Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Немного порассуждаем на тему "А что, если..." в контексте событий Persona 5.

Серия SMT и ее ответвление в лице спин-оффа Persona (хотя на данный момент скорее вторая является главенствующей) довольно часто используют в своей повествовательной начинке религиозную тематику. Под нож идет абсолютно все «мистическое»: от христианства и буддизма, до различных языческих и гностических религий и сект. Применяются все эти элементы довольно успешно: например, в виде противников на поле боя, а после и союзных персон или дружественных демонов. Религией пронизан практически каждый аспект этих проектов, в том числе и «смысловой».

Противники в Perosna 5 могут принимать самые разные формы...
Противники в Perosna 5 могут принимать самые разные формы...

В серии SMT распространен такой метод разнообразия игрового процесса как «выбор идеологии». Название достаточно грубое, понимаю, но в общих чертах все звучит именно так. Под идеологией тут подразумевается последовательность моральных выборов, которые приведут тебя как игрока либо к «Хаосу», либо к «Нейтралитету», либо к «Порядку». Все эти термины характеризуют соответствующие мировоззрения и за каждым из них скрывается какое-либо Божество.

Примерная схема
Примерная схема

Серия Persona также не отстает от своего старшего брата и тоже предпринимает попытки «жонглирования тематикой», только тут нет разветвленности и какого-то выбора. Да, начиная с третьей части у игрока появилась возможность выбора между несколькими концовками, но давайте будем честными: всё, что отличается от каноничной концовки выглядит блекло и не логично. Я имею ввиду, люди до сих пор спорят и приводят аргументы в пользу той или иной идеологии в SMT, в то время как вариативность Persona заставляет сказать тебя: «Ну, есть и есть, ничего необычного».

В основе своей, серия Persona отводила Божествам роль отрицательных персонажей и виновников всех случившихся бед. В первых двух частях хозяйничал Ньярлахотеп, в остальных эти роль отводилась уже другим Божествам. Что меня больше всего раздражало в таком подходе – так это обесценивание. Понимаете, есть доля разочарования в том, что весь груз проблем сваливают на какое-то абстрактное «нечто» с невероятными способностями и собственной волей. Самый яркий пример – Persona 5. Ты всю игру идешь по следам таинственного виновника всех трагедий, с каждой целью ступаешь на все больший и больший социальный уровень, а в конце получаешь… ничего. Ну, почти.

Главный антагонист, Масаеши Шидо, оказывается всего лишь очередной ступенькой к главному кукловоду всех случившихся событий. А когда ты доходишь и до него, то просто впадаешь в ступор: тебя на полном серьезе пытаются убедить в том, что этот аморфный «кубок» не только является ложным Божеством – Ялдабаофом, но и чуть ли не в одиночку затеял уничтожение всего человечества и прочие привычные жанру вещи.

Святой Грааль
Святой Грааль

В этом тексте я попытаюсь дать немного иной взгляд на события Persona 5 Royal и поразмыслю над тем, как можно было бы более лаконично закончить эту длинную историю.

Persona 5 Royal берет за свою основу понятие Метаверса, в котором присутствуют сокровища, Тени, Дворцы и их правители. Дворцы – это проекции восприятия человеком окружающего мира под влиянием его искаженных желаний. Внутри них правитель является царем и Богом, что, по сути, и не удивительно, ведь это мир, созданный целиком и полностью его сознанием. У каждого владельца Дворца есть сокровище – вещь, которую тот любит всем сердцем и которая, по сути, и является причиной искажения его восприятия. Также во Дворцах присутствуют Тени – существа, являющиеся отголосками личностей других людей, которые те, в свою очередь, прячут в глубинах своего сознания из-за их «нелицеприятности».

Дворец Камошиды
Дворец Камошиды

Одно из главных правил Дворца – его владелец не может надолго там оставаться, иначе он замкнется на самом себе и все пространство схлопнется. Вторгаться в эти пространства могут лишь владельцы персон, т.е. люди, принявшие собственное «Я» и свободные от внешнего порицания. Ну, это если говорить в терминологии Юнга, на практике же персона-юзеры имеют абстрактное существо за спиной, которое олицетворяет их «дух бунтарства». С символизмом в серии все всегда было хорошо.

В Persona 5 главенствующей является тема проблем общества, бунтарства и «социальной революции» (не даром основной цвет игры – красный). Исходя из этого был сформирован образ новой группы школьников, которые будут спасать мир и творить такие привычные в серии вещи. У них даже есть собственное название – «Фантомные воры», которые «крадут сердца гнилых взрослых» и заставляют их публично признаться в совершенных преступлениях. Примечательно, что пятая часть особенно акцентирует внимание игрока на эгоизме и обособленности каждого из участника команды. Социальные связи тут называются конфидантами, т.е. приближенными, сподвижниками. Между ними и главным героем, перед началом общения, заключается сделка («It’s a deal»), которая носит именно что взаимовыгодный характер.

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

После формирования отряда, «Фантомным ворам» предстоит изучить и покорить восемь Дворцов из оригинальной игры и один из Royal-контента. Смотря на это из начала прохождения, мне все происходящее казалось вполне логичным: начале берется из личного конфликта, затем все развивается на городском, региональном, а затем и глобальном уровнях.

Камошида редкостный ублюдок, который довел до попытки наложения на себя рук одну несчастную школьницу, а в придачу к этому держал в страхе всю школу. На его личности были завязаны проблемы Рюджи, Анн и самого главного героя. Тут все предельно понятно: личный конфликт, перерастающий в довольно рациональное и вполне понятное желание отомстить. Результатом победы становится головокружение от успеха и создание полноценной организации, которая ставит себе целью «реформирования общества». Именно тут впервые проявляется маниакальное желание воров менять общество и конкретных людей по своему усмотрению. Аргументируют они свою правоту довольно стандартным образом: гнилые взрослые отравляют нам жизнь, поэтому мы имеем полное право использовать все доступные методы.

Камошида
Камошида

Мадараме и Канеширо лишь увеличивают масштаб действий и дают «Фантомным ворам» почувствовать свою силу. Коррумпированный художник, конечно, и является человеком не самым приятным, но абсолютным злом назвать его трудно. С Канеширо все несколько полегче: он член мафии, который распоряжается судьбами людей на свое усмотрение. Он является, наверно, первым настоящим преступником на пути «Фантомных воров». При этом оба владельца Дворцов завязаны на личностях подростков, которые в будущем станут членами отряда – это Юске и Макото.

Мадараме и Канеширо

Дворец Футабы расположен примерно на половине прохождения и является своеобразным деконструктом созданной концепции. Дело в том, что до этого «Фантомные воры» крали сердца ублюдков и злодеев, а тут выясняется, что и у неплохого человека могут быть подобные искаженные желания. Причем владелец Дворца сам просит команду украсть свое сердце, ведь в одиночку ей с этим не справится. Именно на этой точке повествования у воров появляются смутные сомнения на счет праведности своих поступков. До этого они имели дела с однозначным и понятным злом, в битве с которым не нужно было думать о мотивах и морали. Камошида – ублюдок, Мадараме – вор, Канеширо – преступник. В этом списке все просто и понятно, но Футаба представляет из себя случай уникальный.

Футаба
Футаба

Дворец Окумуры довольно стандартный в плане морали: есть эксплуататор с непомерными амбициями, есть подневольные рабочие с рабскими условиями труда – все очевидно и однозначно. Ну, может роль Хару как дочери владельца Дворца задает немного личного восприятия этой арке. Интересное начинается уже после, когда Окумура умирает на глазах миллионов человек. До этого момента от рук «Фантомных воров» никто не погибал: изменение сердца – это, конечно, процесс сложный и опасный, но на здоровье практически не влияющий. А тут от их действий, якобы, умер человек.

Это событие заставляет воров начать задавать себе логичные вопросы. Правы ли мы? Достаточно ли мы зрелы для того, чтобы управлять судьбой человека? Справедливы ли мы? До этого момента понятие эфемерной «справедливости» хоть и фигурировало, но ему отводилась куда меньшая роль. Теперь же вопрос морали и «справедливости» начал стоять во главе угла.

Окумура
Окумура

К этому добавляется и роль такого персонажа как Акечи. У него тоже есть свое понимание «справедливости», которое, в свою очередь, радикально отличается от позиции «Фантомных воров». Ну, это если говорить о его внешнем образе, т.к. на самом деле Акечи – это психопат с маниакальным желанием лидерства. Но в нашем случае важна именно его публичная позиция в вакууме.

Так вот, Акечи напирает на то, что «Фантомные воры» может и являются хорошими людьми с чистым сердцем, но методы используют непозволительные. Почему? Все дело в их иррациональности. Если так задуматься, то в руках этой небольшой группы находится практически любая человеческая жизнь на планете. При соблюдении определенных условий, они могут либо кардинально изменить человека, либо даже его убить. Это настолько большая сила, что за ней следует неподъемная ответственность. И эта ответственность свалилась на их плечи довольно неожиданно.

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Также огонь сомнения разжигает персонаж из Royal контента – Касуми, которая хоть и симпатизирует «Фантомным ворам», но точно не является их поклонницей. Она, как и Акечи, сомневается в правильности и безопасности используемых ими методов. Позицию Акечи и Касуми я охарактеризовал бы как «Цель не оправдывает средства». Из этого следует, что даже такая благородная цель, как «исправление сердец негодяев всего мира» не стоит того, чтобы в мире существовала власть, подобная Метаверсу.

Дворец Сае еще раз напоминает ворам, что «прогнившим человеком» может оказаться кто угодно, даже достаточно высокопоставленный член прокуратуры. Вдобавок к этому, Сае один из самых личных владельцев Дворцов, т.к. она является родной сестрой Макоты. Этот факт добавляет еще одну щепотку сомнения в их головы: неужели нам придется красть сердца даже собственных близких? Хотя на момент исследования Дворца у воров просто нет времени на подобного рода мысли, каждый из факторов понемногу оседает в их сознании и вызывает сомнения по поводу их способностей.

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Ну, а Дворец Шидо кульминизирует всю историю, а заодно и все конфликты, возникшие в процессе повествования. Перед битвой с главным «человечным» антагонистом игры, «Фантомным ворам» приходиться сразиться с Акечи и его извращенной натурой. Можно называть Акечи психопатом и больным человеком, но факт остается фактом: у него есть позиция. Скрываясь под маской «наивной справедливости», когда тот осуждал любое неизвестное вмешательство в ткань общества, Акечи одновременно с этим был искренне убежден, что его справедливость заключалась в «праве сильного». Он был, вероятно, самым могущественным персона-юзером на тот момент времени, поэтому абсолютно рационально считал себя «хозяином судеб» людей.

Акечи был повержен, но вопрос все также витал в воздухе: даже такие отморозки, которые буквально не имеют и грамма морали, могут иметь столь могущественные способности? Если существование Метаверса предполагает хотя бы малейший шанс появления таких личностей, то его существование абсолютно не приемлемо. «Цель никогда не оправдывает средства».

Акечи
Акечи

Шидо венчает собой все повествование Persona 5. Именно на нем сходятся все ниточки и решают все конфликты, возникшие в течении прохождения. Он воплощает собой идеального классического антагониста с непомерным желанием «творить зло» и не считаться с жертвами, хотя это в игре и оправдывается тем, что он политик. Иронично. Я согласен с тем, что Шидо карикатурен и его мотивацию можно было бы прописать лучше, но я также убежден и в правильности выбора «человечного» виновника всех трагедий. Шидо конкретный, существующий человек, которого можно наказать и даже в какой-то степени понять. Он делал то, что делал именно по причине убежденности в своей правоте. Да о чем мы говорим: его Дворец – это буквально корабль, олицетворяющий Японию, который под его чутким руководством плывет к светлому будущему.

Но все оказывается не настолько гладко, как может показаться на первый взгляд. Да, Шидо побежден и публично осмеян, но даже после этого обществе не собирается отказываться от его образа. Сообщники Шидо собираются толкать его персону через СМИ и цензуру до самого конца, т.к. в случае неудачи их ждет гибель, а общество этому верит, ведь эта выдумка кажется такой манящей и сладкой. Да – общество променяла комфорт на истину. Потому, что так удобнее, потому, что тебе не нужно думать, если за тебя уже все решили.

Шидо
Шидо

Но во все происходящее Atlus решают добавить происки злого Бога, который манипулирует общественным сознанием и пытается создать выгодные для себя условия. В самой игре не до конца уточняется что было первично: искреннее желание общество быть обманутым или же манипуляции Ялдабаофа, но, в конечном итоге, все замыкается на этом ложном Божестве. И это отвратительно. Нет, я, конечно, до этого слышал, что в серии SMT и ее спин-оффах любят использовать тематику Богов и конфликтов с ними, но чтобы настолько обесценивать все происходящие до этого события в игре? Это же буквально пощечина игроку: ты старался найти главного виновника всех трагедий? Ну, так иди к черту, у нас есть для тебя антагонист посолиднее!

На мой взгляд куда лучше концовка оригинальной пятой Persona выглядела бы без Ялдабаофа: Шидо был бы источником всех событий игры, а «Фантомные воры» с каждой целью убеждались бы в ошибочности собственных убеждений и методов. В конце игры они поняли бы иррациональность своих способностей и благополучно бы от них отказались. Да, это была бы нестандартная «плохая» концовка, когда протагонист в конце своего пути получает желаемое, но, в конечном итоге, проигрывает.

Ялдабаоф
Ялдабаоф

«Фантомные воры» убедились бы, что общество готово слепо верить в образы и стереотипы, поэтому им ничего бы не оставалось, как отказаться от своих способностей и уйти на покой. Пассионарность общества победила, и группа молодых революционеров ничего не смогла ей противопоставить. Иронично, что в реальной жизни это один из самых частых вариантов развития событий. Я думаю, что логический вывод «Фантомных воров» в конце своего пути звучал бы следующим образом: «Цель власти – власть. Не нужно давать много власти в одни руки».

Но это было не последнее слово Atlus, т.к. они выпустили Royal версию своей игры и попытались обойтись в ней со своими антагонистами более аккуратно. И да, я сразу признаю: Маруки – это отличный «злодей», со своей мотивацией и «человечностью». Мне безумно нравится то, что, не смотря на нюанс с буквальным поглощение персоны собственного владельца, Маруки все также остается простым человеком, который благодаря своим способностям и невероятной силе собственного желания смог практически воплотить свою мечту в реальность.

Доктор Маруки
Доктор Маруки

И да, опять же: Маруки тоже по-своему справедлив. Он на собственной шкуре ощутил всю жестокость и боль реального мира, поэтому его стремление избавится от этого вполне понятно. И «Фантомные воры» тоже понимают, что в его словах и действиях есть какая-то истина. Вариант избавления мира от человеческих страданий тоже в какой-то степени является вариацией понятия «справедливость», которую Маруки искренне отстаивает. Его пример доказывает, что даже хороший человек с благими целями может нанести миру непоправимый урон. Даже сами разработчики Persona 5 Royal указывают на то, что правильной концовки не существует: есть лишь два разных варианта решения конфликта, а какой из них верный – это решать игроку.

Концовка Royal версии Persona 5 в идеологическом плане нравится мне намного больше оригинала, ведь тут есть более человечный антагонист и самостоятельность выборов жизненного пути героев. Каждый из «Фантомных воров» решает выбрать собственный, индивидуальный путь развития, чтобы в его конце стать сильнее и самостоятельнее. Но, тем не менее, я бы многое в ней поменял.

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Во-первых, я бы сделал более смелые сценарные ходы и убил бы персонажей Морганы, Акечи и Маруки. «Фантомные воры» должны осознать ответственность за свои поступки и намерения. Маруки должен погибнуть потому, что он идеалист: он из тех людей, кто может умереть за свою идею. И было бы ужасным оскорблением для его личности оставлять его в живых. Он принял свое поражение, но, тем не менее, не был готов расставаться со своей мечтой.

Акечи погиб бы еще более поэтично, ведь он изначально знал о собственной нереальности, но его ненависть к манипуляции своей личностью толкала его покончить со всем этим, не смотря на последствия. Этот человек готов был умереть, лишь бы не быть чьей-то марионеткой.

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Моргана же выполнил возложенную на него роль и должен был бы символично уйти в иной мир одновременно с уверенностью «Фантомных воров» в праведности своих идей. Он был нереальным существом с нереальными способностями, поэтому места в привычном и пассивном реальном мире ему бы точно не нашлось. По-хорошему Моргана должен был уйти из жизни еще в конце оригинальной Persona 5. Его гибель, вместе со смертью Акечи, подтолкнула бы «Фантомных воров» к неприятию Метаверса и его методов решения проблем. В таком случае, на противостояние с Маруки они бы шли «через силу». У современных Atlus никогда не хватит смелости убить какого-то важного персонажа, ведь как после этого продавать с ним фигурки?

Имей смелость не винить в своих грехах Богов | Persona 5 Royal

Во-вторых, в концовке Royal-версии я сделал бы больший упор на разочаровании воров в своих идеях. В результате их желания «справедливости» в обществе появился очень опасный прецедент, который мог бы громко аукнуться в будущем. Метаверс – это практически безграничная сила с минимум ответственности. Такая огромная власть не должна существовать, тем более в руках маленькой группы людей. Поэтому самым логичным действием в этой ситуации, при условии наличия морального компаса, будет добровольный отказ от своих способностей.

В конечном итоге, каждый из членов группы «Фантомных воров» пошел бы искать собственное счастье на своем жизненном пути. Анн стала бы невероятно популярной моделью, Рюджи стал бы хорошим спортивным тренером, Юске определенно добился бы успехов в живописи, Макото совершенно точно выучилась на адвоката и защищала бы в суде права обычных людей, Футаба вкатилась бы в IT и на регулярной основе роняла бы сервера какого-нибудь Amazon, Хару же прогорела бы на сети «уютных кофеен у дома» и до конца жизни жила бы с дивидендов от компании ее отца. А главный герой, скорее всего, вернулся бы домой и попытался бы найти себя в жизни. Кто знает, может из него получился бы на редкость хороший бариста, который варит изумительный кофе и подает к нему вкуснейшее кари?

«Да, мы проиграли. Наше поражение абсолютно и невыносимо. Но если оно позволит уберечь от беды огромное количество людей, то, наверно, оно стоит того!».

Спасибо за прочтение небольшой выдумки на тему «А что, если…». Надеюсь, вам было приятно читать весь этот поток мыслей.

Статья написана для конкурса «Идеальный финал».

6969
47 комментариев

Впервые авторизовался, только чтобы написать что автор не совсем понял в чем суть. Никаких обесценивания и пощечины игроку в Персоне нет. Осторожно, спойлеры.

"Бог" Ялдабаоф это не совсем некое изниоткуда появившееся могучее существо, задумавшее все беды людей. Совсем наоборот. Это тень общества. Общество породило его, и общество же пустило фантомных воров вглубь мементоса чтобы его побороть. Бог он только номинально.

За пределами пятой части. В третьей главный злодей это богиня Нюкта (Никс). Но в отличие от Ялдабаофа она не является порождением человеческого сознания, это сама смерть. А значит победить ее персоной, личностью, впринципе нельзя. Поэтому гг не может сражаться с ней и запечатывает ее. В Ансвере узнаем, что в 3 существует Эреб, аналог Ялдабаофа из 5 части. Страх смерти, порожденние общества, который и призвал Никс на землю. Гг же стал мессией и всего лишь уравновесил влияние этой тени на общество, чем и остановил Никс.

По сути "боги", как они бы себя не называли, это большие тени. Из богов серии только Никс "реальная", потому что это смерть и ее мыслями не победишь

7
Ответить

Я имел ввиду скорее личное восприятие. То, что "Боги" это больше тени я согласен, но это не мешает игре постоянно толдычить тебе, что ты идешь на бой с Божеством и тебе не победить. Я понимаю, что Ялдабаоф - это ложный Бог, но меня в свое время выбесило именно само отношение. Я, как человек не знакомый с серией, думал, что все замкнется на более "человечной" точке. Но замен этого мне в лицо пихают ебанину высотой с десятиэтажный дом.

Ответить

Соглашусь с автором, что всегда больше нравится более человечный противник с понятными мотивами.
Японцы умеют делать крутых антагонистов, с которыми каждая встреча, каждый диалог запоминается. Тот же Маруки был очень хорош, ты после каждого диалога (еще до третьего семестра) видишь как формируется его план.
Но эти же японцы почему-то очень любят под конец своих произведений поднимать ставки и выносить все на новый уровень - внеземная цивилизация, боги, а у них зачастую традиционный банальный мотив - власть, захват мира т.п.
В той же финалке 16 это было разочарование

4
Ответить

Да, все так. Маруки в рамках серии был настоящей революцией (оставим за скобками тот факт, что в современной культуре такой "деконструкт" уже давно стал клише)

Ответить

Ох, как же хорошо всё начиналось. Заметил, что автору в коммах уже навтыкали, я же подойду со своей стороны.

Серия SMT и ее ответвление в лице спин-оффа Persona (хотя на данный момент скорее вторая является главенствующей) довольно часто используют в своей повествовательной начинке религиозную тематику.

Если первое ещё спорно, это вопрос онтологический, а значит дискуссионный. То второе это полный бред. Религиозной начинки нет от слова совсем, если мы не касаемся символизма. Знаем мы уже одного, кто на "Персона 5 - критика христианства" историю серии сделал.

В первых двух частях хозяйничал Ньярлахотеп, в остальных эти роль отводилась уже другим Божествам. Что меня больше всего раздражало в таком подходе – так это обесценивание. Понимаете, есть доля разочарования в том, что весь груз проблем сваливают на какое-то абстрактное «нечто» с невероятными способностями и собственной волей.

Автор вроде упоминает Юнга, а значит с базой должен быть знаком, но что это? Если в СМТ ещё можно спорить, "чем" являются главные символы сторон, то тут и говорить нечем — это продукт самих людей. Странно, что автор это подмечает, но "Божества" у него почему-то автономные и "злые".

Позицию Акечи и Касуми я охарактеризовал бы как «Цель не оправдывает средства».

А здесь точно речь идёт про Акечи? Того, кто убивал, того, кто пожертвовал своими представлениями о справедливости(то есть в нём все же было что-то от его "фиктивной" персоны) ради мести? Деонтолог на кончиках пальцев.

Дворец – это буквально корабль, олицетворяющий Японию, который под его чутким руководством плывет к светлому будущему.

Корабль вроде назывался ковчегом, а на нём были только высшие слои общества — плевал он на Японию, в его дворце она уже давно разрушена, а он и "избранные" выжили.

Если существование Метаверса предполагает хотя бы малейший шанс появления таких личностей, то его существование абсолютно не приемлемо.

Странный момент, совершенно мимо кассы. Вопроса "быть он должен или нет" — не ставится, как и в любой другой части серии. Вопрос использовать или нет — это уже другое.

В самой игре не до конца уточняется что было первично: искреннее желание общество быть обманутым или же манипуляции Ялдабаофа.

Демиург — тень общества, т. е. он вторичен по отношению к нему. Он воплощает настроения общества, которые то желает(в виде святого грааля). Самым простым языком — никакого Демиург нет. Общества с самого начала было противником самого себя, даже если убрать всю эту мистическую лабуду.

В конце игры они поняли бы иррациональность своих способностей и благополучно бы от них отказались.

Не понимаю, откуда это взялось. Думаю, автор просто не понимает принцип работы бессознательного.

У современных Atlus никогда не хватит смелости убить какого-то важного персонажа, ведь как после этого продавать с ним фигурки?

Не знаю, как первое связано со вторым, но не говорите автору про дверь куна... Ну я просил же не говорить.

3
Ответить

В результате их желания «справедливости» в обществе появился очень опасный прецедент, который мог бы громко аукнуться в будущем. Метаверс – это практически безграничная сила с минимум ответственности. Такая огромная власть не должна существовать, тем более в руках маленькой группы людей. Поэтому самым логичным действием в этой ситуации, при условии наличия морального компаса, будет добровольный отказ от своих способностей.

Пропустил этот абцаз, но всё встало на свои места — автор действительно ничего не понял.

1
Ответить

Половина поста просто пересказ сюжета. Другая половина какие то бредни автора.
Маруки как злодей говно.
В Persona никогда в принципе интересных злодеев не было, только если в первых двух частях с PS1.

1
Ответить