Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Самый веселый, динамичный, безумный и захватывающий гоночный чемпионат

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

В мире очень много гоночных серий и видов гонок: формулы с открытыми колёсами, гонки на выносливость, прототипы, туринг, гранд-туринг, картинг и многие другие. Но сегодня я расскажу о самом захватывающем, динамичном, безумном и весёлом виде гонок и, в частности, о своей самой любимой гоночной серии — Чемпионате мира по ралли-кроссу.

Причём, даже если вы не смотрели до этого никаких гонок, или смотрели, но вам по тем или иным причинам не понравилось, я очень рекомендую продолжить чтение этой статьи. Потому что ралли-кросс может стать вашей точкой входа в автоспорт, как когда-то он стал моей.

В этой статье я расскажу немного об истории этого спорта, о причинах, почему вам обязательно стоит обратить на него внимание, о структуре современных соревнований, как и где его начать смотреть и даже где в него можно поиграть (у нас всё-таки сайт игровой направленности).

История

Годом рождения ралли-кросса является 1967-й, когда продюсер субботней вечерней передачи World of Sport на канале ITV Роберт Рид решил найти спорт, который можно было бы показать в зимнее время, когда из-за погоды проблематично показывать скачки на лошадях или футбол. Роберт решил собрать крутых британских гонщиков и раллистов на треке со смешанным покрытием (гравием и асфальтом) и дать им шанс жёстко и контактно гоняться на этом нём.

Выбор пал на Лидден Хилл (теперь этот трек называют колыбелью ралли-кросса). Таким образом, в ралли-кросс уже при его рождении были заложены его основные принципы: контактная борьба, веселье и постоянно меняющееся дорожное покрытие.

Схема Лидден Хилла
Схема Лидден Хилла
Первую в истории гонку ралли-кросса выиграл Вик Элфорд (призёр ралли Монте-Карло того года) на «Порше 911» с отрывом всего в 0,4 секунды от ближайшего преследователя
Первую в истории гонку ралли-кросса выиграл Вик Элфорд (призёр ралли Монте-Карло того года) на «Порше 911» с отрывом всего в 0,4 секунды от ближайшего преследователя

Успех передачи был огромный. Уже в том же году был создан Чемпионат Великобритании по ралли-кроссу. А из туманного Альбиона спорт быстро начал своё распространение на континент. Образовывались местные чемпионаты, и ралли-кросс стал популярен в Нидерландах, Италии, Франции, Германии и, конечно, в Скандинавских странах.

Выступление Форда Эскорта в Британском чемпионате в 1968 году
Ралли-кросс в Риме, 1969 год.

В 1976 году был создан европейский кубок по ралли-кроссу, а в 1979-м был организован Чемпионат Европы. Первым победителем стал норвежец «Мистер Ралли-кросс» Мартин Шанке. С того времени началась богатая история международного ралли-кросса. Кроме Мартина в чемпионате принимали участие такие яркие гонщики как Матти Аламаки, Кеннет Хэнсен, Уилл Голлоп, Пер Эрклунд и другие.

Машины с каждым годом становились всё быстрее. Например, после запрета машин «группы Б» в Чемпионате мира по ралли, многие машины были по дешёвке выкуплены командами европейского ралли-кросса. Но если в WRC мощность этих машин достигала (каких-то жалких) 500 лошадиных сил, то в ралли-кроссе их моторы разгоняли до невероятных 800-900 лошадок.

История европейского ралли-кросса очень интересна и заслуживает нескольких отдельных лонгов. А мы тем временем переносимся в 2013 год, когда промоутером Чемпионата Европы стала компания IMG. FIA совместно с IMG решили сделать спорт более профессиональным, привлечь автопроизводителей и через три года организовать Чемпионат мира.

Последнему не суждено было сбыться… потому что успех Чемпионата Европы 2013 года был настолько оглушителен, что Чемпионат мира был организован уже на следующий год! Так с 2014 года и началась история Чемпионата мира по ралли-кроссу.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Так зачем же его смотреть, спросите вы? У меня для вас есть 10 причин почему вам стоит начать смотреть Чемпионат мира по ралли-кроссу.

Крутые автомобили

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

В ралли-кроссе в основном используются заряженные хот-хэтчи. Главный класс называется Supercars (не путать с австралийским турингом), а с этого года FIA ему присвоили название RX1. Суперкары, естественно, полноприводные, имеют двухлитровый турбированный мотор. Мощность ограничена 600 лошадиными силами (для большей надёжности и большего ресурса, без рестриктора мотор имеет мощность около 1000 лошадей), крутящий момент 900 Н.м.

От 0 до 100 км/ч суперкар разгоняется меньше чем за 2 секунды (быстрее машин Формулы 1). Машины имеют ручную секвентальную коробку передач и систему анти-лаг. Даже если вы никогда не смотрели ралли-кросс, то наверняка видели этих монстров. Например, Кен Блок в большей части своих Джимкхан использует именно суперкары ралли-кросса, или, возможно, помните участие Сольбергов в хилл-клаймбе на фестивале скорости в Гудвуде.

В Джимкхане 9 Кен рассекает на машине, в которой участвовал в том же году в чемпионате мира — Форде Фокусе RS RX
Оливер Сольберг в Гудвуде на чемпионской машине его отца

Кроме того, у машин довольно крутые аэроэлементы: расширения кузовов и гигантские спойлеры не уступают машинам «группы Б». Также в чемпионате как правило много крутых ливрей. И в отличие от других чемпионатов мира (от ралли, Формулы 1 и гонок на выносливость) у напарников ливреи могут отличаться, больше подходя характеру и индивидуальности каждого пилота.

Крутые водители

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Как и в других чемпионатах мира, здесь гоняют лучшие гонщики на планете в своём деле. Петтер Сольберг, Маттиас Экстрем, Андреас Баккеруд, Йохан Кристофферссон, Себастиен Лёб, братья Хэнсены, Никлас Гронхольми и многие другие — профессионалы, которым нет равных в езде по гравию и асфальту.

Многие гонщики были успешны и в других сериях (в ралли и кольцевых гонках). По теме участников этого года я собираюсь подготовить отдельный материал прямо к старту сезона, так что подписывайтесь на «Автоспорт», чтобы не пропустить.

Андреас Баккеруд показывает мастерство пилотирования автомобиля со сломанной подвеской

Отдельным плюсом здесь выделю то, что нам есть за кого поболеть. В поддерживающей категории RX3 обычно много россиян. В RX2 гоняет Василий Грязин (старший брат Николая из WRC2). В чемпионате мира катаются латвийцы Рейнис Нитиш, Янис Бауманис и литовец Рокас Батюшка.

Но, конечно, самым главным гонщиком, за кем следит всё постсоветское пространство, является россиянин Тимур Тимерзянов. Тимур — двухкратный чемпион Европы в классе суперкар (2012, 2013 — до ввода чемпионата мира), победитель и призёр этапов чемпионата мира, один из трёх гонщиков (вместе с Тимми Хэнсеном и Андреасом Баккерудом), кто не пропустил пока ни одного этапа чемпионата мира.

Тимур очень яркий гонщик, всегда интересно смотреть его интервью до и после гонок. И он пока является единственным россиянином, кто смог выиграть этап чемпионата мира в автоспорте (предвосхищая вопросы, Дакар не является чемпионатом мира и у дрифтинга пока нет чемпионата такого статуса).

Собственно, Тимур
Собственно, Тимур
Собственно, Тимур, часть 2

Дорожное покрытие и классные треки

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Что отличает ралли-кросс от других видов автоспорта, так это трассы, на которых проходит всё действие. Дорожное покрытие на треках ралли-кроса — смесь гравия с асфальтом (процентное соотношение обычно 60/40 в ту или иную сторону).

Ещё одной особенностью трасс ралли-кросса является петля джокер. Джокер — это альтернативный, более длинный путь, который каждый гонщик должен проехать один раз за заезд. С выбором момента заезда на джокер связано много стратегий, и грамотный заезд на джокер может выиграть гонку, а безобразный — может её проиграть.

На трассах обычно присутствуют перепады высот, а также прыжки, поэтому смотреть на гонки всегда интересно. В ралли-кроссе есть свои легендарные трассы, такие как Холиес в Швеции. Уикенд ралли-кросса там называют «Волшебным уикендом», потому что посмотреть на гонки в совсем маленькую деревушку с треком для ралли-кросса съезжаются люди со всей Швеции. Обычно посещаемость составляет 30-40 тысяч человек.

Говоря о посещаемости, ралли-кросс до сих пор очень популярен во Франции. В Лоеаке этап чемпионата мира посещает обычно более 50 тысяч человек. Про Лидден Хилл я уже писал. К сожалению, последний раз этап чемпионата мира проводился там в 2017-м, но, я надеюсь, что рано или поздно самый высокий уровень ралли-кросса вернётся в свою колыбель.

Два круга с Йоханом Кристофферссоном в Холиесе, один из которых с джокером
Прыжки

А особенности дорожного покрытия подводят нас к следующему пункту…

Дрифт. Много дрифта

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Суперкары настроены так, что большинство поворотов они проходят в полноприводном дрифте. Это сделано для того, чтобы при выходе из поворота все четыре колеса машины были направлены точно на нужную траекторию выхода из поворота, а молниеносное ускорение суперкара делает своё дело.

Смотреть на прохождение поворотов в таком стиле — одно удовольствие. Поэтому в трансляциях операторы и любят пускать слоу-моушн кадры прохождения поворотов. А если так круто наблюдать, как машины по отдельности проходят повороты, представьте, как круто наблюдать, как сразу несколько машин делают это одновременно. Да ещё и борются за позицию! Иногда получаются такие крутые обгоны, как у Кевина Эрикссона в Эстеринге — в стиле Initial D.

Короткие заезды, которые проходят всегда на пределе

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

В большинстве автоспортивных чемпионатов гонщики обязаны идти на компромиссы и не выжимать максимум из своего авто. В кольцевых гонках нужно следить за резиной, в Формуле Е — за расходом заряда, в каких-то сериях нужно экономить топливо. На своём максимуме гонщики едут очень малый процент времени.

В ралли-кроссе 95% времени гонщики не могут позволить себе ехать не на пределе возможностей своей машины и своих собственных. В ралли-кроссе есть ограничение по резине, но её экономия может начаться только в последней квалификации, если гонщик в предыдущих трёх проделал великолепную работу (и то, гонщик выжимает максимум из оставшейся резины, пока другие катаются на более свежей).

Заезды очень короткие — всего 4-6 кругов. Гонщики обязаны показывать лучший результат на такой короткой дистанции. О формате гонок уикенда читайте чуть ниже.

Контактная борьба

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Из-за того, что заезды короткие и всегда на пределе, не обойтись без борьбы. В ралли-кроссе разрешена контактная борьба, но это не значит, что можно без последствий выносить своего противника в стену. Контактная борьба должна быть честной, поэтому гонки остаются прежде всего гонками, а не разрушительным дерби. И смотреть на такую борьбу профессионалов — одно удовольствие.

Много аварий и «безумия»

Тем не менее даже при честной борьбе за позицию иногда не избежать аварий. Обычно хаос творится на стартах заездов. Каждый хочет быть лидером после первого поворота, однако места в повороте хватает далеко не всем. Но самое безумие начинается в полуфиналах (о структуре чуть позже), когда в финал проходят только первые три машины. Когда ты вне тройки лидеров, тебе уже нечего терять. Нужно делать всё, чтобы забраться в так желанный топ-3. Тут-то и начинается хаос.

Много «закулисья» и закулисных материалов

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Ралли-кросс хоть и является чемпионатом мира, но чемпионат довольно открыт для фанатов. Если вам посчастливится побывать лично на одном из этапов, то паддок будет открыт, вы сможете посмотреть на работу механиков, если повезёт, пообщаться с гонщиками.

Ну а для более невезучих фанатов в свободном доступе есть много закулисных материалов, видео и блогов. Свои видеоблоги ведут Андреас Баккеруд, братья Хэнсены, Тимо Шайдер (правда, лишь на немецком) и Оливер Беннет. Отдельно выделю видеоблоги Андреаса Бэккеруда, который видимо и начал эту моду. Его блог называется #BakkerudLife , в котором он показывает свои будни автогонщика.

Если вы будете смотреть на английском, то тут ещё один плюс. У чемпионата мира очень классная команда комментаторов. Эндрю Коули («Голос ралли-кросса», как его прозвали фанаты) очень эмоционален, Дэн Рук — успешный гонщик ралли-кросса (чемпион Великобритании в суперкарах и вице-чемпион серии RX2), который отлично дополняет Эндрю своим опытом и знанием машин. В паддоке работает Нил Коул, который всегда находится в нужном месте в нужное время, чтобы задать несколько интересных и каверзных вопросов пилотам. В команде присутствует химия и царит весёлая рабочая атмосфера.

Поддерживающие классы

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Если вам при просмотре уикенда вдруг захочется ещё больше гонок, то тут тоже всё схвачено: у чемпионата мира есть несколько поддерживающих его серий. Расскажу про две основные, так как Euro RX3 редко попадает в трансляции.

Первой из двух главных поддерживающих серий является RX2. RX2 — это моно-серия, все в ней катаются на одной машине, сделанной шведской компанией Olsbergs MSE. Машины нетурбированные, полноприводные, с мощностью 310 лошадиных сил. У машины можно сказать нет привычного для машин ралли-кросса и туринга кузова, вместо него — рама, которая держит всю конструкцию и которая роднит машины RX2 с машинами картинга.

В RX2 катаются в основном молодые гонщики, поэтому переход с картов и кросскартов в этот класс проходит достаточно легко. В отличие от турбированных суперкаров с моментальным ускорением, эти машины эффективнее водить без заносов. И, если водитель допускает какую-то ошибку, он не сможет легко и быстро исправить её за счёт мощности автомобиля как в суперкарах. Поэтому эта серия очень хорошо подходит для обучения молодых пилотов.

Хоть тут и нет такого большого количества дрифта, смотреть за серией всё равно интересно, так как это моно-серия, ни у кого нет преимущества в машине, всё решают исключительно навыки пилотов. А с этого года RX2 переименовывается в RX2e, потому что все машины становятся электрическими.

Аркадий Цареградцев пробует свои силы в машине класса RX2 в чемпионате RallyX Nordic

Второй поддерживающей серией является Чемпионат Европы по ралли-кроссу. Оригинальный Чемпионат Европы, который был самым престижным чемпионатом ралли-кросса на протяжении десятилетий, преобразовался в Чемпионат Мира, а чемпионат Европы стал поддерживающей серией.

В чемпионате используются суперкары — машины того же класса, что и в Чемпионате Мира. А в нём участвуют: молодые гонщики, которые переходят из машин других классов (RX2, RX3) в класс суперкаров; гонщики, которым не хватает финансов участвовать в Чемпионате Мира; ветераны ралли-кросса. Уровень пилотов, конечно, ниже чем на Чемпионате Мира, но всё равно довольно высокий. Так что если вам захочется ещё больше экшена суперкаров, то рекомендую.

Битвы за чемпионства мира и драма

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

С таким большим количеством крутых гонщиков и с такими высокими ставками (битвы за чемпионства мира) неудивительно, что за этих несколько лет мы уже увидели много классических противостояний гонщиков, много неоднозначных моментов и многие драматические развязки. В этом аспекте чемпионат мира не уступает ни одному другому спорту. А самым горячим стал сезон 2019 года, когда чемпионская интрига жила до самого финала.

Какая структура уикенда?

Гонка ралли-кросса состоит из нескольких заездов: четырёх квалификаций, двух полуфиналов и одного финала.

Квалификации, в отличие от других видов автоспорта, представляют из себя не свободные заезды без противников, а боевые гонки. В первой квалификации гонщики случайным образом распределяются по отдельным заездам — хитам.

Одна квалификация состоит из нескольких хитов, по 3-5 машин в каждом. Длина каждого хита — 4 круга. Задача гонщиков — показать самое маленькое время этих четырёх кругов, одновременно борясь за позицию с остальными гонщиками. В квалификации разумнее не навязывать борьбу, а пытаться вместе установить лучшее время, чем гонщики в других хитах.

Однако, когда ты едешь за соперником и видишь, что у тебя больше скорости, обычно вся разумность куда-то пропадает. После первой квалификации быстрейшему гонщику вручается 50 квалификационных очков, второму месту — 45, третьему — 42, четвёртому — 40, а дальше по убыванию с разницей на одно очко.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

После первой квалификации начинается вторая. А за ней третья и четвёртая. Места в хитах уже распределяются не случайным образом, а по месту в предыдущей квалификации, то есть быстрейшие 5 гонщиков будут в одной гонке, места с 6 по 10 во второй и так далее.

Раньше было так, что быстрейшие гонщики всегда ехали последними, теперь перед второй и третьей квалификацией происходит жребий, и быстрейшие гонщики могут поехать первыми. Сделано это для того, чтобы повысить борьбу. Потому что как правило, если ты едешь в более поздней гонке, то ты имеешь преимущество из-за эволюции дорожного покрытия. На разных трассах эволюция разная.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу
Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

После четырёх квалификаций по сумме набранных квалификационных очков 16 быстрейших гонщиков получают чемпионские очки, которые идут в зачёт чемпионата. Первый гонщик получает 16 очков, второй — 15, ... шестнадцатый — 1 очко. Однако только 12 быстрейших гонщиков выходят в полуфиналы. Пилоты, занявшие нечётные позиции, попадают в первый полуфинал, чётные — во второй. Места на стартовой решётке занимаются по результатам всей квалификации, первые два гонщика занимают поулы, каждый в своём полуфинале.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу
Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Полуфиналы длиннее хитов и длятся шесть кругов. Каждый полуфиналист награждается чемпионскими очками: победитель полуфинала получает шесть очков, последний — одно. В финал выходят только три быстрейших гонщика из каждого полуфинала.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Финал по структуре практически не отличается от полуфинала: места на стартовой решётке распределяются по результатам полуфиналов, тоже шесть машин и тоже шесть кругов. Отличием является то, что победитель финала получает не шесть, а восемь чемпионских очков. Остальные места награждаются очками как и в полуфинале: за второе место гонщик получает 5 очков, за шестое — одно.

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Таким образом за этап гонщик может заработать максимально 30 очков: 16 за победу в квалификации, 6 за победу в полуфинале и 8 за победу в финале.

Но в 2020 из-за пандемии формат немного изменился. В прошлом году все уикенды были сдвоенными: это значит, что за выходные проводилось два этапа (две гонки). Формат оставался тем же, только квалификаций в каждом этапе было не четыре, а три. В 2021 пока планируется только один сдвоенный уикенд.

Где и как посмотреть?

Чтобы ответить на этот вопрос, я должен написать небольшой дисклеймер. Если вы внимательно читали, то должны помнить, что промоутером чемпионата мира с самого его основания была компания IMG. Так вот, с этого года промоутером стал промоутер чемпионата мира по ралли, который и называется «WRC Promoter». Наверняка я знаю только как всё работало в прошлые годы. Поэтому возможны некоторые неточности. К слову, лого чемпионата, вся графика и визуальный стиль тоже кардинально поменялись в этом году впервые с 2013 года.

Если после прочтения вы всё-таки решились дать шанс ралликроссу, то у вас есть три опции просмотра.

Смотреть двухчасовое шоу «Лайв финал» в воскресенье. Самая менее затратная опция по времени.

Грубо говоря, здесь весь экшен умещают в двухчасовое шоу. Первый час показывают в записи. Сначала показывают 5 минут основных моментов субботних двух квалификаций. В оставшееся время показывают практически все хиты из третьей и четвёртой квалификаций. Второй час уже идёт в прямом эфире. Сначала показывают два полуфинала. Затем, если есть поддерживающая серия в этот уикенд (RX2 или чемпионат Европы), показывают её финал. Ну и в самом конце главное событие: финал этапа чемпионата мира. После этого небольшие интервью с гонщиками, которые попали на подиум, и, собственно, сам подиум.

Двухчасовое шоу создано для телевидения. Поэтому на ютубе оно в прошлые годы было доступно только в тех странах, в которых телевидение не купило права на показ ралли-кросса (например в Беларуси). В России это шоу в прошлые годы показывали на каналах Матч Арена и Матч Планета. По поводу этого сезона я информации не нашёл. Я связался с поддержкой каналов Матч, но ответа они мне не дали.

Но если в прошлые годы можно было бы использовать VPN страны, где нет блокировки по локации, и смотреть это шоу на Youtube, то в этом году этой опции уже с вероятностью 99,99% не будет. Промоутер запустил новый стриминговый сервис RX+, где обещают показывать полностью весь уикенд со всеми дополнительными материалами. Стоимость всего сезона — 50 евро, но до 26 июля можно взять со скидкой за 30 евро.

Пример двухчасового шоу для телевидения: Первый этап 2019 года в Абу-Даби

Субботние квалификации и шоу «Лайв финал». Самый оптимальный вариант.

Как вы могли заметить, лайв-шоу показывает только совсем короткую выжимку субботних заездов (то есть первых двух квалификаций). Поэтому вы можете посмотреть квалификации в субботу, телевизионное шоу в воскресенье и в большинстве случаев ничего не пропустить. В прошлом году все квалификации были доступны на Youtube во всех странах и не имели регион-локов. Смотря на создание RX+, кажется что в этом году к сожалению живых трансляций на ютубе не будет.

Пример: запись трансляции второй квалификации первого этапа 2019 года

Все квалификации и шоу «Лайв финал». Самый хардкорный вариант.

Ну и самый хардкорный вариант: смотреть все квалификации в прямом эфире. Хочу заметить, что в этих трансляциях показывают и поддерживающие серии, так что если не хотите пропустить и их, то просмотр этих трансляций обязателен. Нужно ли смотреть первый час Лайв финала, если смотрели все трансляции квалификаций? С точки зрения гонок — нет, ничего нового там не покажут. Поэтому, если смотрите все квалификации в прямом эфире, то первый час можно пропустить.

Но если вы всё же решите посмотреть и первый час, то вы получите несколько плюшек. Во первых, в самом начале рассказывают, что было в сезоне до этого момента, показывают красивую нарезку событий и несколько новых интервью гонщиков. Во вторых, между квалификациями показывают нарезку красивых слоумо моментов из пятничных практик (нарезку я бросал выше). Если ничего из этого вас не привлекает, то можете смело подключаться ко второму часу телевизионной трансляции, где вы уже сможете посмотреть полуфиналы и финал в прямом эфире.

Когда смотреть

На данный момент опубликовано следующее расписание на 2021 год:

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

Раунд 1 пройдёт в Барселоне 23-24 июля на известном гоночном трэке Каталунья (точнее на его конфигурации под ралли-кросс). Начать смотреть чемпионат с нового сезона — очень хорошее решение.

Но что если вы не хотите ждать? На ютубе и на сайте Матч ТВ можно посмотреть прошлые сезоны чемпионата. Лично я бы посоветовал посмотреть сезон 2019 года. Как я писал, это не только объективно самый драматичный сезон в ралли-кроссе, но и один из самых крутых сезонов в истории автоспорта вообще. Я специально практически не упоминал никаких спойлеров в этом посте, чтобы оставить вам эту опцию. Сезон 2019 состоит из десяти этапов, десять этапов по два часа — это примерная продолжительность сезона какого-нибудь сериала. Можно посмотреть и более свежий сезон 2020 года. Но он получился немного странноватым из-за известных причин: на трибунах нет фанатов (кроме этапов в Латвии), все уикенды сдвоенные, а последний восьмой этап в Барселоне не должен был быть последним. Планировались ещё два уикенда в Спа и Нюрбургринге, но их к сожалению отменили и чемпионские титулы (водительский и командный) вручили уже после отмены этих этапов, отправив призы победителям по почте. В целом можете начинать просмотр с любой гонки: в любом случае не ошибётесь.

Где поиграть

Почему стоит перестать бояться и начать смотреть Чемпионат Мира по ралли-кроссу

На данный момент чемпионат мира лицензирован в трёх играх: Dirt Rally, Dirt 4 и Dirt Rally 2.0. Самые свежие ливреи естественно находятся в самой свежей игре Dirt Rally 2.0 (в ней представлены ливреи 2018 и 2019 годов). Представлены не только машины, но и трассы чемпионата мира. В Dirt 5 тоже присутствуют суперкары (добавили обновлениями даже несколько ливрей из сезона 2020), но трасс чемпионата там нет, как и самого чемпионата.

Итог

Как вы могли понять, этот пост — любовное послание моей любимой и самой захватывающей гоночной серии. Самым большим признанием для меня будет то, что после прочтения этого поста кто-то перестанет бояться и воткнёт в себя полный шприц чистого автоспортивного экшена, коим является Чемпионат мира по ралли-кроссу! Если у вас остались после прочтения какие-то вопросы, то смело задавайте их в комментариях. Отвечу на все в меру своей компетенции.

#лонг #лонгрид #rallycross #worldrx #автоспорт #туториал #гонки #dirt #dirt5 #dirtrally2 #dirtrally #dirt4 #история

177177
51 комментарий

Комментарий недоступен

39
Ответить

Комментарий недоступен

23
Ответить

Автору не ясно, что кому-то ралли-кросс вообще не нравиться? Причем тут вообще боязнь его смотреть? 

14
Ответить

вы наверное недавно в интернете

32
Ответить

почему столько народу от слова "страх" триггернулось? комплексы какие-то?

13
Ответить

Поделюсь своим самым любимым моментов в Ралли-Кроссе.

Вообще очень интересная вещь. Но в серии Дёрт абсолютно мне не дается

8
Ответить

У меня в посте есть это видео с кое-каким улучшением)

2
Ответить