Красные люди с рогами
Размышления о тифлингах в D&D и Baldur’s Gate 3
До публикации четвёртой редакции Dungeons & Dragons, тифлинги редко появлялись за пределами сеттинга Planescape. Встреча с ними была событием, а играли такими персонажами обычно особо прошаренные. В 2008 году тифлинги стали одной из основных рас, кардинально поменяли внешний облик, и со временем получили большую популярность среди игроков. В Baldur’s Gate 3 им также уделено много внимания. А согласно отчёту Larian — играть за них выбирают намного чаще, чем за дворфов и халфлингов. Я ещё не прошёл бандуру, но решил узнать как представляет тифлингов широкая аудитория, и пофантазировать над последствиями этих представлений для мира Forgotten Realms и D&D в целом.
Введение
В июле 2022 года Paramount показала первый трейлер фильма Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves и начала промо-кампанию, представив основных персонажей. Будущим зрителям особенно полюбилась друидесса Дорик, обладавшая маленькими рожками. Фанаты игры стали предполагать к какой расе принадлежит героиня. Кто-то подумал, что Дорик — сатир. Другие вспомнили арты из рулбуков, на которых друиды часто вплетают в волосы всякие ветки и куски оленьих рогов.
За месяц до премьеры, компания Wizards of the Coast опубликовала характеристики основных персонажей фильма, сделанные по правилам пятой редакции D&D. Тогда стало окончательно понятно, что Дорик — тифлинг.
Жители Реддита немедленно обвинили во всём коммунистов. Якобы ради жирного китайского рынка, создатели зацензурили фильм, убрав сатанинство. Тифлинги — огромные красномордые бистмены, рогачи с жёлтыми глазами и третьей ногой явно попали под мотыгу председателя Си.
Любители Critical Roll, Vox Machina и 1 for All также не оценили решения. Тифлинг, отличающийся от человека только маленькими рожками? Где силиконовый грим? Где розовые волосы, на крайняк?
Такие представления основаны на современных визуальных гайдлайнах Dungeons & Dragons. Но если фильм нацелен на привлечение нового поколения игроков: возможно ли, что Дорик — первая проба в новом дизайне этой расы для скорого перезапуска сеттинга Planescape и новой редакции D&D?
Откуда растут роги
Впервые тифлинги появляются в Planescape Campaign Setting 1994 года. Это гуманоиды, в чьей крови присутствует небольшая примесь злых представителей нижних планов: причём не только танар’ри и баатезу, но и других аутсайдеров. Тифлинга с лёгкостью можно принять за человека или эльфа, но присмотревшись заметить некоторые уникальные черты. У всех они разные: у кого-то будут небольшие рожки или хвостик, кто-то не отбрасывает тени, или имеет необычный цвет глаз. Встречаются удлинённые пальцы или когти. В редких случаях признаки более явные: копыта, запах серы. А если бабка согрешила с ракшасом — так и просто фурри-уши.
Многих тифлингов убивают при рождении. Выжившие становятся одиночками, выродками, вынужденными бороться за своё место в обществе. Им не доверяют, их боятся и ненавидят. Такое отношение воспитывает эгоизм. Собственно сходство с людьми — одно из самых опасных свойств тифлинга. Им может оказаться любимый политик, добрый доктор, проводник по опасным местам. Фишка игры за эту расу — непреодолимая природа, а не рога и копыта. Борьба как с внешним предубеждением, так и с внутренним злом. Ну или потворство ему.
По словам Зеба Кука, создателя тифлингов — они были отражением культуры готов, народных преданий о подменышах, давали игрокам интересный повод для отыгрыша.
Даже самый великодушный и добрый герой не способен убежать от своего происхождения. Я не хотел, чтобы они были просто демонами на минималках
Хочется особо отметить двух представителей, знакомых широкой не-дндшной аудитории по компьютерным играм. Хаер'Далис из Baldur’s Gate 2 и Анна из Planescape: Torment почти не обладают выраженными инфернальными чертами внешности, но демонстрируют именно противоречивость характера, диктуемый природой взгляд на мир. Для игроков встреча с ними необычна, они рождены Планами. Фактически, на тот момент тифлинги являлись расой только в игромеханическом смысле. Не существовало народа тифлингов, каждый из них был уникален.
Баэль Турат и Магическая чума
За год до выхода четвёртой редакции D&D, в августе 2007 года Wizards of the Coast опубликовали предрелизную книгу «Races and Classes», с историей создания, дизайнерскими идеями и ключевыми изменениями будущих правил. В перечень основных игровых рас впервые попадали эладрины, аасимары, драконорожденные и тифлинги.
Тифлинги переживали самые сильные преобразования. На всех изображениях их показывали рогатыми, хвостатыми, зубастыми краснокожими монстрами со светящимися глазами. Инфернальность подчёркивало причудливое оружие и доспехи, будто оплавленные адским пламенем. Вероятно такой дизайн позволял сделать расу более характерной, и проасоциировать её с героями известных видеоигр.
Эти изменения объяснялись лором. Четвёртая редакция представляла новый игровой сеттинг — Points of Light. В нём когда-то существовала могущественная империя Баэль Турат, элита которой заключила пакт с силами Ада. Их потомки дали рождение целому народу тифлингов. Причём кровосмешение было такой силы, что обновлённая раса выглядела буквально как дьяволы.
Но это касается только одного мира, а что делать с остальными?
До недавнего времени Forgotten Realms не был основным игровым сеттингом D&D. Но был самым популярным. Правда тифлингов в нём почти не встречалось. Одной из важных сюжетных линий в лоре Забытых Царств было противостояние безумного бога Цирика и богини магии Мистры. Незадолго до релиза четвёртой редакции D&D на Ториле происходит примерно следующая Санта-Барбара:
Во время интриги богини Шар, Цирик убивает Мистру и на секунду становится богом магии. Но Плетение не выдерживает его безумия и детонирует. Взрывная волна проникает в Планы и раскалывает Сердце Двеомера. Раненого бога Азута, помощника Мистры, выбрасывает в Баатор, где его сокрушает владыка дьяволов Асмодей — и последний в цепочке получает бывший домен Мистры. То есть главный на свете сатана внезапно становится одним из верховных богов. Это преимущество позволило приостановить длившуюся с незапамятных времён Кровавую Войну между танар’ри и баатезу.
В этот короткий промежуток времени магия ломается и начинается столетний катаклизм, известный как Spellplague или Магическая чума. Она так или иначе затрагивает все миры, но особенное значение имеет для Forgotten Realms. В океане пропадают старые континенты и появляются новые, по небу летают горы, расцветают пустыни, статуи оживают, магшмот и порталы перестают нормально работать, многих существ и целые страны облучает волшебной радиацией.
На Торил внезапно вбрасывает кучу новых рас, включая брутальных тифлингов. А скрытно проживающих там «старых» тифлингов, Асмодей превращает в краснокожих рогатых монстров с помощью зловещего ритуала, привязав к своей крови.
Для простого жителя Забытых Царств эти события оказались необъяснимым явлением. Игровые сюжеты происходили почти век спустя и во многом строились на узнавании слухов с дальних рубежей и разгадке тайн Магической чумы. А Асмодей умело манипулировал даже добрыми волшебниками. Для обретения могущества требуется поддержка адских сил, а значит новые пакты — и новые тифлинги.
Несмотря на свежий дизайн, интересные и смелые решения, четвёртая редакция получила противоречивые оценки. Радикальные изменения правил, лора и духа игры привели многих фанатов в бешенство. Воспользовавшись открытой лицензией, созданная бывшими сотрудниками Wizards of the Coast компания Paizo издала свою настолку, основанную на старых правилах — Pathfinder. Туда переметнулась значительная часть аудитории, и D&D стала проваливаться в продажах. Одно из центральных мест в мире Pathfinder также занимала инфернальная тематика. Будто отыгрываясь за Сатанинскую панику восьмидесятых, хобби стремительно вкатывалось в Ад.
Пятая редакция
В 2012 году Dungeons & Dragons переживала худшие времена со времён банкротства компании TSR в конце девяностых. Эксперименты с моделями издания не приносили результатов. Казалось Hasbro скоро распустит шарашку. Даже умеренные защитники четвёртой редакции, включая меня, играли в Pathfinder.
Это привело к тому, что всего через четыре года после выхода четвёрки, компания Wizards of the Coast объявила плейтест новых правил — D&D Next. В августе 2014 вышла Player’s Handbook, и получила сдержанно положительные оценки. Декабрьский Dungeon Master’s Guide был назван одним из лучших современных рулбуков. Продажи подскочили. Новая редакция возвращала классический игровой опыт, умело вводила современные механики из инди и существенно ускоряла боёвку. Книги были наполнены отсылками к лучшим продуктам в истории D&D, намёками на возрождение старых сеттингов. Но решающую роль в новой волне популярности сыграли не правила.
Наибольшей сложностью с момента появления Dungeons & Dragons — было объяснить «как вообще в это играть». В представлении обывателей, процесс должен выглядеть чем-то средним между чёрной мессой и непрофессиональным театром ряженых омежек, кидающих разноцветные карточки и кричащих друг на друга «я тебя заколдовал». Кого-то отталкивал объём правил — им нужно было объяснить, что для игры достаточно прочитать 10 страниц. Чтобы исправить ситуацию и привлечь новых людей, Wizards of the Coast потратила бюджет самым лучшим из возможных способов — влила его в Youtube. Шоу с медийными личностями и актёрами, играющими в D&D породили целый жанр, по их мотивам рисуют комиксы и снимают мультсериалы. И в каждом из них обязательно будет тифлинг. Такой персонаж отличается яркой внешность, становится не таким как все, и наряду с таинственностью способен добавить комедии — это нравится молодёжи.
Сеттинг Forgotten Realms в новой редакции снова изменился. Там произошло событие, известное как The Second Sundering — грубо говоря оно вернуло всё взад, окончило Магическую чуму и лишило Асмодея полноты власти. События четвёртой редакции аккуратно замалчиваются или обходятся, будто страшный сон. Однако кое что осталось: в Фэйруне по прежнему полно драконорожденных и тифлингов. Для последних правда немного расширились вариации внешнего вида, ведь они больше не связаны кровью лично владыки Баатора. В правилах сказано, что тифлинги даже могут быть похожими на людей, но на артах по прежнему изображаются только рогачи с пылающими глазами. Цвет кожи зависит от происхождения: например, красные могут быть связаны с Асмодеем, синие — с тварюгами, известными как ночные ведьмы, и так далее.
Зато теперь они отчётливо социализировались и перелезли из неудобных лат в городские наряды. Если несколько лет назад (по меркам мира), тифлинги были очень мутными пришельцами, то теперь можно встретить краснорогого пчеловода, живущего так много поколений. Популярность игры и приток новой аудитории сказался на повседневности Забытых Царств. Из магического средневековья с орками и эльфами они быстро превратились в мир современных американцев со смешными ушами.
На 2024 год анонсирована новая версия правил, под кодовым названием D&D One. А уже 17 октября этого года готовится перезапуск сеттинга Planescape — это сразу три книжки: Sigil and the Outlands, Morte's Planar Parade и Turn of Fortune's Wheel. Спойлерится некий глитч в Мультиверсуме. Однажды подобным образом объясняли переход с правил второй редакции AD&D к третьей.
Среди показанных артов можно найти и тифлинга. С короткими рожками и копытами — от них отказались в 2008 году, когда включили расу в перечень основных (ведь игрок должен как-то натягивать магические сапоги). Визуальный стиль напоминает классическое оформление Плейнскейпа от Тони ДиТерлицци. Кто знает — может создатели устали от адской тематики. В эту картину вполне вписывается Дорик из фильма.
Baldur’s Gate 3
События Baldur’s Gate 3 косвенно связаны с приключением Descent into Avernus. Именно там берёт начало предыстория Карлах, беженцев, засевших в роще друидов, и некоторых других персонажей. Это один из самых инфернальных модулей за многие годы, в котором герои попадают в верхний слой Баатора и становятся свидетелями Кровавой Войны. Тематика перетекла и в компьютерную игру.
Но пожалуй именно на примере Baldur’s Gate 3 видно насколько современные тифлинги отличаются от классических. Это не аутсайдеры, не удивительные порождения Планов, а просто красные люди с рогами. Им никто не удивляется, большинство из них не испытывает никакого внутреннего конфликта. Они даже умудряются ужаснуться внешности Лаэзель.
Но мне стало интересно как широкая аудитория, возможно не знакомая с D&D, представляет себе тифлингов как игровых персонажей — ведь редактор допускает отход от канона. Для этого я попробовал собрать как можно больше портретов, которыми люди успели поделиться с момента релиза (я осознанно не брал портреты, созданные в раннем доступе). Картинки взяты с форума Ларианов, из Реддита, разных околоигровых ресурсов, и даже этой прогнившей пикабушной помойки (самого любимого пирожульного DTF). Всего удалось найти 52 персонажа. Для исследования выборка не очень, но давайте попробуем.
Игроки подошли к созданию персонажей непредвзято, внешность у многих явно отличается от актуальных артов D&D. Вероятно люди просто собирали красивых героев ничего не зная о лоре. Кто-то мог осознанно делать классических тифлингов, ведь на профильных ресурсах давно гундосят об этой проблеме.
В качестве точки разделения я взял ритуал Асмодея во время Магической чумы, превративший тифлингов в брутальных монстров, и его влияние на внешний вид: сочетание расцветки, длины и формы рогов, горящих глаз, всяких зловещих отметин. Получилось, что почти треть героев почти не затронута последствиями — многие сохранили естественный цвет глаз и человеческой кожи, и при минимальной сноровке могут сойти за людей или эльфов.
Интересно другое. Среди всех персонажей, затронутых последствиями ритуала и Магической чумы — всего 4 носят признаки Асмодея. Остальные — отчётливо происходят от ночной ведьмы (Nighthag).
Поправка: автор провафлил и поленился проверить редактор. В Baldur's Gate 3 синие тифлинги происходят от Мефистофеля. Но ради оправдания уточню, что это касается именно этой конкретной игры. В The Planewalker's Handbook, в Races of Faerun и т.д. — синий обычно признак карги.
Если пофантазировать и привязать эти данные к лору, получается примерно следующее:
До Магической чумы на Ториле произошёл массовый пакт с некой могущественной Каргой. После него в мире появилось немалое количество тифлингов (существенно превышающее число потомков Асмодея и других извергов). После ритуала и чумы, все тифлинги (включая потомков Карги) отрастили хари и покраснели. А после низвержения Асмодея — кто-то вернулся к людскому обличию, а кто-то приобрёл черты ночной ведьмы. Но последствия чумы отразились на всех по-разному.
Дитя Малагарды
Лучшая кандидатура на роль могущественной Карги — Малагарда, графиня ведьм и бывшая владелица шестого круга Баатора. Она погибла, попытавшись стать богиней (вероятно в результате интриги Асмодея). Огромное разлагающееся тело Малагарды изменило ландшафт, и новая правительница круга — дочь Асмодея, Гласия — воздвигла дворец в черепе ведьмы.
Несмотня на свою смерть, Малагарда продолжает таинственно воздействовать на мир, порождая мстительных дьяволов, и по видимому не теряя надежды возродиться. Кто знает, может созданные игроками в Baldur’s Gate 3 тифлинги должны были стать частью этого плана, как некогда дети Баала.
В рамках поддержки настольной ролевой игры, cуществует программа общественных игротек — D&D Adventurers League. Она берёт своё начало в международной системе RPGA, существовавшей с восьмидесятого года. В редких случаях, участники подобной программы могут влиять на изменения в мире Forgotten Realms, и появление новых сюжетных зацепок. Похожим образом дизайнеры Wizards of the Coast могли бы поступить и с игровой статистикой Baldur’s Gate 3. Как-никак потенциально перед нами маячит самое большое вливание новой аудитории в Dungeons & Dragons.
Ты мне хочешь сказать, что тифлинги это не милые рыжие козо-девочки, а страные хеллбои-полудемоны?
что плохого в хел-пусси-бое с красной кожей?
Не. Тифлинги это горячие розовые барышни способные зажечь
Меня всегда веселило как тифов пытались показать изгоями и гонимыми. Серьезно? Кто-то хейтит расу сасных рогатых девочек и мальчиков?
Из-за событий Эльтуреля же их и изгнали. Там город в ад отправился, а они адские порождения, и многих тупо посчитали сообщниками Зариэль, которая все это и устроила. Так что очевидно почему захейтили. Тифлингов проживающих в Балдуре никто никуда не изгонял и не хейтил, например.
согл, и не очень понятно кто вообще выбирает вырезать их чтобы затусить с гоблинаму тфу блять
Остальные, кто не любит рога