Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Среди поклонников JRPG часто звучит мнение, что наилучшими точками входа в жанр являются серия Persona или некоторые из тайтлов серии Tales of, в частности чаще всего упоминаются Vesperia или Berseria. Будучи человеком, до сих пор очень слабо знакомым с этим жанром и решившимся на это во многом из-за анимешной стилистики, я решил прислушаться к советам старожилов и начать свое путешествие с уже упомянутой в заголовке серией.

Важно отметить, что я не буду затрагивать вопросы технической устареваемости игры, так как жаловаться на игру 2006 года (скорее 2009, так как я проходил версию Portable) в 2023 я считаю не совсем корректным, хотя что-то косвенно я, может быть, и затрону. Моя цель — обсудить сам геймдизайн, его сильные и слабые стороны, а также обратить внимание на различные аспекты, которые мне показались непривычными или привлекли мое внимание. Весь пост — чистейшая субьективщина автора и является скорее большим щитпостом, нежели полноценным обзором.

Для тех, кто хочет сразу перейти к самой сути лонга, переместитесь через оглавление на "Persona 3 глазами зумера".

Оглавление

  • Основные термины
  • Поверхностный психоанализ персонажа
  • "Повседневный" геймплей
  • Свидания с персонажами
  • Тартар и боевка

Введение

Если смотреть на сюжет игры отдаленно, то он может показаться достаточно клишированным и однообразным:

  • ГГ — избранный, который может дохера всего, чего другие не могут. Гигачад везде и во всем, умник, спортсмен, комсомолец и просто красавец. Для фулл-хауса не хватает только, чтобы женские персы раздвигали ноги перед ним едва завидев.
  • В команде есть чел, который 80% времени нихуя не делает и в итоге оказывается предателем.
  • Есть злое зло, которое победить невозможно, но наш ГГ побеждает, потому что он за доброе добро и все еще избранный гигачад. В конце, по классике, его от неминуемой гибели спасает сила дружбы. Разумеется, все заканчивается happy end’ом и почти без жертв.
  • Также, игра не лишена стандартных «японских» клише, которые уже избиты до дыр и использовались везде и кем только можно: школьная тематика, посещение горячих источников, обязательный пляжный эпизод и т. д. — все это стало уже банальностью. Хотя эти вещи неразрывно связаны с японской культурой, лично меня они уже начинают немного заебывать.

Но если бы тайтл состоял только из перечисленного, он бы не завоевал свою популярность, верно? Эти пункты являются скорее ложкой дегтя в большом чане меда (хотя в дальнейшем их еще будет предостаточно), поскольку сама по себе концепция «Темного часа» и связанных с ним всяких приколов приколов мне зашла.

Вкратце напомню про основной сюжет. Игра начинается с того, что ГГ — обычный парень, который переезжает в общагу с целью обучения в новой школе. В ту же ночь, как он заселился, выясняется, что сразу за полуночью существует секретный 25-й час, именуемый Темным часом, о существовании которого знают только обладатели сущностей, называемых Персонами. Концептуально эти сущности похожи на Стэндов из JoJo’s Bizarre Adventure, за исключением того, что пользоваться ими можно только в Темный час. В ту же ночь выясняется, что наши соседи по общаге как раз и являются такими обладателями, которые уже давно ведут войну против Теней, спасают мир от этих ужасных тварей и называют себя командой SEES (Specialized Extracurricular Execution Squad, прим. Специальный Послеурочный Исполнительный Отряд), а наш ГГ, разумеется, тот самый Избранный, который умеет менять Персон как перчатки и из-за своей особенности присоединяется к ним сразу как командир вылазной команды.

На самом деле, концентрация основного сюжета по отношению ко всему игровому времени в этом тайтле в меньшинстве, большую часть времени ты будешь заниматься рутиной по схеме дом-учеба-дом и всякими побочными активностями вроде выстраивания взаимоотношений с персонажами или прокачкой навыков. Также не меньше времени (а может и больше) ты, скорее всего, проведешь в Тартаре.

Основные термины в игре

В этом блоке я проясню про некоторые сюжетные термины, на которых зиждется вся концепция игры и все повествование в этом посте

Темный час

Как я уже сказал, Темный час (в англ. The Dark Hour) — это секретный, «дополнительный» час, идущий сразу после полуночи. В пределах этого часа простые смертные не осознают существования пространства, времени и всего остального, поскольку в Темный час тела и разумы этих людей изолируют от остального мира странные черные гробы, вследствие чего они не замечают каких-либо изменений и не могут знать о его существании. В это время появляются Тени — таинственные существа, которые представляют угрозу для жизни и сознания людей. Главный герой и его друзья вступают в битву с Тенями, используя свои способности и Персоны, чтобы защитить мир от этой угрозы.

Несмотря на изоляцию тел и разумов, иногда люди все-таки становятся жертвами Теней. Тени никого не убивают, но контакт с ними разрушает психику человека до такой степени, что он фактически превращается в полузомби, который сам по себе жив, но лишен всех сил и не способен даже на базовые вещи, вроде приема пищи или социальное взаимодействие. Такой феномен в игре называется Синдромом Апатии (в англ. Apathy Syndrome).

Темный Час является ключевым элементом сюжета игры, но это не значит, что его каждый раз придется терпеть и отыгрывать. Игрок волен проигнорировать Темный час и просто завалиться спать, либо пойти в это время в Тартар.

В каждую полнолунную ночь Темного часа по сюжету всегда происходит какой-то движ, но большую часть игры в эти ночи предстоит убивать боссов — крупных по силе и размерам Теней, которые по лору представляют наибольшую угрозу для людей.

Примерно вот такая обстановка происходит во время Темного часа
Примерно вот такая обстановка происходит во время Темного часа

Тартар

Тартар (в англ. Tartarus) — огромная башня, которая в Темный час вырастает на месте школы главного героя. Эта башня состоит из шести блоков, каждый из которых имеет собственных Теней, которые отличаются друг от друга по способностям, слабостям, резистам и т. д.

Геймплейная цель в Тартаре проста — подниматься по этажам выше и выше до самого конца башни, попутно прописывая пиздюлей Теням, которые там обитают. На самом верху башни будет ожидать концовка игры (подробнее о ней позже), однако добраться до нее сразу из начала игры не получится, поскольку на каждом блоке присутствуют специальные врата, которые не откроются, пока ты не доживешь до определенного дня в игре. Когда проход окажется доступным, позвонит Элизабет и проинформирует ГГ об этом.

Примерно так выглядит процесс файта. За шакалы извиняться не буду, т.к. спиздил пикрил из инета.
Примерно так выглядит процесс файта. За шакалы извиняться не буду, т.к. спиздил пикрил из инета.

Также имеется лимит на минимальное нахождение в Тартаре. С каждым полнолунием противники становятся все сильнее, а это означает, что ГГ и его товарищам (как ни странно) тоже нужно становиться сильнее. Поэтому, если на определенный момент уровень ГГ будет слишком низким, Мицуру насильно загонит тебя в башню и заставит гриндить со словами:

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Хотя я сам в такую ситуацию не попадал, но гриндить действительно надо, поскольку боссы ебать будут нещадно, об этом тоже расскажу позже.

Вельветовая комната

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Вельветовая комната (в англ. Velvet Room) — пространство, находящееся "между мечтой и реальностью, разумом и материей" и доступно оно только людям с высокой духовной силой (кем и является наш ГГ, он же по умолчанию гигачад). Комната в первую очередь предназначена для совершения различных операций с Персонами: покупка, утилизация и скрещивание с целью получения новых.

Заправляют Вельветовой комнатой странный носатый мужчина по имени Игорь и его ассистентка Элизабет. Последняя в ходе игры даст возможность еще и проходить побочные задачки в духе "добудь в Тартаре такой-то меч" или "скрести Персону из таких-то определенных Персон", однако я совершенно не понимаю их смысл.

Поверхностный психоанализ персонажей игры

Я уже пару раз упомянул конкретные имена героев, поэтому следует перейти к знакомству с ними.

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Главный герой

В третьей части (во всяком случае в версии Portable, как в остальных не знаю) имеется возможность выбрать ГГ мужского или женского пола. Сами разработчики перед выбором рекомендуют выбирать женского протагониста только ветеранам серии, а всем остальным играть за парня, потому что так типа каноничнее. Я последовал их советам и выбрал ГГ с «прибором», потому что кто я такой, чтобы перечить воле авторов.

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

С одной стороны, имя ГГ задает сам игрок. С другой стороны, у ГГ есть каноничное имя, но авторы как-то немного забили на этот момент, поэтому в итоге мы получили японскую версию репера Гнойного:

  • Макото Юки (имя использовалось в аниме-адаптации, насколько я знаю оно же будет в ремейке)
  • Минато Арисато (Манга)
  • Сакуя Шиоми (использовалось в мюзикле по мотивам)

Хотя на самом деле эти имена в самой игре не имеют никакого значения, поскольку использоваться будет только указанное непосредственно игроком.

Характер ГГ можно назвать апатичным, поскольку он всю игру он ходит с кислой рожей и в диалогах выдает соответствующие реплики, но даже с таким не самым привлекательным образом он умудряется быть магнитом для людских симпатий и с легкостью находить себе друзей.

Юкари Такеба (Yukari Takeba)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Юкари — одноклассница главного героя и по совместительству сожитель в общаге. Добрая и позитивная девушка, но в глубине души скрывающая душевные травмы, связанные с ее прошлым, из-за чего старается не подпускать к себе других людей (кроме ГГ конечно же, он ведь самый охуенный в мире). Иногда может с нихуя включить woman-режим и сказать/сотворить какую-нибудь херню.

Например, в ее ветке свиданий был момент, когда ее в переулке зажимают гопари. Если заступиться за нее и начать махач, она устроит истерику типа «я бы справилась сама, я ведь сильная и независимая и вообще какого хера ты влез, тебя никто не просил о помощи» и убежит. Конечно, она на следующем свидании извинилась за свое поведение, но осадочек остался очень ощутимый, мне было пиздец как обидно.

Дзюнпей Йори (Junpei Iori)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Дзюнпей — буквально японское переосмысление Киры из «Улицы разбитых фонарей«. Слегка быдловатый, легкомысленный и безответственный паренек, у которого на уме одни тяночки, хотя при каждой попытке завести общение с противоположным полом, самка опрокидывает его через хуй. Из-за своего явно недальновидного образа мышления Юкари дает ему кличку »Stupei», на что он постоянно агрится, но особо не обижается, потому что без негатива, по дружески. Также, как и Юкари, является одноклассником и сожителем ГГ.

Несмотря на образ позитивного чела, Дзюнпей нередко комплексует по поводу своей бездарности и неудач по жизни, в том числе с тянками. Эти комплексы послужили ему мотивацией для вступления в SEES, поскольку для него это была возможность избежать скучной жизни и доказать себе и окружающим, что он чего-то стоит.

Однако судьба в этом плане тоже в каком-то смысле бросает Дзюнпея через хуй, так как он оказывается в таком положении, что никто, кроме его друзей, не знает, что он вообще-то мир спасает и постоянно ради этого рискует жизнью.

Фуука Ямагиши (Fuuka Yamagishi)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

На мой взгляд, самая милая и адекватная тян из вообще всех тянок в игре, поэтому для меня она оказалась самой привлекательной. Кажется, что она как будто сошла со строк той самой великой пасты — худенькая, бледная, не очень высокая, забитая хикка, лохушка без друзей и подруг. В отличие от других девушек, любит ковыряться в различных железках, в том числе и компьютерных, а также сычевать дома. В ходе сюжета также стала проживать вместе с командой в одной общаге.

Из-за своей закрытости и замкнутости Фуука, как это обычно бывает в медиа и жизни, стала жертвой школьного буллинга, но именно действия буллеров впоследствии привели к тому, что она вступила в команду SEES — Фуука оказалась заперта на ночь в школьном спортзале, после чего бесследно исчезла на целую неделю.

По итогам расследования команды SEES. выяснилось, что Фуука застряла в Тартаре, когда тот возник на месте школы в Темный Час. Когда наши герои спасли ее из этого ужасного места, выяснилось, что она обладает Персоной, способности которой заключаются в поиске и анализе. Эти способности оказались гораздо мощнее, чем у Мицуру, поэтому было принято решение перевести Мицуру с позиции оператора на передовую.

Мицуру Киридзё (Mitsuru Kirijo)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Мицуру — дочь владельца очень влиятельной исследовательской конторы Kirijo Group, которая занимается изучением феномена Темного Часа и Теней. Девушка старше главного героя и остальной компании всего на год, однако ее характер, внешность и умственные способности создают очень стойкий образ зрелой и закаленной жизнью женщины. В целом, поведение Мицуру в обществе можно описать как слегка высокомерное и самоуверенное, хотя на самом деле ее натура не такая черствая, каким она ее демонстрирует на людях.

Мицуру, по сути, является основателем команды SEES и до прихода Фууки она занимала должность оператора команды. Поскольку способности ее Персоны больше подходит для боевых задач, чем для тыловых, Мицуру решила оставить свой пост в пользу Фууки и отправиться куканить Теней собственноручно.

Мицуру очень требовательна к дисциплине и к порядку, как физическому, так и организационному. Как командир команды, она требует того же самого и от других членов и дико бесится, если что-то идет не так.

В игре был забавный эпизод, связанный с этим качеством. Мицуру обнаружила, что комната Дзюнпея перевернута вверх дном и, решив, что в общежитие кто-то проник и ограбил хозяина комнаты, Мицуру вызвала офицера полиции для оформления соответствующего заявления. Вернувшись к себе и охуевший от увиденного Дзюнпей пояснил, что никакого грабежа не было, а это просто срач в комнате, и что она выглядит так всегда.

Акихико Санада (Akihiko Sanada)

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Акихико - постоянно серьезный, но добрый чел, постоянно рвущийся (в комментах на DTF) начистить рожи Теням. По характеру во многом похож на Мицуру за исключением того, что он позволяет использовать в своей речи сарказм и всякие микрошутейки. Имеет популярность в школе среди учеников и в особенности тянок, но внимание последних он всячески игнорирует, потому что у него жизни на первом месте стоит другая цель - (управлять поездом) самосовершенствование и гEH0цNд Теней.

Остальные персонажи

Если честно, то я ебал про всех них писать, т.к. остальные очень малозначимы как в сюжетном, так и в геймплейном планах, а выдавливать из себя воду как на школьном сочинении мне очень не хочется.

Persona 3 глазами зумера

Мне, как пездюку по меркам ДТФ, порой бывает очень тяжело играть в старые игры по разным причинам, но зачастую эти причины связаны с разницей понимания геймдизайна того времени и сегодняшнего дня или неопытность самих геймдизайнеров, опять же, в силу того времени. В случае с Persona 3 я никакого отторжения не ощутил и в целом геймплей для меня был достаточно комфортным, но, разумеется, не без претензий. Возможно это связано с тем, что я играл именно в версию Portable, где весь геймплей за пределами Тартара был похож больше на визуальную новеллу, чем на привычную RPG.

"Повседневный" геймплей

Суть основного геймплея заключается в том, что внутриигровой таймлайн длиною в один учебный год разделен на дни, и каждый из дней нужно проживать и что-то делать. Если это обычный будний день, то ГГ с утра идет в школу, отсиживает уроки, после школы может заняться какой-то одной дневнойактивностью, после чего возвращается в себе в общагу, занимается одной вечерней активностью и снова с утра идет в школу. В обычные выходные дни происходит абсолютно то же самое, только точкой спавна является не школа, а комната в общаге. Таким образом в игре формируется знакомый для каждого человека образ жизни "дом-учеба-дом", который достаточно быстро успевает надоедасть из-за своего однообразия.

Из повседневных активностей ты можешь:

  • Пойти на свидание с тем или иным персонажем, если он сегодня доступен;
  • Пойти на определенную подработку, если она сегодня доступна;
  • Пойти делать какие-то активности для прокачки характеристик персонажа (например, школьная библиотека для интеллекта или караоке для храбрости);
  • Пойти затариться вещами в магазинах.

Второй и третий пункт из себя не представляют буквально ничего, ведь вся активность сводится к надписям на экране "Вы сегодня поработали и заработали N йен" или "Вы стали умнее". Однако, я бы сказал, что это скорее плюс, чем минус, поскольку надписи просто скипаются, а будь на их месте какие-нибудь мини-игры, то надрачивать их сотни раз было бы просто пыткой.

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Свидания с персонажами

Кратко отмечу, что в игре есть 12 так называемых Аркан - типов Персон. Чем выше уровень определенной Арканы у ГГ, тем сильнее окажется скрафченная Персона того же типа. Чтобы прокачивать Арканы, требуется ходить на свидания с персонажами и развивать их Social Links.

Всего в игре 12 персонажей, с которыми можно встречаться, но осилить их всех за игру просто нереально, в первую очередь из-за того, что некоторые персонажи требуют от тебя определенный уровень той или иной характеристики, прокачка которых требует много времени. Итого получается, что чем больше ты качаешься, тем меньше остается времени на свидания, поэтому выбор естественным образом падает на персонажей потребовательнее.

Однако требовательность персонажа может не ограничиваться социальными характеристиками и этот момент я бы отнес к претензиям. Например, у меня случилась неприятная ситуация, когда я хотел открыть ветку Мицуру. Эта ветка требует максимальной прокачки интеллекта, которая требует гораздо большего количества времени, чем остальные. После того, как я кровью и потом добыл шестой уровень этой самой характеристики, я был опрокинут через хуй, потому что Мицуру захотела чего-то еще, чего я дать не мог. Я точно не помню что именно требовалось, но я решил, что пошла она на хуй, пусть сама свою сюжетку дрочит с такими требованиями.

Большое количество свиданий создает проблему в плане восприятия. В игре очень много "второстепенного" текста, который может начать надоедать уже на 30-й час игры, а ближе к концу в какой-то момент просто будешь все скипать, потому что надо прокачать Social Links, но читать заебало. Хотя эта проблема относится скорее к общему плану игры, но свидания она затрагивает очень чувствительно.

Persona 3 глазами зумера (недолонг)

Тартар и боевка

На самом деле с Тартаром повторяется абсолютно та же проблема, что и с повседневностью - быстро приедается однообразный геймплей, который повторяется сотни раз. Все бои скатываются к одному сценарию - "Найти слабости - кастануть соответствующую магию - забить толпой". Причем проблема еще в том, что за победы над противниками тебе дают неприлично мало опыта, из-за чего сидеть и гриндить придется часами.

Однако помимо однообразности, некоторые бои выводили из себя какими-то дико бесящими моментами, из-за которых даже хотелось закрыть игру и больше никогда не возвращаться. Например, уже на 4 блоке Тартара будут встречаться рядовые противники без слабостей, из-за чего их придется долго ковырять. На том же блоке могут попасться противники, которые по какой-то неведомой причине могут разъебать весь сквад с одной тычки, вне зависимости от его прокачки, например, Тень в виде танка (Turret Shadow), которая одним выстрелом могла снять весь HP, при этом убивается эта Тень очень долго, а опыта за нее дают всего ничего. На пятом или шестом блоке примерно такое же поведение будет у Тени в виде железных кубиков (Reckoning Dice Shadow).

Turret Shadow
Turret Shadow

Также где-то с 4 блока противники обретают такие лютые заклинания, что в случае, если ты не начал бой первым, то твоему скваду с вероятностью 90% пиздец, поэтому я в такие моменты старался сразу ливать, если доживу хотя бы до своего хода, потому что даже это не всегда представлялось возможно.

Еще меня дико выбешивал такой прикол, что если ГГ погибнет, то моментально происходит гейм овер, даже если остальной сквад жив, из-за чего даже средние противники могли стать очень сильной угрозой, если они решат спамить атаками только по ГГ.

Особенно жестко мне взорвали пердак некоторые боссы, самыми лютыми для меня оказались Magical Magus и Raindrop Musha. Где-то на середине 4 блока Тартара первый босс появится в трех своих экземплярах. Сам по себе он не был бы сложным, если бы у него не было резиста против всех физических атак кроме стрельбы и способности отражать все магические атаки. Из-за этих особенностей мне приходилось использовать непрокачанных персонажей, которых эти существа накуканивали на раз-два.

Magical Magus
Magical Magus

В случае с Raindrop Musha мне было не сложно, но я словил дикое непонимание и злость касательно геймдизайна этого перса. Прикол в том, что у этого босса висят резисты на все виды атак и чтобы его можно было атаковать, следует снять резисты на какую-то магию. Но прикол в том, что из всех персонажей такая способность есть только у Мицуру и Юкари, которая открывается на их персональных высоких уровнях. То есть, если я не был хотя бы с одним из этих персов всю игру, то мне этого босса пройти было бы попросту не суждено и я бы остался у разбитого корыта. Конкретно у меня оба указанных персонажа были прокачаны достаточно, поэтому особо сильных проблем босс не вызвал, но мне очень жаль людей, которые из-за такой тупой детали были вынуждены жечь себе нервные клетки.

Raindrop Musha
Raindrop Musha

Самым жоподробительным боссом как для меня, так и для большинства игроков оказался финальный Nyx. Для тех, кто не играл, сразу скажу, что лучше не тратить на него свое время и нервы, а просто скачать трейнер или иные читы и завалить его по быстрому, потому что овчинка выделки не стоит.

Прикол в том, что этот босс имеет 12 фаз, и в каждой использует новую Аркану, т.е. каждую фазу он меняет и способности и уязвимости. Такой бой мог бы быть действительно интересным, но, есть нюанс:

  • Из-за такого большого количества фаз бой абсолютно спокойно может затянуться на час или даже больше, в случае смерти тебе придется начинать все сначала;
  • Из-за того, что босс финальный и бой проходит в последний день игры, игрок, который не знает заранее с чем столкнется, не будет иметь возможности подготовиться к бою. Повезет, если имеются сохранения хотя бы за месяц до финальной даты, чтобы можно было еще погриндить и замутить себе как можно более разношерстный комплект Персон, но в моем случае это было невозможно, потому что я всю игру сохранялся в один слот;
  • Где-то на седьмой или восьмой фазе у босса появляется способность, которая с определенной вероятностью ваншотает противника. Под этот ваншот во всех попытках попадал, конечно же, мой ГГ, смерть которого, как я уже сказал, сразу же активирует гейм овер.
Nyx Avatar
Nyx Avatar

Музыка

Музыка не самая худшая из всего того, что мне приходилось слышать в играх, но проблема в том, что ее очень мало из-за чего она люто надоедает.

Как я уже говорил, игроку в Тартаре придется проводить очень много времени и участвовать в сотнях боев, что само по себе очень выматывает, но масла в огонь добавляет именно музыкальное сопровождение, так как на определенную сцену отведен всего один залупленный трек.

В особенности меня дико заебал трек Mass Destruction, который играет в каждом бою и не думает меняться хоть чуть-чуть. Я имею в виду, что, как варик, с каждым блоком в аранжировку можно добавить дополнительные инструменты, поднимать или опускать тональность но полтона, проредить ударную партию или добавить каких-нибудь интересных синкоп, но в итоге я вынужден сотни раз слушать один и тот же попсовый трек.

Что в итоге

В целом, несмотря на указанные мною недостатки, игра мне скорее понравилась, чем нет. Мне зашла сама основная концепция этой игры, понравилась история, зашел сеттинг и дизайн, но самый главный аспект - геймплей - оказался для меня достаточно пресным, в связи с чем у меня появились очень нехорошие опасения по поводу JRPG как жанра. Если верить фанатским заявлениям и заявлениям гигантов мысли вроде Denis Major, то серия Persona должна быть лишена духоты, присущей жанру. Если ЭТО и есть "отфильтрованный" представитель своего семейства, то страшно представить что обитает в более "классических" тайтлах.

Однако, я все еще питаю надежду и стараюсь убеждать себя, что с другими проектами мне повезет больше и я найду свою избранницу с таким любимым мною японским духом и анимешным визуалом. Если у читателя есть еще примеры "лайтового" JRPG, то прошу ими поделиться в комментариях.

P.S.

Я прекрасно знаю, что лонг во всех смыслах дырявый. О каких-то косяках я уже знаю и отметил их для себя, но я мог многое пропустить, поэтому очень хочу узнать конструктивную и объективную критику. Указав на ошибки, вы мне очень поможете стать лучше и сделать шаги в формировании меня как микроселебрити DTF. Заранее спасибо.

3232
22 комментария

не читал, но осуждаю.

на самом деле в п3 очень неудачное сочетание механик с усталостью и ограничением по времени, в других частях такого нет(в 5 и 2 точно), так что тройка была не лучшим выбором для знакомства. из жрпг можно поиграть в DRAGON QUEST XI или Yakuza: Like a Dragon

5
Ответить

Тройка, честно говоря, после четверки вообще выглядит бедным родственником или пробой пера (пробой и является). Начиная от химии между персонажами и заканчивая данжами и бытовухой.

2
Ответить

"Большое количество свиданий создает проблему в плане восприятия. В игре очень много "второстепенного" текста, который может начать надоедать уже на 30-й час игры, а ближе к концу в какой-то момент просто будешь все скипать, потому что надо прокачать Social Links, но читать заебало."
а может жрпг все-таки не твое

1
Ответить

Играю в 5-ку... Я как представлю что помимо ограничений по времени была бы еще усталость, у меня аж глаз задергался.

Ответить

Как минимум ванильную дк11 никому не посоветую, она устарела сразу на выходе (нет базовых QoL фич, нормальной музыки и интересной боевки)

Ответить

начинать знакомство с жанром с П3 в 2023-м это конечно такое себе удовольствие, потому что у П3 вылезают практически все самые серьезные болячки и недостатки jRPG, которые в современных играх нивелированы или отсутствуют. Надо было или с П5 начинать, или с тэйлсов, как тебе и советовали (Берсерия, Эрайз), а потом уже если сильно зайдёт - переходить к классике.

5
Ответить

Берсерия тоже становится супер душной. С локций-кишок становилось плохо...
Но справедливости ради, игра во всех остальном супер хороша, кроме левел-дизайна.

1
Ответить