockheed Martin из 90-ых. Мини-фильм его полёта. На постройку и отладку ушло более недели времени. Из модов для постройки, были использованы: B9 pWings для создания фюзеляжа и MK2 для двигателей.

Концепция

Single Stage To Orbit (одной ступенью на орбиту) - это святой Грааль космической индустрии, имевший множество попыток реализации, но каждый раз проекты отменялись на разной стадии разработке из-за технических сложностей и сомнительных перспектив вывода небольшой полезной нагрузки.

История

Конкретно данный проект, который должен был прийти на замену системе Space Shuttle, начался в 1996 году и к 1999 году статус готовности составлял 95%. Для него даже была полностью построена новая стартовая площадка и инфраструктура. Сначала должен был быть тестовый прототип X-33, а уже потом его старший брат, полно-операционный VentureStar. К 2000 году сумма вложений составляла около 1 млрд долларов США, от Lockheed Martin и NASA.

Но к сожалению вскоре после начала крупноузловой сборки первого лётного прототипа, программа была отменена, по двум причинам: техническая и политическая.

Подразумевалось создание криогенного водородного бака из композитов на основе углеволокна, но по итогам испытаний он не выдерживал нагрузок и трескался. Стоит заметить, что уже буквально в 2003 году, в рамках отдельной программы, NASA смогли построить подобный бак и успешно его испытать. Так же у инженеров был запасной вариант - бак из алюминий-литиевого сплава, который бы выдержал необходимые нагрузки и позволил программе перейти на стадию полётных испытаний. Но...

Сменившаяся верхушка власти США, а именно занявший место вице-презедента в 2001 году Дик Чейни, приложил усилия для окончательного закрытия программы, так как этот проект был детищем предыдущего вице-президента - Альберта Гора, у которого было множество разногласий с Чейни. В течении нескольких лет после закрытия программы, Военно-воздушные силы США несколько раз обращались к правительству что бы возродить проект в своих интересах, на что каждый раз получали отказ, что только доказывает в большей степени политические причины, нежели технические.

Техническая готовность

Так же для данного космолёта были разработаны и успешно протестированы многие уникальные и инновационные системы. Полная автоматизация и беспилотный полёт. Тонкие металлические многоразовые плитки теплозащиты, которые были огромным шагом вперёд в сравнении с хрупкими и толстыми плитками у Шаттлов. Планер типа "lifting body" (несущее тело), который создавал подъёмную силу для полёта не столько крыльями, сколько своим днищем и его формой. И, наверное, самое уникальное - это новый тип ракетных двигателей - "aerospike", XRS-2200, который имел одинаковую эффективность работы как на уровне моря, так и в вакууме, в то время когда традиционные двигатели приходится ставить по два типа, под определённое атмосферное давление или его отсутствие (например Starship).

Итоги

Теперь же, всё это уже страницы малоизвестной истории. Если бы проект довели до конца, то вывод полезной нагрузки стоил бы на порядки дешевле ещё в те года, а облик космических программ и в целом индустрия к сегодняшнему дню были бы весьма иными. Теперь же на передний план выходят частные космические компании, нежели государственные, а революцию в космических полётах обещает произвести SpaceX с их не менее уникальной системой Starship.

22
Начать дискуссию