Assassin's Creed IV. Black Flag | спасаем Ubisoft

Говорят, что четвёртая часть — хорошая игра, но плохой Assassin's Creed. А ещё говорят, что лучше него в серии больше ничего не было. Возможно, и так, но геймеры вообще много чего говорят и далеко не всегда по делу. А что, если я предложу вам послушать ещё и мой рассказ — фром зе боттом оф май геймер харт? Итак...

ВСТУПЛЕНИЕ

Всегда приятно, когда игра умудряется превзойти твои ожидания. Серию Assassin's Creed долгое время обходил стороной, на что были разные причины. Поначалу у меня просто не было возможности к ней приобщиться, а после — выработалась чёткая ассоциация с вездесущими вышками, зачисткой бесконечных вопросиков на карте и прочими прелестями игр в открытом мире от Ubisoft, никак не способствовавшая появлению желания поиграть. Выскажем за это благодарность честному и неподкупному игрожурскому сообществу постсоветского Информбюро, а также моему собственному искривлённому восприятию со стороны. Да, имелись и позитивные отзывы — будет глупо это отрицать, — но они в моих глазах терялись на фоне всего вышеперечисленного.

Со временем получилось избавиться от предрассудков в отношении игр в открытом мире, за что следует похвалить прекрасную Subnautica (если интересно, то подробности здесь), так что приобщение к приключениям ассасинов стало лишь вопросом времени. Но к какому из них? Ведь игр в серии вышло довольно-таки немало, а времени на всех не напасёшься.

Что же, сказано — сделано: засучив рукава, принялся изучать всевозможные топы в попытке найти общепризнанно лучшую часть серии, чтобы не размениваться на всякий ширпотрёб и филлеры. Общепризнанную не нашёл, но очень уж часто именно Black Flag фигурировал на условном пьедестале почёта, зачастую и вовсе его возглавляя.

Ожидания были невелики. Побегаю, попрыгаю, поубиваю болванчиков — занятие не из самых сложных. Главное, не задушиться, если игровой процесс окажется однообразным. Вроде, ещё можно будет на кораблях поплавать и повторить описанный цикл действий уже не на твёрдой земле, а на палубах собственного и вражеских суден.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В общем-то, примерно этим меня игра и встретила: побегал, попрыгал и убил одного не в меру наглого противника (и пару кабанов до кучи), по пути изучая окрестности безымянного острова где-то в Карибском море. Ну… В принципе, ничего сверхъестественного и ошеломляющего, так что настроился на прохождение сюжета, стараясь не отвлекаться на посторонние активности. А дорога приключений вела на ближайший пляж, где мне предстояло взять в руки штурвал довольно хлипкого на вид судна.

И именно на этом моменте произошла магия.

Для тех, кто не играл: нам надо выйти в открытое море, вылавировав из петляющих вод залива. Мы стоим за штурвалом, твёрдой рукой управляя движением шхуны. И… Это было просто шикарно! Наверняка сыграла свою роль совокупность факторов: и выбранный ракурс, и экзотическое окружение, и плавность движения по водной глади, и инерция судна, как бы нехотя подчиняющегося командам игрока. Но ощущения от управления кораблём были просто незабываемые. С тех пор мне не доводилось чувствовать ничего хоть сколько-нибудь схожего по своей остроте и чистоте испытываемого кайфа в плане управления кораблём.

К слову, игра позволяет нам изменять скорость движения посредством регулировки парусов, и на последней, условно скажем — крейсерской скорости, камера отдаляется, позволяя любоваться, как судно рассекает морскую гладь и набегающие волны. Тоже неплохой вариант, но лично для меня даже он уже сильно уступает по упомянутому кайфу от базового режима за штурвалом.

А уж что творится во время шторма! Мало того, что управление становится ещё более тягучим, так надо постоянно держать ухо востро, чтобы не пропустить очередную волну-убийцу или водяной смерч, грозящие если не потопить, то уж точно серьёзно повредить корабль. Про сражения во время шторма даже не заикаюсь: буйство эмоций гарантировано.

ВЕСЁЛЫЙ РОДЖЕР

К слову, о морских сражениях — на мой скромный взгляд, эта часть игры прекрасно сбалансирована и самодостаточна. Дуэли с вражескими линейными кораблями, сражения против полноценных флотилий и бомбардировочные состязания против укреплённых фортов требуют от игрока усидчивости, внимания и даже следования какой-никакой тактике. А то, не ровён час, отправитесь кормить крабов.

Постепенная прокачка возможностей и арсенала корабля — помимо естественного роста навыков боя как таковых — позволяет бросать вызов всё более и более могущественным соперникам, и некогда внушающие ужас враги уже сами не рады видеть ваш развивающийся флаг на горизонте. В качестве иллюстрации позволю себе описать несколько ситуаций из игрового процесса.

Да я вашу трубу шатал..!

Несмотря на название, играем мы за пирата. А чего хотят пираты? Правильно: грабануть кого-нибудь! Игра же следит за нашим бесчинствами и по достижении определённых пороговых значений высылает по нашу душу охотников за головами: с каждым разом всё более и более сильных.

Затопив несколько торговых судёнушек и спровоцировав появление охотника за головами, протагонист под моим управлением, не будь дурак, ломанулся объяснять новоприбывшему, кто в доме хозяин. И получил таких люлей, что в ближайшие несколько часов приходилось очень — очень! — тщательно следить за показателями собственной дурной славы и драпать изо всех сил, маневрируя между островами и течениями, умоляя Дейви Джонса подсобить хоть чем-нибудь.

Это моё, каналья!

Флот Кенуэя — одна из игровых механик Black Flag. Взяв вражеское судно на абордаж, мы можем:

  • разграбить его, залатав дыры на собственной ласточке (ой, «Галке», конечно же);
  • проявить милость и отпустить, снизив уровень дурной славы;
  • отправить служить верой и правдой в собственный флот.

И хотя связанная с флотом Кенуэя мини–игра, скажем мягко, весьма неоднозначна, азарт охоты за всё более и более привлекательными кораблями захватывает не на шутку. А с ростом собственных навыков и способностей, растут и аппетиты.

Иногда приходится прибегать к хитрым манёврам. Например, натолкнувшись на дуэль английского и испанского фрегатов, тихой сапой следовать параллельным курсом, пока оба противника не ослабнут — а потом с разбегу ворваться, потопив одного и взяв на абордаж второго. Конечно, не всегда план срабатывает гладко. Однажды, уже практически разобравшись с надменным испанцем, пришлось резко перепрофилироваться в его же защитника, когда в наше противостояние с двух ног ворвалась английская эскадра. И вот так, лавируя между ядрами с обеих сторон, выщелкивать гостей с Туманного Альбиона и надеяться, что испанец переживёт этот безумный танец. Не пережил… Впрочем, и англичане — тоже. И с одной стороны, подрался на славу, но чувство досады от упущенной возможности оказалось намного сильнее.

Когда твой друг — Посейдон

Штурм форта, как правило, сопряжён не только с необходимостью противостоять оружейным батареям на земле, но с параллельной битвой против флота прикрытия, что несколько осложняет задачу. А что, если в процесс вмешается непогода?

Как-то раз во время попытки разбомбить очередные крепостные укрепления, разразилась буря. И если на первых порах я, словно заправский моряк, поминал её недобрым и зачастую непечатным словом за доставляемые неудобства, то после того, как на моих глазах водяной смерч развалил на куски сидевший на хвосте фрегат, стало понятно — удача сегодня на стороне тех, над чьих мачтах развевается Весёлый Роджер. Когда же вокруг (ну, относительно вокруг, конечно) затанцевало сразу три смерча, захотелось по-злодейски захохотать от преисполнявшего чувства собственного всемогущества.

Последнее испытание

Как и положено любому приключению, игрок со временем становится воплощением ужаса на земле (и воде), так что обычные противники не представляют особенной угрозы. Для этих случаев в Black Flag есть особые легендарные корабли — настоящие плавучие крепости, — до верху забитые несущими смерть пушками. И вот, набравшись храбрости, решил попробовать схлестнуться в бою с одним из них — и был позорно унижен. Потом снова. И снова. И снова…

Признав, что пока что навыки морских баталий явно не дотягивают до подобных противостояний, решил в дальнейшем избегать столкновения с ними. И как-то раз, случайно спровоцировав появления одно из боссов, просто попытался уплыть куда подальше. Ага, хрен тебе — сказала игра, — и стала респавнить его неподалёку всякий раз, когда я отрывался от преследования. Ну ладно, помирать — так с музыкой!

Последовавшее сражение стало в итоге лучшей из всех попыток. Аккуратно маневрируя вокруг морского исполина, удалось не только избежать большей части вражеских залпов, но и вполне успешно стрелять в ответ. Более того, босс уже был на последнем издыхании, а я уже мысленно готовился открывать бутылку с ромом, празднуя историческую победу, как вдруг… Босс исчез — игра его тупо задеспавнила, потому что:

Вы вышли за пределы области сражения

Сказалось то, как я довольно долго драпал от битвы, так что да, сам дурак… Но это было [censored] как обидно!

Читайте мануалы внимательно

Примерно полгода спустя захотелось вернуться в мир Black Flag и таки добить этих засранцев, чтобы окончательно закрыть гештальт. В тот день узнал две вещи:

  • одноимённая папочка, автоматически создаваемая игрой в документах и потом бережно сохранённая мной при переустановке системы, не содержит ничего полезного;
  • облачные сохранения не предусмотрены.

Оказавшись один на один с перспективой начала новой игры (а на предыдущий забег ушло примерно 60 часов), пришлось смириться с тем, что эта вершина так и останется непокорённой. По крайне мере, пока.

ДА ЧТО ТЫ ВСЁ О МОРЕ, ДА О МОРЕ

Не буду кривить душой и петь игре дифирамбы, но её сухопутная часть каких-то неизгладимых впечатлений не оставила. Было ли весело нашинковывать противников сталью и свинцом? О, да! Брать на абордаж корабли и штурмовать крепости? Несомненно! Незримой тенью проноситься по городам, оставляя за собой кровь и смерть? Ещё как!

В красивых декорациях. С какой-никакой тактикой, если стремился остаться незамеченным. И даже неплохой хореографией боя. Но по сути ничего сверхъестественного в этом процессе не было: я просто бегал, прыгал, прятался и убивал болванчиков. Но было весело — и это хорошо.

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ

Сюжет. И пусть играем мы не за рыцаря в сверкающих доспехах, несущего добро и причиняющего радость, да и в союзниках не самые белые и пушистые персонажи, — я к ним прикипел душой. Пару раз игра умудрялась оставлять за собой чувство печали, а один раз практически довела до слёз. Нечасто сидишь и отчаянно причитаешь: «Нет. Пожалуйста, нет. Сейчас что-нибудь обязательно придумаем…». За подобные эмоциональные моменты игре можно простить многое. Очень многое.

А прощать есть что.

ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Миссии со слежкой. И дело даже не столько в количестве подобных активностей (а их немало!), сколько в том, что лично мне сложно одновременно следить за развитием сюжета в виде болтовни объектов слежки и планировать действия для того, чтобы остаться незамеченным, своевременно устраняя препятствия, прячась в подвернувшихся местах и скача, аки горный козёл, по крышам.

Флот Кенуэя. Интересная механика по рекрутированию вражеских кораблей в свой собственный флот нужна исключительно для их последующего использования в… Примитивнейшей мини–игре, прикрученной как способ сбора всякого барахла себе в коллекцию. Ещё и с привязкой к реальному времени.

Реальный мир. Вот честно: на кой чёрт он вообще нужен в Black Flag? Каждый раз, когда игрока выдёргивает в условно современный временной отрезок, это воспринимается как занудная и тягомотная обязаловка, не идущая вообще ни в какое сравнение с основной игрой. Кто-то скажет: «Раскрытие лора…». В жопу.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему для меня Assassin's Creed IV. Black Flag — любимая игра Ubisoft? Думаю, что самые внимательные уже догадались: потому что она единственная. Нет, не единственная и неповторимая. Просто единственная, в которую я играл, хоть в библиотеке и лежат ещё несколько экземпляров (в т.ч. из серии про ассасинов). Как-то всё было недосуг.

ПОСТСКРИПТУМ

Искренне надеюсь, что мы увидим когда-нибудь ремастер Black Flag.
Если спасём Ubisoft, конечно.

32
1
1
52 комментария