Любовь по Правилу Розы

Любовь. О, это великая сила! На какие только великие подвиги не шли ради нее. Как много ужасающих злодеяний совершалось в ее имя. Но нет ничего чище любви детской. И, тем мрачней закоулки разума, куда она может завести. А пока в мою дверь ломятся сотрудники ФСБ, позвольте рассказать вам одну такую историю.

Любовь по Правилу Розы

Прелюдия, она же – дисклеймер.

Это статья не столько про саму игру, сколько про ее героев и их истории. А потому я не буду уделять много внимания чисто геймплейным моментам. Благо, тут же на DTF, уже есть несколько хороших статей, посвященных этой теме, в которых вы можете узнать, что игра из себя представляет. Я приведу ссылки в конце.

Хотя, небольшое знакомство нам не повредит.

Rule of Rose – из тех игр, что принято называть «культовыми». И на это у нее есть все права. Для начала, ореол скандальности и даже запретности. Когда к молодой студии Punchline, пришли большие дяди из Sony и предложили сделать survivial-horror, то они выдали полный карт-бланш на то, какой будет будущая игра. О своем решении Sony пришлось пожалеть уже очень скоро: первый питч предполагал игру за маленького мальчика, похищенного маньяком, который сталкивается с призраками прошлых жертв (естественно, тоже детей) в попытке сбежать из заточения. Идею зарубили, решив, что это уже чересчур, но свободу не ограничили. В итоге в работу пошел концепт с идеей «страх между девочками». В начале 2006 игра вышла в Японии с безобидным рейтингом 15+, но по мере приближения европейских и американских релизов нарастал шум, вызванный самой концепцией хоррор-игры про детей, и трейлером. Пресса и политики, надо сказать, шумели по принципу «ученый изнасиловал журналиста»: игре вменялась демонстрация сцен садо-мазахизма, закапывание живьем, расчлененка, и все это с участием детей. Справедливость этих суждений можете оценить сами:

Рупором, призывающим запретить игру и пересмотреть критерии оценки PEGI, стал Франко Фраттини, на минутку, Европейский комиссар по вопросам юстиции, свободы и безопасности. Позже, политики признали, что перегнули палку, но ущерб уже был нанесен. Sony отказались распространять игру в США, заявив, что она не соответствует их корпоративному имиджу, а в ряде стран ее таки запретили вовсе. Силами Atlus US и 505 Games, чей корпоративный имидж, видимо отличался меньшей щепетильностью, игру все-таки удалось выпустить, но маленьким тиражом. Что, впоследствии, сделало PS2 диски настоящей редкостью: на eBay нераспечатанный экземпляр продают за 2,5 тысячи долларов и выше. Еще один показатель культового произведения.

Лирическое отступление. У меня, в том же году, проблем с приобретением игры не возникло: пошел в любимый ларек возле метро «Пионерская» (г. Санкт-Петербург) , заплатил, если не ошибаюсь, 600 рублей и довольный понес диск домой.

Как и полагается произведению «не для всех», игра требовательна к своим поклонникам. На неуклюжие бои, обилие бэктрекинга и скудные декорации жаловались даже в самых восторженных рецензиях. Но за терпение игра награждает совершенно ни на что не похожей атмосферой и мощным СПГС. Хотите с головой погрузиться в темные глубины детской жестокости и хитросплетений отношений маленьких девочек? Конечно хотите, а иначе зачем вы это читаете?! Ныряйте же за мной.

Ах да, предупреждение. Спойлеров будет много.

Любовь по Правилу Розы

Рассказывать о сюжете Rule of Rose – задача непростая и в чем-то даже бесполезная. Все действие происходит в голове главной героини – девушки по имени Дженнифер. Все события, люди и места, которые встретит игрок – обрывки ее, неоднократно травмированной, памяти. И по любому поводу можно усомниться: а было ли это в реальности? Насколько сильно эмоции маленькой девочки приукрасили или скрыли из памяти тот или иной эпизод?

Надо сказать, в игре эта неопределенность отлично отражена, что, на мой взгляд, является одним из главных плюсов. Персонажи появляются и исчезают безо всякого объяснения. Дженнифер, в мгновение ока может обнаружить себя в новом месте. Одни и те же вещи могут выглядеть по-разному. Погибший было человек или животное, может позже, как ни в чем не бывало, возникнуть живым и здоровым.

К счастью, мы тут о любви говорим, так что достаточно будет знать только основные вехи истории Дженнифер.

большую часть скриншотов я позаимствовал из этого <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FbwDoNyiFewA&postId=1851154" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">лонгплея</a>.
большую часть скриншотов я позаимствовал из этого лонгплея.

Внутренний голос, который будет нас сопровождать всю игру, обращается к главной героине не иначе как «неудачница» (unlucky girl) и не без повода.

Первая трагедия настигла ее в детстве, когда авиакатастрофа унесла жизни ее родителей. Из всех пассажиров, летевших на самом большом и роскошном дирижабле в Англии, в живых осталась только маленькая Дженнифер.

Потерянную девочку, в шоке после аварии и смерти родителей, приютил местный фермер Грегори М. Уилсон. Похвальное гостеприимство, если б не одно «но». Грегори, мягко говоря, находился не в себе после потери своего сына Джошуа. Степень психического расстройства мужчины сильно варьируется, в зависимости от толкований: от банальных суицидальных мыслей и алкоголизма, до похищения детей и каннибализма.

Любовь по Правилу Розы

Дженнифер удалось сбежать от Грегори, не без помощи девочки по имени Венди, из сиротского приюта «Розовый сад». Еще проживая (в заточении?) на ферме, между девочками завязалась переписка, в которой Венди назвала Дженнифер принцем, а себя, соответственно, принцессой. Более того, она настояла, чтобы ее принц принес ей клятву вечной любви, скрепленную поцелуем и обменом подарками.

Следующая остановка – тот самый приют. История умалчивает, пришла ли Дженнифер туда сама или была назначена какими-то официальными лицами. Именно в «Розовом саду» разворачиваются события игры, примерно с марта по декабрь 1930 года. Точнее, воспоминания о тех событиях. На момент игры, Дженнифер уже все это пережила, выросла в молодую девушку и на экране выглядит соответственно, хотя и реагирует на все как маленькая девочка, лет десяти. К тому же, изрядно напуганная.

Есть отчего: живущие в приюте дети к пришелице отнеслись с неприязнью. Особенно девочки, которые в воспоминаниях Дженнифер состоят в секретном клубе Аристократов Красного Мелка. Жизнь в клубе, куда Дженнифер включили на правах «простолюдинки» в звании «нищая», подчинена титульному Правилу Розы. Оно состоит, главным образом, в ежемесячном подношении определенного предмета. Неподчинение, недостойное поведение и неудача с подарком, наказывается, насколько хватает изощренной фантазии маленьких девочек.

Любовь по Правилу Розы

Лирическое отступление. Хочу еще раз напомнить: все происходящее на экране (и еще больше – подразумеваемое) – не более, чем воспоминания и впечатления Дженнифер. Таким ли был клуб Аристократов и существовал ли он вообще – можно только гадать.

Очередная ключевая точка, для разнообразия – счастливое событие, единственное светлое пятно в истории Дженнифер. Она находит щенка, которого назвала Браун. Правда, попытка познакомить Брауна с Венди оказалась безуспешной. Нет, собачка ничего не сделала, но девочка сочла ее слишком грязной для своего статуса принцессы. Да и для Дженнифер тоже.

Наконец, развязка. Массовое убийство детей в приюте. Прибывшая на место полиция обнаружила лишь одну уцелевшую – Дженнифер. И одного мертвого взрослого – Грегори М. Уилсона, который покончил с собой, застрелившись. Его же в полицейском отчете назвали главным подозреваемым в произошедшей трагедии.

Что произошло? Ну, наиболее распространенная теория выглядит так: оказалось, что клубом Аристократов управляет не кто иная как Венди. После отказа Дженнифер расстаться с собакой, она натравила Аристократов на нее и, в конце-концов, заставила их убить Брауна. Это стало последней каплей для Дженнифер и она при всех отхлестала Венди по щекам, заявив, что не желает иметь с ней ничего общего. Та разревелась и убежала, навсегда потеряв авторитет среди девочек. От горя, стыда и злости на всех, Венди решилась привести Бродячего Пса, истории о котором давно уже рассказывала обитателям приюта. Этим чудовищем стал безумный Грегори.

Любовь по Правилу Розы

Венди не составило большого труда подчинить его своей воле, выдав себя за покойного Джошуа. Бродячий Пес устроил бойню среди детей, не пощадив и саму Венди. К счастью, Дженнифер удалось уцелеть: улучив момент просветления, когда Грегори осознал, что он совершил, девочка протянула ему пистолет с единственной пулей. Так окончился земной путь несчастного фермера.

Теорий о том, что же случилось «на самом деле» – великое множество, но, к счастью, в этой статье речь о другом.

Взаимоотношения Венди и Дженнифер. С самого начала игры Дженнифер разыскивает (читай – пытается вспомнить) фрагменты той самой клятвы верности, которую она дала Венди. Ее направляет в поисках загадочный мальчик, постоянно убегающий и появляющийся только наедине с Дженнифер. Как станет ясно ближе к финалу, этим мальчиком был Джошуа, а если точнее – то Венди, в него переодетая. Ведь самого фермерского сына Дженнифер никогда вживую не видела.

Любовь по Правилу Розы

Уже этот факт заставляет серьезно задуматься о природе отношений между девочками. Дженнифер ищет слова любви под надзором Венди, в том образе, в котором она привела Бродячего Пса на будущую бойню. По крайней мере, так это видится Дженнифер.

Тут стоит сделать остановку и сразу прояснить одну важную вещь. Rule of Rose сильно отличается от игр, в которых дети творят всякие ужасные вещи. Отличие в том, что местные дети… самые обычные. Они не скитаются по опасным улицам или радиоактивным руинам, где царствует девиз «или ты или тебя». Они не одержимы демонами. И даже не воспитывались в семье маньяков и культистов. Все зло, которое они причиняют, будь то реальный вред или воображаемый, происходит исключительно от иного видения мира, свойственного детям. О котором они начисто забывают, повзрослев.

И как раз главный «антагонист» игры, Венди – яркий тому пример. После того, что она сделала, легко забыть, что в первую очередь она – ребенок. Можно лишь предполагать, насколько одинокой она была в приюте. Из-за слабого здоровья, она большую часть времени проводила лежа в медпункте, в компании кукол и плюшевых игрушек. Верил ли кто-нибудь в те истории, что она рассказывала, и слушал ли ее вообще кто-нибудь из остальных сирот – доподлинно неизвестно. Но совершенно точно, с «лживой принцессой» (как она названа в игре) не дружил никто

Любовь по Правилу Розы

И вот, это покинутое всеми дитя, видит в доме на отшибе другого ребенка, одетую в мальчика Дженнифер. Едва ли не впервые в жизни она видит кого-то, такого же одинокого и нуждающегося в помощи, как и сама Венди. Кого-то, кто готов следовать за ее историями о принце и принцессе. Не эти ли сходства стали причиной возникшей симпатии?

Впрочем, так ли много у них общего? Хочу обратить внимание на переписку между Венди и Дженнифер.

Я хочу улететь прочь из этой комнаты и убежать с тобой в поля…

Но этот человек (Грегори – прим) такой грустный. Я просто не могу оставить его одного.

от Дж для В. 10 декабря 1929

Заставляет задуматься: а было ли заточение Дженнифер таким уж безнадежным, если первое что ее ограничивает – сочувствие фермеру? И по поводу ее участия в придуманной Венди сказке есть сомнения: она сразу пишет, кто она и как ее зовут. И к Венди девочка обращалась исключительно по имени, назвав «принцессой», лишь после того как та предложила устроить побег, который не принесет вреда Грегори.

Получается, уже с самого начала, отношения между девочками были далеки от полного взаимопонимания. Больше похоже, что Дженнифер просто подчиняется Венди, в силу своего непростого положения. В книге сказок “Once Upon a Time” показана и вовсе пугающая метафора: Венди привязывает Дженнифер к стулу, после чего привязывает рядом себя. И только такая, буквально, связанная воедино со своей любовью, она теперь счастлива.

Любовь по Правилу Розы

Неудивительно, что появление пса Брауна вызывает такую жгучую ревность. Дело не просто в симпатии Дженнифер новому другу. Появление «третьего лишнего» попросту не вписывается в сказочный мир Венди. Где у Принца есть только одна-единственная Принцесса – она.

Лирическое отступление. Книги сказок играют большую роль в сюжете игры. Каждый новый уровень сопровождается соответствующей сказкой, в которой образно описаны грядущие события и герои. Популярная теория гласит, что эти сказки написаны Грегори для своего покойного сына и память Дженнифер «адаптирует» их к тому, что она переживала. Не лишним будет отметить что сказки отражают игровую реальность с изрядными искажениями.

К примеру, события декабря 1930 года, рассказываются в сказке «Бродячий Пес и Лживая Принцесса», которая примерно соответствует басне Эзопа про мальчика, который кричал «волки». Вот только, если в сказке, как и в басне, Принцесса прибежала предупредить всех о надвигающейся опасности, то в игровой вселенной, Венди сама привела Пса в приют, на погибель детям. Подобные различия дают богатый материал для строительства теорий, посвященных игре.

Любовь по Правилу Розы

История Венди и Дженнифер, конечно, магистральная в сюжете игры, но в нем внимание уделено и отношениям других девочек. Тоже далеких от идеальных. Показательно, что в трех главах, посвященных, собственно сбору частей клятвы, мы видим, что даже Аристократы Красного Мелка не упускают случая нанести удар исподтишка друг-другу.

В главе «Птица счастья» (главы в игре названы по заголовкам сказок) Мег и Диана уединившись в кабинке уборной обсуждают и дразнят Элеанор. В «Принцессе-русалке» Мег и Элеанор крадут карпа из аквариума директора, и его гнев обрушивается на Диану, которая должна присматривать за рыбками. Наконец, в «Сестрах-козах», выясняется о нежных чувствах Мег к Диане, но та, рвет и выкидывает письмо с признанием.

Эти и другие эпизоды резонируют с историей Венди и подчеркивают двойственность положения воспитанниц «Розового сада». Они жертвы и мучители. Но в конце-концов, просто дети. Лишенные любви и от этого саму любовь превратившие в инструмент истязаний и манипуляций.

Возможно, Дженнифер пришла к такому же выводу. В последней главе (Once Upon a Time) приют пуст. Он заполнен золотым солнечным светом и где-то на фоне звучат радостные детские голоса. После пройденного пути, после погружения во все эти сказки, полные одиночества и страданий, Дженнифер оставляет позади травмирующие воспоминания. «Розовый сад» теперь безопасен и, чтобы подчеркнуть это, мы видим героиню в том виде, в котором она переживала все эти события – как десятилетняя девочка. Она выходит во двор и видит Венди. Видит не в образе Джошуа, и не как Принцессу Роз, направляющую Аристократов. А как обычную девочку, которая просто не хочет оставаться одной.

Любовь по Правилу Розы

Такой Дженнифер оставляет в памяти свою подругу и это место, когда закрывает ворота и уходит прочь к новой жизни

Статья написана для конкурса подсайта Якорь.

Спасибо, всем кто прочитал. Как и обещал, несколько интересных ссылок на статьи об этой игре

.

.

.

.

.

.

кажется, я что-то упустил.

Ах ну да, всего лишь рассказать о настоящей любви, которую Дженнифер посчастливилось таки найти и пронести через все ужасы "Розового сада". Позвольте представить — самый лучший мальчик, Браун

Любовь по Правилу Розы

Можно провести много параллелей с отношениями Дженнифер и Венди. Уже обстоятельства первой встречи похожи: Венди спасает своего принца из заточения в подвале. Дженнифер спасает своего из пут на дирижабле.

Любовь по Правилу Розы

В дальнейшем оба "принца" ведут Дженнифер к одной и той же цели — вспомнить клятву любви. Джошуа показывает в каких сказках спрятаны ее фрагменты. Браун же, старательно вынюхивает подсказки и показывает их Дженнифер. Почему клятва так важна? Об этом чуть позже

Вернемся немного назад, чтобы увидеть еще одну параллель. В самом начале игры, после жутковатого ролика с погребением заживо (якобы) , Дженнифер обнаруживает себя на борту дирижабля, на котором и пройдут основные события игры. Она связана и голос Джошуа инструктирует ее о правилах, которым она должна подчиняться. Только услышав согласие, невидимый собеседник разрезает веревки.

После завершения приключений на дирижабле, Дженнифер возвращается в приют. И она снова привязана к столбу, и снова слышит голос с инструкциями – это директор Хоффман обращается к сиротам по радио. Кто же освобождает ее от веревок на этот раз? Верный Браун.

Любовь по Правилу Розы

Лирическое отступление. веревки в Rule of Rose – это отдельная сущность с большим значением. Все по Фрейду: в зависимости от контекста, они могут символизировать и желание Дженнифер удержать какие-то воспоминания, и, наоборот, сопротивление ее памяти открыть свои секреты. Веревки включены в дизайн многих монстров в игре. И они же постоянно будут встречаться в интерьере, подчеркивая нереальность окружающего мира, прямо как кровь и ржавчина в Silent Hill

В главе Stray Dog and the Lying Princess, отвергнутая и одинокая Венди тоже обзаводится своей собакой — Бродячим Псом. Последняя, отчаянная попытка привлечь внимание Дженнифер. Символично, что в финальном бою, казалось бы убитый Браун, приходит на помощь. Принято считать, что это появление символизирует прилив сил и решимости, вызванный памятью о любимом друге. Правда, как и все остальные смерти, эта не показана прямо, так что гибель собаки – распространенная, но теория.

И снова, финальная глава Once Upon a Time. Как и в случае с Венди, Дженнифер сохраняет память о Брауне, но с парой существенных отличий. Во-первых, он остается вне территории приюта, защищенный от всех тех ужасов, которые хранят старые стены. А во-вторых, Дженнифер приносит новую клятву. Безо всякого давления, от всего сердца. Своему дорогому Брауну.

Любовь по Правилу Розы

Вот теперь точно все.

8888
24 комментария

До чего же Михаил рисковый человек всё же))
Публиковать статью по такой нишевой (хоть и культовой) игре в полпервого ночи по мск 😲

Сначала я такое лайкаю, репостчу, а потом только читаю 🦾🦾🦾

7

Спасибо. Но высота колокольни, с которой мне срать на просмотры и лайки, сравнима лишь с толщиной болта, который мне положить на всю эту оптимизацию с правильным днем и временем.

7

Хорош

3

Какая же жуткая игра была, все эти детишки злобные с пакетами на голове, атмосфера шикарная, играл в свое время с мурашками по телу

3

Благодаря конкурсу узнал про эту игру:) совсем не тот жанр, которым интересуюсь.

2