Философский обзор на Полную трубу

На мой взгляд, Полная труба - лучший квест, сделанный в России, потому что для меня квест - в первую очередь эмоция. И уже потом - головоломки, некоторые из которых создатели Трубы откровенно залажали.

Философский обзор на Полную трубу

Юмора в традиционном понимании тут нет, скорее сатирический символизм в духе Босха. Поэтому, если вы в гробу видали пытаться угадать, что хотел сказать автор, и считаете "Ежика в тумане" наркоманским бредом, игрушка вам, наверное, не зайдет.

Концептуально Полную трубу создал Иван Максимов, знаковый человек. Он, например, нарисовал логотип Dendy (да, Денди делали в России, в подмосковной Дубне) - слоненка в кепочке. Те, кому за 30, наверняка вспомнят мультяшную рекламу Москитола "Потому и не кусают" - тоже Максимов. Есть и самостоятельные мульфильмы, достойные представители советской психоделики: посмотрите, например, 5/4 (или посмотрите на скриншоты ниже). Ничего не понятно, но очень интересно.

В далеком 1996 году на очередной премьере мультфильма к Ивану подошел Андрей Головлев (гейм-дизайнер студии Nikita) и предложил вместе сделать игру. Сели делать, и делали аж до 2003. Чтобы все было по-взрослому, в феврале 2002 открыли студию PIPE на Старом Арбате. Студия потом еще выпускала игры, но гораздо менее интересные.

Философский обзор на Полную трубу

Графика в Трубе абсолютно максимовкая. Некоторые герои, включая главного, очень похожи на персонажей выше упомянутого мультика 5/4. Сюжет тоже похож: простая ситуация в процессе наполняется множеством персонажей и деталей. Дядя роняет тапочек в трубу, лезет его забирать, а вылезти не может - приходится искать другой выход. Путь важнее цели.

Философский обзор на Полную трубу

С точки зрения геймплея Труба - это классический point'n'click с аркадными головоломками. В статье на TGK хорошо сформулирована особенность игрового мира: пространственное, сюжетное и предметное единство. По трубам можно свободно перемещаться между локациями (если они открыты), предметы не исчезают из инвентаря - их можно использовать несколько раз по-разному, если персонаж убежал, его можно будет встретить в другом месте. Замкнутая этиловая система, из которой все же можно выйти.

Философский обзор на Полную трубу

Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение. Это джазовые импровизации Анатолия Герасимова. Максимов в принципе любит джаз, такая музыка удивительно удачно ложится на его сюрреалистические сюжеты.

Подытоживая, Полная труба - это не столько игра, сколько авторское произведение. Сейчас она уже не выглядит слишком странной и андеграундной, но на момент создания определенно такой была. В Трубе, как в других призведениях Максимова, Норштейна, Тарасова и иже с ними проявляется творческий снобизм художника: я так вижу, а зритель пусть разбирается, как хочет. Наверное, имеют право.

Когда я стал мультипликатором, вывел для себя принцип: красиво и смешно. Потом понял: чем больше красоты, тем менее смешно. А красиво и смешно – это векторы, которые в разные стороны смотрят. То есть, чтобы добавить смешного, нужно сделать как можно более примитивное изображение.

Иван Максимов
44
2 комментария

Человек культуры на дтф. Миры Максимова чертовски интересны, захватывают и не отпускают, надо только внимательно смотреть. Раз увидишь полюбишь навсегда.

1