История Ми-24: как советский вертолёт стал символом зла в массовой культуре

«Крокодил» поучаствовал во множестве военных операций и занял место «босса-вертолёта» в компьютерных играх. [Перезалив удаленной статьи.]

История Ми-24: как советский вертолёт стал символом зла в массовой культуре

Нередко в фильмах и играх главным врагом предстаёт «босс-вертолёт» — как правило, это советский Ми-24. «Крокодил» принял участие в десятках конфликтов и состоял на вооружении многих стран. Каким образом вертолёт, чуть не уничтоженный партийной бюрократией, стал типичным символом зла в поп-культуре?

История создания и эксплуатации вертолёта

1960-е выдались для авиастроения прекрасной эпохой: тогда начали массово использовать крупные пассажирские самолёты, появились сверхзвуковые истребители, а вертолёты стали обыденностью. В то время армии со всего мира задумались о создании транспортно-боевых вертолётов, которые могли доставлять пехоту и вести огневую поддержку.

В США разрабатывался подобный вертолет фирмы Сикорского S-67. Но в США уже было развернуто производство легкого вертолета UH-1 «Iroquois», и другого средства перевозки отделения солдат не требовалось. На сам «Ирокез» иногда дополнительно устанавливались блоки неуправляемых ракет и пулемёты, но огневая мощь все равно была меньше, чем у боевого AH-1 «Cobra».

Sikorsky S-67
Sikorsky S-67

СССР тоже смотрела в сторону таких вертолётов. В те годы вертолета, способного перевозить отделение солдат, в советских десантно-штурмовых бригадах не было: Ми-4 скоро должны были списать, а попытка превратить Ми-2 в аналог «Литл Берда» оказалась неудачной.

Таким проектом решил заняться известный конструктор Михаил Леонтьевич Миль. Он смог зарекомендовать свой проект, однако нашлись его противники среди высокопоставленных чиновников Минобороны во главе с министром Малиновским. Он предпочитал боевым вертолётам традиционные средства вооружённой борьбы.

Нужно посадить главного конструктора на вертолет и отправить на нем повоевать, чтобы он сам убедился, какую ерунду предлагает

Малиновский Родион Яковлевич, Министр Обороны СССР 1957-1967

В 1967 г. Миль уговорил обсудить свой проект первого заместителя министра обороны Гречко — тот с пониманием относился к идее вооружённого вертолёта. Конструктор получил поддержку.

Однако в то же время свой проект предложил Николай Камов: он разработал вооруженную версию успешного Ка-25. Модернизация существующего вертолёта дешевле, чем создание нового — это стало ещё одним препятствием к реализации идеи Миля. Проект планировали сворачивать, но благодаря поддержке главы ЦНИИ-30 генерала Молоткова разработку нового советского вертолёта одобрили.

ОКБ быстро подготовило два предложения: первое — вертолёт семи тонн с одним двигателем ТВЗ-117, второе — по вертолёту массой 10,5 тонн с двумя такими же двигателями. В итоге выбрали второй вариант из-за его возможности нести большую боевую нагрузку и лучших лётно-технических характеристик. На него установили новый ПТУР «Штурм».

Ми-24А
Ми-24А

Этот вертолёт получил кодовое название «Крокодил». В формулировке НАТО его прозвали «Hind», что в переводе с английского означает «Лань».

Отдельная особенность модели — устройство кабины пилота. В ОКБ она получила неофициальное название «Веранда». На неудобства кабины жаловалось множество пилотов, и из-за этого в модификации Ми-24Д спроектировали принципиально новую носовую часть. Лётчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях.

Также пилоты говорили, что на некоторых режимах полёта им не хватает запаса путевого управления. Эту проблему решили в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. В итоге винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли. Но зато за счёт изменения направления вращения его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта. В результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так Ми-24 приобрёл свой облик.

Ми-24В
Ми-24В

31 января 1970 года скончался от инсульта Михаил Леонтьевич Миль — он не дожил до начала эксплуатации и триумфа вертолёта Ми-24. Из-за его смерти работа над проектом приостановилась. Спустя полгода после кончины Миля работу над проектом продолжил новый генеральный конструктор ОКБ Марат Николаевич Тищенко.

Марат Николаевич Тищенко
Марат Николаевич Тищенко

Самой массовой модификацией является Ми-24В, созданный для ведения боя с танками. Было выпущено более тысячи вертолётов этой модификации. Также разработали противолодочный Ми-24М, противопехотный Ми-24П и корректировщик Ми-24К.

На экспорт для стран не входивших в ОВД вертолёт поставляли под кодовыми именами Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д) и Ми-35 (экспортный вариант Ми-24В).

Этот вертолёт используют в 57 странах — преимущественно в Азии, СНГ, Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Количество вертолётов Ми-24 в авиапарке ВВС России превышает количество других ударных вертолётов Ми-28 и Ка-52.

Впервые «Крокодил» появился на поле боя в 1978 года в ходе Эфиопо-сомалийской войны. Им управляли кубинские летчики, нанося удары по пехоте и технике сомалийского генерала Сиада Барре. Затем во время гражданской войны Ми-24 использовались правительственными войсками.

Вертолёт стал особенно известен во время Афганской войны. Тогдашние «двадцатьчетвёрки» не были готовы к ведению боя в горной местности против пехоты. Пришлось облегчить броню некоторых вертолётов и заменить противотанковое оружие на противопехотное. Крупной проблемой стал и ПЗРК «Стингер», который ЦРУ поставляло моджахедам.

После вывода советских войск из Афганистана вертолёт поучаствовал ещё во множестве войн как на пост-советском пространстве (например, в Чеченской войне), так и по всему миру (например, во время гражданской войны в Ираке).

«Крокодил» в культуре

Впервые «Крокодил» «появился» в Рэмбо: первая кровь 2. Это был переделанный под Ми-24 французский вертолёт Aérospatiale SA 330 Puma. Этот же вертолёт использовали в Рэмбо 3 и Красный Рассвет как копию «Крокодила». Тогда не было про-западных стран, где можно было достать Ми-24, поэтому при создании фильмов приходилось выкручиваться.

В те годы вертолёт, способный перевозить пехоту и нести тяжёлый огонь, был одним из главных страхов Минобороны США. Поэтому этот вертолёт стали в фильмах как транспорт антагонистов.

После распада СССР Ми-24 появися в фильме «Самолёт президента». В картине моделью пользовались террористы из Казахстана. В дальнейшем «Крокодил» стал появляться во множестве западных фильмов, например: Хитмэн, Крепкий Орешек 5, Кровавый Алмаз, 5 дней в августе и Неудержимые 2.

Крепкий орешек 5
Крепкий орешек 5

В игровой индустрии Ми-24 впервые заметили в игре Rambo 3 1989 года. Тогда он был финальным боссом. После этого вертолёт стал несменяемым «боссом-вертолётом» в играх.

Rambo 3: The Game 1989
Rambo 3: The Game 1989

Увидеть этот вертолёт в можно в игре Metal Gear Solid 1998 года. Его использовал главный злодей Ликвид Снейк. В игре модель была промежуточным боссом. Затем этот вертолёт побывал «в гостях» у таких игровых серий как Call of Duty, Battlefield и STALKER.

Metal Gear Solid 1998 A Hind-D?! Colonel, what's a Russian gunship doing here?
Metal Gear Solid 1998 A Hind-D?! Colonel, what's a Russian gunship doing here?

Вот такая история вышла про вертолёт, который чуть не сгубила смерть главного конструктора и бюрократия Минобороны СССР.

5656
20 комментариев

Вот только в армии «Крокодил» не прижилось. В авиации его так не зовут, а прозвище это дало СМИ.

4

А какое имя прижилось? Просто интересно.

помню бросил играть в дивижн когда узнал что там босс вертолет. Считаю это самой настоящей бездарностью и импотенцией у разработчиков.

3

Комментарий недоступен

2

https://dtf.ru/255643 - удалено, но можно послушать (кек).
https://tjournal.ru/408611 - живое.
Автор вроде тот же.

2

Мой дядя в Афганистане служил,ДШБ ,инвалид (((в коляске( електронику чинит,в игрухи играет, грит иногда за рюмкой чая,что Ми-24 помог ему, когда душманы напали на блокпост,та,что от меня честь и хвала и вертолётчикам и вертолету Ми -24

2