«Игла» — пик советского артхауса, ставший заложником Виктора Цоя

Лонг-разбор культового художественного фильма через призму времени.

Для начала разделим данный текст на интуитивно понятные оглавления, по которым вы сможете быстро ориентироваться, при желании сразу перейти к интересующему аспекту, пропустив ненужные, по вашему мнению.

Будьте осторожны! В каждом обсуждаемом аспекте пресутсвуют сюжетные спойлеры и различные кадры из самого фильма!

Поехали!

Сюжет фильма.

Если фильм уже был вами просмотрен и сюжет вы знаете, советую перейти на последующие обсуждаемые пункты.

Сразу хочется отметить, что сюжет фильма - это самый тяжелый для разбора аспект, ведь картина имеет крайне сюрреалистическое, ветреное, но необыкновенное понимание и видение мира. Если после просмотра киноленты вы почувствуйте стойкую недосказанность, пустоту, я бы сказал непонятное послевкусие, то не удивляйтесь, ведь перед вашими глазами мелькнула мимолетная, как чёрная, игривая кошка, но яркая и эпохальная вспышка авторского замысла, в котором нам с вами предстоит здесь разбираться.

"Игла" – это мой опыт в создании "пустого действия", то есть в моем представлении такого действия, которое может позволить максимально широкое толкование рассказанной истории зрителем, не сваливаясь при этом в абсурдизм.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Моро - главный и ключевой герой фильма, отданный под игру Виктора Цоя, вознамерился отправиться в безымянный и в общем-то неизвестный для бывалого зрителя город. Пока таинственный господин не выстроил себе даже минимальной цели мимолетной поездки. Он просто доверился буйным глазам и пламенному сердцу. Нам не расскажут историю блуждающего и потерянного человека, никак не приоткроют занавес тайн: вся предыстория, всплывающие вопросы, все догадки и домыслы лягут на плечи и умы интересующегося кинозрителя.

Начало фильма. В 12:00 Моро неспешно выдвигается к вокзалу, чтобы приехать в неизвестный город.

Приехав в тоскливый город, Моро начинает неспешно, но весьма целенаправленно искать своего давнего товарища - Спартака, которого играет известный в узких кругах Александр Баширов. Главному герою понадобились деньги для проживания в новом, но уютном и очень знакомом ему городе, тот вспоминает о давней денежной задолженности беспокойного собрата.

Моро занимается неизвестно чем и, видимо, нуждается в деньгах, потому что возвращается в родной город, чтобы выбить долг у старого знакомого.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Моро начинает искать Спартака везде: квартира соседки, заводской цех, окрестности города. 

Найдя своего злополучного товарища, застав его в пропылённых и безлюдных закоулках обширного заводского комплекса, узнаётся, что Спартак не может вернуть нависший и проблемный долг. Нет денег, нет возможностей, Моро явился слишком поздно и нежданно. Долгожданная встреча переносится. Чуть позже мы узнаем, что потерянный должник находится в долговой яме, задолжав крупную сумму практически всем влиятельным людям криминального городишки.

Спартак объясняет Моро сложившеюся проблему с деньгами.  

"Но где же Моро ночевать, если даже особых денежных средств у него и нет?" - спросит внимательный и крайне любопытный читатель, по совместительству утонченный кинозритель. Правильно подмечено, мой дорогой друг! И главный герой, словно услышав наши негодования, вспоминает о своей давней однокласснице, к которой всё еще испытывает пронзительные и приятные чувства, прошедшие школьную и студенческую скамью. Звать её прекрасным именем Дина, а играет необычную роль Марина Смирнова.

Свой приезд Моро скрывает от родных, жить ему негде, и он идёт к девушке Дине.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Моро явился на стрельбище, где Дина проводит свободное от медицинской работы и повседневных задач время. 

Получив робкое согласие на заселение в скромную и заваленную все различным хламом квартирку, Моро начинает постепенно обустраиваться и привыкать к дивному, но временному быту. Но, как и в любой поучительной сказке - должно появится зло, вскоре спокойная и мирная идиллия главного героя резко прерывается. Пока Моро находился в ванной комнате, принимая успокаивающих душ, в старенькую квартиру безмятежно зашел Артур - главный врач, центральный антагонист и работодатель Дины, которого играет небезызвестный Пётр Мамонов. Артур аккуратно прячет стеклянные ампулы с морфином, лекарственное вещество, употребляемое как наркотик.

Артур тихо, словно испуганная мышь, уходит из квартиры, в которой сейчас проживает Моро и Дина. 

Главный герой начинает осознавать, что его давняя любовь больна. Девушка тяжело зависима на наркотических веществах, а неизвестная до ныне личность лишь тешит это губительное состояние. Дина умоляет забрать её, увезти в даль, избавив от смертельного образа жизни. Моро решает увезти её к полностью высушенному, пустынному Аральскому морю, где в молодости они отдыхали и беззаботно проводили время. Без наркотиков и губительного влияния из вне.

Но теперь – Моро быстро понимает – Дина уже не та. Она сидит на игле. Он везёт лечить её к Аральскому морю, высыхающему, погибающему, как Дина, как целое поколение. Там они вместе переживают ломку.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Ломка Дины. 

Девушке значительно легчает, она практически отходит от бывалого образа жизни, освобождаясь и уничтожая наркотический плен, остались только последние и заключительные шажки к полной победе. Главные герои оставляет забвенную пустыню, решая возвращаться домой. Моро предстоит преодолеть последние и самые тяжёлые трудности. У него уже намечается встреча со Спартаком. Роковой денежный вопрос всё ещё не был решен, и не буду таить плачевный итог - вопрос так и останется в подвисшем состоянии. Спартак решает уйти в иной мир из-за невыносимых и огромных долгов. Его беспокойный и мучительный жизненный путь останавливается на последней станции, но уже без перрона.

Последние кадры со Спартаком. Произнеся предсмертную речь, он завершит жизнь самоубийством. 

Жизнь беспощадна и неумолима. Она ведет окрыленного Моро дальше и дальше, несмотря ни на что. Обеспокоенному герою удается узнать, где обычно отдыхает Артур - это старый, немноголюдный и разваливающийся спортивный комплекс. Мы узнаем, что зловещий антагонист вовсе не причем, да и власть его мнима. Над напуганным профессором стоит огромный и витиеватый наркотический бизнес, а беспомощный Артур, лишь безвольная и бестолковая пешка в огромной игре.

Сцена, где Моро застает Артура врасплох, заставляя рассказать всю правду, пытаясь остановить круговорот наркотических средств и насильственное подсаживание на них Дину. 

Не добившись желанных результатов, Моро решает опустошенно, если даже не обреченно вернуться к своей Дине. Но зловещая судьба, тайная и теневая игра, личностные задачи конкретных людей не проходят мимо нашего героя. Ночь. Идя по заснеженной аллеи, приближаясь к знакомой квартирке, к нему спокойно подходит незнакомец в элегантном костюме, спрашивая прикурить, тот быстро и безмолвно вонзает в бренное тело героя нож, оставляя его на холодном и мокром снегу. Но Моро встаёт и уходит вдаль. Окровавленный, хромой и бесстрашный.

Финальная сцена фильма. Незнакомец несколько раз пронзает Моро ножом и уходит. 

"Выжил ли он, а что было дальше, что с Диной, как поживает Артур?". Все вопросы уходят в зрительский зал. Мы видим лишь титры.

Режиссерская идея и авторские приемы.

Рашид Нугманов, он же режиссер заветной «Иглы», как вы уже могли понять, выбрал удивительную и весьма специфическую для тогдашней бурлящей советской публики манеру передачи сюжета и задумки фильма. Со всем своим эпатажем и язвительной манерностью локальный кинорежиссер решает полностью отходить от привычных и выстроенных годами лекал, обрубая все на корню, словно дотошно создавая именно авторский фильм со своим собственным видением. Мечта и пылающая идея - это и есть маяки киноиндустрии.

Мы делали своё кино, которого не видели на экранах кинотеатров.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Схема небывалого прежде успеха была у именитого режиссера проста, максимально своевольна, но и крайне рискованна одновременно. Во-первых, Нугманов решает набирать исключительно неопытных и юных для своей непродолжительной карьеры актеров: Петр Мамонов, Александр Баширов, Марина Смирнова, Виктор Цой - это все молодые люди простой судьбы, разговаривающие с киноидрустрией исключительно на «вы».

Мы очень много импровизировали. Потому что помимо Виктора и все другие актеры были непрофессиональными.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Отрывок из интервью с Рашидом Нугмановым, где тот рассуждает о специфики работы с неопытными и непрофессиональными актерами. 

Во-вторых, спонтанность. Как такового сценария по итогу попросту не осталось, вы удивленно, чуть ехидно посмеетесь или впадете в маленькое, эфемерное шоковое состояние, но так и есть, от основного и продуманного сценария намеренно сохранили только общую и весьма распыленную сюжетную канву. Простор для собственного раздумья и гуляющих мыслей, который сохраняет и обязательную мистификацию.

Вертов говорил, что фильм нужно писать не авторучкой, а камерой.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Практически все реплики ключевых и даже второстепенных героев были придуманы совершенно случайно, спонтанно и неожиданно. Так к примеру, известнейшая и культовая фраза: «одни сидят на трубах, а другим нужны деньги» была придумана прямо в темном и пыльном коридоре, где происходило тогда основное действие.

Начало фильма. Моро ищет своего товарища Спартака, чтобы забрать долговые деньги, говоря известную и лаконичную фразу: «одни сидят на трубах, а другим нужны деньги». 

В-третьих, Рашид Нугманов хотел иметь в фильме несколько откровенных, ярких, невиданных ныне сцен. Он смог бы шокировать неподготовленную и наивную публику, сбить их с ног, параллельно дополняя и приоткрывая необычную, тягучую атмосферу картины. Некий вызывающий и манящий выкрик: "Посмотрите, как мы умеем, вот оно - авангардное и свободное кино!".

Фильм должен свой мир строить.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

И ведь, действительно, «Игла» насыщенна колоритными сценами, которые и по сей день вызывают неоднозначные эмоции: омерзение, удивление, восхищение или банальное недопонимание. К примеру, монолог Спартака, который высмеивает абсолютно всех мировых политиков, употребление наркотического вещества Диной, последующая мучительная и продолжительная ломка, эффектная драка Моро в местном баре.

Сцена употребление Диной наркотического вещества, напрямую, с помощью иглоукалывание. 

Все эти эмоциональные сценки приправлялись отличной, идейной и налаженной съёмкой, которая по меркам сегодняшних дней может выглядеть слишком несуразно и дешёво, но именно такая манера и стилистика операторской работы выдерживала необыкновенный амбьянс фильма.

Оператор, который понимает мой метод, — я позвал своего брата, он тогда тоже учился во ВГИКе, на третьем курсе.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Также не забудем упомянуть антуражную, абсолютно подходящую музыку, которую мы детально обсудим чуть позже. Все эти дотошно выверенные аспекты выводили отдаваемую эмоциональными перебивками атмосферу в отдельную и сильнейшую связь.

Предсмертный монолог Спартака на импровизированной трибуне, который напрямую олицетворяет все политические и бессмысленные речи вождей.

Также хочется отметить очень любопытную режиссерскую деталь, которая прям выпирает и пытается обращать на себя всяческое внимание: действие фильма разворачивается и также стремительно оканчивается за считанные часы. На всё про всё отдано два дня. Перед любым ключевым и основным моментом киноленты обязательно появятся электронные часы, которые монотонно укажут зрителю точное время происходящего. Именно на время делается сильнейший акцент.

Еще одна подсказка - там же в начале этот женский голос добавляет: "не забудьте обратить внимание на употребление времён". Я всё действие разбил по часам и минутам.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Начало. Одно из первых появлений часов. 

По итогу всех продолжительных работ режиссер смог реализовать все свои пожелания, он снял ошеломительную картину, соблюдая все свои немногочисленные устои и придерживаясь своих собственных нигде еще невиданных правил.

Все получилось и было принято восторженно. Все чувствовали, что это какое-то новое кино. Кто-то говорил: «Ой, да у вас артхаус, зрителей не будет!» Но народ повалил. Потом Тарантино докажет, что так можно — одновременно и авторский, и зрительский фильм.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Смысл фильма.

Как вы уже могли понять - фильм неоднозначный. Он не будет раскладывать всё по полочкам, досконально объясняя каждую непонятную сцену или сюжетный поворот, коих здесь вовсе немало. Кинорежиссер специально затуманил картину происходящего: быстрое начало, абсурдное и витиеватое повествование, резкий конец, который оставляет после себя множество вопросов. Здесь попросту нет единого и общего смысла. Этот фильм для каждого свой, как бы данное выражение не звучало.

Просто попробуйте довериться интуитивному чувству и понять, что это за фильм.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Даже, на первый взгляд, понятные и видимые истины, на деле могут становиться мистифицированными и разноголосыми чертями. К примеру, вы думаете, что этот фильм о наркотической зависимости, убийственном вреде подобного вида жизни? Даже не знаю, режиссер мило улыбнется, оставив вас в раздумьях.

Не имеет смысла спорить с теми, кто считает Иглу фильмом о наркомании. Пусть он будет для них о наркомании, ради бога. Это хорошо. Даже если ни для меня, ни для Цоя, ни для Мамонова с Башировым он не был о наркомании, пусть у каждого будет своя правда. Так веселее.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Простые сцены - это театральная маска, два обличия и две своеобразные правды. Даже поездка на засохшее Аральское море имеет несколько обоснований и столько же безумных толкований.

Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Этот фильм яркий и показательный пример авторского кино. Мне честно печально оставлять этот пункт таким пустым, но по другому просто никак. Я не собираюсь искать конкретный и единый смысл, как делают иные обзорщики - это будет глупо и безрассудно.

«Игла» - это полотно, каждый видит то, что желает лицезреть.

Музыкальное оформление.

Один из самых мною любимых и по итогу запоминающихся аспектов фильма оказалась именно музыка и связующее музыкальное оформление. Считаю нужным отметить тот факт, что композитором данной картины выступил никто иной, как сам Виктор Робертович Цой. Выбор такого кадра был весьма логичен и на самом деле оправдан обстоятельствами: известная и в некоторых аспектах спорная личность добавляет долю своей немалой популярности, следовательно, несоразмерно увеличивая скромную рекламную кампанию предстоящей киноленты, но при этом и понимает толк в доверенной ему должности: "Бинго!" - воскликнул режиссёр.

Как композитор фильма, Виктор сочинил много инструментальной музыки, большая часть которой записывалась экспромтом, тут же в студии.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Виктор Цой выполнил свою работу, действительно, на высоком уровне, возможно поставив некую планку качества композиторской работы в отечественном кинематографе, с которой и по сей день тяжело поравняться. Так что если вы являетесь бывалым слушателем творчества группы «Кино» или просто на просто испытываете стойкое, чуть волнительное и даже будоражащее неравнодушие к поздней волне советского рока, то от представленных композиций в «Игле», с крайне большой вероятностью, вы получите сильнейший кураж, некое эстетическое удовольствие и приятное ощущение почтительности, пиетета съёмочной группы к конкретно взятому жанру музыки и личности человека.

Песня «Звезда по имени Солнце» в самом начале фильма. Сцена приезда. 

В картине ярко представлены несколько самых культовых песен ленинградской рок-группы: «Звезда по имени солнце», «Группа крови», «Бошетунмай», которые специально вживую перезаписывались на студии тогдашнего «Казахфильма», поэтому и звучание все различных песен разительно отличалось от иных студийных и привычных нам записей, склоняясь в более чистую, естественную и аккуратную обработку изначального голоса певца.

Песню «Группа крови» с самого начала решили использовать в этом фильме. Она была записана незадолго до съемок, а «Звезда по имени Солнце» - во время съемок, специально для «Иглы».

Рашид Нугманов, кинорежиссер.
Песня «Бошетунмай» в пустынной сцене, где Моро безрезультатно ищет Дину после мучительной ломки.

«Игла» также не оставила без внимания и иностранные рок-хиты, пусть и использовала их в меньшей степени, отдавая ключевую роль отечественному исполнителю. Так вы можете встретить голландскую группу «Shocking Blue» с её общемировым и безоговорочным хитом «Venus» в оригинальной обработке.

Песня «Venus» в  сцене переезда Моро в новую квартиру.

Не упустите пожалуй лучшую возможность услышать и ознакомиться с культовым итальянским саксофонистом Fausto Papetti, услышав его абсолютно безмолвный и спокойный, но часто использованный в заграничных романтических картинах хит «Love Theme from the Godfather».

Песня «Love Theme from the Godfather» в сцене, когда Моро и Дина возвращаются домой.

В целом музыкальное оформление кинофильма оставляет после себя крайне приятное и сильное, я бы даже сказал неизгладимое, впечатление. Подобранные с умом композиции превращаются в отдельные и лаконичные музыкальные клипы, но при этом продолжают держать характерную мистическую колоритность и специальную недосказанность авторской идеи. Режиссер картины был солидарен с выбранным композитором, большая часть песен абсолютно намеренно были отданы отечественной группе «Кино», тем самым вновь выделив личность Виктора Цоя в абсолют.

Когда на экране появляется Цой и начинает звучать музыка группы «Кино», то все встает на свои места. В фильме появляется и настроение, и напряжение, и от экрана не оторваться.

Рашид Нугманов, кинорежиссер.

Но пусть не печалится мой любимый читатель, не будем под конец таить греха, что музыкальный аспект в этом фильме превосходный, он незаметно и гармонично вклинивается в общую картину происходящего и становится незаменимой и чуть-ли не самой лучшей частью всей киноленты.

Итог и конечное мнение.

Что же я могу сказать в конце нашего с вами тернистого, но скромненького пути. Этот фильм очень абстрактное, сюрреалистическое и крайне необычное зрелище, которое стоит пересмотреть парочку, если не несколько раз. Ни в коем случае не стоит ожидать от данной киноленты некого быстренького и веселого боевика, где в главной роли находится популярный, эпохальный певец. Также не надо надеяться на лицезрение дотошного, но дешёвого детектива или милого, лаконичного романа - нет. Данный фильм тяжело как-то обозначить, он даже из своего безграничного жанра авторского кино умудряется обосабливаться. В нем отличная музыка, прекрасная операторская работа, сильнейшая и незабываемая атмосфера, но весьма водный и свободный сюжет, который зачастую и не пытается нести в себе большой, единой мысли, абсурдность локаций, резкий конец, и такое же торопливое начало, словно читаешь повести Франца Кафки. По итогу среднестатистический зритель подумает, что просмотрел бред и несуразицу, возможно, в некой степени будет прав. Но более ветреный, современный и свободномыслящий телезритель влюбится в этот фильм.

Советую к ознакомлению!

Мой Boosty, где вы сможете поддержать меня и мое творчество копеечкой.

Если вам интересно узнать мой Steam, Telegram, настоящее имя, количество нынешних игровых платформ, музыкальные предпочтения, именные теги, проходите в специализированный для этого пост.

251251
61 комментарий
28
Ответить
500 ₽

Комментарий недоступен

10
Ответить
350 ₽

Ахуй. Спасибо за качественный текст и контент)

4
Ответить
200 ₽

Скок могу, но тут должны быть донаты, это вообще не обсуждается. Шикарная статья, очень круто, что ты решил написать именно про "Иглу". Ты большой-большой молодец, пиши больше.

17
Ответить