Почему болят глаза за новым монитором?
Ответ на этот пост.
Это частный случай общих рекомендаций, относящийся именно к возможным новым особенностям новой модели.
Если болят глаза за новым монитором, когда за старым не болели, и вернув старый, боль уходит, это проявление нескольких факторов у нового:
- Отсутствие Flicker-Free или низкочастотный ШИМ.
Проверить можно тестом карандаша. Если эффект имеет место быть, нужно срочно менять монитор. - Стандартная яркость нового монитора выше старого.
Настройте ее на комфортный уровень. - Низкие PPI в следствии низкого разрешения изображения.
Попробуйте установить монитор подальше, проблема должна исчезнуть. Если с таким комфортным расстоянием до монитора работать/играть не комфортно, нужно менять монитор. - Слишком крунозернистое матовое покрытие экрана.
Попробуйте поставить монитор подальше и поработать за ним таким образом. Глаза должны перестать болеть. Но потенциально нужно возвращать монитор и покупать другой с полуматовым покрытием. Также можно поставить другой монитор и этот новый в магазине бок-о-бок и сравнить. - Перенасыщенное изображения.
Современная частая проблема потребительских экранов, когда вместо sRGB цветового покрытия по стандарту используется более насыщенное DCI-P3. Включите sRGB профиль в мониторе, если таковой имеется, или для Nvidia видеокарт используйте программу novideo_srgb с цветовым профилем, идущими в комплекте с драйверами к монитору, или для AMD видеокарт включите Custom Color в настройках дисплея Adrenalin.
Далее пункты, которые не приводят к боли в глазах, но вызывают визуальный дискомфорт, от которого хочется избавиться:
- Гостинг матрицы или переразгон.
Обычно происходит при переходе от одного игрового монитора к другому. Для решения проблемы нужно зайти в настройки разгона матрицы в меню монитора и настроить параметр выше или ниже, пока не будет достигнут комфорт. Или менять монитор на другую качественную по тестам модель. - Неправильная калибровка нового или старого монитора.
Так как мониторы редко продаются с качественной калибровкой из коробки, чаще всего проблема возникает, когда например отклонения нового монитора находятся в области синих оттенков, а у старого были в красных. А вы привыкли к тому, к чему привыкли. Если новый монитор настроен более качественно по сравнению со старым, стоит перетерпеть и привыкнуть к нему, нежели стремиться к перенастройке его по образу и подобию неправильной предыдущей модели. Можете найти обзоры на свои старый и новый мониторы, чтобы понять особенности их отображения, также попробуйте найти в материалах калибровочный профиль к новой модели, или просто заказать калибровку монитора. Кстати я калибрую экраны по МСК и ближ��ему Подмосковье, или мне можно отправить их на калибровку SDR и HDR из других регионов. - Недостаток контрастности.
Также проблема современных игровых мониторов, у которых в угоду скорости забивают на качественную контрастность IPS матрицы, которая в результате доходит иной раз до 400-600:1. Иногда можно решить проблему калибровкой, вытянув из такого экземпляра 600-800:1 контрастность, но чаще всего проще сменит монитор на другую модель. - Бандинг или полосы на плавном градиенте.
Некачественные градиенты. Нет в природе ни одной чистой 10 битной матрицы без проблем с градиентами, поэтому во всех контроллерах экранов настраивают качественную работу блока дизеринга, который смешивает оттенки и устраняет бандинг. Если все таки он проявляется и становится заметным, на видеокартах Nvidia через novide_srgb, Color Control или Calibration Tools можно включить программный Temporal Dithering, понижая битность от 10 до 6 бит, пока явные градиенты не пропадут. Но стоит помнить, что бандинг может быть в самом контенте, в следствии его низкого качества (отчасти при просмотре видео с ними может помочь madVR), поэтому проверять нужно на эталонных видео и изображениях, которых полно в интернете. На видеокартах AMD нужный режим программного дизеринга активируется автоматически, поэтому с ними ничего править не нужно. Если даже программный дизеринг не устраняет проблему, меняйте монитор.
Про DSE, Glow, Color Shift/Washout и другие похожие технические особенности матриц тут расписывать не буду, потому что эта тема для отдельного материала по выбору мониторов.
Пишите, с какими проблемами, о которых забыл указать в материале, вы сталкивались?
202 комментария