Действительно. Непонятная ситуация...
Rings of the Empire я погонял, очень приятный геймплей. Мне игры этого типа (с пробиванием вращающихся защитных полей станции) уже встречались, это эта - лучшая из них.
The Empire Strikes Back про шагоход уже давно, лет 10 назад, заценил по скриншотам, скачал, но не разобрался тогда с управлением на эмуляторе. Дейцствительно, игра гораздо лучше оригинала на Atari 2600, ну так и игровая платформа гораздо более продвинутая. Насчёт цвета - только что пришло в голову: может, это просто неправильные настройки PAL - NTSC на эмуле выставлены? Надо проверить...
Основное достоинство Tie-Fighter - то, что её не пришлось набирать из журнала (в виде файла нашёл её не сразу).
Лучшая из перечисленных игр, конечно, Imperial Walker Battle. И причиной этому то, чего так не хватает в большинстве современных AAA-игр: проработанности всех элементов игрового процесса. Понятное и приятное управление. Упомянутый асимметричный мультплеер. Внимание к деталям: сбитый истребитель противника может просто разбиться о землю, а может случиться так, что его пилот выскочит из кабины и убежит пешком, изредка даже отстреливаясь по шагоходу из стрелкового оружия. Непонятно, что именно не поделили водитель шагохода и пилоты TIE усовершенствованного x1 - вероятно, пояснение было в инструкции, которая до нас не дошла...
Death Star в 3D заслуживает внимания как минимум благодаря оригинальности подхода. Вообще, в 80-е и 90-е составят карты игр и записывать ходы на бумажке было в порядке вещей (у каждого уважающего себя "спектрумиста" была нарисованная вручную карта комплекса из Saboteur II). А само желание составить инструкцию и "добить" игру до конца уже говорит о том, что есть в ней что-то цепляющее... Код игры действительно странный, что во много раз усугубилось невозможностью взглянуть на него целиком из-за особенностей игровых файлов и эмулятора Altirra, на котором игра игралась.
Хаки - забавная вещь. С одной стороны, практически все они являются простой заменой игровых спрайтов, геймплей не меняется. С другой - это реально приятно получить десяток-другой "новых" игр по любимой фантастической вселенной.
Насчёт Swordfight хочу сказать одно: это офигенная идея - выпустить игру, которая не не вышла много лет назад! Возможность поиграть в такое (вспомним также Star Wars: Ewok Adventure про эвока на планёре) очень важна для немногих увлечённых фанатов, а для издателя не стоит практически ничего, зато приносит плюс в репутационную карму. Полагаю, если бы в Lucasfilm решили доделать и выпустить за 10 долларов Star Wars: 1313 и Star Wars: First Assault, компания получила бы два неплохих репутационных продукта без всякого риска в случае неуспеха.
P.S. В «Уно» меня приятели из Штатов учили играть, я так и не разобрался...
Так уж вышло, что все пять игр этого выпуска - это переделки разной степени оригинальности.
Y-Wing - это явный двойник вышедшей в том же году для ZX81 игры Нила Стритера: точно такой же простенький тир, созданный для обучения читателей языку Basic. В этом случае, однако, авторы не побоялись юристов Lucasfilm и Fox, подчеркнув в явном виде принадлежность своего творения ко вселенной "Звёздных войн".
Star Baddle - это припозднившийся на праздник жизни шутер типа "траншея", в которой авторы решили взять оригинальной механикой - наводящейся вручную торпедой. Небезынтересно получилось, надо сказать.
Хотя нет сомнения в том, что немецкий автор X-Wing Fighter вдохновлялся Star Wars: The Arcade Game, сама игра играется (и звучит) на удивление приятно, несмотря на небольшие подлагивания стрельбы. В кои-то веки преследование противника - это действительно погоня. Отлаживая игру (в этот раз в дополнение к обычным опечаткам пришла проблема, вызванная плохим качеством сканов журнала с "выпадающими" строчками), вынужденно узнал много нового о создании графики в TI Extended BASIC.
Про Zeta-7 Сергей всё написал: несмотря на явный плагиат элементов, в целом это отличная графонистая игра, имеющая самоценность вне ЗВ. И здесь вообще непонятно, зачем разработчики рисковали судебными тяжбами: их продукт был бы популярен и с оригинальными спрайтами. Видимо, кому-то из маркетологов пришло в голову, что "Звезда Смерти" и "Энтерпрайзы" будут хорошо смотреться на скриншотах игровых журналов...
И да, в следующий раз точно-точно будет новая платформа!
Там у чувака даже близко всех официальных игр нет: так, запустил только самые известные.
Я лично уже несколько лет планировал масштабный рассказ про неофициальным играм "Звёздных войн", собрал подборку игр для нескольких платформ (как выяснилось в последние месяцы, далеко не полную), начал писать сценарий, кое-какие игры успел описать на Вукипедии. Но, наткнувшись на марафон Сергея год назад, не мог не предложить ему сделать всё это за меня, очень надеясь на согласие: было очевидно, что рассказ этот будет написан им гораздо качественнее. Опять же, вдвоём над таким масштабным проектом работать гораздо сподручнее. Так, собственно, и оказалось.
Огромное уважение тебе за выдержку и за объективность в поисках позитивных моментов в каждой игре! Очень надеюсь, что дальше будет проще!
Star Wars для 1978 года действительно выделяется качеством среди прочих игр для PET (кстати, она запускается и на VIC там графика выглядит "посовременнее"). Большое количество элементов управления, любопытные взрывы противников, в целом играется приятно.
С поиском R2 Division (кстати, нашёл версию, где в названии и в самой игре есть полное написание имени дроида - R2-D2) вышло любопытно. Её создатели выпустили несколько десятков образовательных игр для разных платформ семейства Commodore, и среди них первой мне встретилась игра по "Звёздному пути". Посетовав на то, что опять, блин, понавыпускали кучу игр по Star Trek, а на "Звёздные войны" снова забивают (а это во многом так - игр по "Звёздному пути" хватило бы на её один такой марафон), стал копаться в образовательных сборниках внимательнее. И - вуаля! Ещё одна ЗВ-игра!
Игра Джеймса Ианни меня очень порадовала, и не только отличной графикой, но и захватывающим, хоть и простеньким, геймплеем. Предсказание траектории движения СИД-истребителя интуитивно понятно, но в условиях постоянного недостатка времени всё время приходится делать выбор: или стрелять по приближающемуся истребителю, надеясь, что он не свернёт до попадания, или гадать, свернёт ли он в твою сторону (если нет - можно даже не дёргаться). Второй уровень с прямолинейным движением лендспидера в целом даже попроще. Кстати, Гондурас по-испански произносится "Ондурас", с ударением на "у".
Со StarTrip пришлось слегка помучиться. В датском журнале, который я сперва нашёл, было несколько опечаток, поэтому контрольная сумма при наборе одного из двух программных листингов не сходилась, а при движении элементов возникали артефакты. К счастью, нашёлся оригинальный текст в англоязычном журнале, и там уже опечаток не было. Причём забавно: все строчки программ из журнала имели специальные четырёхсимвольные коды, позволяющие автоматически проверять правильность набора при помощи специальной программы. Согласен с Сергеем, очень жаль, что автор намеренно не вставил спрайты СИД-истребителей и музыку (он это объяснил мотивированием читателей к творчеству, но не исключаю, что он просто поленился).
С играми для Bally всё непонятно - в том смысле, что неясно, игралась ли она странно изначально, или это особенности именно что эмуляции. К примеру, проблем с выстраиванием истребителей на одну линию в Space Chase, как у Сергея, у меня не было.
Из перечисленных игр довольно задорно играется Laser Blazer - шустрые корабли из "Звёздных войн" и "Звёздного пути" подбить непросто. Ну и в Star Wars Дага Шеффера оценил неплохую графику и нетривиальное расположение игрового поля.
А ещё я поражаюсь, как у Сергея получается теперь на раз расщёлкивать текстовые приключения (я про Star Wars: Return of the Jedi)!
Эмулирование Bally когда-то давно началось со знакомства с игрой Star Battle: в некоторых обзорах её относили к 1977 году и называли первой игрой по "Звёздным войнам". Сейчас-то мы знаем, что это не так: игра вышла в 1979 году, а про реально первые игры по ЗВ у Сергея есть целый выпуск марафона.
Впрочем, сама Star Battle и правда играется интересно. Запустив её для марафона, убедился: как только вспоминаешь, как работает управление, можно потратить несколько минуть, с удовольствием расстреливая врагов. И это с учётом того, что вышла она по сути в эпоху Pong'а - неудивительно, что на Западе игру до сих пор везде вспоминают.
В целом же разница между выпущенной на картридже Star Battle и продававшимися (и распространявшимися среди членов клубов любителей Bally) на аудиокассетах играх хорошо заметна. В последнем случае хорошо видно, как авторы игр, получив в своё распоряжение относительно производительную, но капризную игровую систему, пытаются реализовать на ней свои "хотелки", ещё до конца не понимая того, как добиться желаемого результата. Со временем игры для платформы станут чуть качественнее в техническом плане, но это уже не про "Звёздные войны".
"Я бежал за вами три дня, чтобы сказать как вы мне безразличны." Евгений Шварц "Обыкновенное чудо".
Она как раз будет в первом выпуске после неофициалок - 2006 год!
Самая крутая из перечисленных игр, конечно, Le Retour Du Jedi. Тьерри Паризи удалось то, что совсем недавно с треском провалила Ubisoft - создать игру с оригинальной историей, в которой отчётливо чувствуется дух "Звёздных войн". Висящие над планетой звёздные разрушители и юркий дроид-астромеханик (нарисованный семью пикселами, но всё равно узнаваемый!) как нельзя более уместны. В целом игра оставляет впечатление небольшого, но идейно законченного продукта.
Star Wars Мишеля Янссена вполне себе динамичная, и будь в ней побольше от "Звёздных войн", она вполне могла бы стать более запоминающимся проектом, чем в текущем обезличенном вариантом.
Остальные игры не более чем посредственные шутеры, и огромное спасибо Сергею за терпение не просто познакомиться с ними, но добросовестно выделить их плюсы-минусы.
А мне игра Нюландера в целом очень понравилась. Во-первых, хотя её пришлось набирать из журнала, отладка оказалась гораздо проще, чем обычно. Во-вторых, в ней очень явственно чувствуется дух "Звёздных войн": чувствуется, что автор смотрел фильм с большим удовольствием, и то, что кое-где он ожидал такого же внимательного просмотра и от игрока, для меня стало скорее плюсом, чем минусом. А то, что некоторые вещи он не так запомнил или подзабыл, спишем на то, что в Швеции 1985 года вряд ли было легко достать справочные материалы для домашнего использования. Повторюсь, милая приятная небольшая игрушка.
Игра про шагоход играется кривовато, техническая реализация не на высоте, но за оригинальность однозначно плюс создателям. По минам стрелять всё время не обязательно, там, где больше одного пропуска, можно спокойно огонь отжимать.
Самый большой плюс трёх описанных здесь игр Уолтера Миллера - именно благодаря ним мы в прошлом году познакомились с Сергеем! Написал ему, что он пропустил их в своём марафоне, потом упомянул про неофициалки - и пошло-поехало! Должен признать, что посильное участие в игромарафоне довольно много дало мне в части расширения знаний об игровых системах вообще и об их эмуляции в частности, ну и число известных неофициальных игр выросло раза в 3-4 )) Кстати, игру про "Белую ведьму" я в своё время проходил гораздо дольше - почему-то не смог найти совсем безопасные места экрана, убивали довольно часто.
Весь этот выпуск проходит под знаком разнообразия: французские программисты игр по "Звёздным войнам" из 80-х годов показывают себя, возможно, и не самыми умелыми кодерами, то точно одними из самых оригинальных игроделов.
Самая блестящая в подборке, конечно, игра Лорана Фризона. Да, это 16 Кб, но можно лишь поаплодировать тому, какое увлекательное многоуровневое приключение удалось создать для ZX81. С адекватным управлением, стоит заметить.
Впервые увидев в журнале скриншот игры Walker, был в восторге от графики и наличия аж двух разных типов шагоходов. Уже после набора кода программы нашёл её файловый вариант (с какими-то другими начальными настройками - так что набирал не зря). Маленькая поправочка: одну-две ошибки в таблицах, которую игрок набирает перед запуском, исправить можно, вручную прописав адрес, но это тот ещё гемор.
Ну и, конечно, Invasion avant l'aube: атака на Хот звёздным разрушителем - гениальная задумка, хоть и несколько отличается от показанного в Эпизоде V (там, напомню, флот Дарта Вейдера выходит слишком близко к Хоту, и повстанцы успевают поднять планетарные щиты (за что допустивший оплошность адмирал Кендал Оззель резко потерял возможность дышать). В целом приятная, довольно динамичная игра с интересной графикой.
Vive la France!
В отличие от многих, я не большой любитель LEGO в "Звёздных войнах", но после прочитанного впечатление скорее положительное. И для Fortnite, и для ЗВ, переживающих далеко не самые лучшие свои деньки, такие вещи - неплохое вложение в (подпорченную) карму. Ну и, как всегда, приятное чтение под чай гарантировано, если текст пишет Сергей ))
Прогнозировать сроки сложно, пока что не охваченные платформы 80-х ещё есть.
Объективно говоря, обе игры Патрика Шмитца выглядят интересно: оригинально, с попыткой сделать интересную графику и оригинальный геймплей. Но намучится с их отладкой пришлось знатно (последний баг отловили пользователи AtariAge, куда мы выложили для ознакомления коды игры, всего несколько дней назад). И тут дело не только в моих кривеньких ручках и слабом знании TI Basic'а, но и в особенностях эмуляции, когда нужно старательно подбирать настройки эмулятора для получения играбельного результата (я всё же подозреваю, что на оригинальном TI-99 игры играются адекватнее).
Игра Алессандро Бетори играется приятнее всех из этого списка. Графика хоть и монохромная, но приятная, управление отзывчивое.
TI Wars ужасна. Ужасна странным управлением (я играл на клавиатуре, и управление двумя наборами клавиш направления, один из которых ни фига не интуитивный, то ещё удовольствие).
Star Ride для меня оказалась ценна лишь тем, что ради неё пришлось научиться эмулятору MAME (подозреваю, в будущем без него никак не обойтись будет). Впрочем, если оставить за скобками баги и простоту, графика у игры довольно красивая (но как, зараза, долго грузится!).
"Дура не дура, а десятку в день имею". По просмотрам у сериала вроде бы всё в порядке, а инвесторам Disney только это интересно. Не удивлюсь, что на это и был расчёт, когда провоцировали этот скандал.
Death Star оказалась насколько интересной, настолько же геморной. Поскольку имеется она только в виде кассеты (то есть нужно "вставлять" файл WAV в виртуальный магнитофон и две минуты наслаждаться писками из динамиков - привет, 90-е!), просто так в год игры не заглянуть, приходилось после загрузки в эмулятор сохранять листинг в текстовый файл (при этом часть специфических символов съедалось). Плюс вновь пришлось покопаться по мануалу, чтобы понять, как именно происходит считывание нажатия клавиши.
Удивительно, как мало выходило по ЗВ официальных игр-викторин: казалось бы, при популярности франшизы штампуй и штампуй, ан нет: навскидку могу вспомнить лишь одну, для мобильного телефона. Ну и вот эту, найденную на ежемесячном диске Группы пользователей домашних компьютеров TI в Далласе.
Французская стрелялка по шагоходам на удивление неплоха, мне понравилась гораздо больше, чем первая официальная игра по ЗВ, что вышла в 1982 году, которую она неприкрыто косплеит. Отличный пример того, как надо украсть и сделать лучше! Следующая игра Star Wars - Empire Strike Back (запускаемую версию которой пришлось как следует поискать) при всей крутости её графики играется гораздо скучнее.
В видеоинтервью шоураннер "Аколита" Лесли Хэдланд назвала свой сериал "самыми гейскими "Звёздными войнами" (у неё это похвала), а R2-D2 в диснеевском каноне, согласно её сведениям, вообще лесбиянка...
(голосом Володарского) "Киборг-убийца"
В Star-Wars про Хот я поиграл немного. Уничтожать шагоходы удавалось насобачиться довольно эффективно, но да, управление в игре далеко не блестящее.
Star Trap пришлось довольно долго искать по архивам, так как изначально имелся лишь диск (виртуальный, естественно) с исходным кодом, который напрямую на исполнение не запускался. Вообще, ситуация с играми для TI-99 оказалась такой, какой я ожидал для Apple II: компьютер был на удивление популярен в США и даже в Европе, поэтому посвящённых ему сайтов имеется на удивлением много. И, соответственно, архивов софта тоже (увы, по большей части не аннотированные, так что поиски игр по "Звёздным войнам" занимают немало времени).
Игра Риккардо Джиневри порадовала — всегда считал разнообразие механик достоинством, а тут каждый новый уровень абсолютно новый! Круть! Ну и возможность полетать на "Тысячелетнем соколе" в ретроиграх встречается крайне редко.
Yeah, sometimes you sit there and don’t know how to approach a new old game. But when you have someone to consult with, everything doesn’t seem so scary!
Мои поздравления! Проделана огромная работа, равной которой нет не только в рунете, но и во всём мире. Нет сомнения, что на сегодняшний момент ты составил самую полную базу по видеоиграм "Звёздных войн", причём как официальных (за счёт Flash-игр), так и неофициальных. В последнем случае ряд игр вообще был поднят из забвения, в котором они пребывали десятки лет, не отражаясь в виде ROMов даже на тематических сайтах.
Восхитившись ещё раз твоим упорством, хочу пожелать лишь уверенности в том, что конечная цель в итоге будет-таки достигнута, гештальт будет закрыт и победа будет за нами! :-)
Он продавал Lucasfilm той Disney, какой она была в 2000-х годах, когда студии вроде Pixar имели творческую свободу. Не продать он не мог, так как не тянул уже руководство по возрасту.
Обстоятельства вынудили-таки начать тесное знакомство с MAME - эмулятором огромным и ужасным. Увы, после нескольких попыток заставить работать уже рипнутую из аудио в Бейсик программу на AppleWin понял, что быстрее будет освоить то, чем ранее боялся в силу огромности и непонятности. Игра, ясное дело, ужасна, особенно по контрасту с творением Боба Бишопа, с которой продавалась параллельно - заточенное под паддлы управление в компьютерной игре выглядит крайне неуместно. Сразу видно, что у кого-то руки от головы росли, а у кого-то ещё был Pong на уме! А с MAME мы с Сергеем, вероятно, будем иметь дело ещё не раз...
Space Maze Линкольна Масса играется забавно: после того, как освоишься с управлением, десяток-другой весёлых минут врезания точек в стены обеспечены!
Приятно было и вернуться в City in the Clouds спустя почти 10 лет после её первого запуска! Здорово вновь пройтись по коридорам беспинской колонии и надрать седалищную часть охотникам за головами. Всё-таки текстовые адвенчуры - жанр, как никакой обеспечивающий иммерсивность игрового процесса. И да, в Облачном городе также живут представители фелиноидной расы кзинти из книг Ларри Нивена.
Это один из самых интересных (для меня) выпусков за весь марафон!
Death Star Билла Баджа производит впечатление и сейчас, а что говорить о 1980 годе, когда настоящее 3D было редкостью даже на мощных аркадных автоматах. И хотя тут трёхмерность траншеи "Звезды Смерти" и не настоящая, её имитация получилась, пожалуй, лучше, чем в прочих аналогичных играх. Играть интересно: курс "крестокрыла" нужно постоянно корректировать, иначе снесёт в стену, а вовремя не взорванные СИД-истребители и турболазеры выпускают длинные очереди, от которых уже сложно увернуться.
The Death Star Дональда Брауна - моя первая текстовая адвенчура в жизни, провёл в ней огромное количество времени, до этого даже в текстово-графические приключения типа "The Hobbit" играл с натугой. Наверное, синдром утёнка присутствует, но перечисленные Сергеем плюсы для меня намного перевешивают минусы: огромная вариативность и реиграбельность, возможность залезть в СИД-истребитель, куча мелких приколюх... Находиться в мире этой игры огромное удовольствие!
Star Clones стала открытием: комбинация четырёх забавных, прикольно неплохо нарисованных уровней играется легко и ненапряжно. Игра в духе моего любимого Спектрума.
Майкл Ленц, автор Lightsabre Battle, реально заслуживает уважение: в 13 лет создать оригинальную игру, текст которой перепечатало два разных журнала, - это действительно круто! Да, графика низкого разрешения больше подошла бы какому-нибудь ZX81, но зато а) игра цветная; б) сюжет по-настоящему оригинальный: когда в следующий раз мы увидели дуэль Люка и Вейдера в Ядре Облачного города, спустя 10 лет в The Empire Strikes Back на NES? Ну так даже там место битвы гораздо меньше напоминает тот балкон атмосферного сенсора, где тёмный лорд прохрипел знаменитое "Нет, я твой отец!"
Боб Бишоп - это небольшая компьютерная легенда 70-х и 80-х годов. Родился в Милуоки, окончил Университет Висконсина, получив степень бакалавра физики с отличием, затем работал в знаменитой Лаборатории реактивного движения НАСА. В 1976 году Боб купил свой первый компьютер Apple I, а летом 1977 года приобрёл один из первых сошедших с конвейера Apple II (серийный номер 0013). Сохранились его воспоминания о создании игры Star Wars: например, когда в начале августа 1977 года код игры был готов на 90%, блок питания его компьютера вышел из строя, а так как Бишоп не сохранил текст игры ни на кассете, ни в текстовом виде, ему пришлось в течение нескольких недель восстанавливать код. Игра была опубликована в февральском номере за 1978 год журнала Kilobaud, а застем стала продаваться коммерчески, став хитом. В 1978 году Стив Возняк пригласил Бишопа в Apple, и он проработал там до 1981 года. В дальнейшем он стал автором множества книг и статей по программированию.
Super Starwars - не лучшая с точки зрения управления игра (хотя опять же, сделаем скидку на эмуляцию), но очень впечатляющая визуально, легко могу понять, почему в 1979 году она стала хитом продаж.
Project Nebula прямо очень порадовала - очень качественно сделанная, с интересными механиками, не верится даже, что в 1981 году выпущена. Единственный минус - игра заточена исключительно под управление двумя джойстиками, добиться нужных настроек эмулятора для сносного управления на клавиатуре и мыши было очень непросто. Но даже так хорошо чувствуется, насколько приятно всё это игралось на родной платформе.
ЗВ С эмулятором AppleWin знаком уже лет семь и, в отличие от Сергея, не могу его сильно похвалить: очень негибкий, примитивный с точки зрения функционала. Я лично предпочитаю иметь возможность разобраться и настроить среду так, как это нужно для работы с разношёрстным ПО, чем столкнуться с альтернативой "или-или".
Из всех игр выше самое приятное впечатление производит Starfighters 2 (двойка, уверен, говорит о том, что в игре воюют ДВА истребителя; в некоторых интернетных вариантах её, кстати, нет). Вариативность настроек приятна, самонаведение снарядов напоминает идейно похожую Star Battle на Bally Astrocade.
Игра Sting Rayer при всей своей предельной простоте отличается очень хорошей управляемостью, что есть далеко не во всех ранних играх. А ещё мне показалось знакомым имя девятилетнего создателя. Сейчас посмотрел - точняк: художник Стив Аргайл
(https://starwars.fandom.com/wiki/Steve_Argyle), рисовавший иллюстрации для «Руководства по "Рыцарям Старой Республики"» и карточной игры Star Wars Galaxies Trading Card Game, родился... 1 июля 1977 года! Всё сходится.
И да, включив Math Wars, я тоже прифигел от скорости, с которой нужно давать решения уравнений - это реально Galaxians с одним оставшимся пришельцем!