Срочно наймите нарративного дизайнера!

Срочно наймите нарративного дизайнера!

В чем суть игр и зачем люди в них играют? Первое, что приходит в голову – развлечение. Приятно прийти домой после тяжелого рабочего дня, принять удобное положение и потратить часик-другой на какую-нибудь классную игру, которая расслабит мозг и просто принесет удовольствие. Думаю, значительный процент геймеров подходит к играм именно с этого ракурса.

Что касается меня, я всегда оценивал игру, в первую очередь, с точки зрения сюжета, нарративного дизайна и прописанности игровой вселенной. Так что и в проекте, который мы сейчас разрабатываем, есть большой и прописанный лор и сюжет, которым мы уделили действительно много времени и сил.

Личный опыт

Мир видеоигр прошел долгий и невероятный путь. Современные технологии позволяют происходящему на экране буквально оживать, а нам, игрокам, – принимать в этом самое непосредственное участие. Однако так было не всегда. Возьмем конец 90-х, когда разработчикам приходилось по-всякому изворачиваться, чтобы скрыть те или иные огрехи, слабые мощности и так далее.

Помимо чисто визуальной компенсации (туман, дублирование текстур), создатели делали особенный упор на сюжет, нарратив, лор и красочную вселенную, которая увлекала бы игрока и заставляла бы возвращаться снова и снова. Наверное, моим первым подобным опытом стала RPG Baldur’s Gate. Я не был знаком с миром Forgotten Realms до первой BG, и вот как раз она погрузила меня в этот мир с головой.

Приключение первой BG было невероятно атмосферным и классным, путешествие стартовало с личной трагедии протагониста, а дальнейшие события закручивались в настоящий политический детектив с интригами, скандалами и расследованиями. Сюжетная линия изобиловала неожиданными поворотами и вариативностью. Я верил в каждого члена своей партии, с огромным интересом читал их диалоги и узнавал предыстории. Все, что не показывали на экране из-за технических ограничений, я додумывал с помощью воображения. А уж лучше вашего собственного воображения никакая графика не справится.

Еще одной знаковой игрой, родом прямиком из конца 90-х, для меня стала Diablo 2. Да, сюжет и история там являются скорее фоном, декорациями, но вот сама вселенная… Мрачная, жестокая, крайне увлекательная и меня, на тот момент привыкшего к эльфам, гномам, драконам, поразившая библейскими мотивами и событиями. Короче, возвращаться в Diablo 2 хотелось не только ради яростного фарминга очередной легендарной брони или сокращения популяции монстров – мир подкупал деталями и атмосферой. Нарративные дизайнеры Diablo 2 постарались на славу: хоть игра и не про глубокий сюжет, суть Санктуария тебе становится понятна довольно быстро благодаря немногочисленным текстовым описаниям и продуманному левел-дизайну.

Сердце мое покорила и культовая Fallout 2 – RPG произведение, ставшее эталоном жанра. Проходя ее квесты в первый раз, я забывал о сне, еде и внешнем мире. История не отпускала долгими часами, персонажи казались по-настоящему живыми, а каждое решение имело последствия. Вариативность поражала и мотивировала перепроходить игру раз за разом.

Разумеется, с тех пор было еще множество сюжетно направленных игр, которые удивляли меня до глубины души и вдохновляли. Некоторыми я буквально зачитывался, как отличной книгой, не обращая внимания на местами скудный геймплей или не самую современную графику. Таким образом, игры про сюжет с тех самых пор заняли особое место в моем сердце, обосновав трепетное отношение к нарративу и прописанному миру собственного проекта.

Назад в будущее…

Что мы имеем сейчас? К сожалению, нынешние тенденции таковы, что графика и хороший сюжет редко идут рука об руку. В последние годы в игровой индустрии можно заметить определенный тренд: многие AAA-игры страдают от некачественного сюжета, а разработчики предпочитают уделять больше внимания визуальным эффектам и геймплею, уменьшая значение нарратива в играх. Это не может не вызывать определенную тревогу.

Вместо того, чтобы предлагать увлекательные и глубокие истории, игры часто основываются на поверхностных и клишеобразных сюжетах, которые не оставляют никакого впечатления после финала. Один из главных факторов, определяющих некачественный сюжет, – это чрезмерная фокусировка на действии и спецэффектах, в ущерб развитию персонажей и значению нарратива.

Одна из причин, почему разработчики стали игнорировать нарратив, – это увлечение мультиплеерными режимами и киберспортом в игровой индустрии. Основываясь на идеях соревновательности и быстрого действия, разработчики забывают о том, что игры также должны предлагать эмоциональные и умственные вызовы. Они сосредотачиваются на создании арены для соперничества, игнорируя то, что качественная история может усилить интересность игры и превратить ее в нечто более глубокое и привлекательное для широкой аудитории.

Конечно, это не означает, что все современные AAA-игры страдают от некачественной работы нарративных дизайнеров. Есть исключения, которые превосходят все мыслимые и немыслимые ожидания и предлагают увлекательные и захватывающие истории. Разумеется, я говорю сейчас о недавно вышедшей Baldur's’ Gate 3, которую не побоюсь назвать настоящим прорывом для всего жанра RPG. Однако, таких игр недостаточно, и они часто теряются среди множества продуктов с упрощенными и поверхностными сюжетами.

Почему нарратив важен?

Прежде всего, он служит основой сюжета игры. Он создает конфликты, задает цель и мотивацию для персонажей и игроков. Благодаря интересной истории, игроки чувствуют себя частью увлекательного приключения и эмоционально вовлекаются в происходящее. Героические подвиги, сложные выборы, развитие отношений между персонажами – все это делает каждый игровой момент уникальным и захватывающим.

Кроме того, история помогает установить контекст игрового мира и его глубину. Лор – это рассказ о культуре, истории и различных аспектах жизни народов или мира игры. С помощью лора создается уникальная атмосфера и увлекательная система правил, которая погружает игроков во вселенную игры. Игроки могут изучать исторические события, технологии, мифологию и многое другое, расширяя свои знания и представления о предложенном игрой мире.

История и лор также усиливают эмоциональную связь между игроками и персонажами. Захватывающая история, в которую игроки вовлекаются, вызывает сильные эмоции, такие как радость, грусть, страх или гнев. Это создает глубокую эмоциональную привязанность к игре и способствует ее восприятию не просто как формы развлечения, но как искусства. Игроки проникаются персонажами, начинают им сопереживать, становятся ближе к ним.

Более того, история и лор часто являются основой для дополнительного контента игры, такого как сиквелы или DLC. Игроки, заинтересованные в данной конкретной вселенной, хотят, чтобы приключение продолжалось, хотят получить еще больше контента, хотят углубиться во вселенную игры.

Сюжет и нарратив затягивают игроков в эпические приключения, дают ощущение цели и направления, а также заставляют задуматься о сложных моральных и этических проблемах. Я считаю, что история и проработанный мир игры имеют решающее значение для ее успеха, поскольку они позволяют геймерам почувствовать, что они являются частью чего-то масштабного и значимого.

Именно лор игры создает особый контекст, способствующий формированию комьюнити. Игроки начинают обсуждать события, спекулировать о возможных вариантах развития сюжета, делиться своими теориями. Они становятся связанными с игрой не только через геймплей, но и через ее мир. Часто это приводит к созданию фанатских форумов, сообществ в социальных сетях и даже организации сходок, где преданные игроки встречаются и обсуждают игру в реальной жизни.

Давайте подводить итоги. Лор однозначно играет важную роль в создании сообщества, которое станет вашими первыми и самыми преданными игроками. Коммьюнити, погруженное в мир игры, имеет огромный потенциал для разработчиков и вполне может стать ключевым фактором успеха продукта на рынке. Поэтому, создавая игру, никогда не забывайте о ценности качественного сюжета и нарратива. Срочно наймите нарративного дизайнера!

33
2 комментария

Одна из причин, почему разработчики стали игнорировать нарратив, – это увлечение мультиплеерными режимами и киберспортом в игровой индустрии. Тут ещё важен момент того, что куча сингловых игр про открытый мир, где сюжет имеет крайне малую роль и соответственно тратить деньги на талантливого писателя тупо не имеет смысла, когда какой-нибудь индус за пару дней набросает сюжет про попаданца, избранного или избранного попаданца.

Из-за огромных бюджетов у игр издатели боятся делать что-то новое, поэтому придерживаются уже готовой формулы, типа игр с открытым миром, из-за чего страдает именно геймплей и спасти такие игры может только сюжет, но проблема ещё в том, что сюжеты клишированные и скучные. И так как сейчас куча людей мимо крокодилов играет, всё упрощают, в том числе нарратив, это долго делать, да и зачем, если игру продаёт картинка и катсцены, а вот уже сюжет и нарратив это дело не столь важное.