Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Конкурсная работа #вполевоин , которая расскажет, почему можно любить третью Мафию даже без модов на гринд.

Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Mafia III – это приключенческий боевик в открытом мире, что был разгромлен в пух и прах сначала критиками, а потом и пользователями интернета. Весь цимес заключался в однообразности и репетативности геймплея, тупым ИИ, отвратительной оптимизацией и огромным количеством багов. Youtube, соц.сети и форумы сразу же наводнили мемы и ролики с багами. Оценка на MetaCritic тоже не заставила себя ждать – 68 баллов стали как приговор. В глазах обыденных геймеров Mafia III оказалась громким провалом, а за студией Hangar 13 закрепился стереотип второсортных разработчиков.

Лично я наблюдал на весь полет пятых точек на Татуин за своим старым Пк, который еле-еле запускал игры младше 2013 года выпуска. Я не понимал, что же так полыхает – люди обливали дизлайками всех, кто хоть что-то хорошее говорил про игру. В итоге я решил ознакомиться с игрой, несмотря на негатив, после обновления комплектующих в 2017, когда буря улеглась.

Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Моя история с серией Mafia довольно прозаична. Я очень мало играл в первую часть, чтобы оценить ее по достоинству, а вторую прошел взахлеб, сидя за контроллером Xbox 360. Мои надежды на третью часть не были заоблачными, я ожидал крепкий приключенческий боевик. И я его получил, пусть даже немного отчасти.

Казнить = нельзя помиловать

Сюжет игры разворачивается в 60-х годах ХХ века в Нью-Бордо, таком аналоге Нового Орлеана. Главный герой – Линкольн Клей, который только что вернулся с войны во Вьетнаме. Он не теряет времени зря и через минут 20 повествования идет на ограбление вместе с мафиози. Разумеется, мафия была бы не мафией, если бы не их грязные игры. Линкольна предают и оставляют без семьи и с дырой в голове. На этом динамика истории замедляется, предлагая погрузится в медленный, в прямом смысле слова, путь мести.

Разработчики выбрали нетривиальный способ повествования: документальное кино. В катсценах происходят постоянные вставки, либо с судебного заседания, либо рассуждения детектива Магуйара, либо интервью отца Джеймса. Это интересный формат рассказа истории, потому что нам подают ее с разных точек зрения. Иногда сценаристам удается создавать некую интригу. Динамика тормозит после пролога и только к финалу у разработчиков получается поиграться с напряжением и катарсисом.

Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Только вот страдает игра от неумолимого и безбожного гринда: темп ее повествования снижается от однообразных и повторяющихся миссий. Игроку предстоит получить данные от информатора, как выманить того или иного босса, затем допросить, уничтожить важный груз, убить наемников и дальше по кругу. Ничего критичного, но этот цикл повторяется из раза в раз при захвате 10 районов. Получается, что игра не предлагает абсолютно никакого разнообразия. Все же винить разработчиков в этом сложно.

Как «эффективные» менеджеры игру дорабатывали...

Разработка Mafia III стартовала сразу после релиза второй части, то есть в 2010 году. 2K Czech работали над концептом в течение трех лет, но у них не получалось собрать что-то внятное. Take-Two надоело кидать деньги в пропасть, и они передали разработку Hangar 13, полностью перезапустив триквел.

Разработчики хотели сделать не простую игру в открытом мире, а что-то новое и уникальное. Например, по словам дизайнера мира Нэйтана Чивера локации в игре должны были менятся несколько раз, показывая влияние игрока на мир: «затопление» Даунтауна и передвижение по районы на лодке или разрушение части причала после определенной миссии. Однако из-за переработки сценария эти идеи были отправлены в мусорку. По итогу, открытый мир в Mafia III получился пустым, а нарративный дизайн оказался настолько плох, что сопереживать истории, и ассоциировать себя с героем было довольно сложно.

Как должно было выглядеть затопление Даунтауна
Как должно было выглядеть затопление Даунтауна

Торопливость менеджеров привела и к плачевному техническому состоянию игры на старте: баги, которые ломали игру, вылеты, визуальные лесенки, сравнимые с Minecraft, апскейл картинки и позорные отражения. К моему знакомству с игрой все недочеты были исправлены фиксами, однако один раз баг с закрытой дверью сломал мне миссию с Томми Маркано и отражения, как были плохими, так и остались: до сих пор в зеркале Линкольн отражается криво и размыто.

Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Руководители 2К хотели сделать масштабную песочницу с активностями и возможностью построить свою мафиозную империю. Но из-за того, что менеджеры давили на студию разработчиков, поджимая сроки (а к 2016 году Mafia III разрабатывалась уже 6 год!), от некоторых элементов пришлось отказаться, а оставшиеся стали выглядеть огрызками хороших идей.

Итак, у нас есть трое напарников: Кассандра, Берк и Вито. После захвата каждого района мы решаем, кому он будет принадлежать. У каждого подельника есть свои бонусы: Вито поможет сохранить денежки у консильери, Берк подгонит машину или сбросит полицию с хвоста, а Кассандра продаст вам оружие по лучшей цене. Также помощники могут отправить вам подкрепление в перестрелку. Если вы кого-то обделяете районами, то его недовольство растет и, в конце концов, выливается в конфликт.

Фундаментальная проблема Mafia III, за которую игру поливали грязью, как раз связана с захватом этих самых районов. Это унылый и однообразный гринд. Чтобы отобрать район у капореджиме необходимо нанести урон его бизнесу. Урон наносится через выполнение скучных миссий по захвату, допросу или уничтожению. Достаточно выполнения 3 миссий для продвижения к главному боссу района. Далее вы убиваете капо и захватываете район, далее – повторяем. Основной сюжет застывал на месте, игроки теряли интерес из-за раздражающего однообразия.

Чаще всего мы что-то зачищаем от кого-то.
Чаще всего мы что-то зачищаем от кого-то.

Самое печальное, что это понимали и разработчики еще на стадии создания игры. Как отмечает Джейсон Шрейер, геймдизайнеры вместе с тестерами утверждали, что система с районами однообразна. Сначала хотели дать игроку свободу выбора: Линкольн мог сразу атаковать босса без подготовки, но это было бы сложнее. К сожалению, все QA-тестеры сразу рвались к капо и погибали. Пришлось искусственно вырезать эту возможность. При всех проблемах менеджеры надеялись, что в финале все сложится в единый механизм и продолжали торопить команду.

Мы всегда знали об этих вещах, за которые нас критиковали после выхода игры. Мы в течение нескольких лет знали о том, что игра однообразна и сводится к гринду. Это обсуждалось в ходе многочисленных разговоров, но мы не смогли убедить высшее руководство. Потом мы сконцентрировались на тестировании. Тестировщики сказали нам: “В игре много гринда и она однообразна”. Мы ответили: “Мы уже сделали бета-версию и не можем многое изменить”. Mafia могла бы быть более качественной игрой, чем то, что у нас получилось. Работники знали об этом, но мы просто не смогли сделать так, чтобы руководители с нами согласились.

Сотрудник Hangar 13

Из-за решений руководства 2K игра собиралась впопыхах: сотрудники кранчили, чтобы успеть к дате релиза. Игра вышла сырой и недоделанной. От многих решений в релизной версии отказались, что свело геймплей в повторение одного и того же. Но в Mafia III есть много положительных сторон, да и DLC подправили ситуацию.

Как полюбить брошенного ребенка

Я не буду отрицать унылость и репетативность миссий, но хочу рассказать, почему я полюбил «худшую часть» серии Mafia. Проходил я издание со всеми дополнениями и, о боже, как замечательна история. Сценаристы написали хоть и предсказуемый, но захватывающий сюжет о геноциде мафиози из-за мести. Все персонажи объемные, с прописанными характерами, даже плоскому Вито из второй части дали бэкграунд и мотивацию. Характер Линкольна тоже хорошо отражен: он прямолинейный солдафон, кто решает проблемы только кровью. Все сюжетные катсцены красиво срежиссированы и поставлены. Проходя миссии, ты веришь этим героям, сопереживаешь их проблемам.

Сценаристы умеют в личностные конфликты и драму.
Сценаристы умеют в личностные конфликты и драму.

Хоть с открытым миром и получилась беда, но все же он был намного более проработанным, чем пустые декорации во второй части. Несмотря на то, что вы, зайдя в бар, не сможете сесть и выпить, а только собрать Playboy, мир игры кажется более живым и наполненным. Он бесшовный – то есть, если вы затеете перестрелку с мафиози по заданию прямо на улице, то вы испугаете прохожих, какая-нибудь бабка побежит звонить в полицию. В разных районах Нью-Бордо – разные субкультуры (афроамериканцы, ирландцы, итальянцы). По идее, они должны конфликтовать между собой, в гетто полиция должна на наших глазах задерживать и жестко обращаться с чернокожими, но этого нет. Только в центральной части города мы можем увидеть акции протеста чернокожего населения с плакатами. К сожалению, никакого развития здесь тоже нет.

Предполагаемая карта конфликтов в третьей части.
Предполагаемая карта конфликтов в третьей части.

Все равно игра прекрасно справляется контекстом и его интерпретацией. Стилистика 60-х здесь на каждом шагу: интерьеры, костюмы, хиппи, машины, музыка – все напоминает о том, что мы в пост-вьетнамской Америке. В оригинальной озвучке герои разговаривают с присущим каждому определенным акцентом, по радио играет джаз или блюз, по дороге рассекают маслкары. Ты наслаждаешься даже утюжным управлением автомобиля, когда летишь по дороге на Plymouth, а в ушах играет заводная музыка The Rolling Stones или The Animals. Учитывая огрехи в нарративном дизайне и дизайне мира, не стоит забывать, что Нью-Бордо не выбивается из временного стиля. Гетто заполнено одноэтажными халупами, где-то даже нет асфальтированной дороги, в промышленных районах расположены заводы и там обитают, в большинстве своем, рабочие, центр города состоит из многоэтажных зданий, где на первых этажах располагаются стриптиз-бары, магазинчики. Также нашлось место и шаблонным американским дорожным кафе, которые тоже выполнены с приятной точностью.

Чего точно не отнять у третьей Mafia, так это прекрасно реализованной стрельбы и механики укрытий. Оружие аутентично времени, его вес и тяжесть ощущаются на главном герое. К примеру, если вы решили поставить хэдшот издали, высадив разряд Томпсона, то вряд-ли это получится быстро и с первого раза – тут есть отдача. И у каждого пистолета, пулемета и т.д. - она разная. Пули смачно влетают в противников так, что ты чувствуешь и видишь их урон. Mafia III не брезгует показывать жестокость: Линкольн умеет эффектно добивать противников ножом или прикладом.

Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III

Вывод весьма неоднозначен: кор-механики в игре добротно реализованы, и успешно работают. Картину портит лишь однообразный гринд. Ванильной версии игры не хватает разных типов миссий, так как все сводится к «убей-зачисть». Разработчики частично исправили это в следующих DLC.

Главными дополнениями, которые позволяют получить новый игровой опыт, а меня вообще заставили пересмотреть отношение к Mafia III, стали Signs of the Times и Faster, Baby. Это два самых масштабных DLC, что добавляют в игру не только интересные второстепенные миссии, но и новые геймплейные механики. Так, в Faster, Baby и в дальнейшем мы сможем использовать занимательный способ ухода от погони: нам необходимо стрелять в брошенные на обочине грузовики, чтобы создать препятствие для догоняющих. Дополнение рассказывает замечательную деполитизированную историю про борьбу с расизмом в глубинке Америки. Оно длится недолго, но четко держит интригу и саспенс, даже давая два твиста под конец сюжета. Faster, Baby не меняет основную канву геймплея, но добавляет одну механику, которая делает погони от полиции в открытом мире более интересными.

Signs of the Times дает ту самую разнообразную Mafia
Signs of the Times дает ту самую разнообразную Mafia

Второе сюжетное дополнение Signs of the Times более масштабно преображает игру. По сюжету нам предстоит расследовать преступления сектантов, которые ради ритуала приносят в жертву людей, жестоко и беспощадно. Меня сюжет захватил с первой минуты: тут и отличный саспенс, новая механика расследования, где мы ищем улики, немного хоррор-секций с прекрасно проработанным нарративом и геймдизайном. Хоть все миссии начинаются с расследования улик, но все они разнообразны. Разработчики ставят перед игроком разные цели и задачи в каждом задании. Кажется, как раз таким и должна была стать оригинальная Mafia III, если бы боссы студии не продавливали свои неэффективные решения и не ставили невыполнимых сроков.

Чередуя основные миссии и задания из DLC, я понял, что в целом игра оставляет приятное послевкусие. Обязательный гринд утомляет, но второстепенные сюжеты вытягивают геймплей до добротного приключенческого боевика. Захватывающие и смачные перестрелки, замечательная постановка, зажигательная музыка и отличный сюжет с прописанными героями и интригой доставили мне удовольствие на 35 часов. Игра – не шедевр, но и не громкий провал. Все зависит от вашего субъективного восприятия.

Понравилось:

· Хороший сюжет с проработанными характерами героев и саспенсом

· Саундтрек

· Открытый мир пусть и не заполнен активностями, но в разы лучше декоративных коробок из Mafia II

· Механика стрельбы и укрытий: оружие чувствуется сильным и тяжелым

· DLC разбавляют основной сюжет новыми фишками и геймплейными элементами

· Зажигательный саундтрек

Не понравилось:

· Обязательный гринд в основной сюжетной кампании

· Мелкие баги, которые сейчас уже не портят впечатление

Mafia III оказалась игрой неоднозначной: многих разочаровала и убедила в криворукости разработчиков, а кто-то втихаря любит эту часть. К счастью, у Hangar 13 еще есть шансы доказать свой профессионализм, что они и сделали с ремастером первой Mafia. Любить или не любить – вопрос индивидуальный, но я точно уверен, что люблю историю Линкольна Клея и плевать на срачи в ваших интернетиках.

2727
20 комментариев

Прошел перед выходом ремейка, третья часть очень крутая и очень плохая. Уже как-то описывал свои впечатления, но если в двух словах, она должна была быть линейной и всё. Все проблемы ушли бы.

6
Ответить

No grind mode должны были выпустить как патч.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Сцена после титров убедила меня в любви к этой игре и истории

1
Ответить

саундтрек - взлом жопы

Причем двойной: оригинальный и лицензированный. 

Ответить

Сравнительно недавно прошел тоже 3тю часть. Гениальности сюжета нету как и сценарного. "Глубоких персонажей", кто священник ? или друг ЦРУшник, ... ну ладно парочка есть, но єто в целом сильно не помогает игре. Я проходил без ДЛЦ как обичний игрок, и игра не заставила меня купить дополнения. И єто пробема разрабочиков. Хотели побольше бабла срубить, в итоге - киберпанк 1960.

2
Ответить

Откровенно говоря, сейчас можно купить только definitive edition, поэтому дополнения никто не упустит. Ну а по персонажам, в сравнении с второй частью, где они болванчики, тут герои с характером и собственной мотивацией

1
Ответить