История отмененной совместной консоли Sony и Nintendo

Или сказ о том, как Playstation могла никогда не появиться

Единственный экземпляр, найденный в 2015
Единственный экземпляр, найденный в 2015

CD против картриджей

Конец 1980-х. Nintendo, королева 8-битных и 16-битных консолей, столкнулась с дилеммой: картриджи. Они были дорогими, ограниченными в объёме и раздражали разработчиков. В 1988 году себестоимость производства картриджа SNES достигала 14 $, тогда как CD - 1,5 $. Финансовый расчёт был очевиден, но большая N боялась потерять контроль: пираты могли копировать диски, а право на производство картриджей было её монополией.

Один из главных героев сегодняшней истории - Кэн Кутараги
Один из главных героев сегодняшней истории - Кэн Кутараги

В этот момент Sony, тогда ещё «аудио-гигант» без игрового опыта, предложила Nintendo революцию: CD-ROM-привод для SNES. Инженер Кэн Кутараги, позже прозванный "отцом PlayStation", разработал чип SPC700 для обработки звука. Его идея? Объединить мощь SNES с ёмкостью CD, чтобы игры зазвучали как симфонии, а не пиксельные джинглы.

Переговоры начались в атмосфере взаимного недоверия. Nintendo согласилась на партнёрство, но в контракт вписали пункт: "Sony не имеет прав на прибыль от игр, выпущенных на картриджах". Это было похоже на предложение построить соседу гараж, но запретить ему парковать там свою машину. Тем не менее, к 1991 году проект SNES-CD казался реальным. Сони даже разработала логотип "PlayStation" — предполагалось, что это будет бренд для CD-игр.

Но чем глубже Sony погружалась в разработку, тем сильнее нинка паниковала. «Они хотят украсть нашу индустрию», — шептались в кулуарах Киото. В итоге Нинтендо сделала то, что умеет лучше всего: развернулась на 180 градусов, даже не предупредив партнёра.

Союз Nintendo и Sony

Третья компания в нашем разговоре, которая совсем скоро сыграет свою роль
Третья компания в нашем разговоре, которая совсем скоро сыграет свою роль

1990-1991 годы стали периодом странного брака по расчёту. Sony, наивная как первокурсник на стартап-хакатоне, верила, что Nintendo оценит её технологии. Инженеры соней трудились над консолью, представляя, как их имена войдут в историю. Nintendo же параллельно вела переговоры с Philips — на случай, если "эксперимент с Sony провалится".

Технические детали SNES-CD звучали футуристично:

  • Два слота — для картриджей и CD, чтобы сохранить обратную совместимость.
  • Чип SPC700 — 16-битный процессор для звука, способный воспроизводить 24 канала (против 8 у SNES).
  • Формат Super Disc — гибрид CD и картриджа с защитой от пиратов.

Но юридические баталии оказались сложнее инженерных. Sony хотела контролировать лицензии для CD-игр, оставляя Nintendo только картриджи.

Кульминация наступила в мае 1991-го. Sony, уверенная в партнёрстве, готовила презентацию SNES-CD на CES в Чикаго. В штаб-квартире Нинтендо в это время подписывали секретный контракт с Филипс.

CES 1991

Стенд Нинтендо в тот год на CES
Стенд Нинтендо в тот год на CES

1 июня 1991 года. В Чикаго царит атмосфера азарта: Sony готовится представить SNES-CD на выставке CES. Журналисты в ожидании, пресс-релизы разосланы, а Кэн Кутараги уже репетирует речь о «революции в гейминге». Но за день до презентации Nintendo проводит экстренный брифинг: "Наш новый партнёр — Philips!" Зал замер. Сони, стоявшая за кулисами с макетом SNES-CD, узнаёт об этом из газет.

Причины предательства? Нинка испугалась, что по контракту Sony получит эксклюзивные права на все CD-игры. "Они хотели превратить нас в своих поставщиков железа, как Intel для компьютеров", — позже объяснял Хироси Ямаути. Вместо этого Nintendo выбрала Филипс — компанию, чьи инженеры не отличали джойстик от тостера. Результат? CD-i, приставка, которая подарила миру Hotel Mario — игру, где диалоги Марио звучали так, будто их записывали в лифте на диктофон.

Внешний вид CD-i
Внешний вид CD-i

Сони тем временем уже задумали свой ответ.

Мы сделаем свою консоль. И назовём её PlayStation — чтобы Nintendo помнила, как облажалась

Кэн Кутараги, в баре со своей командой после окончания CES

Месть, которая изменила индустрию

Первая плойка
Первая плойка

1994 год. Sony выпускает PlayStation — 32-битную консоль с CD-приводом, 3D-ускорителем и поддержкой разработчиков, уставших от Nintendo. Ключевой момент — переход Square Enix на сторону Sony. Final Fantasy VII, изначально планировавшаяся для N64, стала эксклюзивом Плейстейшн благодаря CD. "Картридж на 64 МБ? Мы бы уместили туда только титры", — съязвил Хиронобу Сакагути, создатель серии.

Nintendo, упёршись в картриджи для N64, потеряла свои третьи студии. Да, Super Mario 64 и The Legend of Zelda: Ocarina of Time стали шедеврами, но порты вроде Resident Evil 2 приходилось ужимать до 64 МБ, вырезая целые уровни. «Это как пытаться упаковать слона в чемодан», — жаловались в Capcom.

PlayStation же расцвела: Metal Gear Solid, Tekken, Crash Bandicoot и даже эксперименты вроде Parappa the Rapper — CD-формат позволял всё. К 2000 году Сони продала 100 млн консолей. Большая N, проиграв поколение, втайне жалела о SNES-CD. "Возможно, мы были слишком упрямы", — признался Сигэру Миямото в интервью 2001 года.

Поиск консоли

Концепт SNES-CD
Концепт SNES-CD

2003 год. На форуме Something Awful всплывают первые фото прототипа SNES-CD. Приставка выглядит как SNES, скрещённая с VCR-плеером, с логотипом Sony на боку. "Похоже на то, что получится, если склеить Геймкуб и роутер", — комментируют пользователи.

В 2015 на Reddit один из пользователей выкладывает сначала фото, а потом и видео консоли, и на площадке начался сущий кошмар. Спустя столько лет, казалось, навсегда утерянная консоль была найдена

В том же году коллекционер выкладывает на eBay фото BIOS-чипа SNES-CD. В 2020-м хакеры взламывают архив умершего инженера Sony и находят код BIOS. При запуске на эмуляторе появляется логотип Sony, после чего экран гаснет. "Это как найти сокровищницу, но вместо золота — записка: "Конец. Идите домой"", — шутит модер под ником RetroDolphin.

А в 2022-м ютубер Стрейф Хасселт демонстрирует «воскрешённую» SNES-CD, собранную из оригинальных деталей. Она запускает демо-ролик с Марио, прыгающим под музыку из Sonic CD.

Что потерял мир?

Если бы SNES-CD вышла в 1993-м:

  • Nintendo сохранила бы третьи студии, не потеряв Square и Capcom.
  • 3D-революция началась бы раньше. Чип Sony в SNES-CD поддерживал векторную графику.
  • Игры-гибриды. Super Disc позволял сочетать картридж и CD. Представьте: Donkey Kong Country с CD-саундтреком и картриджными сохранениями.

Но вместо этого Сони, озлобленная предательством, пошла ва-банк. PlayStation стала платформой для экспериментов: от хорроров вроде Silent Hill до артхауса вроде ICO. Nintendo же, проиграв 90-е, взяла курс на инновации: Wii, DS, Switch — всё это попытки "не повторить ошибок SNES-CD".

Как провал повлиял на гигантов

Консоль, убившая SEGA
Консоль, убившая SEGA

Конец 90-ых. Пока Sony празднует успех Плейстейшн, а Nintendo лижет раны после N64, Sega пытается выжить. Saturn проваливается, и компания бросает последние силы на Dreamcast — первую консоль со встроенным модемом и онлайн-играми. Но почему это связано с SNES-CD? Ответ прост: Sega увидела, как Sony перехватила инициативу у Nintendo, и решила, что «инновации любой ценой» — единственный путь. Увы, Dreamcast стала лебединой песней Сеги.

Первый XBOX
Первый XBOX

Microsoft, наблюдая за драмой Nintendo и Sony, делает выводы. В 2001 году они выпускают Xbox — прямого наследника идей PlayStation: CD (точнее, DVD), поддержка сторонних разработчиков и упор на «взрослые» игры вроде Halo. Билл Гейтс не скрывал: "Мы изучили ошибки Nintendo. Если Сони смогла их обыграть, почему не мы?" Бокс стал спасательным кругом для ПК-разработчиков, которые устали от догм Sony.

Nintendo Wii
Nintendo Wii

А что Нинтендо? Они взяли реванш с Wii, доказав, что можно выиграть и без графики уровня PlayStation 3. "Пока Sony и Microsoft меряются терафлопсами, мы дадим людям пластиковую теннисную ракетку", — видимо, так звучал их план.

CD-диски не только убили картриджи, но и заложили основу для цифровой дистрибуции. В 2004 году Valve запускает Steam, вдохновившись простой идеей: "Если игры на CD можно патчить через интернет, почему бы не продавать их напрямую?" Первой ласточкой стал Half-Life 2, который требовал активации через Стим. Геймеры возмущались: "Я купил диск, а играть не могу без интернета? Это же дичь!"

Но магазин Гейба выжил, и к 2020-ым он стал цифровым "Ноевым ковчегом": 50 тысяч игр, от Cyberpunk 2077 до симулятора мытья кошек. Всё это — наследники CD-революции. Даже Nintendo смирилась: в eShop можно купить что угодно, хотя Миямото всё ещё считает, что «облако — это туман над горами».

Эпилог

SNES-CD — это не просто «альтернативная история». Это урок о том, как жадность и страх могут создать будущее, о котором никто не мечтал. Благодаря провалу SNES-CD у нас есть Playstation, Xbox, Steam.

А что с Нинкой и Сонями? Они до сих пор делают вид, что дружат. Например, в 2020 году Марио появился в рекламе пятой плойки. Но мы-то знаем: это как встреча бывших, которые улыбаются, но держат руку на кнопке блокировки.

P.S. Если хотите услышать звук SNES-CD — включите PlayStation. Это и есть её наследие.

4
6 комментариев