«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

О дожде, голливудской экранизации «Твоё имя» и режиссёрских амбициях.

31 октября на российские экраны выходит аниме «Дитя погоды», новая работа режиссёра Макото Синкая — прокатчиком фильма выступает «Вольга». Нам удалось провести около 15 минут вместе с режиссёром знаменитых «Пять сантиметров в секунду» и «Твоё имя»: мы поговорили с ним о вдохновении, облаках и сущности природы в новом фильме.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

До прихода в аниме-индустрию вы работали в игровой компании Nihon Falcom. В чем заключалась ваша работа? Наш портал также рассказывает о видеоиграх, и мы уверены, что читателям будет интересно узнать о том, над какими проектами вы трудились.

Примерно пять лет я работал над серией игр Ys и The Legend of Heroes. Я не знаю, играют ли в них в России, но в Японии это достаточно популярные ролевые серии.

В должности визуального дизайнера я занимался разработкой обложек, инструкций и общего дизайна игровых упаковок. Чуть позже мне доверили работу над режиссурой и анимацией вступительных роликов. То есть, я занимался всем, с чем игрок взаимодействует в самом начале. Как до покупки, так и при первом запуске игры.

Вступительная заставка YS 1 Complete, над которой трудился Макото Синкай

Ваши работы очень реалистичны. Природа, дотошное изображение света и тени, точно нарисованный Токио, его улицы, дороги. Часто можно услышать мнение, что ваши картины — это окно в реальную Японию. Почему вы выбрали реализм в искусстве?

Очень сложный вопрос. В японской аниме-индустрии есть режиссёры с ярко выраженным абстрактным стилем, например, взять хотя бы режиссёра Масааки Юаса (Mind Game, Devilman Crybaby — DTF), но если вы спросите, в чём причина моего стиля, почему я стремлюсь к реализму, то я не смогу вам привести какой-то весомый довод или аргумент. Просто такой стиль мне ближе и понятнее всего. Я к нему привык.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

Дождь — одна из центральных тем нового фильма. В прошлой работе, картине «Сад изящных слов», дождь сближает персонажей и меняет их судьбы. Дождь в «Дитя погоды» — это ваш месседж о проблеме изменения климата, например, глобальном потеплении, или что-то ещё?

Действительно, в «Саду изящных слов» дождь имел ключевое значение. Там он повлиял на судьбы героев, и то же самое произошло в новом фильме, но здесь я использую дождь несколько в другом контексте. Если выражаться геймерскими терминами, то дождь в «Дитя погоды» — это своего рода злодей или последний босс, с которым нужно бороться главным героям.

Вообще, в «Дитя погоды» мы с другой стороны подошли к пониманию природных явлений, и не только дождя, но и всей погоды в целом. В реальности, конечно, мы не можем победить дождь, потому что это природное явление, которое всегда доминирует над человеком. Возможно, главная мысль фильма может показаться чересчур глубокой, но её суть сводится к тому, что существуют сакральные отношения между людьми и природой, которые мы никогда не изменим. Им можно противостоять, но нельзя изменить.

Кстати, о природных явлениях. Среди российских поклонников японской анимации вы давно известны как «мастер облаков в аниме». Почему вы делаете такой акцент на небе и облаках? Чем они вас так завораживают?

(Смеётся) Это всё из-за фильма «Небесный замок Лапута» Миядзаки-сана, который я впервые посмотрел в кино, когда учился ещё в средней школе. Он произвёл на меня неизгладимое впечатление, и я был заворожен красивым небом и многообразием облаков, которые изобразил Миядзаки-сан. Уже тогда я почувствовал, что облака — это что-то невероятное в нашем мире. С тех пор я использую их как один из центральных образов и источников вдохновения в своём творчестве.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

В «Дитя погоды» есть очень красивая, в чём-то даже медитативная сцена, в которой вы показываете быт Токио во время аномального августовского снегопада. Эта сцена напоминает известный отрывок из фильма режиссёра Мамору Осии «Патлабор: Восстание». Скажите, это прямая отсылка к культовой работе Осии?

Я отношусь с большим уважением к его фильмам, многие работы Осии-сана сильно повлияли на меня. Да, во второй части «Патлабора» была красивая сцена со снегопадом. Я впервые посмотрел этот фильм в кинотеатре, ещё в студенческие годы. Это сцена врезалась в мою память, произвела сильное впечатление и в какой-то мере даже способствовала дальнейшей работе.

Конечно, я ощутил на себе влияние картины Осии, но с другой стороны, я не могу сказать, что собирался провести какую-то прямую параллель между двумя работами или сделать отсылку.

Та самая сцена из фильма «Патлабор: Восстание» (1993)

Как вы относитесь к голливудской адаптации «Твоё имя»? Уже читали сценарий? Если да, то вам он понравился?

Я многого ещё не могу рассказать, поскольку я подписал договор о неразглашении. Пока что это коммерческая тайна. Однако я действительно читал сценарий, мне он понравился, и я верю, что на его основе можно снять хороший фильм. С предвкушением жду премьеру.

Единственное, за что я переживаю (хотя не совсем верно назвать это переживанием) — это то, что в создании фильма будет использован другой саундтрек, а главную песню скорее всего исполнит не RADWIMPS.

Я считаю их музыку неотъемлемой частью своих фильмов и не могу представить адаптацию без неё (RADWIMPS также написали саундтрек к «Дитя Погоды» — DTF). Кто, если не они, будут писать музыку для голливудской адаптации? А главное: кто вообще будет писать музыку, и хорошо ли у них получится это сделать? Вот это меня немного волнует.

Основная тема «Дитя погоды» от RADWIMPS

Вы сняли самое кассовое аниме в истории. Для аниме-индустрии вы теперь этакий Джеймс Кэмерон. Вашим именем даже назван семикилометровый астероид! Какие у вас ощущения от такой славы?

(Смеётся) Да, я слышал, что моим именем назвали астероид. Есть какая-то определенная каста людей, которая увлекается тем, что присваивает различным небесным телам имена знаменитостей. Конечно, мне очень приятно, что меня отметили на таком уровне. Это правда здорово, когда в честь тебя называют какой-то космический объект.

Что касается сравнения с Кэмероном и кассовых сборов, то мой фильм уже не на первом месте. После недавнего проката «Унесённых призраками» в Китае, «Твоё имя» опустилось на вторую строчку по мировым кассовым сборам, а фильм Миядзаки-сана вновь занял первое место. И здесь я понимаю, что мне есть к чему стремиться, есть над чем работать. Надеюсь, что когда-нибудь у меня появится возможность создать анимационный фильм, который прочно займёт первое место по кассовым сборам как в Японии, так и во всём мире.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

Последний вопрос: ваши фильмы в том числе о мечтании. А какая мечта у вас? Самая заветная.

Самая заветная мечта... дайте-ка подумать. Это очень сложный вопрос! (смеётся). Я думаю, что моей мечтой всегда было создание интересной мультипликации, создание собственных фильмов. И, наверное, сейчас моя мечта заключается в том, чтобы мы (студия Comix Wave Films — DTF) сняли аниме, которое понравится абсолютно всем.

Синкай также отвечал на вопросы зрителей, которые они задали ему на премьере фильма 25 октября. Предупреждаем, что в видео есть несколько спойлеров к «Дитя погоды»
217
59 комментариев