Как я полюбил то, что уничтожил Интернет и менеджеры Take-Two. Ода любви Mafia III
Конкурсная работа #вполевоин , которая расскажет, почему можно любить третью Мафию даже без модов на гринд.
Mafia III – это приключенческий боевик в открытом мире, что был разгромлен в пух и прах сначала критиками, а потом и пользователями интернета. Весь цимес заключался в однообразности и репетативности геймплея, тупым ИИ, отвратительной оптимизацией и огромным количеством багов. Youtube, соц.сети и форумы сразу же наводнили мемы и ролики с багами. Оценка на MetaCritic тоже не заставила себя ждать – 68 баллов стали как приговор. В глазах обыденных геймеров Mafia III оказалась громким провалом, а за студией Hangar 13 закрепился стереотип второсортных разработчиков.
Лично я наблюдал на весь полет пятых точек на Татуин за своим старым Пк, который еле-еле запускал игры младше 2013 года выпуска. Я не понимал, что же так полыхает – люди обливали дизлайками всех, кто хоть что-то хорошее говорил про игру. В итоге я решил ознакомиться с игрой, несмотря на негатив, после обновления комплектующих в 2017, когда буря улеглась.
Моя история с серией Mafia довольно прозаична. Я очень мало играл в первую часть, чтобы оценить ее по достоинству, а вторую прошел взахлеб, сидя за контроллером Xbox 360. Мои надежды на третью часть не были заоблачными, я ожидал крепкий приключенческий боевик. И я его получил, пусть даже немного отчасти.
Казнить = нельзя помиловать
Сюжет игры разворачивается в 60-х годах ХХ века в Нью-Бордо, таком аналоге Нового Орлеана. Главный герой – Линкольн Клей, который только что вернулся с войны во Вьетнаме. Он не теряет времени зря и через минут 20 повествования идет на ограбление вместе с мафиози. Разумеется, мафия была бы не мафией, если бы не их грязные игры. Линкольна предают и оставляют без семьи и с дырой в голове. На этом динамика истории замедляется, предлагая погрузится в медленный, в прямом смысле слова, путь мести.
Разработчики выбрали нетривиальный способ повествования: документальное кино. В катсценах происходят постоянные вставки, либо с судебного заседания, либо рассуждения детектива Магуйара, либо интервью отца Джеймса. Это интересный формат рассказа истории, потому что нам подают ее с разных точек зрения. Иногда сценаристам удается создавать некую интригу. Динамика тормозит после пролога и только к финалу у разработчиков получается поиграться с напряжением и катарсисом.
Только вот страдает игра от неумолимого и безбожного гринда: темп ее повествования снижается от однообразных и повторяющихся миссий. Игроку предстоит получить данные от информатора, как выманить того или иного босса, затем допросить, уничтожить важный груз, убить наемников и дальше по кругу. Ничего критичного, но этот цикл повторяется из раза в раз при захвате 10 районов. Получается, что игра не предлагает абсолютно никакого разнообразия. Все же винить разработчиков в этом сложно.
Как «эффективные» менеджеры игру дорабатывали...
Разработка Mafia III стартовала сразу после релиза второй части, то есть в 2010 году. 2K Czech работали над концептом в течение трех лет, но у них не получалось собрать что-то внятное. Take-Two надоело кидать деньги в пропасть, и они передали разработку Hangar 13, полностью перезапустив триквел.
Разработчики хотели сделать не простую игру в открытом мире, а что-то новое и уникальное. Например, по словам дизайнера мира Нэйтана Чивера локации в игре должны были менятся несколько раз, показывая влияние игрока на мир: «затопление» Даунтауна и передвижение по районы на лодке или разрушение части причала после определенной миссии. Однако из-за переработки сценария эти идеи были отправлены в мусорку. По итогу, открытый мир в Mafia III получился пустым, а нарративный дизайн оказался настолько плох, что сопереживать истории, и ассоциировать себя с героем было довольно сложно.
Торопливость менеджеров привела и к плачевному техническому состоянию игры на старте: баги, которые ломали игру, вылеты, визуальные лесенки, сравнимые с Minecraft, апскейл картинки и позорные отражения. К моему знакомству с игрой все недочеты были исправлены фиксами, однако один раз баг с закрытой дверью сломал мне миссию с Томми Маркано и отражения, как были плохими, так и остались: до сих пор в зеркале Линкольн отражается криво и размыто.
Руководители 2К хотели сделать масштабную песочницу с активностями и возможностью построить свою мафиозную империю. Но из-за того, что менеджеры давили на студию разработчиков, поджимая сроки (а к 2016 году Mafia III разрабатывалась уже 6 год!), от некоторых элементов пришлось отказаться, а оставшиеся стали выглядеть огрызками хороших идей.
Итак, у нас есть трое напарников: Кассандра, Берк и Вито. После захвата каждого района мы решаем, кому он будет принадлежать. У каждого подельника есть свои бонусы: Вито поможет сохранить денежки у консильери, Берк подгонит машину или сбросит полицию с хвоста, а Кассандра продаст вам оружие по лучшей цене. Также помощники могут отправить вам подкрепление в перестрелку. Если вы кого-то обделяете районами, то его недовольство растет и, в конце концов, выливается в конфликт.
Фундаментальная проблема Mafia III, за которую игру поливали грязью, как раз связана с захватом этих самых районов. Это унылый и однообразный гринд. Чтобы отобрать район у капореджиме необходимо нанести урон его бизнесу. Урон наносится через выполнение скучных миссий по захвату, допросу или уничтожению. Достаточно выполнения 3 миссий для продвижения к главному боссу района. Далее вы убиваете капо и захватываете район, далее – повторяем. Основной сюжет застывал на месте, игроки теряли интерес из-за раздражающего однообразия.
Самое печальное, что это понимали и разработчики еще на стадии создания игры. Как отмечает Джейсон Шрейер, геймдизайнеры вместе с тестерами утверждали, что система с районами однообразна. Сначала хотели дать игроку свободу выбора: Линкольн мог сразу атаковать босса без подготовки, но это было бы сложнее. К сожалению, все QA-тестеры сразу рвались к капо и погибали. Пришлось искусственно вырезать эту возможность. При всех проблемах менеджеры надеялись, что в финале все сложится в единый механизм и продолжали торопить команду.
Мы всегда знали об этих вещах, за которые нас критиковали после выхода игры. Мы в течение нескольких лет знали о том, что игра однообразна и сводится к гринду. Это обсуждалось в ходе многочисленных разговоров, но мы не смогли убедить высшее руководство. Потом мы сконцентрировались на тестировании. Тестировщики сказали нам: “В игре много гринда и она однообразна”. Мы ответили: “Мы уже сделали бета-версию и не можем многое изменить”. Mafia могла бы быть более качественной игрой, чем то, что у нас получилось. Работники знали об этом, но мы просто не смогли сделать так, чтобы руководители с нами согласились.
Из-за решений руководства 2K игра собиралась впопыхах: сотрудники кранчили, чтобы успеть к дате релиза. Игра вышла сырой и недоделанной. От многих решений в релизной версии отказались, что свело геймплей в повторение одного и того же. Но в Mafia III есть много положительных сторон, да и DLC подправили ситуацию.
Как полюбить брошенного ребенка
Я не буду отрицать унылость и репетативность миссий, но хочу рассказать, почему я полюбил «худшую часть» серии Mafia. Проходил я издание со всеми дополнениями и, о боже, как замечательна история. Сценаристы написали хоть и предсказуемый, но захватывающий сюжет о геноциде мафиози из-за мести. Все персонажи объемные, с прописанными характерами, даже плоскому Вито из второй части дали бэкграунд и мотивацию. Характер Линкольна тоже хорошо отражен: он прямолинейный солдафон, кто решает проблемы только кровью. Все сюжетные катсцены красиво срежиссированы и поставлены. Проходя миссии, ты веришь этим героям, сопереживаешь их проблемам.
Хоть с открытым миром и получилась беда, но все же он был намного более проработанным, чем пустые декорации во второй части. Несмотря на то, что вы, зайдя в бар, не сможете сесть и выпить, а только собрать Playboy, мир игры кажется более живым и наполненным. Он бесшовный – то есть, если вы затеете перестрелку с мафиози по заданию прямо на улице, то вы испугаете прохожих, какая-нибудь бабка побежит звонить в полицию. В разных районах Нью-Бордо – разные субкультуры (афроамериканцы, ирландцы, итальянцы). По идее, они должны конфликтовать между собой, в гетто полиция должна на наших глазах задерживать и жестко обращаться с чернокожими, но этого нет. Только в центральной части города мы можем увидеть акции протеста чернокожего населения с плакатами. К сожалению, никакого развития здесь тоже нет.
Все равно игра прекрасно справляется контекстом и его интерпретацией. Стилистика 60-х здесь на каждом шагу: интерьеры, костюмы, хиппи, машины, музыка – все напоминает о том, что мы в пост-вьетнамской Америке. В оригинальной озвучке герои разговаривают с присущим каждому определенным акцентом, по радио играет джаз или блюз, по дороге рассекают маслкары. Ты наслаждаешься даже утюжным управлением автомобиля, когда летишь по дороге на Plymouth, а в ушах играет заводная музыка The Rolling Stones или The Animals. Учитывая огрехи в нарративном дизайне и дизайне мира, не стоит забывать, что Нью-Бордо не выбивается из временного стиля. Гетто заполнено одноэтажными халупами, где-то даже нет асфальтированной дороги, в промышленных районах расположены заводы и там обитают, в большинстве своем, рабочие, центр города состоит из многоэтажных зданий, где на первых этажах располагаются стриптиз-бары, магазинчики. Также нашлось место и шаблонным американским дорожным кафе, которые тоже выполнены с приятной точностью.
Чего точно не отнять у третьей Mafia, так это прекрасно реализованной стрельбы и механики укрытий. Оружие аутентично времени, его вес и тяжесть ощущаются на главном герое. К примеру, если вы решили поставить хэдшот издали, высадив разряд Томпсона, то вряд-ли это получится быстро и с первого раза – тут есть отдача. И у каждого пистолета, пулемета и т.д. - она разная. Пули смачно влетают в противников так, что ты чувствуешь и видишь их урон. Mafia III не брезгует показывать жестокость: Линкольн умеет эффектно добивать противников ножом или прикладом.
Вывод весьма неоднозначен: кор-механики в игре добротно реализованы, и успешно работают. Картину портит лишь однообразный гринд. Ванильной версии игры не хватает разных типов миссий, так как все сводится к «убей-зачисть». Разработчики частично исправили это в следующих DLC.
Главными дополнениями, которые позволяют получить новый игровой опыт, а меня вообще заставили пересмотреть отношение к Mafia III, стали Signs of the Times и Faster, Baby. Это два самых масштабных DLC, что добавляют в игру не только интересные второстепенные миссии, но и новые геймплейные механики. Так, в Faster, Baby и в дальнейшем мы сможем использовать занимательный способ ухода от погони: нам необходимо стрелять в брошенные на обочине грузовики, чтобы создать препятствие для догоняющих. Дополнение рассказывает замечательную деполитизированную историю про борьбу с расизмом в глубинке Америки. Оно длится недолго, но четко держит интригу и саспенс, даже давая два твиста под конец сюжета. Faster, Baby не меняет основную канву геймплея, но добавляет одну механику, которая делает погони от полиции в открытом мире более интересными.
Второе сюжетное дополнение Signs of the Times более масштабно преображает игру. По сюжету нам предстоит расследовать преступления сектантов, которые ради ритуала приносят в жертву людей, жестоко и беспощадно. Меня сюжет захватил с первой минуты: тут и отличный саспенс, новая механика расследования, где мы ищем улики, немного хоррор-секций с прекрасно проработанным нарративом и геймдизайном. Хоть все миссии начинаются с расследования улик, но все они разнообразны. Разработчики ставят перед игроком разные цели и задачи в каждом задании. Кажется, как раз таким и должна была стать оригинальная Mafia III, если бы боссы студии не продавливали свои неэффективные решения и не ставили невыполнимых сроков.
Чередуя основные миссии и задания из DLC, я понял, что в целом игра оставляет приятное послевкусие. Обязательный гринд утомляет, но второстепенные сюжеты вытягивают геймплей до добротного приключенческого боевика. Захватывающие и смачные перестрелки, замечательная постановка, зажигательная музыка и отличный сюжет с прописанными героями и интригой доставили мне удовольствие на 35 часов. Игра – не шедевр, но и не громкий провал. Все зависит от вашего субъективного восприятия.
Понравилось:
· Хороший сюжет с проработанными характерами героев и саспенсом
· Саундтрек
· Открытый мир пусть и не заполнен активностями, но в разы лучше декоративных коробок из Mafia II
· Механика стрельбы и укрытий: оружие чувствуется сильным и тяжелым
· DLC разбавляют основной сюжет новыми фишками и геймплейными элементами
· Зажигательный саундтрек
Не понравилось:
· Обязательный гринд в основной сюжетной кампании
· Мелкие баги, которые сейчас уже не портят впечатление
Mafia III оказалась игрой неоднозначной: многих разочаровала и убедила в криворукости разработчиков, а кто-то втихаря любит эту часть. К счастью, у Hangar 13 еще есть шансы доказать свой профессионализм, что они и сделали с ремастером первой Mafia. Любить или не любить – вопрос индивидуальный, но я точно уверен, что люблю историю Линкольна Клея и плевать на срачи в ваших интернетиках.