«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Как попадают в профессию, в каких российских фильмах хорошо поставлены трюки, и похожи ли каскадёры на Клиффа Бута из «Однажды в Голливуде»

В гости к DTF заглянула Екатерина Смирнова — каскадёр и постановщик трюков в российских фильмах и сериалах. Пользователи задали ей вопросы, а мы собрали самые интересные из них и побеседовали с Екатериной о работе, тренировках и главных темах отечественного кино.

Про работу каскадёра и постановщика

[lipdc]: Сколько требуется времени на постановку хореографии одной минуты экшен-сцены?

Минута экшен-сцены — это много. Чаще всего в российских фильмах нет настолько длинных сцен, если это не наступление какой-нибудь армии.

У нас мало где есть такие задачи — поставить целую минуту экшена. И многое зависит от картины и бюджета. Если есть этап подготовки — можем неделю сидеть в зале, не вылезая: тренироваться, репетировать, снимать, показывать режиссёру. Он говорит: «Мне что-то не нравится», — мы опять идём репетировать.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Но чаще есть сценарий, мы репетируем с каскадёрами, потом приходим на площадку и слышим, что сценарий — это не догма. И здесь уже не нужна драка, давайте всё вырежем.

В сериалах часто снимают с первого дубля. Удар прошёл? Актёр живой? Идём дальше!

Но есть истории съёмок сцен, где автомобиль заносит, и каскадёр выпадает из машины, дублей 20. И проблема была не в каскадёре, а в том, что или актёр не так сыграл на первом плане, или массовка не так прошла по фонам.

[River Tam]: Есть ли вещи, с которыми конкретно вам в принципе не хочется работать: сцены с огнем, например, или падения с высоты? Самый опасный трюк, который доводилось выполнять?

С асфальтом — девочки-каскадёры меня поймут. Из-за специфической женской одежды — юбки, шорты, майки, платья — не всегда можно пододеть защиту хотя бы на локти и колени. Не всегда костюмеры идут на то, чтобы спрятать оголённые части тела. Приходится в чистую катиться с лестницы, падать на асфальт.

Асфальтная болезнь — не смертельно, но неприятно, прокатишься разок, другой — будешь долго «зализывать» раны.

А так, наверное, высотные падения — не самый любимый вид трюка. Но только в силу небольшого опыта.

[Мороженка]: Было ли что-то такое, что вы думали: всё, после этого завяжу с каскадёрством?

Так чтобы реально задумалась — нет, не было. Но после того, как твоя шишка на лбу начинает сползать тебе на нос и превращает тебя в алкозаплывший вид или едешь в травму, невольно задумаешься: «А на кой мне это надо?»

У меня больное место — голова. Как-то катилась с лестницы, это было мое первое качение, не рассчитала и вошла лбом в бетонное перекрытие. Видимо, лёгкое сотрясение было, и через какое-то время шишка «стекла» на нос и глаза, и я стала «синяком». Ходила в кепке и в очках. Повезло, что недели полторы не было работы, так что максимум куда я выходила – в магазин.

[River Tam]: Есть ли какие-то неочевидные различия в работе мужчин и женщин каскадёров? Насколько много в принципе работы для женщин-каскадеров?

Скорее очевидное различие — в пластике движений. При дублировании героини, если она, конечно, не мастер спорта по каким-либо боевым искусствам, мужчина-каскадёр будет очень выдавать себя пластикой движений.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

В целом, для мужчин работы гораздо больше — у нас же снимают про ментов и про бандитов.

Периодически девушек-каскадёров берут на эпизодические роли, где нужно талантливо умереть или талантливо быть изнасилованной.

На переворот автомобиля проще посадить мужчину за руль и надеть на него парик. Я знаю девушек, которые обижаются: «Это сексизм, я бы тоже смогла». Но на месте постановщика я бы сделала так же.

По существу, у мужчин гораздо больше работы. Но их и самих больше в этой профессии.

[Максим Лозовой]: Вопрос насчёт постановки и придумывания трюка. Правильно ли я понимаю, что постановщик трюка не только решает, как будет выполнен условный приём в драке, но и как драка будет протекать, какие приёмы будут использоваться и что можно еще красивого в экшен-сцене показать? И если это так, где берёте вдохновение и идеи?

Бывает, что в сценарии пишут: «Происходит драка между таким-то и таким-то персонажами (постановщик трюков)». Делай что хочешь. А бывает, когда прописывают: «Он схватил именно этот предмет и ударил именно так». Иногда это плюс, иногда — минус, думаешь: «Они вообще как себе это представляют?»

Сильно зависит от произведения. Если это полный метр или хорошо подготовленный сериал, где драматургически обоснованно, почему она его заколола вилами, это одно дело. А часто — драка ради драки.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Иногда режиссёр включается в это, бывают те, кто приходит на репетиции (каскадёров). Бывает, что это полностью передают постановщику, а дальше корректируют на площадке.

Идеи, наверное, из просмотра других фильмов, из просмотра роликов. Бывало, когда режиссёр показывает видео и говорит: «Я хочу, чтобы было настолько реально». А там записи с камер полиции. Это не художественно, но некоторые хотят и такого.

Бывает, что всё переделывают на ходу. Локация меняется за день до трюка, поскольку не договорились. Сменили локацию — технически должно быть всё по-другому сделано. В съёмках задействовано много цехов, а чем больше людей, тем больше человеческого фактора. Иногда бывает, что на читке режиссёр говорит «Мне нужна драка», столько-то человек участвует, полминуты экранного времени.

Прорепетировали, пришли на площадку, а режиссёр: «А зачем мне здесь драка?»

[Vlad Merzlyakov]: Принимает ли каскадёр какое-то участие в монтаже или в чём-нибудь ещё помимо постановки трюков во время производства фильма? Нередко бывает, когда отлично поставленную сцену режут так, что за происходящим становится физически неприятно смотреть.

Постановщик трюков принимает. На препродакшене это выбор локаций, читки, иногда выбор эпизодических персонажей, работа с актёрами, тренировки.

Иногда постановщиков зовут на монтаж. К сожалению, не всегда. Монтаж может всё исправить или всё испортить. Иногда сам режиссёр монтирует. И если он считает, что «это не про трюки», то их режут.

Про любимое кино и российские фильмы

[ImPReZ]: С какими режиссёрами хотелось бы поработать?

Гай Ричи. Многие считают, что он однообразный, что у него повторяется одна и та же история, не считая голливудского кино. Но он в этом хорош, я кайфую от него. «Джентльменов», наверное, раз пять пересмотрела. «Гнев человеческий» был проще, но его я тоже посмотрела с удовольствием.

[ImPReZ]: Ваша любимая каскадерская работа во всем кинематографе?

Из последних фильмов, которые для многих каскадёров считаются лучшими, это, естественно, «Джон Уик». У них была безумная подготовка. Особенно здорово сделана первая часть. Последняя (третья) — это чисто пособие для каскадёров, книжка по трюкам. С драматургией там уже беда.

Ещё мне нравится Kingsman, и первый, и второй. «Тайлер Рейк: операция по спасению».

[Artyom Romanenko]: есть ли фильмы, в которых действительно правдиво показывают работу каскадёров? Что насчёт «Однажды в Голливуде»?

Тарантино — ещё один режиссёр, кроме Гая Ричи, которого я обожаю. Он прекрасен в своём жанре, в «Однажды в Голливуде» видно, что он сам кайфует от этой атмосферы. И ты тоже начинаешь кайфовать.

Клифф Бут из «Однажды в Голливуде», как и безымянный водитель в исполнении Райана Гослинга в «Драйве», — спокойные, уравновешенные персонажи со стальными нервами и не только ими. Есть немного похожие реальные ребята в нашей сфере, но всё же это очень романтизированные образы.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Насчёт правдивых фильмов, не знаю. Только документальные фильмы разве что. Про просто съёмки фильмов есть некоторое количество кино и сериалов. И тот, кто работает в кинематографе, говорит: «Блин, у нас точно так же». Какие-то приколы из той же «Мылодрамы» всё равно делали отталкиваясь от того, что происходит на съёмочной площадке.

[zelda]: Почему в большинстве российских фильмов нет профессиональных постановок боя? Какие российские фильмы круты с точки зрения постановки боя?

Во-первых, думаю, что у нас нет этой культуры в кино. Если брать китайский кинематограф, у них есть свои национальные боевые искусства. В индийском кинематографе — танцы и нереальные полеты. Американское кино — это аттракцион.

У нас на площадке часто любят говорить: «Кино не про это» или «Мы не про трюки снимаем».

Русское искусство — про страдания души, про безрадостное существование, принятие бренности и всё такое. Драма про человека, который преодолевает трудности, ментальные, жизненные. Соответственно можно ограничиться парочкой ударов по лицу и дальше идти страдать.

Ещё вариант: масштабные военные побоища. Тут тоже больше не про драки. Показать ужасы войны, военную тактику (владение оружием, реалистичные взрывы и так далее). Это мы знаем, умеем и снимаем.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

В плане точной тактики – Escape From Tarkov (экранизация игры), «Турист». Там нет марвеловских отлётов от взрывов. Правдиво показаны заход в здание в группах, очистка помещения, взятие в плен. Но эти проекты были заточены на то, чтобы показать всё правдиво.

Про тренировки и поиск проектов

[lipdc]: Сколько тренируетесь и какие тренировки у вас?

Вне плотного съёмочного графика, стараюсь тренироваться каждый день. Комбинирую профессиональные тренировки, такие как бокс, тхэквондо, фехтования. Также с другими каскадерами разводим драки, в которых происходит отработка сценических движений — отыгрыши от ударов, падения. В плане «профильных» совершенствовать технику и учиться новым дисциплинам можно всю жизнь, тут не заскучаешь.

Сценическое движение преподают в театральных институтах, но, судя по некоторым актёрам, они не ходили на эти предметы. Когда я сама училась, из нашей достаточно большой группы только человек пять добросовестно посещали движенческие дисциплины. А от некоторых я слышала: «Ой, да зачем, у нас же будут дублёры». К сожалению, часть этих «звёзд» я так больше и не увидела, ни в театре, ни в кинематографе.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Это про профессиональные тренировки. А ещё есть тренировки так сказать «для жизни»: силовые, кардио, йога, растяжка. Некоторое количество падений ж… на асфальт без следа не проходит, и йога спасает.

[Денис Блинов]: Когда каскадеры уходят «на пенсию»? Есть ли ограничения на возраст каскадёра, или всё рассматривается индивидуально?

Очень индивидуально. Я знаю некоторых каскадёров, которым уже лет по 70, и они не собираются уходить: дерутся, падают, фехтуют, да ещё и похлеще молодняка.

[Эльфийский меч]: Есть ли в России школа каскадеров или это отдельная ветка специализации у актеров?

У меня первое образование спортивно-педагогическое, второе — актёрское. Я около 10 лет занималась акробатическим рок-н-роллом, сначала училась в колледже физической культуры, после поступила в театральный институт в Москве. Потом, вернувшись в Питер, наткнулась на курсы каскадёров в интернете. И всё как-то срослось. По жизни забавно наблюдать, что какие-то моменты складываются в итоге как пазл.

На таких курсах тренируют или сами постановщики трюков, или уже опытные каскадеры, также приглашают узконаправленных специалистов на мастер-классы (например инструкторов по тактическому владению оружием или учителя по конкретному виду фехтования).

Но такие курсы чаще всего для «поддержания штанов». Большинство каскадеров, зацепившихся, в профессии — бывшие спортсмены, гимнасты, паркуристы, единоборцы, пловцы, не говоря уже о таких отдельных кастах, как мото/авто- спортсмены и конники. Редко каскадером становится человек без изначальной хорошей спортивной подготовки.

Я познакомилась с несколькими постановщиками, ушла с этих курсов и стала сама тренироваться с другими каскадёрами, приобретать опыт уже на площадке.

[Андрей Мимокрокодилов]: Каким образом состоявшиеся каскадёры ищут себе работу? Их зовут на проекты через сарафанное радио, или есть некая условная «биржа» каскадёров? Есть ли у вас агенты, как у актеров?

Биржа только если очень условная. Чаще всего каскадеры работают только с несколькими постановщиками, есть те, что только с одним, так сказать своим «проводником в мир кино». Образовываются своего рода команды, где постановщик трюков и выполняет роль агента.

«У меня больное место — голова»​: каскадёр и постановщик трюков Екатерина Смирнова отвечает на вопросы пользователей DTF

Постановщики чаще всего зовут одних и тех же людей, потому что они считают их более профессиональными, более удобными в плане работы, они понимают друг друга. И не надо какому-то каскадёру полчаса объяснять, что от него требуется.

Но есть проекты, когда нужно найти дублёра по параметрам. Например, нужен двухметровый мужчина, при этом 44 размера, плюс с какими-то специфическими требованиями — должен «двушку» крутить с пола. В Питере их нет, тогда звоним в Москву и просто идём по всем, кого знаем.

[Drunken Furby]: Что будет, если каскадёр лишится руки/ноги на съёмочной площадке?

Будет очень много крови.

[Cabluc]: Приходится ли применять в личной жизни навыки каскадера? Например, если на улице готопота пристаёт?

Очень хороший навык — убегать. Чем быстрее ты бегаешь, тем лучше.

[Sir Heretic]: Как оплачивают работу каскадёров и сколько стоит некий условный трюк? Есть ли какие-то тарифы?

От сложности трюка зависит, да. Выпасть из окна, сбиться автомобилем или погореть, конечно, более «интересно» каскадёру, чем просто подраться. Но если драка репетируется до этого две недели, это тоже может быть «интересно». Дудю такой ответ не понравился бы.

789789
111 комментарий

Русское искусство — про страдания души, про безрадостное существование, принятие бренности и всё такое. Драма про человека, который преодолевает трудности, ментальные, жизненные. Соответственно можно ограничиться парочкой ударов по лицу и дальше идти страдать.

Лучше и не скажешь

275
Ответить

Вообще про страдания много где есть. У того же Гюго, например, или Хемингуэя. В русском искусстве страдания чаще всего именно очень истеричны до ухода в крайности; постоянно какие-то психологические проблемы, особо острое чувство абсурдности этого мира. Вот, наверное, уход в крайности с "резким поворотом руля" - одна из основных черт русского искусства и самой России. Если левые идеи - то сразу коммунизм, если расставание с женщиной - сразу пуля в лоб и т.д. Может, следствие того, что мы по сути такой уникальный симбиоз двух противодействующих сил: западной и восточной цивилизации - единственный народ, способный объединить под своим флагом весь мир и создать величайшую империю в истории.

10
Ответить

Ну так любое искусство не про зрелища. Сколько смачных боевых сцен в том же "Крестном отце"?

9
Ответить

Так если бы они могли нормально это снять, я бы с удовольствием такое посмотрел, но почему-то за качественным страданием по жизни я всё равно должен идти явно не по русскому кинематографу )

1
Ответить

Так Райан Гослинг упомянут, ребзя она из нашего стана.

UPD. А так кнч, спасибо за статью и ответы нашему сообществу, и целых костей.

83
Ответить

А трупы ж тоже каскадеры играют? А то у меня большой опыт в неподвижном лежании пропадает.

16
Ответить

Комментарий недоступен

41
Ответить