Дерби островов Рук: декаданс и развращённость по-индонезийски*
*Текст про Far Cry 3 на конкурс по спасению Юбисофт, полу-трибьют сумасшедшему тексту Хантера Томпсона про конное дерби в Кентукки. С самой лучшей первой строчкой на свете, которая тут же погрузит читателя в мир статьи.
ТЕКСТ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ
Я вышел из школы где-то в 10:40, решил пропустить математику, потому что не сделал домашку. Вопросы о том, почему я её не сделал, казались мне невыносимыми и я решил избежать их, отправившись домой, где никого не было (рабочий день), а меня ждала Far Cry 3 на телеке в родительской комнате. Вечером я поиграть не мог, потому что телевизор был занят, а своего в комнате не было. На выходных всегда находились дела получше.
Но мне так понравился трейлер про определение безумия, что мне все-таки не терпелось. По дороге я встретился со своим другом, который решил пропустить литературу, по тем же причинам, что и я. Его фар край был куплен для пк и я в кой-то веки ему позавдиовал, потому что к пк доступ был всегда, не то что у меня с телевизором.
Он, кстати, почти прошел игру, а я тормозил. Хотел насладиться по максимуму.
— А ты знаешь, что Ваас, он, это, ну, не на всю игру злодей.
Я устало вздохнул.
— Я не хочу спойлеров.
— Да это как бы и не спойлеры, игре уже пара месяцев.
Дальше мы говорили про другое, но видно было, что кроме Far Cry 3 нас больше ничего не интересует. Потому что беседа так или иначе сворачивала к тому, кто какое оружие купил, кому сколько казуаров до следующего тира сумки осталось.
Чистая эстетика
Что меня покорило на тот момент, после того, как я прошел рдр 1 и фоллаут нью вегас: far cry 3 безупречно игралась с геймпада. Прям без нареканий.
Водить снайперским прицелом по базе противника или искать варанов в траве было КИНЕМАТОГРАФИЧНО. Впервые в шутере от первого лица, когда доходило, собственно, до стрельбы, я гнался не за скоростью и реакцией, а за эстетикой. Как я промахиваюсь очередью из калашникова, как бегу от гранаты, как перерезаю кому-то горло.
Повторяя слова классика, опишу свои ощущения как: приключение на кончиках пальцев.
То же самое касалось езды на машине, я сам тогда готовился получать права через пару лет и водил дедовскую таврию для практики. Как оказалось, у старых ржавых машин с постсовка и джипов на далеких островах есть одно общее качество: иногда выкручивание руля не спасает от катастрофы.
Но создаёт уморительные истории.
Однажды я просто стоял посреди острова на скале. Внизу море бьется о камни, где-то стреляют и, в отличие от нью-вегаса, я знал, что это не звуковой эффект.
Всё, что я слышу, где-то происходит на острове.
Тогда, в 15-16 лет, мне было этого достаточно, чтобы поверить в происходящее и окунуться в игру с головой.
Потому что Far Cry 3 справился с одной, самой ключевой для видео-игр задачей:
- Он меня обманул. Сделал так, что я на одну секунду забыл, что это игра. И эта одна секунда продала мне Far Cry 3 на сто процентов и поместила в один ряд с другими личными шедеврами, типа второго хитмана.
Джесси Шелл еб*ный поломал мою жизнь на*уй*
*это рэп цитата
Самая популярная книжка про геймдизайн, которую знают все — от простых мимокрокодилов до профессионалов — это Art of Game Design (A Book of Lenses). В ней, простыми словами, Джесси Шелл рассказывает про основы профессии, требования и подходы к созданию игр. Полезно всем, потому что позволяет взглянуть на игры не поверхностно.
Ключевая мысль из начала книжки, которая мне очень нравится: геймдизайнер создаёт опыт. С помощью всех доступных ему художественных и технических средств, он хочет передать игроку не просто мысль, а правильное ощущение происходящего.
Конкретно в Far Cry меня не покорила сюжетка, потому что она там очень далеко друг от друга находится, не погружает в переживания, ты всегда отстранён от ситуации, потому что после пятиминутной катсцены, ты вылетаешь на остров, который манит тебя разнообразными задачами и приключениями.
Плюс ветка с ножиком-хуёжиком харизматичнее, чем всё, что предлагают остальные квесты.
Но опыт партизанской войны, в которой ты белый герой диверсант с пулемётом и луком, один против всех, а враги твои поголовно злодеи — игра передаёт на ура.
Дополнительный плюс: игра открыла для меня дабстеп с другой стороны.
Когда я ходил в школу, хоть это и было в поздние нулевые, всё ещё был вот этот субкультурный разлом между теми, кто слушал РОЦК и... всеми остальными, по моему. Рэперы, любители тектоника, техно и дабстепа, это всё мусор с точки зрения обычного сального говнаря.
Кстати, я был обычным сальным говнарём. Потребовалось купить диск с Far Cry 3 и пройти миссию с поджогом наркотических плантаций, чтобы понять: меня ебашит дабстеп. В чём я никому не признавался, и в вк у меня был отдельный скрытый плейлист со скриллексом и ремиксами на White Stripes.
2018 год, глубокая декабрьская ночь
Я стою на балконе высотки, в абсолютно отвратительном студенческом состоянии и пытаюсь покурить. При прочих равных, эта ночка не отличается от многих других в тот запойный период.
И это был настолько тёмный эмоциональный момент, что мне захотелось вернуться. На сколько-нибудь лет назад, когда меня волновали вещи попроще и не парили последствия от принятых решений. Короче, стандартные траблы, когда тебе 20+ лет и ты думаешь, что мир готов рухнуть только тебе на голову. Хотя лучше просто сходить за антидепрессантами.
Поэтому я вернулся на острова Рук, как приснопамятные мужчины в твидовых костюмах, когда в Кентукки начиналось конное дерби.
Как Хантер Томпсон, я наливал себе дешёвый джин и погружался в знакомое мне приключение, пока в помещении не становилось душно от того, как долго я там сижу с закрытым окном.
Я наливал себе, садился с геймпадом напротив уже моего телевизора, который был б/у и вообще так себе — и начинал разнос.
В это второе прохождение я зачистил всё, я сидел несколько дней и оттачивал мастерство беспринципного убийства аборигенов. Настолько я в этом преуспел, что мир показался пустым. Та самая секунда геймдизайнерского обмана улетучилась и я увидел игру такой, какой она была.
У всех есть это чувство, когда ты испытал границы знакомого тебе игрового мира и понял, что до определенной степени ты всесилен. Ты знаешь паттерны поведения нпс, выбрал себе пул вооружения с которым чувствуешь себя максимально комфортно и готов записывать самое крутое фрагмуви на свете.
И тут другая секунда щёлкнула
Я обратил внимание на сюжет и, возможно, сказывались несколько суток в закрытом помещении с алкоголем, но для меня вся картинка впервые срослась воедино и прежние претензии к сюжету у меня улетучились.
Сильно погружаться в спойлеры не буду, но в какой-то момент всё действительно щёлкает: ты чувствуешь себя отстранённо в сюжетке, потому что ты психопат.
И игра говорит тебе это каждую минуту. При этом не винит тебя в этом, а даже немного подбадривает.
И это ощущение мне очень понравилось. Время проведено хорошо, я узнал об этой игре больше, чем я знал до этого и она наградила меня новым впечатлением.
Песочницы, вроде Morrowind или Mount & Blade настолько большие, что найти там что-то новое с каждым прохождением — норма. Просто контента много, либо геймплейный луп такой масштабный, что всё не успеешь посмотреть за одну попытку.
Для игр типа Far Cry 3 новый взгляд на вещи это интересно и освежает. До сих пор иногда включаю её, уже на компе, просто ради того, чтобы побегать и поохотиться на варанов.
Про что вообще ФК3?
Самое время рассказать и, заодно, наградить этим знанием тех, кто с игрой не знаком, но добрался до этого момента в тексте.
Far Cry 3 про американских туристов, которые приплыли на остров где-то рядом с Тайландом и попали в плен к местным пиратам. Вот, собственно, такая завязка.
Наш герой, Джейсон, сбегает из плена и собирается мстить.
А ещё там есть татухи, леопарды, лук со взрывными стрелами и гонки на квадроциклах. И дед! Дед, самое главное. Если не знаете, спойлерить не буду. Просто — дед.
Но играть в другие я не стал
Остальные части, которые выходили после, смущали меня своим сеттингом. Не то, что бы не моё, но я не видел в этом масштаба и загадки. Плюс это был момент, когда я не платил за игры, а жестко их пиратил. В четверке был какой-то ключевой онлайн элемент и из-за него я не хотел в это впрягаться.
Шестая вышла слишком поздно для меня, я тогда уже пересел на медленный гейминг и всратое инди.
А пятая выдержала меня аж на 15 часов. Чему я сам не рад. Осталось послевкусие такое, что я до сих пор хочу сказать: это худшая игра, в которую мне приходилось играть.
В чём дело? Я хотел бы знать сам. Может формула с зачисткой карты надоела, может реднеки не впечатляли, может квест про бычьи яйца посреди моего забега по маркерам на карте слишком сильно выбесил.
В общем, даже христианская мистика не спасла эту игру для меня.
Чистая-чистая эстетика
Со временем, я стал замечать, что игры Юбисофт превратились для меня в картинку и атмосферу, но игровой элемент привлекал меня всё меньше и меньше.
Да, Кассандра лучшая девочка, но как же скучно бродить по этой Греции, постоянно разрываться, как буриданов осёл, между опциями, хотя выбор по итогу не приводит тебя к интересным механическим или сюжетным последствиям.
Да, Эйвор тоже лучшая девочка, но сколько церквей нужно сжечь, прежде чем поймешь, что это не так уж и весело?
При этом у меня нет игровой импотенции, я вполне готов прорываться и через гринд, и через скуку, но потом глядишь на карту очередного британского шира и думаешь — не можу.
При таких данных: нужно ли спасать Юбисофт?
Нужно спасать тот юбисофт, который подарил нам Принца Персии. Тот Юбисофт, который сделал из него прекрасную романтическую драму в 2008.
Нужно спасать юбисофт, который сделал для нас Black Flag и самого первого ассасина.
Нужно спасать тот юбисофт, который издал для нас Герои 5.
Тот юбисофт, который нарисовал для нас Rayman Legends!
И который лично мне подарил серию Anno.
Но тот юбисофт умер.
Юбисофт сегодняшний — непривлекательная развалина. Как будто всё, что студия могла сделать плохо, она уже сделала.
Несколько руководителей уволены, скандалы и одинаковые игры оставляют нас с компанией и издателем, которая является тенью самой себя.
То, что может её спасти — это чудо или просто хорошая игра. Но у них настолько низкий кредит доверия, что каждый новый трейлер делает только хуже, провоцируя очередную волну негодавания от фанатов и тех, кто давно для себя похоронил эту студию.
Rest in peace – long live the king. See you later.