The Saboteur - игра, раздавленная корпоративным каблуком, карикатура моей жизни. Игра, из-за которой я не мог бросить курить.

The Saboteur - игра, раздавленная корпоративным каблуком, карикатура моей жизни. Игра, из-за которой я не мог бросить курить.

2009 год!

Странный год для игроиндустрии, трудный год для меня лично.

Это был настоящий адский круговорот годноты, океан развлечений и настоящих электронных наркотиков, кишащий усталыми, задроченными программистами и зажравшимися корпоративными акулами в костюмах от Armani. Казино, только вместо рулетки – графические движки и потребительский мазохизм. Они напихали всё это дерьмо в наши ящики с Xbox 360 и PlayStation 3, блестящие гробы для наших душ под названием PC, наполненные бесконечными уровнями милитаристических шутеров, приключений и очередными порциями унылой и не очень фантастики. Это не искусство, это электронная порочная язва на нёбе которую мы готовы обсасывать, лишь бы она не прошла. Инди-разработчики, эти милые, недооцененные существа с пикселями в глазах, пытаются пробиться сквозь слой жесткого коммерческого дерьма, но их поглощают бессердечные гиганты, похожие на нефтяные танкеры, убивающие всё на своём пути.

И племя геймеров… белые лица, прикованные к экранам, пальцы как паучьи лапки, глаза залиты светом монитора. Они забыли, что есть жизнь вне виртуальной реальности. Они порабощены виртуальными мирами, наполненными виртуальными убийствами, виртуальной славой... Это трагично? Да!

И я был одним из этого племени в 2009-м - в моей борьбе с жизненными трудностями игры были моим эскапизмом и забвением, таблеткой от реального, в котором мне было больно и некомфортно, бешеным скачком с обрыва в бездонную тьму.

The Saboteur - игра, раздавленная корпоративным каблуком, карикатура моей жизни. Игра, из-за которой я не мог бросить курить.

The Saboteur - это незабытый шедевр забытой войны а Pandemic Studios - бедолаги с блестящими идеями и измученными лицами, загнанные в угол жадными собаками из Electronic Arts.

Представьте себе: в вашей игре Париж оккупирован нацистами, а в реале голова – адом с дедлайнами и бюджетами. EA, эти хлыстовые кровопийцы, с их бесчувственными финансовыми отчётами и бездушными маркетинговыми планами cжали Pandemic в своих железных лапах, как хищные кракены, высасывающие соки из каждой клетки.

Бедняги из Pandemic пытались создать что-то настоящее, что-то с душой, с атмосферой … но машина EA измельчила их мечты в порошок. Они пытались сделать Париж красивым, живым… но издатель кричал: «Больше эффектов! Больше взрывов! Больше продаж!» Сценарий? Они хотели рассказать историю, дать чувствовать… но EA урезала сюжет, разрезала его на куски, как тушу свиньи для фарша, и обрубила надежды на DLC.

Концепт арт к DLC
Концепт арт к DLC

Это было убийство искусства… медленное, мучительное убийство, сопровождаемое звоном телефонов и завываниями бизнес-планов. Pandemic были как раненая птица, пытающаяся взлететь, но тяжесть ожиданий EA пригвоздила их к земле. Они извернулись из последних сил, но всё равно предали свой шедевр на растерзание чудовищу рынка. Был ли у них выбор? The Saboteur стал жестокой иронией – потрясающая игра, рождённая в муках, убитая жадностью и некомпетентностью.

А что EA? Они получили свои грязные деньги, и спокойно перешли к следующей жертве.
Без капли сожаления.
Без капли совести.
Это было убийство не только игры, но и целой студии… и от этого гораздо больнее, ведь мы не увидим ни сиквела, ни ремейка...

The Saboteur. Нашел я эту штуку в каком-то занюханном магазине электроники, затерянном среди гор упаковок с милитари-шутерами и DVD с боевиками категории "B". Обложка — тусклая, как утреннее похмелье, с главным героем Шоном Дэвлином, голой задницей и Эйфелевой башней где-то на заднем плане, будто Бэнкси вывел через трафарет на Триумфальной Арке. Выглядело это так же привлекательно, как морда Дюбуа в зеркале ванной.
Но что-то в этих мрачных тонах привлекло меня. Как моя жизнь, только с более яркими красками. Я купил этот диск, словно какой-то мерзкий сувенир с места преступления. Дома вставил в консоль... и погрузился в это черно-белое и в то же время полное красок незабываемое нуар-приключение.

Первые секунды ну очень приятно удивили.

Первые минуты были как удар по лицу. Этот Париж... не тот романтичный город с Эйфелевой башней и кафе, нет. Это был Париж под сапогом нацистов, грязный, угрюмый, удушающий свой собственный цвет. Серые улицы, смутные силуэты врагов, давящая атмосфера оккупации. Это не была очередная видеоигра про стрельбу и взрывы. Это было что-то более... душераздирающее и интригующее.

Как это выглядело? На тогдашние времена — неплохо. Но не в этом дело. В этом было что-то грязное, необработанное, словно я сам залез в этот серый город, пропитался его вонью и отчаянием. Как будто сам Беккет писал сценарий для игры.

The Saboteur - игра, раздавленная корпоративным каблуком, карикатура моей жизни. Игра, из-за которой я не мог бросить курить.

Так что, да… The Saboteur. Не тот блокбастер, который нынче покажут по twitch-каналам с визжащими как свиньи стримерами. Это более интимный опыт, немного грубый, немного горький, но предельно запоминающийся. Как бутылка хорошего джина после долгого и тяжелого дня.

Ранние концепт-арты Шона
Ранние концепт-арты Шона

Мой аватар, Шон Дэвлин, этот ирландский пьяница-саботажник, стал моим альтер-эго, только с гораздо большим количеством шрамов, чем у меня. Мы оба пьём, мы оба любим женщин, мы оба устраиваем беспорядки. Разница лишь в том, что он делает это ради Франции, а я – ради собственного удовольствия. И, чёрт возьми, он хорош в этом.
Визуальный стиль в игре это токсичная смесь реализма и мультяшного абсурда. Сам Париж, кажется, растворяется в галлюциногенном полотне, гротескной пародии на свою былую славу. Нацисты, эти жирные, раздутые ублюдки, изображены с гротескной карикатурой, которая кажется одновременно смешной и ужасающей. Убивать их было физически приятным занятием, а взрывать нацистские аванпосты - виртуальной чисткой зла, квартал за кварталом.

Какой же там саундтрек... Чёртов джаз, пропитанный бензином и кровью. Он как коктейль Молотова из абсента, вискаря и немного цианистого калия. Сначала он кажется приятным, даже изящным, все эти ноты с привкусом старого Парижа. Но потом… потом он начинает душить, проникать в самые глубины твоего бытия, смешиваясь с потоком адреналина и чувством безысходности.Это не просто музыка, это звуковое воплощение безумия. Это крик о мести, шепот смерти, прощальная серенада под выстрелы винтовок. Это смесь утонченной меланхолии и дикого бунтарства, как если бы Дюк Эллингтон сам лично написал саундтрек к геноциду. Он начинается тихо, спокойно, словно вечерний туман над Сеной. Но потом… потом это буря, вихрь из душевной боли и злобы, превращающаяся в безудержное ликование. Это как если бы ты выпил бутылку виски, выкурил пачку сигарет, а затем взорвал банковское хранилище. Каждая нота пропитана горьким послевкусием войны, каждый аккорд – это выстрел в темноту, каждый ритм – это удар ножом в спину. Это музыка для подрывателей, для тех, кто любит жить на острие лезвия, для тех, кто не боится смотреть в лицо смерти. Это не просто саундтрек, это наркотик, и я подсел на него с первой же ноты. И я не собираюсь сходить с него.
Никогда.

Я провёл часы, дни, потерянный в этом цифровом аду. Я саботировал, я внедрялся, я взрывал всё к чёртовой матери. Геймплей был прост, почти примитивен, но эффект был разрушительным. Это было чистое, неразбавленное насилие, катарсическое освобождение от накопленной ярости. Но это было не просто насилие. Это была стратегия, хитрость, отчаянный танец со смертью. Я был призраком, фантомом, шёпотом в ушах врага. Я чувствовал, что переживаю свою собственную войну, только на этот раз я мог действительно победить.

Концовка… ну, концовка была разочарованием. Вместо взрыва – всхлип. Она оставила после себя пустое чувство, ощущение незавершенности, горький привкус пепла во рту. Игра закончилась, но война всё еще ревела в моей голове. The Saboteur. Это был трип, несомненно. Гремящее, словно раскаты грома, путешествие по подбрюшью разрушенного войной города. Искажённое отражение моей собственной души. Это была не просто игра; это был, чёрт возьми, опыт - отличный, ужасный, прекрасный и, в конечном итоге, пустой опыт. И самое худшее? Мне это даже понравилось. А теперь, если вы позволите, мне нужна еще сигарета. Или две. Чёрт, пачку.

Говорят, воля — это сила. А я говорю, что воля — это смехотворная иллюзия, когда на экране твой личный герой, твоё второе я, затягивается с таким же удовольствием, с каким я когда-то затягивался первой сигаретой на заднем дворе школы.
Это как проклятие, вы понимаете? Проклятие для души, пропитанное никотином и горечью потерь. Каждый кадр, где Дэвлин курит, — это укол прямо в сердце. Этот проклятый дым из его сигарет… он сжигает мои лёгкие, мои нервы, мою волю к жизни!

А я, как тупая обезьяна, пытался тогда бросить, но тогда начиналась ломка – настоящая, адская ломка, от которой я снова тянулся к этим проклятым палочкам. И это не только Дэвлин. Это все они — эти мультяшные ублюдки, эти виртуальные герои, куряги и алкаши, которые живут своими жизнями в этих грязных, блестящих мирах, заставляя меня чувствовать себя неполноценным, слабым… неспособным даже бросить курить! Это не просто зависимость, это вызов. Вызов моему я, моему характеру, моему самоконтролю! Этот Дэвлин, своим проклятым дымом растоптал мои надежды на исцеление, на избавление… и я чувствую, как ярость снова начинает загораться в моих жилах… как эта проклятая сигарета в моих зубах.

Эта проклятая игра…

А что ещё может быть прекрасного в этой игре? Ничего. Это не игра, это отражение жизни. Грязное, вонючее, но истинное отражение. В ней нет ничего красивого, ничего романтического. Только грязная, несправедливая реальность, война добра и зла, уничтожение и освобождение . И этим она и привлекательна. Ведь именно за эту правду мы и любим жизнь. Даже несмотря на то, что она полна дерьма.
The Saboteur — это всего лишь её мультяшная иллюстрация.

2626
44
22
11
17 комментариев

Они напихали всё это дерьмо в наши ящики с Xbox 360 и PlayStation 3, блестящие гробы для наших душ под названием PCтут графомания не в почете
The Saboteur - это незабытый шедевр забытой войны а Pandemic Studios - бедолаги с блестящими идеями и измученными лицами, загнанные в угол жадными собаками из Electronic Arts.опять графомания
ладно это невозможно читать, огромное спасибо за попытку
Визуальный стиль в игре это токсичная смесь реализма и мультяшного абсурда. Сам Париж, кажется, растворяется в галлюциногенном полотне, гротескной пародии на свою былую славу.))))))
Так что, да… The Saboteur. Не тот блокбастер, который нынче покажут по twitch-каналам с визжащими как свиньи стримерами. Это более интимный опыт, немного грубый, немного горький, но предельно запоминающийся. Как бутылка хорошего джина после долгого и тяжелого дня.Обычный гта клон коих было куча на рынке, забавно что чел писал про борьбу с корпами и пишет про самый идеально выверенный под рынок продукт, где и гта, и паркур как в ассасинах, игра просто копирка всех популярных механик в сеттинге второй мировой


Итого текст просто полная воды графомания с вставками типа видел героя, реально я

10
1

Представь, что этот Роршах текст написал.
«Этот дтф вопит как скотобойня»

2
1

Спасибо за развернутую обратную связь, Владик. У меня ты не увидишь лонги с красивым оглавлением, с фразочками, типа "но обо всем по порядку", "как же так получилось? Давайте разбираться", объективности тоже не жди, как и удобного для чтения слога. Пишу как думаю, о чем думаю, эпитеты выбираю соответственно) Это не рецензия, это статья, очерк, поток мыслей.

3

текст не читал, но игра норм кста

7

Поддерживаю. Мне тогда ещё понравилось, что район города, после победы на фашистами, меняет оттенки серого на полноцветную картинку. Хорошая идея.

3

вот настоящий саботёр

3