Статистика по играм русскоязычного сегмента Xbox за Август 2022
Скоро будет уже 7 лет, как я пилю свой хобби-проект по сбору статистики Xbox Live, и я собираю статистику по 474 тысячам русскоговорящих геймертагов. Это далеко не все игроки русскоязычного Xbox Live, но достаточно большая и интересная выборка. Предлагаю посмотреть на последний месяц лета: во что играли, как много, как долго.
Количество геймертагов, по которым я собираю информацию -- 474 тысячи, это на 15 тысяч больше, чем месяц назад, и это число постоянно увеличивается за счёт сканирования клубов, клипов, отзывов и прочих источников игроков, где я могу быть более-менее уверен, что язык, которым они пользуются, русский. В своём блоге я веду цикл статей, где немного рассказываю о том, что входит в экосистему Xbox Live и какая информация доступна моим скриптам.
Общее число игроков и среднее время игры
Не все 474 тысячи геймертагов запускают игры, примерно половина вообще заброшена, но я продолжаю сканировать их - вдруг однажды они проснутся.
Как можно увидеть, в августе 224 тысячи человек запустили игры, и, если поделить общее время в играх на число людей и на число дней в месяце, то получится, что играть в среднем стали на две минуты больше, чем в июле. Количество запущенных игр тоже выросло, и даже превысило показатели января.
Самые популярные игры за всё время
Это единственная таблица, которая показывает не прошлый месяц, а вообще, за всю историю, доступную в Xbox Live. То есть, если человек купил в 2013 фатку хуана, часик поиграл в Forza Motorsport 5 и сразу же продал её на авито, то тут будет +1 для этой игры.
Особых изменений с прошлым месяцем нет, первые 18 строк без изменений, дальше есть локальные подвижки, типа поднятия A Way Out с 21-го места на 19-е. Но в целом всё очень спокойно.
Самые популярные игры прошлого месяца
Для получения дальнейшей информации я использую технологию Rich Presence. Каждый раз, когда вы смотрите список друзей на консоли или в приложении Xbox App, в этом списке отмечено, кто сейчас онлайн, какая игра запущена и даже — для некоторых игр — что именно человек делает в игре. Я непрерывно опрашиваю состояние всех активных геймертагов и складываю результат в базу. Получается примерно каждые 40-50 секунд. Подробно про эту технологию я изложил в соответствующей заметке в блоге.
Коллажик на КДПВ построен именно по этой табличке.
Из интересного: ROBLOX прыгнул с 6 места на 4-е, потеснив Grand Theft Auto V и Fall Guys. Последний продолжает терять аудиторию, уступив теперь уже и ГТА5. Far Cry 5 отъехал с 7 места на 10-е, чуть поднялся Mortal Combat 11 с небольшим увеличением числа игроков на полторы тысячи.
Немного удивительная история с Forza Horizon 5 и 4: можно увидеть, что после выхода DLC для пятёрки количество играющих в предыдущую версию уменьшилось, а в пятёрку в июне стало играть на почти на 3 тысячи больше человек, чем в мае, например. Но теперь такое впечатление, что часть игроков вернулось обратно в четвёрку, превысив показатели марта-июля, а из пятой версии напротив, произошёл отток игроков.
По большому счёту на 6 месте должна быть FIFA 22, но из-за того, что версии для Xbox One и Xbox Series имеют разный ID, они считаются как отдельные игры, и занимают соседние строчки 11 и 12.
Изменение числа игроков в играх по месяцам
За точку отсчёта я взял апрель прошлого года, так как именно тогда количество геймертагов практически удвоилось, после чего неспешно растёт каждый день.
Для каждого месяца я беру топ-15 игр, и потом по общему списку строю график по количеству поигравших.
И отдельно график без лидеров, вдруг кому интересны игры нижней части топа
Игры, в которые играют долго
Для построения этой таблицы я брал общее время, которое провели игроки в игре, и делил его на количество игроков. Полученная величина — сколько в среднем игроки провели в этом месяце в этой игре. Эта цифра даже более интересна, чем абсолютные значения времени, особенно в сравнении с прошлыми месяцами.
Обратите внимание на столбец "Игроков": я отфильтровал игры, в которые поиграли как минимум 400 человек, иначе вся таблица полна каких-то ноунеймов, в которые упарывались единичные маньяки, при этом в самом столбце указано количество игроков в августе.
Учитывая, что всеобщее среднее время игроков не сильно меняется от месяца к месяцу, есть подозрение, что если в какую-то игру стали играть больше, то в какую-то -- меньше. То есть, можно попробовать отследить перетекание аудитории из одной игры в другую, особенно в рамках одного жанра, скажем, спортсимов.
Сколько дней в прошлом месяце играли
Редкий человек может позволить себе играть каждый день. Но и вообще за месяц ни разу не запустить ни одну игру -- тоже плохо.
Нас интересует первый столбец (август). Получается, что почти 80 тысяч играли больше половины дней в месяце, ну и 223785 человек включили хотя бы один раз, при этом не просто включили, а запустили хотя бы одну игру. Если человек включал Xbox каждый день, но смотрел только Youtube и кино в браузере, тут для него будет ноль. В марте 5 дней скрипт сбора не работал.
Сколько часов в прошлом месяце играли в игры
По оси абсцисс отложим количество часов, которые провели в игре, а по оси ординат - количество человек, поигравших не менее, чем в указанное количество часов. Чем сильнее кривая стремится в правый верхний угол, тем лучше - больше людей играют дольше.
И вообще видно, что кривая хоть и чуть-чуть, но сдвигается в правый верхний угол, то есть мы играем больше и дольше.
Популярность жанров
У каждой игры в MS Store есть понятие "Категория", обычно там что-то типа "Гонки и авиасимуляторы", или "Стратегия", или "Экшн и приключения". Таблица ниже показывает время, затраченное игроками в прошлом месяце на эти вот "Категории".
Чтобы было более наглядно, я сделал гистограмму: по горизонтальной оси среднее количество часов в прошлом месяце по данному жанру:
Свойства игр, в которые играли в прошлом месяце
В отличие от Жанров ("Категорий"), у каждой игры в майкрософт-сторе есть ещё один или несколько тегов, в русскоязычной версии магазина они теперь называются "Возможности" (раньше было "Требования"). Ну, типа, "Один игрок", или "Оптимизировано для Xbox Series", или "HDR10". Их можно отмапить на количество времени, которое провели игроки, и построить такую таблицу:
Подробно про жанры и свойства (атрибуты) я рассказывал в отдельной статье своего блога.
Гистограмма:
Информация по платформам Xbox
Как известно, Xbox -- это не только игры, доступные на приставках 360/One/Series, но и с некоторых пор сюда попадают тайтлы с PC, iOS, Android и даже Playstation и Nintendo. Приведу столбчатую диаграмму (stacked bars), выровненную по 100%, ибо интересно наблюдать не просто абсолютные значения цифр, а и их относительное изменение.
Сколько клипов снято в играх
Традиционная рубрика "самые зрелищные игры", потому что как только в игре случается что-то интересное, рука тянется к кнопке "записать произошедшее".
По играм:
В столбце с месяцем — число снятых в игре клипов, в круглых скобках — разница с прошлым месяцем. В столбце с игроками число поигравших, а в круглых скобках разница с прошлым месяцем.
Сколько скриншотов сделано в играх и выложено(!!!) в Xbox Live
Со скринами какая-то странная дичь, потому что, в отличие от клипов, на скрины, по всей видимости, распространяются возрастные ограничения. И теперь, чтобы ваши друзья или мои скрипты увидели сделанный вами скриншот, его надо не только сделать, но и запостить в ленту. Раньше всё было проще: скрин сам публиковался. Увы. Теперь скринов меньше, но тем выше их ценность.
По играм:
И да, в этом месяце танчики подвинули форзочку с первого места на второе.
Отзывы этого месяца
Отзывы на игры в магазине Xbox Store особенно интересны, так как невозможно оставить отзыв, не купив и не поиграв в игру. Отзывы, которые я читаю, можно оставить только с консоли, потому что я читаю не только отзыв, я смотрю геймертаг и связываю его со своей базой, чтобы можно было, прочтя очередной искромётный коммент, посмотреть, сколько человек поиграл в игру и чего добился.
Именно поэтому нет смысла оставлять комментарии в магазине Xbox на ПК: вместо геймертага там всегда какое-то "Сергей" или "Вася", что не есть геймертаг. Такие вещи я тупо игнорю.
По многочисленным сообщениям, майки занялись модерацией отзывов, при этом, к примеру, отзыв с матом может остаться, а отзыв с критикой ЛГБТ-повесточки бесследно исчезает. У меня реализован механизм добавления отзыва, но отсутствует удаление, поэтому да, если я успел перехватить отзыв перед удалением, он у меня будет, а на сайте вы его уже не найдёте.
Всё не очень просто на самом деле: отзыв можно оставить не только на разные варианты игры (Standard/Deluxe/Ultimate), но и на DLC и Add-on'ы. Я всё сваливаю в одну кучу для простоты.
Облако тегов по текстам отзывов. Принцип — с помощью pymorphy2 приводим все слова к единственному числу именительному падежу, убираем стоп-слова (предлоги, союзы, "xbox", "игра" и проч.) и используем wordcloud.
Сколько игроков сколько игр поиграло
Редкий игрок весь месяц упарывается ровно в одну игру (хотя, таких есть и немало).
Игры по геймпассу
Я посчитал время, проведённое во всех играх, и в играх, доступных по геймпассу.
35,9%
Это не значит, что столько человек купили геймпас, это значит, что в геймпасе находятся игры, в которые игроки провели больше трети своего времени.
Игры Xbox 360
Подавляющее большинство игр на самом деле запускается по программе обратной совместимости. Я объясняю этот феномен тем фактом, что количество непрошитых Xbox 360 исчезающе мало, а прошитые не попадают в мою статистику, так как отключены от Xbox Live
По играм:
Распределение количества игр и игроков в прошлом месяце:
Вопросы и ответы
Q1. Зачем это вообще?
A1. Цель: вменяемая информация "кто во что играет", потому что сейчас всё, что есть, это некие "цифры продаж", мутная информация от всяких гамнокритиков, опросы на разных сайтах и другие непроверяемые цифры, в которые нам предлагается поверить.
Моя стата — кардинально иной инструмент. В идеальном мире моей статы игроки голосуют за игры своими геймпадами. Если игра хорошая — они в неё играют, проходят до конца, собирают ачивки, играют в допы. Если нет — запустят один-два раза по 20 минут и забудут. И мои скрипты это будут видеть, а цифры продаж этого не видят.
Q2. Почему именно русскоговорящиe?
A2. Русскоязычный сегмент Xbox Live имеет свои выраженные социокультурные особенности, из-за чего обобщённая, глобальная, мировая статистика не совсем адекватно отображает действительность в нашей стране. Почитайте отзывы на некоторые нелокализованные игры. Народ ставит единицы тупо за отсутствие русского перевода. Кроме того, есть и другие особенности, типа (почти) равнодушия к бейсболу и японской эпилептической наркомании.
Короче, исконно-посконная, духовно-скрепная, патриотически-православная статистика, как она есть.
Q3. Откуда набраны геймертаги?
A3. Некоторый процент — парсинг сайтов xboxland.net, stratege.ru и gamemag.ru. Примерно половина — участники русскоязычных (locale='ru-RU') клубов Xbox. И ещё почти столько же — авторы клипов и скриншотов в русской локали. Всего 474439 геймертагов на момент написания этого текста, и эта цифра постоянно растёт.
Я оцениваю погрешность как не превышающую 2%. Источник погрешности — случайно попавшие нерусскоязычные граждане, в основном из отзывов.
Q4. Дайте статистику по Playstation!
A4. «115 миллионов проданных приставок» (©Misery)
Q5. Для моего геймертага некорректные данные: другой геймерскор/клипы/скриншоты
A5. Буду благодарен, если вы сообщите мне об обнаруженных расхождениях в комментариях.
Q6. Меня нет на https://xboxstat.ru! Можно меня добавить?
A6. Самый простой способ — зафолловить Автолайкера. Это такой робот, который будет лайкать всё подряд в вашей ленте, заодно впишет ваш геймертаг в мою базу. Как только увидите себя в статистике, можно от него отписаться, лайкать перестанет.
Q7. Что за трешанина на xboxstat.ru?! Моск вскипел!
A7. https://xboxstat.ru — это прибор. И я не советую изучать стату с мобильника, всё-таки большой экран удобнее.
Ещё небольшая просьба
Распространение в русскоязычном информационном поле приветствуется, но прошу воздержаться от перевода на англоязычную аудиторию. У меня есть ощущение, близкое к уверенности, что издатели и платформодержатель не будут happy с такого рода информацией, которая (теоретически) может повлиять на продажи.
В остальном буду рад замечаниям, вопросам и комментариям.
Источник: https://xboxstat.ru (на реконструкции)