Головоломки в играх и игры-головоломки: как и почему они работают

Физические, вроде кубика Рубика, компьютерные и видеоигры – вроде легендарной Portal – все мы любим головоломки. В статье вместе с наставником по геймдизайну и нарративному дизайну студии разработки игр GameBox Иваном Нарским разбираемся в становлении жанра и использовании механик в играх.

Головоломки в играх и игры-головоломки: как и почему они работают

Немного истории

Экскурс в историю не помешает, поскольку помогает понять, почему головоломки стали настолько популярными в игровой отрасли. Появились они ещё в древности. Например, головоломки были найдены на стенах египетских пирамид, в работах древнегреческих учёных и других культурных артефактах античности.

Головоломки становились всё более востребованными по мере роста уровня образования в разных странах. Пик популярности пришёлся на XIX век. Тогда, например, был выпущен сборник головоломок ирландского автора Алкуина «Задачи» для развития «молодого ума», который стал бестселлером.

Далее свою роль сыграли американец Сэм Лойд и англичанин Генри Дьюдени. Благодаря им головоломки стали публиковаться многими периодическими изданиями, что способствовало знакомству с такого рода развлечениями большого количества людей. Всплеск интереса к головоломкам в современности породило изобретение венгерского инженера Эрнё Рубика — кубик Рубика в 1974 году.

Если говорить о компьютерных и видеоиграх, то первая головоломка появилась в рамках игры «Приключения» в 1960-х годах. Пользователь мог управлять героем и решать сложные задачи. Лет через 20 разработали первую версию компьютерного Sokoban, а потом, ещё пять лет спустя, умы любителей игр поразил Тетрис.

Игровой опыт

Головоломки далеко не обязательно самостоятельная видео- или компьютерная игра. Наоборот, они могут быть частью, элементом игры иного жанра. Несколько их достоинств выделил геймдизайнер студии GameBox Сергей Сокирка:

  • добавляют разнообразие в игровой процесс и позволяют игрокам насладиться различными видами задач;
  • помогают разработчикам скрыть информацию о сюжете или мире игры внутри заданий, которые игроки должны разгадать, чтобы продвинуться дальше;
  • служат в качестве инструмента для повышения уровня сложности игры и создания баланса между различными типами игровых заданий. Это помогает игрокам чувствовать себя удовлетворёнными, когда они решают трудные головоломки;
  • используются для создания уникальных игровых механик и стилей игры. Например, некоторые игры представляют собой комбинацию различных жанров, где головоломки используются в качестве одного из важных игровых элементов. Пример — «Космические рейнджеры», где в текстовых квестах присутствовали в т. ч. математические и логические головоломки разной сложности;
  • применяются как способ создания взаимодействия между игроками (Portal 2);
  • раскрывают нарративное обоснование способностей героя игры или NPC;
  • добавляют элемент «охотника за сокровищами». Обычно такое происходит при исследований подземелий в различных RPG или играх смешанного с RPG жанра в фентезийном сеттинге. По сути — это дополнительный игровой опыт, который никак не связан с кор-геймплеем.

Что можно назвать головоломкой?

Головоломка — это когда элементарное действие из нашей повседневности помещается в сеттинг гипертрофированной зависимости от него и от выбора игрока в условиях ограниченности. У головоломок есть две основные составляющие:

  • Выбор как типовое действие. Игра рассматривается как машина, механизм, а выбор — один из её узлов. В головоломках выбор выражается через типовое действие (кормеханику). Также он может трактоваться в широком смысле, например, быть логическим допущением.
  • Очевидность результата. Игрок в головоломке должен понимать, что произойдёт из-за совершённого им выбора. В отдельных случаях он может просчитать в уме решение всей головоломки до конца. Должна присутствовать возможность моделирования.

Разнообразие головоломок сегодня достигается в основном сеттингом. Если говорить о разработке такого типа игр, то стоит помнить, что разновидностей головоломок довольно много, включая математические, словесные, логические, пространственные, поиск пути, поиск зависимости и т. д. В качестве примера механики рассмотрим головоломки типа Sokoban (игра-родоночальник).

Sokoban — это двухмерная компьютерная игра-головоломка, в которой игроку необходимо расставить ящики по обозначенным местам лабиринта. Кладовщик одновременно может двигать только один ящик, толкая вперёд. Первый вариант Sokoban был создан в 1981 году Хироюки Имабаяси и издан в 1982 году японской компанией «Thinking Rabbit».

Головоломки в играх и игры-головоломки: как и почему они работают

Сама эта игра популярна, но ещё популярнее — отдельные приёмы из неё. Например, выстраивание оптимального маршрута и поиск пути по передвижению элементов из т. А в т. Б в пространстве. По словам геймдизайнера студии Gamebox Сергея Сокирки, встретить элементы Sokoban можно во многих популярных тайтлах:

  • Deus Ex: Mankind Divided, где есть миссия, называемая «The Golden Ticket», в которой нужно решать головоломки, используя механику Sokoban;
  • BioShock Infinite. В игре есть одна головоломка, в которой нужно перемещать объекты по уровню, чтобы открыть дверь и продолжить игру;
  • Tomb Raider (2013) — в этой игре есть множество уровней, где нужно перемещать различные объекты, чтобы открыть двери и пройти дальше (классический пример про получение опыта «охотника за сокровищами»);
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty — уровень, где нужно перемещать ящики, чтобы создать путь через лазерную сетку.

Кроме того, есть несколько уникальных деконструкций Sokoban:

  • Baba Is You — это деконструкция Sokoban, т. к. игрок должен перемещать слова на уровне, чтобы изменить правила и добраться до флага (*перемещаем элементы из т. А в т. Б в пространстве*)
  • Gorogoa — головоломка, в которой игрок должен использовать механику Sokoban, чтобы переставлять панели с изображениями и раскрывать истории (*перемещаем элементы из т. А в т. Б в пространстве*).

Как видим, механика Sokoban ну очень популярна. Все потому, что в базовом виде она простая, а при деконструкции из неё может получиться что-то весьма интересное. Ограничений здесь ровно два — фантазия разработчиков и время, затраченное на реализацию механики. Головоломки можно найти в любом сеттинге: визуальные, буквенные, числовые, пространственные и даже с четвёртым измерением.

Самые популярные головоломки для ПК и консолей

Сразу скажу, что рейтинг этот субъективный и составлен по результатам опроса нескольких разработчиков студии Gamebox, но вы можете подкинуть в комментарии свои варианты!

  • Дилогия Portal. Главная задача игры — верно размещать порталы, которые связаны друг с другом. С их помощью главная героиня должна постепенно продвигаться вперёд от комнаты к комнате, причем сложность уровней постепенно нарастает.
  • World of Goo. В этой игре решать головоломки (например, как попасть с одного берега на другой) приходится весьма часто. А решать их нужно с использованием девятнадцати различных типов изменяемых объектов. Обычно это липкие шарики с разными свойствами.
  • Limbo. Довольно мрачный 2D-платформер, прохождение которого зависит от смекалки игрока. Но каким бы смекалистым пользователь бы ни был, главный герой будет умирать у него на глазах и достаточно часто.
  • The Witness. А это набор головоломок, которые очень неплохо оформлены графически. Большая часть из них требует просчитать (и безошибочно) путь от старта до финиша, проведя затем линию.
  • Syberia. Это серия из трёх тайтлов о приключениях Кейт Уолкер. Основной сюжет в них крутится вокруг таинственного острова с мамонтами и наследием гения, который создал массу механизмов, порой, опасных и странных.
  • We Were Here Together. Отличная игра на двоих. Участники начинают игру в разных частях очень недоброго замка. Ни один из участников не видит, что делает тиммейт, но действия обоих влияют на геймплей.
  • Unravel. Классический платформер в псевдо-3D, в котором основная задача игрока — добраться до правой части экрана.

Однажды появившись, головоломки быстро стали популярными как в качестве физических систем, вроде кубика Рубика, так и в качестве компьютерных и видеоигр. Вероятно, они останутся востребованными в ближайшие несколько лет, и мы с вами сможем насладиться не одной прекрасной головоломкой.

Ранее мы уже рассказывали о том, как команды GameBox (от Skillbox) соревновались в создании игр в жанре кликер. Во время работы участники прокачивают технические и мягкие навыки в геймдеве под руководством наставников. Прямо сейчас в студии стартует поток по разработке головоломок. О самых классных игровых прототипах команд мы расскажем через месяц.

1515
15 комментариев

Чёт эт самое... хуёво как-то написано, не для людей )

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Это нейросеть писала, походу. Условия ограниченности сука

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Жесть вы надкусили и выплюнули... И кто-то же в Скиллбоксе это пишет, согласовывает и получает за это деньги.

3
Ответить

Прикольно) интересно почитать, как появился жанр, который сейчас есть практически в каждой игре) авторы нормально так рассказали

2
Ответить

Интересно зарегаться и написать проплаченный комментарий

2
Ответить